Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы
2
СОДЕРЖАНИЕ- 1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 3
- 2.2 Критерии отбора технологий обучения 5
- 2.1 Понятие игровых технологий 9
- 2.2. Разновидности и возможности использования учебных деловых игр 20
Урок - «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий -- современного образования -- противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук -- не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем -- «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. [16]
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения -- «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку (табл. 1).
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения. [4]
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
Цель работы: рассмотреть и изучить игровые методы в обучении в современной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе и критерии их отбора.
2. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
3. Показать основные разновидности деловых обучающих игр.
4. Изучение опыта работы по исследуемой теме.
Таблица 1.
Различия современного и традиционного уроков
При-знаки | Традиционный урок | Современный урок | |
Цель урока | Цель урока связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний | Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат) | |
Содер-жание урока | Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз | Выделение главного (генерализация материала) Многократная вариативная проработка главного | |
Сред-ства обуче-ния | Максимальное количество разнообразных средств на уроке | Учебный комплекс - минимум необходимого в сочетании | |
Мето-ды обуче-ния | Ориентация на сообщение готовых знаний Заучивание материала Ориентация на среднего ученика Слабая обратная связь Контроль только со стороны учителя | Организация познавательной деятельности учащихся Осмысление материала Дифференцированный подход Оперативная обратная связь Само- и взаимоконтроль | |
Формы органи-зации обуче-ния | Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом) Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учащихся Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу | «Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет) Взаимное проникновение этапов урока Групповая или коллективная работа учащихся Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки |
Объект исследования: процесс обучения в современной школе.
Предмет исследования: игровые методы обучения в школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.
ГЛАВА 1 РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школеЛюбая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -- на науке. С искусства все начинается, технологией -- заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В. Беспалько
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Наряду с отдельными нетрадиционными уроками в школьной практике иногда используют новые технологии обуче-ния, которыми пытаются заменить традиционное объяс-нительно-иллюстративное обучение.
Любые образовательные концепции и системы требу-ют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в бо-лее или менее жесткой алгоритмической последователь-ности с расчетом на получение гарантированного резуль-тата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко из-вестные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
В каждой технологии обучения должны быть отраже-ны следующие важнейшие особенности:
- наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
- наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
- наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
- гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.
Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии. [10]
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосред-ственно относятся к учебно-воспитательному процессу в школе (к уроку), обусловлена рядом проблем и противо-речий практики:
- недостаточной «знаниевой» подготовкой многих вы-пускников школ. Об этом свидетельствуют контрольные ра-боты, вступительные экзамены и др.;
- неудовлетворительной социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стра-не такова, что она требует для успешной жизнедеятельнос-ти человека многих новых компетенций и способностей (де-лать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
- недейственной мотивациошюй основой учебно-позна-вательной деятельности школьников. Ведущим мотивом уче-ния для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
- психологическим дискомфортом, прессингом, кото-рый испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др.
Для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционно-го обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям (табл. 2). [16]
Таблица 2.
Сравнение технологий обучения с традиционной практикой
Позиция для сравнения | Традиционная практика обучения | Технология обучения | |
Обязательно ли предварительное проектирование? | Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз | Да. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока | |
На каких основаниях строится? | На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах | На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий) | |
Возможности передачи и заимствования другими педагогами | Ограничены | Больше, поскольку наука универсальна и объективна | |
Способ целеполагания | Через деятельность учителя или изучаемое содержание | Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока | |
Контроль | Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый | «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам | |
Гарантирует ли результат? | Далеко не всегда | Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий |
Критерий | Технология | |
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы | Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте | |
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности | Обучение как исследование, проектное обучение | |
Обеспечение умений работать с информацией | Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии | |
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей | Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских | |
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей | Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности | |
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность | Все личностно ориентированные технологии |
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет.
Ф. Шиллер
Игру как метод обучения, передачи опыта старших по-колений младшим люди использовали с древности. Широ-кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика-цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освое-ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар-ница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» вклю-чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Страницы: 1, 2