Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
тобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР - детский сад № 221”МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами».Финансирование МДОУ «ЦРР - детский сад №221» осуществляется из районного бюджета согласно действующим нормативным актам, имеет собственные средства, а также бюджетные и дополнительно выделяемые.Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.В МДОУ «ЦРР - детский сад №221» действуют 12 групп, из них 3 группы - для детей с нарушениями речи, 2 группы - для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 1 группа - для детей с задержкой темпа нервно-психического развития, 1 группа - для детей с нарушениями иммунной системы.На территории детского сада находятся:- спортивный зал, оснащенный «шведской стенкой», гимнастическими кольцами, массажерами для стоп, мячами различной величины, скакалками, обручами и прочим спортивным инвентарем;- музыкальный зал, в котором стоит пианино, рядом - костюмерная с различными костюмами сказочных героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона и ткани;- сенсорная комната, где дети занимаются релаксацией, аутотренингами;- кабинет психолога, где дети занимаются играми с воспитателем - психологом, проходят различные формы тестирования;- кабинет логопеда;- кабинет изобразительного искусства;- физиотерапевтический кабинет, оснащенный массажным столом, ультрафиолетовой лампой;- 2-е столовые, в которых питаются дети среднего и старшего возраста;- спортивная площадка, на территории которой находится футбольное, волейбольное поля, беговая дорожка здоровья, турники, песочная яма для прыжков и другое спортивное оборудование.Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 3 логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог, педагог дополнительного образования.
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ “ЦРР - детский сад № 221” 1- ой мл.гр.Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР - детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, с детьми работают воспитатели Беласова Н.И. и Зеленина Ю.В.В 1-ой мл.гр. 28 детей, набор в группе начался 01.08.08г. Для проведения исследования выбрана подгруппа детей:Белая Дарья, 2 года 5 месяцевКозенов Даниил, 2 годаМусина Елизавета, 2 года 6 месяцевКремезьон Жанна, 2 года 3 месяцаТарасова Софья, 2 года Ходоковский Тихон, 2 года 5 месяцевАрдимеев Вадим, 2 года 2 месяцевМакурин Олег, 2 года 6 месяцевВ ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, мед.сестрой.Характеристика поведение детей:Даша Б. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.Даниил К. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.Лиза М. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.Жанна К. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна.Соня Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.Тихон Х. Эмоциональное состояние стабильное, не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.Вадим А. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми - ответная реакция, с детьми - проявляет инициативу.Олег М. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.В целом адаптация детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации: - к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека; - ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека; - к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.Данные результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР - детский сад № 221” в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (Приложение В)
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждениюЦель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР - детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение А), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей - дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей 1 мл.гр. МДОУ “ЦРР - детский сад № 221” ( Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:Рекомендации для воспитателей:- любите детей и относитесь к ним как к своим;- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.Рекомендации для родителей:- любите своего ребенка таким, какой он есть;- радуйтесь своему ребенку;-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;- слушайте ребенка, не перебивая;- установите четкие и определенные требования к ребенку;- не устраивайте для ребенка множество правил;- будьте терпеливы;- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;- чаще хвалите ребенка;- поощряйте игры с другими детьми;- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;- посещайте групповые собрания.Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
ЗаключениеСемья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.
Список использованных источников1
Аванесова
В.Н
. Обучение самых м
аленьких в детском саду.
-
М: Просвещение,
2005
. - 176с. ил.
2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.3 Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.10 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.11 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.13 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.14 Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.
Приложение ААнкета для родителей1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.Поведение1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).3 Характер сна (спокойный; неспокойный).4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)5 Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).ЛичностьПроявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________6 Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________
Приложение БКарта нервно - психического развития ребенка второго года жизниДата рождения ______________________________________Дата поступления____________________________________Анализ______________________________________________
|
| Уровень развития | |
| Речь | Деятельность | Навыки взаимоотношений | |
| Пассивная | Активная | Бездеятельность | Наблюдение, подражание | Предметная деятельность | Со взрослыми | Со сверстниками | |
| | | | | | Отсутствуют | Ответное | Инициативное | Отсутствуют | Ответное | Инициативное | |
1 год 3 мес. | | | | | | | | | | | | |
1 год 6 мес. | | | | | | | | | | | | |
1 год 9 мес. | | | | | | | | | | | | |
2 года | | | | | | | | | | | | |
|
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизниДата рождения ______________________________________Дата поступления____________________________________Анализ_____________________________________________
|
| Уровень нервно-психического развития | |
| Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструи- рование | Изобретатель-ная деятельность | Движение | Навыки | |
2,5 года | | | | | | | | |
3 года | | | | | | | | |
|
Приложение ВРезультаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР - детский сад № 221”1-ой мл.гр.
|
I. тяжелая адаптацияII. средняя адаптация III. легкая адаптация | |
|
|
Имя, Фамилия | Дата рождения | Дата поступления в ДОУ | Группа адаптации | |
Белая Дарья | 20.03.06 | 12.08.09 | III | |
Козенов Даниил | 03.08.06 | 07.08.09 | II | |
Мусина Елизавета | 01.02.06 | 09.08.09 | III | |
Кремезьон Жанна | 06.05.06 | 15.08.09 | I | |
Тарасова Софья | 06.08.06 | 14.08.09 | I | |
Ходоковский Тихон | 25.03.06 | 09.08.09 | II | |
Ардимеев Вадим | 01.05.06 | 22.08.09 | III | |
Макурин Олег | 27.02.06 | 01.08.09 | II | |
|
Приложение ГПлан воспитательно-образовательной деятельности
|
Дни недели | Вид работы | Цель | |
ПОНЕДЕЛЬНИК | |
I половина дня (утро) | Д/и «Что изменилось?» | Развитие внимания, правильное произнесение название предметов. | |
Дневная прогулка | П/и «Кто попадёт?» | Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч. | |
II половина дня | Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!» | Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи | |
Вечер | Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” | Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка | |
ВТОРНИК | |
I половина дня (утро) | Д/и «Что ещё такой же формы?» | Учить детей находить предметы одинаковой формы. | |
Дневная прогулка | П/и «Мыльные пузыри!» | Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками. | |
II половина дня | Чтение стихотворения А.Барто «Мячик» | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане. | |
Вечер | Беседа с родителями “Ваш ребенок” | Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка | |
СРЕДА | |
I половина дня (утро) | 1.Повторение потешки «Как у нашего кота» 2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота» | Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение Развивать мелкую моторику рук. | |
Дневная прогулка | П/и «Подпрыгни до ладошки» | Развитие ловкости, быстроты реакции и движений | |
II половина дня | Настольный театр «Теремок» | Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение | |
Вечер | Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье | Облегчение адаптации Сони | |
ЧЕТВЕРГ | |
I половина дня (утро) | 1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик» | Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание | |
| 2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком» | Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика. | |
Дневная прогулка | П/и игра «Кто попадет в корзину?» | Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч. | |
II половина дня | Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко» | С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой - не плакать при расставании, чтобы её не огорчать. | |
Вечер | Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” | Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей | |
ПЯТНИЦА | |
I половина дня (утро) | 1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу белка» 2.Рисование «Орешки для белочки» | 1.Познакомить малышей с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы 2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам | |
Дневная прогулка | П/и «Кошечка крадётся» | Тренировка вестибулярного аппарата. | |
II половина дня | Потешка «Киска, киска брысь!» | Повторение ранее изученной потешки. | |
|
Приложение ДСоветы родителям в адаптационный период1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.8. Помнить, что период адаптации - сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Страницы: 1, 2, 3