Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР
p align="left">1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Cоставление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Cоставление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением предшествующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В результате такой поэтапной работы ребенок с ОНР сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность ребенка в школе. Программа реализовывается совместно логопедом и воспитателем.

4. Рекомендации родителям детей с ОНР

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно - логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмышлять причинно-следственные зависимости.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

5. Анализ фронтального занятия логопеда

1. Тема занятия «Одежда и обувь». Для проведения занятия логопед использовал следующее оборудование: игра «Чего нет?» с предметами одежды; предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; конверты с письмами от сказочных героев; мнемодорожки для составления предложений; сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»; мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах; сундучок; игра «Магазин» мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»; шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей; серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки». Все это говорит о хорошей и основательной подготовке к занятию.

2.
Цель занятия: формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Задачи:

- упражнять детей в образовании относительных прилагательных;

- упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;

- упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;

- обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;

- развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

3. Структура занятия: орг. момент (игра «Чего нет?»), сообщение темы и задач занятия, выполнение лексико-грамматических упражнений (упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам, упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций, игра «Письмо от портного Ежика»), составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице (игра «Письмо от Василисы Премудрой»), игра «Магазин», динамическая пауза (игра «Письмо от неряхи»), игра «Письмо от Тани» (рассказывание стихотворения по мнемотаблице, пересказ текста по серии сюжетных картинок, послушайте, как Таня сшила обновку, рассказы детей), подведение итогов занятия.

4. Для реализации логопед подобрал практически все методы подачи информации детям: наглядные методы, игровые методы, в том числе и подвижные игры, использование театрализованных постановок.

5. Во время всего занятия логопед особое внимание уделял индивидуальным особенностям детей, по этому принципу и было разработано занятие. При возникновении затруднений он всегда приходил на помощь, при этом, не просто подсказывая правильные ответа, а побуждая ребенка вспоминать, анализировать, видеть.

6. Занятие проходило в очень интересной для детей форме, игровой, поэтому были созданы все условия для успешного взаимодействия детей в классе. Были случаи взаимопомощи между детьми, что говорит о хорошей психологической обстановке на занятии.

7. Не смотря на то, что возникали случаи затруднения в ответах детей или в восприятии нового материала, логопед старался помочь всем детям.

8. Подведение итогов занятия проходило в игровой форме. Дети отвечали на вопросы касаемые темы занятия, рассуждали о его теме. Это позволило лучше закрепить усвоенный материал.

9. К трудностям можно отнести: одно из заданий, на мой взгляд, было сложным для восприятия его детьми. При выборе упражнений, необходимо учитывать некоторые трудности в восприятии речевого материала детей с ОНР.

6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения

Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт».

Цель занятия: Формирование навыков использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» - воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.

Задачи занятия:

1. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте (летчик, моряк, водитель).

2. Обогащать глагольный словарь словами плыли, ехали, летели.

3. Упражнять в ориентировке на плоскости, теле, пространстве с точкой отсчета от себя, формировать навыки употребления понятий: слева, справа.

4. Развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать мышление, внимание, память, воображение.

6. Воспитывать у детей умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушки - парусник, поезд, легковой автомобиль, самолет, трактор, катер, автобус, грузовик; мягкие пазлы крупного размера по теме «Транспорт» и «Животные»; контурные изображения предметов, наложенные друг на друга; ручки; карточки с изображением движений; конструкторы «Лего»; карточки- путевки.

Ход занятия

Орг. момент: Дети входят в группу и становятся в шеренгу у доски.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в страну загадок. Послушайте загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку поезда.

Логопед: О каком виде транспорта была эта загадка? - Эта загадка о железнодорожном виде транспорта.

Логопед: Что еще может ездить по рельсам? - По рельсам едет трамвай, электричка...

Логопед: Послушайте еще загадку:

Что это за птица - песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет?

Логопед: Назад пойдем и отгадку найдем.

Дети с логопедом идут назад и находят игрушку самолета.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о воздушном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по воздуху? - По воздуху летит вертолет, дирижабль, воздушный шар...

Логопед: Я еще приготовила загадку:

Не летает, не жужжит,

жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

два блестящих огонька.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку автомобиля.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о наземном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по земле? - На земле передвигаются на мотоцикле, автобусе...

Логопед: Послушайте еще загадку:

На море, в реках и озерах

я плаваю, Проворный, скорый.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя.

Дети идут налево и находят игрушку парусника.

Логопед: К какому виду транспорта относится парусник? - Парусник относится к водному виду транспорта.

Логопед: Что еще передвигается по воде? - По воде плывет катер, пароход, корабль...

Логопед: Что мы нашли сначала? - Сначала мы нашли поезд.

Логопед: Какой предмет нашли последним? - Последним мы нашли парусник.

Логопед: Повтори, Оля, все предметы по порядку их нахождения. -Поезд, самолет, машина, парусник. - Молодец!

Логопед: Как все это назвать одним словом? - Это транспорт.

Логопед: Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте.

Логопед: Садитесь на свои места, вас ждет новая загадка. У вас на столах разобранные мягкие пазлы. Соберите пазлы и посмотрите, что у вас получилось.

По мере выполнения логопед подзывает ребенка к отдельному столу.

Логопед: Максим, положи на середину стола картинку с изображением воздушного вида транспорта.

Логопед: Яна, положи картинку с изображением железнодорожного вида транспорта слева от воздушного.

Логопед: Сережа, положи картинку с изображением наземного вида транспорта справа от воздушного вида транспорта.

Логопед: Свою картинку, Аня, положи справа от картинки наземного вида транспорта. Назови, что лежит на столе. - Вертолет, грузовик, поезд, черепаха.

Логопед: Как ты думаешь, Аня, какая картинка лишняя? - Лишняя картинка черепаха. Почему, Анечка? - Потому что эти картинки транспорт, а эта черепаха - животное. - Молодец!

Логопед: На ваших листочках я приготовила еще загадку. Посмотрите внимательно на контуры предметов, найдите транспорт и заштрихуйте его.

Логопед: Что ты заштриховал, Рома? - Я заштриховал самолет.

Логопед: Сколько, Женя, у тебя всего изображено предметов? Назови их. - Всего изображено 4 предмета.

Логопед: У меня новая загадка. На столах у вас стоят конструкторы. Нужно добавить недостающие детали моделям и определить, какое транспортное средство у вас получилось. - Дети собирают из конструктора транспортное средство.

Логопед: Расскажи, что получилось у тебя, Ира? - У меня получился разноцветный самолет. У него есть крылья, хвост, винт, шасси. - Молодец, Ирочка.

Логопед: А кто управляет самолетом? - Управляет самолетом летчик.

Логопед: Что получилось у тебя, Алина? - У меня получился маленький катер. У него есть мотор, флаги, руль. За рулем моряк. - Молодец.

Логопед: Что получилось у тебя, Максим? - У меня получилась гоночная машинка. У нее есть колеса, кабина, руль. Управляет машиной водитель.

Логопед: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите дети на ковер в полукруг. У меня приготовлена игра - загадка «Посмотри и замри». Я вам покажу карточки с изображением движений, а вы примите такую же позу.

Логопед показывает картонные карточки с контурным изображением движений человека, а дети выполняют эти движения. - А теперь физкультминутка!

Физкультминутка

Сели на машину. Налили бензина.

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли,

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.

Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.

Логопед: Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. - Дети рассказывают.

В конце занятия логопед подводит итог: Дети, о чем мы сегодня говорили? Какие виды транспорта вы запомнили?

7. Отчет о прохождении практики

7.1 Общая информация о практике

Практика проходила в детском образовательном учреждении № 277 комбинированного вида «Березка», в состав которого входят две общеразвивающие группы и три коррекционные группы: две - для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и одна - для детей, имеющих нарушения речи (логопедическая группа). Подготовка детей к школе осуществляется в группах полного дня пребывания.

В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:

· развитие функциональных систем,

· способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,

· уровень физического развития, его гармоничность.

Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта - паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный “Журнал здоровья”. Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.

Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой, на занятиях ЛФК и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через коррекционные подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.

Практика проходила в период с 01.08.2008 г. по 29.08.2008 г.

7.2 Объем и содержание работы

Перечень проведенных занятий

Тема занятия

Краткий анализ

Подгрупповые занятия

Фрукты и овощи

Цели:

- уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;

- упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

- развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Домашние животные

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Фронтальные занятия

Путешествие в страну загадок. Транспорт

Цель занятия: Формирование навыков использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» - воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.

Учимся говорить правильно

Цель: формирование навыков использования в речи правильных слов.

Индивидуальные занятия

Дифференциация звуков Ш и Щ

Цель: Развитие дифференцировки звуков Ш и Щ изолированно на слух, затем в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях

Цели:

- закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.

- расширять и уточнять словарный запас учащегося;

- формировать активность в обучении;

- воспитывать стремление овладеть правильной речью;

- развивать моторику руки;

- расширять объём механической памяти.

Автоматизация звука [а]

Цели:

Автоматизация звука [а] на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Участие в разборе открытых занятий. 17 августа 2008 г. проходило открытое занятие логопеда ДОУ. На нем присутствовали представители Комитета по образованию Советского района, администрация ДОУ №277, логопеды других детских садов города, педагоги и воспитатели.

Открытые занятия проводятся, с целью обмена опытом по методике проведения занятий, решения определенных методических проблем обучения и воспитания, проверки правильности организации и проведения занятий с детьми. При разборе занятия были выслушаны все мнения, в том числе и мое.

Подготовка дидактического материала. За время прохождения практики необходимо было подготовить планы занятий, которые будут проводиться во время практики и подобрать необходимые материалы. Для этого была проанализирована научная литература по психологии, педагогике, и логопедии. Перед тем, как приступить к реализации плана практики необходимо было вспомнить основные закономерности психического развития детей дошкольного возраста в норме и с нарушением речи, проанализировать подходы различных авторов к обучению таких детей.

В первый же день практики была проанализирована и изучена документация ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», портфолио логопеда учреждения. И только после этого можно было приступать к прохождению практики.

Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные занятия.

Ф.И.О.

Тема занятия

Краткая характеристика ребенка

1. Петрова Е. Ю

Дифференциация звуков Ш и Щ

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок». голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

2. Шелохов Д. П.

Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

3. Егоров Д. В.

Автоматизация звука [а]

Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук.

Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто «глотаются». Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам).

Оценка умения составлять психолого-педагогическое обоснование. По окончанию практики студент должен уметь грамотно составлять конспекты занятий и проводить их, характеристики на детей, программу коррекционно-педагогической работы с детьми и т.д. Все эти документы необходимо правильно обосновать.

Работа с воспитателями и родителями.

Дата

Категории лиц

Мероприятие

19.08.2008 г.

воспитатели

Лекция о новых подходах к обучению детей с ОНР

25.09.2008 г.

родители

Проведение совместно с логопедом родительского собрания, где приводились рекомендации

7.3 Выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики

В ходе практики произведено ознакомление с работой ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», работой логопеда дошкольного учреждения. Была достигнута основная цель работы: развитие профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов дошкольных учреждений. Они должны не только формировать у детей определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать