Игра как средство воспитания экологической культуры

Игра как средство воспитания экологической культуры

63

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРЕПАНОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050704 (0313)

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

БЕССОНОВА ВЕРА ГРИГОРЬЕВНА

СТУДЕНТКА 501 ГРУППЫ

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РУКОВОДИТЕЛЬ: преподаватель

методики экологии Иванова Е.В.

Допустить к защите: Выпускная квалификационная работа

защищена

«___»____________ 200__г.

«___»__________________200__г.

Руководитель ВКР

Форма защиты __________________

Иванова Е.В. _____________

подпись _______________________________

Заместитель директора по УМР

Кучевская Т.Г. ____________ Оценка ________________________

подпись

г. Черепаново, 2008 г.

Введение …………………………………………………………………..….

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………..

I.2. Понятие об игре. ………………………………………………..…

I.3. Игра как средство формирования личности дошкольника …….

I.3.1. Классификация игр.

I.3.2. Сюжетно-ролевые игры.

I.3.3. Игры с правилами.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

II.1. Выявление уровня сформированности экологической культуры у

старших дошкольников.

II.2. Методика работы по воспитанию экологической культуры у старших

дошкольников

II.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Природа - источник|родник,исток| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|основание|, которое угрожает|грозить| уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей|эй| раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало|стать| модным. К сожалению, его стали|стать| употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [20, 6]

Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания - самая острая и самая больная проблема сегодня для страны.

Где же выход? Чтобы выжить,|взвешивать| человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.[15,19] А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

Началом|принцип| формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать|желать| и мочь. Экологическая|экологичный| культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая|экологичный| культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе|основание| экологической|экологичный| деятельности. Экологическую|экологичный| культуру составляют|складывать,сдавать| экологические|экологичный| знания, познавательные, морально-эстетичные|эстетический| чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически|экологично| целесообразное поведение в окружающей среде.

Контакт с естественной|природный| окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической|экологичный| культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу|черта| между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус|смак|) сравнительно с|в сравнении с| эмоционально-чувственным и практически-действенным.

А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Психологические особенности отношения дошкольников к|до| природе определяют педагогическую стратегию формирования основ|основание| их экологической|экологичный| культуры.[20,8]

Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через|из-за| сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое|экологичный| направление|устремление|, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание|воспроизводство,воспроизведение| экологической|экологичный| культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга|окружность| знаний и овладения практическими|практичный| умениями[14,42].

Учитывая всё выше сказанное, считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор

темы: «Игра как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами игры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. |подробно| Изучить психолого - педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.

2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:

воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлятся более успешно, если создать такие педагогические условия:

1. Давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

2.Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I.I. Необходимость воспитания экологической культуры.

Необходимость исследования обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сферы, передовой общественностью планеты Д.Л.Медоуз, Б.Небел, Р.Лоб, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.И.Данилов-Данильян, В.М.Котляков, О.К.Дрейер, В.А.Лось, А.Г.Бусыгин. Кризисное состояние биосферы -- это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения, представителей бизнеса и властных структур (С.В.Алексеев, А.И.Арнольдов, С.Н.Глазачев, В.И.Данилов-Данильян, Н.С.Дежникова, О.Н.Козлова, Б.Т.Лихачев, И.И.Мазур, С.М.Сухорукова). Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Количество населения Земли непрерывно и быстро увеличивается - это еще одна проблема, которая связано с экологией планеты - с социально-экологической емкостью среды (Н.Ф.Реймерс, О.К.Дрейер, В.А.Лось, Х.Д.Медоуз, Д.Л.Медоуз, Й.Рэнденс, В.Беренс). Дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой стали катастрофическими. Очевидно, что изменение сложившейся ситуации требует осознания проблем и обретения человечеством экологического мировоззрения, изменения практики жизнедеятельности.

Процесс осознания человечеством экологического кризиса может быть представлен документами и реальной политикой государств. Осознание экологических проблем в планетарном масштабе началось в 70-е годы прошлого столетия (Стокгольм, 1972 г.). Качественная оценка состояния окружающей среды и анализ результатов «экологического двадцатилетия» (1972-1992 г.г.), представленные на Конференции ООН (1992 год Рио-де-Жанейро), показали: решение проблем идет медленно. Участниками Конференции отмечено: проведенные государствами мероприятия носили локальный характер и не оказали существенного влияния на изменение экологической ситуации в мире. Подчеркнуты важные аспекты целостного развития человечества на планете: огромное количество бедных людей; ухудшение здоровья; рост отходов; эрозия и засоление почвы, падение продуктивности земли; быстрое исчезновение лесов планеты; загрязнение водных ресурсов, уменьшение пресной воды; широкое производство химических веществ. Форумом провозглашено: «человеческий фактор» на данном этапе планетарного развития приобретает решающее значение, необходимо просвещение всех категорий населения, подготовка кадров по различным аспектам окружающей среды. Участниками Форума принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. В широком смысле устойчивое развитие -- это новый тип жизнедеятельности человечества, предполагающий экологическую культуру.

В России важным шагом в осознании экологического кризиса стало принятие «Закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Впервые за весь период существования СССР-РФ специальный его раздел посвящается экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям (статьи 73-77). Устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает все звенья: дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное, повышение квалификации, а также средства массовой информации. В 1994 году Правительством РФ принимается постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения», в котором экологическое образование признается приоритетным, создается Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 года).

Всемирный Форум в Йоханнесбурге 2002 года (Рио+10) констатирует с тревогой: экологическое положение на планете не улучшается - программа, принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро и взявшая курс на устойчивое развитие, не выполнена. В Докладе Комиссии ООН по проблемам окружающей среды сделан прогноз: в ближайшие 30 лет под воздействием человеческой деятельности могут произойти необратимые изменения и утраты.

Реакцией государства становится «Экологическая доктрина Российской Федерации», в которой в разделе «Экологическое образование и просвещение» утверждается: «Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии». Доктрина предусматривает включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования в федеральные целевые и региональные программы развития территорий, в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса. Таким образом, документы демонстрируют развитие общественного сознания, понимание значимости экологической проблематики, стремление государственных структур и общественности изменить кризисное состояние планеты. Однако не улучшающаяся экологическая ситуация в мире и в нашей стране доказывает необходимость дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательных процессов во всех звеньях образовательного пространства, интенсивного воздействия на сознание, мышление, мировоззрение людей.

Актуальность исследования обусловлена также состоянием теории и практики непосредственно в образовательной отрасли. Зарубежные специалисты (Ch.Mares, U.Bronfenbrenner, F.Jancen, J.Howson, H.Russell, К.Поломис, Д.Фридман, М.О.Коннер, М.Хондзё, П.Б.Коркоран, Э.Сиверз и др.) и отечественные исследователи зарубежной педагогики (М.Г.Сорокова, Л.А.Парамонова, Е.Ю.Протасова, А.К.Шульженко) отмечают высокий уровень сознания педагогической общественности США, Англии, Германии, Японии в понимания экологических проблем и готовность к их разрешению, активную позицию в практическом поиске выхода из кризиса.

В 90-ые годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова, Г.А.Ягодин, С.Н.Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ: «Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха», в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными парциальные программы экологического воспитания: «Юный эколог», «Мы - земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа». Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М.Газина, Н.А.Гуняга, Е.В.Клюева, Н.В.Кривощекова, Н.Г.Лаврентьева, О.А.Овсянникова, Н.А.Рыжова, Т.Г.Табукашвили, Т.А.Федорова и др.). Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В.Потапова).

Методологической основой и теоретической базой исследования являются фундаментальные работы в области философии, естествознания, культурологии, педагогики и детской психологии. Анализ философских исследований демонстрирует возможность использования системно-структурного подхода в построении педагогических теорий (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.Н.-Садовский, Э.Г.Юдин и др.), вскрывает значимость биоцентрической основы взаимодействия человека и общества с природой (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, Э.В.Гирусов, Н.М.Мамедов и др.). Теоретической основой исследования является одно из фундаментальных направлений естествознания, в котором раскрыты онто- и филогенетические закономерности живой природы, показан процесс ее эволюции (В.И.Вернадский, Н.В.Темофеев-Ресовский, А.Н.Северцов, Н.Н.Воронцов, П.П.Гамбарян, И.И.Шмальгаузен, В.Н.Сукачев).

В работе представлены философско-культурологические, педагогические идеи аксиологического характера, рассматривающие воспитание, экологическое образование в системе культурных ценностей цивилизации (О.И.Волжина, С.Н.Глазачев, С.В.Дармодехин, Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев, А.Ф.Лосев, Р.М.Рогова, А.Д.Урсул, Г.Н.Филонов и др.). Теоретической основой работы стали также отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования, демонстрирующие значение систематизации в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми (М.Монтессори, Р.Штайнер, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, П.Г.Саморукова, В.И.Логинова, С.А.Козлова, Н.Ф.Виноградова), а также работы исторического плана, отражающие становление и развитие «природоориентированного воспитания» (К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, С.Я.Веретенникова).

Анализ фундаментальных психологических направлений - теорий деятельности (А.Н. Леонтьев), игры как ведущей деятельности дошкольного периода (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова), теории развития ведущих психических функций (Л.С.Выготский), продолженной в работах детских психологов (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова), вскрывших особенности становления разных форм мышления ребенка, теории развития личности дошкольника (Л.И.Божович, В.С.Мухина, В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев), теории общения и речевой деятельности, ее значении в социализации детей дошкольного возраста (М.И.Лисина, Ф.А.Сохин, Т.А.Репина) - позволил сделать психологическое обоснование системы экологического воспитания и возможности ее реализации в условиях сложившейся отечественной традиции общественного дошкольного воспитания детей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать