Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно-исследовательскую деятельность
p align="left">Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.

Содержание учебного занятия

«Просто знать - мало, знания нужно уметь использовать»

Гёте

Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования - формирование компетенций учащихся?

Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения для решения учебных проблемных ситуаций.

Как важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.

Этапы осуществления содержательной части учебного занятия

1. Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует мышление школьников. Но актуализация, начало мышления возможны, если актуализированы знания, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, т.к. при отсутствии необходимой подготовки они не могут приступить к решению. Например, если поставить перед учащимися 8-го класса вопрос, почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая проблема не вызовет потребность её решать, т.к. их знаний пока недостаточно.

Актуализация знаний (её формы - проверка д/з, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.

2. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.

Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к её решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чётко сформулирована проблема.

3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

А)Формулирование проблемы - это итог возникшей проблемной ситуации.

Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.

Б) Решение проблемы.

Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.

Формирование компетентностей - сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.

В) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному - эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.

4. Первичное закрепление учебного материала.

На первом уроке изучения нового материала предлагается учащимся, как правило, тест, с последующей проверкой. Затем переходят к 8 этапу - рефлексии.

Если урок второй в теме (комплексного применения знаний), то 4 -й этап проводится в виде организации работы по решению типовых заданий по алгоритму. Решение первого задания демонстрирует учитель, следующее решает у доски ученик с комментарием.

5. Самостоятельная работа.

Используя принцип полного усвоения знаний, систематически практикуются проверочные работы в особых тетрадях, где дети отрабатывают навыки применения умений решать учебные проблемы разного уровня по открытым текстам. Для этого учитель, заранее вычленив определённые элементы (шаги) в структуре действия, определяет наиболее целесообразную последовательность их изменения и намечает систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывается их выполнение. Задания предлагаются разноуровневые (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменённой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер.

Во время этого вида деятельности ребёнок может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.

Что это даёт ребёнку:

1. комфортность психофизического состояния;

2. умение найти информацию, которая поможет справиться с заданием учителя (задания даются непохожие, отличные от примеров учебника и примеров лекций);

3. видение учащегося своих пробелов или успехов в знаниях;

4. возможность хорошо подготовиться к контрольной и практической работам.

Что это даёт учителю:

1. видение успешности или не успешности ребёнка в изучении учебного материала;

2. осуществление своевременной коррекции поурочного планирования;

3. организацию обучения учащегося по индивидуальному плану.

6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. (Заключительный этап содержательной части учебного занятия)

Рефлексия.

Рефлексия учебного занятия, где формировались образовательные компетенции учащихся, необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщённым умениям они научились или учатся. Без этого учебное занятие оказывается вне сферы формирования компетентности.

Рефлексивно-диагностический этап в деятельности учителя.

После завершения учебного занятия необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придётся совершенствовать повторно. Эту работу проводит сам учитель.

?????Исследовательская деятельность - одна из эффективных форм процесса познания.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.

При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Иными словами:

- если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

- если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

- если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.

Это можно представить в виде схемы:

Сегодня

Завтра

Учитель Ученик

Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

I этап

Теоретико-экспериментальное исследование на уроке.

Вводится этот этап в восьмом классе, с первых уроков изучения химии.

Учащимся предлагаются исследовательские задания с доступным и реальным содержанием. Учитель знает направление поиска, предлагает пройти этот путь ученику, зная наверняка искомый результат.

Например, при изучении простых веществ - металлов, дети самостоятельно, через эксперимент обозначают физические свойства металлов:

- простая электрическая цепь (лампочка горит, не горит) - свойство электропроводности;

- магнит (притягивается, не притягивается) и т.д.

При изучении темы «Электролитическая диссоциация». Дистиллированная вода не проводит электрический ток, а обычная водопроводная проводит.

При изучении темы «Смеси и способы их разделения». Занятия проводятся в форме работы лабораторий: «Химчистка на дому», «Отдел криминалистики», «Аптека» и т.д.

Знания, приобретённые при этом достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Идёт формирование образовательных компетенций, которые явно имеют практико-ориентированное направление.

II этап

Частично-поисковое исследование

Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Данный вид исследований проводятся на уроках, начиная с 9 класса, на занятиях кружка.

Например, при изучении темы «Плотность веществ», дети самостоятельно составляют таблицу плотностей предложенных им веществ, не пользуясь физическими справочниками.

Изучение качественных реакций органических веществ. 10 класс.

Ситуация частично-поискового исследования используется при решении нестандартных задач повышенной трудности на факультативных занятиях.

III этап

Поисковая исследовательская деятельность

Это исследование с неопределённым содержанием. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учеником не знают, ни пути поиска (исследования), ни итога исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ученика.

Такой вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время, с одарёнными детьми, в частности при подготовке к олимпиадам по химии, на занятиях в предметном кружке.

IV этап

Научно-исследовательская деятельность

На этой ступени учащийся сам определяет степень готовности к этой ступени, самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. Этим видом деятельности занимаются учащиеся, которые входят в состав научного общества старшеклассников или ребята, тяготеющие к данному виду деятельности.

Примерные темы исследований:

- Проблемы клонирования;

-Реально ли бессмертие человека;

-Влияние катализаторов на химические реакции.

Использование компьютерных технологий

Проблемно-исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с использованием возможности компьютерных технологий.

Исходя из особенностей химии как науки, компьютер применяется в следующих случаях:

1. Моделирование химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории. (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира)

2. Контроль и обработка данных химического эксперимента. Программа Мicrosoft Excel позволяет достаточно быстро это сделать.

3. Программная поддержка курса.

· справочные пособия по конкретным темам;

· решения расчетных и экспериментальных задач;

· организация и проведение лабораторных работ;

· контроль и оценка знаний.

· Тренажёры по ЕГЭ

Учебно-методическое обеспечение

На сегодняшний день школа имеет полный учебно-методический комплекс по предмету. В кабинете химии имеется компьютерное оборудование, интерактивные таблицы, полный набор школьного химического инструментария, химических реактивов. Есть оборудование, которое позволяет вести научно-исследовательскую деятельность. Имеется оборудование для проведения лабораторно- компьютерных исследований, имеется достаточно большой материал на электронных и бумажных носителях, что позволяет давать детям знания на современном уровне.

Результаты работы учителя:

· Стабильное качество знаний учащихся по химии (за пять лет средний показатель 47%).

· Успешное участие учащихся в централизованном тестировании и ЕГЭ по химии (от 27% до 50% качество знаний).

· Успешное поступление выпускников школы по химическому профилю.

· Успешное участие учащихся в районных и областных олимпиадах:

Призёры районных олимпиад

Год

Предмет

Класс

Занятое место

2004-2005

Химия

10 класс

2 место

2005-2006

Химия

11 класс

3 место

Экология

11 класс

3 место

2006-2007

Химия

9 класс

1, 2 места

Экология

11 класс

3 место

2007-2008

Химия

10 класс

1, 3 места

Экология

10 класс

3 место

Победитель областной олимпиады:

2006-2007 год. 9 класс.

Модуль 3. Цели педагогического процесса

ЦЕЛЬ:

Формирование образовательных компетенций учащихся на уроках химии через проблемно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;

- способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности;

- формировать ключевые компетенции.

Модуль 4. Принципы педагогической деятельности

Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении необходимо владеть принципами организации педагогического процесса.

Ш Принцип компетентностной ориентации обучения как ориентации на формирование обобщённых умений. Формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетенций учащихся исходя из Государственных стандартов образавония.

Ш Принцип доступности. По Я.А. Коменскому: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Проблемный вопрос - проблемное изложение - поисковая (эвристическая) беседа - самостоятельная исследовательская деятельность.

Ш Принцип осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися.

Ш Принцип естественности. Проблема не должна быть надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим. (Определить концентрацию ионов хлора в квашеной капусте, взятой в школьной столовой).

Ш Принцип самодеятельности. Ребёнок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт.

Ш Принцип экспериментальности. (принцип наглядности Я.А. Коменского, И.Г. Песталоции, Ж.Ж. Руссо). Химия - наука экспериментальная. Поэтому этот принцип один из главных в организации педагогической деятельности.

Ш Принцип культуросообразности. Использование учащимися опыта, методов, подходов, накопленных в этой области предыдущими поколениями.

Ш Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся позволяет создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.

Ш Принцип рационального сочетания индивидуального и коллективного образования. Нацеливает учителя на выбор парных, групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от уровня сложности изучаемого материала для развития самостоятельности и творчества учащихся.

Ш Принцип активной деятельности учащихся. Освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода.

Ш Принцип практической направленности обучения химии. Решение заданий прикладного, практического содержания.

Ш Принцип полного усвоения знаний. Система организации дополнительных занятий с учащимися.

Ш Принцип полного контроля. Применяются три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль. Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно систематически выполнять учебную работу. Значимость функций взаимоконтроля определяется более ответственным отношением учащихся к оценке деятельности своих одноклассников, нежели своей. При проведении самоконтроля осознается правильность своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение ошибок.

Ш Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью приёмов обратной связи.

Ш Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться - периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи. Принцип систематической рефлексии хода учебной работы гласит: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией. Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют.

Модуль 5. Методы и приёмы педагогической деятельности

Методы педагогической деятельности.

В педагогической деятельности используются разнообразные методы обучения, руководствуясь педагогической целесообразностью. Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. Для реализации основных принципов компетентностного подхода и рационального сочетания индивидуального и коллективного образования, отбираются наиболее эффективные методы организации обучения.

Классификация методов по Ю.К. Бабанскому:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

v Перцептивные методы (передача и восприятия учебной информации):

· Словесные методы.

ь Проблемная беседа, диспут, дискуссия. На кружковых занятиях дети знакомятся со спецификой монолога-выступления на научно-практической конференции.

· Наглядные методы.

ь Демонстрация способов деятельности. Формируя образовательные компетенции учащихся, учитель сам показывает, как нужно делать, даёт алгоритм действия (способы решения задач, составление уравнений химических реакций, правила пользования химическим инструментарием, демонстрация химических опытов).

· Практические методы.

ь Самостоятельное выполнение творческих упражнений разноуровневого характера, прикладной направленности.

ь Самостоятельное проведение учащимися химических опытов, исследовательской деятельности.

v Логические методы (организация осуществления логических операций):

ь Индуктивные (классифицировать химических реакций).

ь Дедуктивные (имея общую формулу, составить алгоритм решения однотипных конкретных химических задач).

ь Аналитические (например, при изучении реакций гидролиза).

ь Синтетические (например, при изучении реакций этерификации).

v Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций):

ь Проблемно-поисковые методы (формируются проблемные компетенции).

o Проблемное изложение знаний. Применяется, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Например, при изучении теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. 9, 10 классы.

o Эвристический метод. Поисковая (эвристическая беседа). Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. Например, во что превращается водород, когда забирает электроны у лития? 8 класс. «Степень окисления».

o Исследовательский метод. Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений. Например, при изучении щелочных металлов предлагается выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. 9 класс.

v Методы управления учебными действиями:

ь Учащиеся приобретают навыки (информационные или информационно-коммуникативные компетенции) работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, с химическим инструментарием для дальнейшей самостоятельной работы (решение учебной проблемы, проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

(выше во втором блоке описаны примеры мотивации)

v Методы эмоционального стимулирования:

ь Создание ситуации успеха в обучении - обязательное условие компетентностного обучения.

v Методы формирования познавательного интереса («хочу»):

ь Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование занимательным материалом.

v Методы формирования ответственности и обязательности («могу»):

Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль. Организация содеятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместному взаимодействию.

Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

ь Организация работы учащихся- консультантов. Работа консультантов используется при подготовке и проведении практических работ, при проведении демонстрационного эксперимента.

ь Временная работа в группах. В проблемно-исследовательской деятельности предпочтение отдаётся групповой работе. При этом формируются коммуникативная и кооперативная компетенции.

ь Организация работы по решению прикладных задач.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

ь Творческие задания. Создание презентаций, например «Применений серной кислоты в народном хозяйстве» 9 класс, «Химия и косметика» 11 класс.

ь Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. На основе прочитанного материала учащиеся сами составляют проблемный вопрос.

ь Дискуссия.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся

v Методы контроля (осуществляет учитель):

ь Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся:

- устный контроль,

- письменный контроль,

- проверка домашних работ учащихся,

- лабораторно-практический контроль.

v Методы самоконтроля (осуществляет ученик):

ь Методы устного самоконтроля и взаимоконтроля.

ь Методы письменного самоконтроля и взаимоконтроля.

ь Методы практического самоконтроля и взаимоконтроля.

Приёмы педагогической деятельности.

Основными приёмами педагогической деятельности являются:

Ш Приём эвристических вопросов. Разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии задаются восемь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? почему?

Ш Приём развития речи учащихся. Успехи учащихся в изучении химии находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи, с умением грамотно пользоваться химической терминологией. Если ученик отвечает грамотно, красиво, в темпе, то он облегчает работу всего класса. Организуя проверку домашних заданий, проведение устных упражнений и защиты гипотез, описание экспериментальных, исследовательских работ перед учащимися ставится задача грамотного обоснования каждого этапа.

Ш Приём конструирования, моделирования. Используется при решении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности. Исследования проводятся по схеме, предложенной учителем или выбранной самим учащимся.

Ш Приём комментированного решения химических задач. При отработке навыков класс выполняет одно и то же упражнение, но к доске никто не выходит, учащиеся поочерёдно вслух комментируют, обосновывают выполняемое задание. Учитель в любой момент может прервать отвечающего ученика и предложить продолжить ответ другому. Такое решение нацеливает школьников на то, что главное не быстрота преобразований, а их обоснование.

Ш Приём проверки домашних задач. К началу урока на доске готовятся необходимые схемы к домашним задачам и уравнениям химических реакций. На занятии к доске вызывается ученик для изложения решения, который может быть в любой момент остановлен, а продолжить пояснение выйдет следующий.

Ш Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез. Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы, т.е. умения ставить вопрос. Учащиеся приучаются при чтении текста ставить перед собой скрытые вопросы, при этом их внимание сосредоточивается на логике рассуждений, выполняются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ш Приём намеренных ошибок. При объяснении материала учителем намеренно допускаются ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Постепенно школьники учатся мгновенно пресекать ошибки условным знаком и пояснением. Происходит отыскание взаимосвязей ошибки с правильным ответом. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения причин и способов её получения.

Модуль 6. Средства, разработанные автором

За время работы были разработаны:

1. Учебно-методические комплексы:

ь «Химия 8-11 класс» по учебникам:

а) Рудзитис;

б) Гузей;

в) Габриелян.

ь «Биология» 10 класс. Поурочная разработка курса биологии по блочно-модульной системе.

2. Программы курсов:

ь «Подготовка к централизованному тестированию и к ЕГЭ».

ь «Решение олимпиадных задач».

3. Дидактические материалы для контроля знаний, умений, навыков:

Карточки - задания для проведения дифференцированных самостоятельных и контрольных работ.

4. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий.

ь «Металлы». 9 класс.

ь «Железо». 9 класс.

ь «Фосфор». 9 класс.

ь «Классификация кислот». 8 класс.

5. Компьютерные презентации для проведения семинарских занятий с учителями.

ь «Современный урок».

ь «Компетентностно - ориентированный урок».

6. Авторские работы:

ь «Совершенствование системы работы с учителями с целью распространения инновационного опыта профессионального развития компетентностно - ориентированных учителей на педагогов школы».

ь «Совершенствование системы работы с учителями естественно- географических дисциплин с целью распространения инновационного опыта профессионального развития компетентностно - ориентированных учителей в рамках школьного методического объединения».

ь «Интегрированный подход в обучении химии и биологии»

7. Соавтор «Программы развития МОУ Радищевской средней общеобразовательной школы №2»

Модуль 7. Формы педагогической деятельности

При организации взаимодействия учащихся и учителя, учащегося и класса выделяют такие формы работы как коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

v Индивидуальная применяется при выполнении контрольных, самостоятельных, домашних контрольных работ, написании реферата, творческой работы, выполнении заданий по индивидуальным траекториям (используется для работы, как со слабоуспевающими детьми, так и при работе с одарёнными).

v Парная используется при выполнении практических работ, при взаимопроверке.

v Групповая используется при решении проблемных ситуаций, она позволяет каждому ребёнку чувствовать себя более комфортно на уроке, чувствовать сопричастность к происходящему действу. Групповая форма работы даёт больше возможностей создания ситуации успеха.

v Коллективная работа всего класса проходит на этапах актуализации знаний, умений, навыков, способов деятельности во время лекционной подачи материала.

Используемая литература:

1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

5. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе - Ульяновск. 2008.

6. Подласый И.П.. Педагогика начальной школы - Гуманитарный издательский центр «Владос». 2000.

7. Поляков С.Д.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. - 2002

9. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.

10. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика - Москва «Глобус», 2007.

11. Шаталов М.А., Кунецова Н.Е.. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие. 8 - 9 классы - Библиотека учителя. Москва. «Вентана- Граф». 2006.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать