Компетентностный подход в образовании
8
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра педагогики
контрольная работа
по дисциплине «основы общеЙ педагогики»
«КОМПетентностный подход в образовании»
Выполнил студент гр._ДЗПП -112с
Минниахметова К.А.
Проверил________
Екатеринбург 2008
Содержание
Введение
1. Основные понятия
2. Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях
3. Организация учебного процесса и методы обучения
4. Заключение
Литература
Введение
В связи с введением с 2008 года нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентностный подход, возникает проблема, а как же внедрять это новшество и что это такое? Для меня, преподавателя общеобразовательных дисциплин, данная проблема является актуальной, поэтому именно она легла в основу моей самостоятельной работы по курсу «Общей педагогики».
Данная контрольная работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае - начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. По моему мнению, данный разрыв и является основной проблемой (не считая демографической) в сфере начального и среднего профессионального образования.
Цель работы - рассмотрение основных принципов компетентностного подхода в обучении.
Задачи:
· определить основные понятия подхода, основанного на компетенциях
· выявить особенности компетентностого подхода, и его значимость для социализации личности выпускника профессионального лицея.
В результате важно сделать следующий вывод - компетентностный подход необходим и в преподавании общеобразовательных дисциплин в ходе профессионального образования.
Основные понятия.
Компетенция В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях «Разработка модульных программ основанных на компетенциях» методическое пособие. Москва 2005 с.6.Основные составляющие понятия компетенции.Знания - осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.Умение - предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.Отношение - под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере. Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях, а не на компетентности работника, понимаемой как адекватное поведение в организации. Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.Мобильные - социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:· грамота и счет;· использование теоретических знаний в практических целях;· умение учиться; · умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;· умение сотрудничать и работать в команде;· умение решать проблемы;· ответственность за собственное обучение;· коммуникативные умения;· ответственность за качество труда и обучения;· инициативность, творчество и т.д.Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном.Обучение, основанное на компетенциях - под обучением, основанном на компетенциях, понимается «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности Глоссарий ЮНЕСКО, 2004.» 2. Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенцияхОбучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного.Основные характеристики | Обучение, основанное на компетенциях | Традиционное обучение | |
Методы обучения | Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ учащимися; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области. | Лекции, демонстрации, объяснение.Преподаватель является транслятором знаний, излагающим информацию, предложенную учебникам; у преподавателя отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. | |
Оценка | «Умеет/еще не умеет делать что-то» - оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов. | Отметки, зачеты, «неуды», оценка посещаемости занятий. |