Концепция как условие развития музея истории учебного заведения

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Тотьма 2009

Введение

Школьный музей или музей образовательного учреждения - это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы детского и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.

Музей образовательного учреждения - это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов [7, 3]. Главной особенностью школьного музея является то, что это «музей для детей и руками детей». Данное выражение подразумевает активное участие школьников, студентов во всех видах деятельности музея.

Высокий статус музею образовательного учреждения придаёт интеграция его в учебный процесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. Только в этом случае школьный музей становится важной составляющей жизни учебного заведения, импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания молодёжи в атмосфере творчества.

Изучая опыт музееведческой деятельности школ города, области, всей России, мы пришли к выводу, что музей, созданный в образовательном учреждении, часто становится просто хранилищем музейных предметов, шкатулкой с древностями, парадной комнатой для почётных гостей, потому что его основной функцией становится хранение музейных предметов и их показ через представленную экспозицию; год от года в музее уменьшается количество посетителей, редко используются в работе новые технологии.

Современные социально-культурные условия подталкивают музеи образовательных учреждений к поиску новых форм, жанров, методов и приёмов работы, к поиску нового вектора развития. Одна из важнейших научно-организационных задач руководителя музея, педагогического коллектива и актива музея - это разработка концепции.

Концепция - это система взглядов авторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус, назначение функций музея и методы их реализации, структура музея и система обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использование, экспозиционные и культурно-просветительские формы работы и т.д. Концепция - это своеобразная научно-обоснованная программа деятельности музея и его развития. Именно это и способствовало выбору темы нашего исследования: «Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»».

Цель исследования: выявление роли концепции как фактора развития музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

Объект исследования: процесс создания и развития общественного музея в Тотемском педагогическом колледже.

Предмет исследования: концепция как руководящая идея перспективного развития музея.

В основу работы была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что развитие музея образовательного учреждения невозможно без научного обоснования его деятельности.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теорию вопроса.

2. Показать процесс создания музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

3. Раскрыть особенности культурно-образовательной деятельности музея.

4. Создать концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

5. Разработать пути реализации концепции.

Исследование проходило на базе музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже. Использовались следующие методы:

· анализ описания опыта создания музеев образовательных учреждений в педагогической теории и практике;

· методы изучения системы деятельности, содержания деятельности по созданию музея в Тотемском педагогическом колледже;

· метод обобщения;

· метод конкретизации (воспроизведение процесса создания музея в конкретных условиях ГОУ СПО «Тотемского педагогического колледжа»);

· метод проектирования.

Данная исследовательская работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются условия, факторы, этапы создания музея в Тотемском педагогическом колледже, а во второй главе представлено описание концепции музея данного образовательного учреждения и идеи её реализации. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена её научно-практическая значимость. Приложения наглядно подтверждают проделанную работу.

Данная исследовательская работа даёт возможность познакомиться с историей создания музея в Тотемском педагогическом колледже и может быть использована в качестве методических рекомендаций будущим учителям, руководителям музеев, педагогическим коллективам по созданию и развитию музеев.

1. Музей истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

1.1 История создания музея

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности и работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования [9, 5]. А также ведёт к созданию музеев. В Вологодской области в каждом районе создано огромное количество музеев, в том числе и музеев образовательных учреждений. Например, комплексный краеведческий музей Верховской средней общеобразовательной школы Верховажского района или краеведческий музей Красногорской основной общеобразовательной школы Чагодощенского района [9, 135]. К музеям образовательных учреждений относится и музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

По словам Владимира Ивановича Даля, музей - это собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств [1, 357]. А Сергей Иванович Ожегов трактует понятие музея следующим образом: музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [10, 369].

Музей образовательного учреждения - это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей - это хранилище социальной памяти, а уж потом - многоёмкое и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности. Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, где сохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения [7, 3]. Каждый музей имеет огромное значение и несёт в себе много пользы. Так детский музей в молодом городе Ноябрьске Тюменской области стал для родителей школой семейного воспитания и собственного культурного развития [13, 459].

Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами-музеологами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной [18, 3].

К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность [8, 2].

Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленные материалы требуют размещения.

Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [4, 144].

22 декабря 2005 года в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» был открыт музей истории учебного заведения. К этому шли целых четыре года. На торжественном открытии музея с уникальными экспонатами - фотографиями, книгами, документами и наградами - присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда - выпускники Тотемского педагогического училища, работники фондов Тотемского музейного объединения и архива. Право перерезать ленточку предоставили ветерану войны и труда, почётному гражданину г. Тотьмы Б.Д. Попову и студентке педколледжа, победительнице областного конкурса сочинений «Педагогическое мастерство» Юлии Акишевой [6, 2].

Тотемский педагогический колледж является преемником одного из старейших учебных заведений дореволюционной России - Учительской семинарии, которая была открыта по указу императора Александра I в 1872 году. За такую длинную жизнь учебное заведение не однажды меняло свой статус: семинария - педагогические курсы - педагогический техникум - педагогическое училище - педагогический колледж. Историю учебного заведения воссоздать не так-то легко, когда столько лет ушло в небытие. В 1957 году Тотемское педагогическое училище было закрыто «за ненадобностью». И только через сорок лет начато его восстановление буквально из ничего.

Идея создания музея одного из старейших педагогических учебных заведений области оформилась в ноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемской учительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобы помнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановить списки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязать переписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатом операции «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии, газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училища принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:

· наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;

· потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;

· социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.

Рабочая группа, возглавляемая Завгородней Ольгой Николаевной, составила перспективный план-проект создания музея на 2003-2005 год. Он состоял из трёх основных этапов.

I этап: 2003-2004 г.

· Операция «Поиск».

· Организационно-правовая деятельность.

· Выборы Совета музея, распределение обязанностей.

· Организация учёбы по хранению и учёту экспонатов.

II этап: 2004-2005 г.

· Регистрация, изучение, систематизация экспонатов.

· Проектирование музейной экспозиции (определение тематической структуры экспозиции, составление тематико-экспозиционного плана).

· Операция «Поиск».

III этап: сентябрь - декабрь 2005 г.

· Технический монтаж экспозиции.

· Декабрь - открытие музея истории учебного заведения.

Общеучилищная рабочая группа, в которую входили преподаватели, студенты, ветераны педагогического труда, сотрудники музея, проделала огромную работу в процессе реализации данного плана-проекта создания музея.

В рамках организационно-правовой деятельности в сентябре 2003 года было разработано Положение о музее, а в октябре - Положение о Совете музея. 27 октября данные положения и сам «План-проект создания музея» были утверждены на Совете училища. Была также проведена работа по ознакомлению педагогического коллектива и научно-методического совета училища с данными положениями.

Научно-фондовая и экспозиционная работа, проводимая на втором этапе создания музея, включала в себя:

· регистрацию собранных экспонатов в книге основного и вспомогательного фондов (октябрь 2003 г. - февраль 2004 г.). Музейные предметы оформлялись в инвентарной книге основного и вспомогательного фондов. Каждый музейный предмет имел свой номер (ТПК о/ф №4, ТПК в/ф №5), краткое описание, фиксировался материал, из которого сделан предмет, размеры предмета, короткая информация об истории поступления.

· систематизацию экспонатов, формирование музейных коллекций (октябрь 2003 г. - февраль 2004 г.);

· тематико-экспозиционный план, включающий задачи экспозиции, ведущие темы, тематические комплексы (март 2003 г. - май 2004 г.);

· создание именной картотеки (октябрь 2003 г. - май 2004 г.).

На третьем этапе осуществлялась работа по оформлению экспозиции:

· выделение помещения, соответствующего требованиям российского законодательства по обеспечению сохранности музейных коллекций;

· создание материальной базы музея;

· оформление экспозиции;

· открытие музея.

Общеучилищная рабочая группа работала по следующим направлениям:

· фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;

· научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;

· экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.

В рамках фондовой работы были проведены следующие мероприятия: 23 октября 2003 года была проведена учёба по учёту музейных экспонатов.

Музейный экспонат - это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаря способности характеризовать историю и культуру определённого общества [7, 13]. Среди музейных экспонатов выделяют раритеты - редкие предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве; и реликвии - вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то выдающемся человеке или событии [7, 14].

В ноябре - декабре 2003 года был проведён учёт музейных экспонатов и проведена их систематизация. В феврале - апреле 2004 года была проведена работа по составлению именной картотеки.

Работа по направлению научно-исследовательская и поисковая деятельность включала в себя выбор и утверждение заданий для поисковых групп. Студенты работали в архивах с архивными документами, писали письма, обрабатывали воспоминания, оформляли собранный материал. Благодаря операции «Поиск» удалось уточнить списки выпускников через Тотемский архив, отыскать сведения об учащихся по группам, сведения об учебно-опытном сельскохозяйственном участке, документы, рассказывающие о материальной базе училища ещё в 40-е годы, материалы об участии студентов в общественной работе города.

В основу выбора направления поисковой деятельности был положен хронологический принцип:

· Тотемская учительская семинария (1872-1918 гг.)

· Тотемские педагогические курсы (1918-1924 гг.)

· Педагогический техникум (1924-1937 гг.)

· Тотемское педагогическое училище (1937-1957 гг.)

· История возрождения учебного заведения (1996-2002 гг.)

Каждая группа поиска, а их было семь, работала по трём направлениям.

1. Архивные сведения.

2. Письма, переписка, газетные заметки. Например, группа поиска 412 б группы переписывалась с одиннадцатью выпускниками из Вологды, Бабушкина, Тарноги, Нюксенского района, Барнаула, Таймырского автономного округа. А в группу 414 п шли письма из Ярославля, Воронежа и других мест.

3. Встречи. Студенты встречались с выпускниками училища, проживающими в Тотьме, Тотемском и Бабушкинском районах. Записывали воспоминания, уточняли сведения, брали интервью и составляли анкеты.

Анкетирование - письменная форма общения с респондентом; интервьюирование - устная форма [17, 26].

Результатом данной научно-исследовательской деятельности, помимо открытия музея, стала публикация книги «Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии», автором которой является Завгородняя Ольга Николаевна. Книга рассказывает об истории Тотемского педагогического колледжа, начиная с открытия Тотемской учительской семинарии в 1872 году и заканчивая историей возрождения учебного заведения в 1996 году[3].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать