Как можно увидеть из изложенного, этим содержанием было формирование структуры фразы: от элементарной к более сложной. В качестве основного лексико-грамматического материала при формировании структуры использовались лишь глаголы и имена существительные. Такое ограничение оправдано, так как задачей на этих этапах обучения является формирование у алаликов элемента системы языка (а не отдельные действия), которым отвели роль «пусковых механизмов». Полностью эта задача еще не решена, но то, что предлагаемый путь в основном оправдан, подтверждается результатами экспериментального обучения.
Глава II. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. II уровень речевого недоразвития
II.1 Методика исследования уровня речевого недоразвития
Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования.
При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. Мы адаптировали методику с учетом темы исследования и контингента испытуемых.
Обследование проводилось на базе детского сада «Ромашка». Обследовали мальчика 6-и лет с общим недоразвитием речи (II уровень). Наша методика состояла из семи серий, а каждая серия включала в себя несколько заданий.
Первая серия - обследование артикуляционного аппарата.
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает: обследование его анатомического строения и двигательной функции.
Вторая серия- обследование фонетической стороны речи. В нее входит обследование произношения звуков.
Третья серия-обследование слоговой структуры
Четвертая серия-обследование фонематического слуха.
Пятая серия-обследование звукового анализа слова.
Шестая серия-обследование активного словаря.
Седьмая серия-обследование грамматического строя.
Заключительный диагноз.
II.2. Констатирующий эксперимент, его анализ
Первая серия - обследование артикуляционного аппарата.
1. Губы - норма; зубы - норма (кариес); прикус - норма; строение челюсти - норма; язык - норма; подъязычная уздечка - норма; маленький язычок - неподвижно по средней линии.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения | |
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции | А) сомкнуть губы; Б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу; В) вытянуть губы в трубочку - «У»; Г) растянуть губы в улыбке (зубов не видно); Д) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; Е) многократно произносить губные звуки «Б», «П». | Движения выполняются в неполном объеме. | |
2. Исследование двигательной функции челюсти. | А) сделать движение нижней челюстью вправо; Б) влево. | Выполняет правильно. | |
3. исследование двигательной функции языка | А) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет 1 - 5; Б) оттопырить правую, а затем левую щеку языком; В) движение языком вперед - назад. | В мышцах появляются содружественные движения | |
4. Исследование двигательной функции мягкого неба. | А) широко открыть рот и четко произнести звук «А»; Б) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. | Правильное выполнение. | |
5. Исследование продолжительности и силы выдоха. | Сдувание бабочек. | Правильное выполнение. |
Вторая серия- обследование фонетической стороны речи.
Протокол обследования звукопроизношения
Звук | изолированно | В начале слова | В середине слова | В конце слова | В стечении с согласными | Во фразовой речи | |
С | Щ | Набака | Аши | Нош | Азивик | - | |
С | Щ | Щети | маешин | Гущь | Пища | - | |
З | Щ | Жуб | Ажи | - | Ада | - | |
З | З | Зеба | Юзей | - | Маяжана | - | |
Ц | Тщ | Тщеб | Аго | Аетч | Шветы | - | |
Ш | Щ | Сяпка | Машина | Душ | Шишка | - | |
Ж | Ж | Жук | Ажи | - | Ножити | - | |
Ч | Ч | Чаник | Кучик | Мач | Очки | - | |
Щ | Щ | Щотка | яшина | пащ | Евачи | - | |
Р | - | Иба | Аева | Напой | Мадо | - | |
Р | - | Ебка | Анаики | Дей | Бука | - | |
Л | - | Юк | Ная | Датей | Бейка | - | |
Л | - | Ейка | Аитка | Пый | Пато | - | |
Й | - | Ябоко | - | - | - | - | |
М | М | Мыя | + | Атум | Намай | + | |
Н | Н | Носочки | Надсошка | Навай | Танк | + | |
Б | Б | Бантик | Абок | - | Баябан | + | |
Д | Д | Дом | Юдочка | - | Ядуга | + | |
В | В | Вата | Навок | - | Годики | +_ | |
К | К | Кошка | Банки | Нагок | Атоки | +_ | |
Г | Г | Губы | Нага | - | Гна | + | |
Х | Х | Наят | Наия | Атух | Хэб | +_ |
Вид слоговой структуры слова | Оптический раздражитель «Картинка» | Ответы ребенка | |
Односложные слова | Мак, дом, сыр | + | |
Двусложные слова | Рука, роза, лапа | + | |
Двусложные слова с закрытым слогом | Сахар, диван, забор | + | |
Двусложные слова со стичением согласных | Кукла, утка, арбуз | + | |
Односложные слова со стичением согласных | Торт, хлеб | Тот, хеб | |
Трехсложные слова из трех открытых слогов | Малина, машина | + | |
Трехсложные слова с закрытым слогом | Фартук, телефон | Файтук, атофон | |
Трехсложные слова со стичением согласных | Карандаш, кошелек | Мандаль, аполек | |
Четырехсложные слова | Светофор, черепаха | Ефой, аспаха | |
Повторить предложение | Лара забрала Рому домой.Экскурсию проводил молодой экскурсовод. На перекрестке стоит регулировщик | Яя маяя бою.Моевод маедий. Сльчик моит маевчик. |
Содержание задания | Используемый речевой материал | Ответы ребенка | |
1.определение фонем:подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других | А,у,ы,о,у,а,о,ы,и | - | |
2. подними руку, если услышишь слог со звуком «с» | Ла,ка,ша,со,ны,ма,су,жу,сы,та,си | - | |
3. хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж» | Лужа,рука,дорога,живот,молоток,жук,кровать,ножницы | - |
Содержание задания | Используемый речевой материал | Ответы ребенка | |
1.определить количество звуков в словах | Ус,дом,роза,баран,ромашка | - | |
2. выделить последовательно каждый звук в словах | Мак,зонт,крыша,танкист,самолет | - | |
3. сказать в чем отличие этих слов | Оля-Коля,крыша-крыса,трова-дрова | путает |
Содержание задания | Используемый речевой материал | Ответы ребенка | |
1а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках | Показывает и называет только те предметы, которые ему знакомы | ||
б) называние детенышей животных | - | ||
в) называние обобщенных слов по группе однородных предметов | Одежда, обувь, фрукты, овощи, деревья, грибы, цветы, животные, мебель, профессия | Не знает: одежда, мебель, профессия. | |
2. подбор однокоренных слов к словам | - |
Содержание задания | Используемый речевой материал | Ответ ребенка | |
1. составление предложения по сюжетной картинке | Девочка делает бабочку, девочка делает посуду, убирает. Мальчик делает посуду, моет. | ||
2. словоизменение: употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах | И.п. + Р.п. -Д.п - путаетВ.п +Т.п + П.п + Единственное и множественное число путает. | ||
Образование уменьшительной формы существительных | Стол - столик | - | |
Образование прилагательных от существительных | Стул - из чего? | Затрудняется |