Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией
p align="left">Содержанием трех перечисленных этапов и исчерпывается понятие первоначального формирования речи у моторных алаликов.

Как можно увидеть из изложенного, этим содержанием было формирование структуры фразы: от элементарной к более сложной. В качестве основного лексико-грамматического материала при формировании структуры использовались лишь глаголы и имена существительные. Такое ограничение оправдано, так как задачей на этих этапах обучения является формирование у алаликов элемента системы языка (а не отдельные действия), которым отвели роль «пусковых механизмов». Полностью эта задача еще не решена, но то, что предлагаемый путь в основном оправдан, подтверждается результатами экспериментального обучения.

Глава II. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. II уровень речевого недоразвития

II.1 Методика исследования уровня речевого недоразвития

Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования.

При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. Мы адаптировали методику с учетом темы исследования и контингента испытуемых.

Обследование проводилось на базе детского сада «Ромашка». Обследовали мальчика 6-и лет с общим недоразвитием речи (II уровень). Наша методика состояла из семи серий, а каждая серия включала в себя несколько заданий.

Первая серия - обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает: обследование его анатомического строения и двигательной функции.

Вторая серия- обследование фонетической стороны речи. В нее входит обследование произношения звуков.

Третья серия-обследование слоговой структуры

Четвертая серия-обследование фонематического слуха.

Пятая серия-обследование звукового анализа слова.

Шестая серия-обследование активного словаря.

Седьмая серия-обследование грамматического строя.

Заключительный диагноз.

II.2. Констатирующий эксперимент, его анализ

Первая серия - обследование артикуляционного аппарата.

1. Губы - норма; зубы - норма (кариес); прикус - норма; строение челюсти - норма; язык - норма; подъязычная уздечка - норма; маленький язычок - неподвижно по средней линии.

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции

А) сомкнуть губы;

Б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу;

В) вытянуть губы в трубочку - «У»;

Г) растянуть губы в улыбке (зубов не видно);

Д) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;

Е) многократно произносить губные звуки «Б», «П».

Движения выполняются в неполном объеме.

2. Исследование двигательной функции челюсти.

А) сделать движение нижней челюстью вправо;

Б) влево.

Выполняет правильно.

3. исследование двигательной функции языка

А) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет 1 - 5;

Б) оттопырить правую, а затем левую щеку языком;

В) движение языком вперед - назад.

В мышцах появляются содружественные движения

4. Исследование двигательной функции мягкого неба.

А) широко открыть рот и четко произнести звук «А»;

Б) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Правильное выполнение.

5. Исследование продолжительности и силы выдоха.

Сдувание бабочек.

Правильное выполнение.

Вторая серия- обследование фонетической стороны речи.

Протокол обследования звукопроизношения

Звук

изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

В стечении с согласными

Во фразовой речи

С

Щ

Набака

Аши

Нош

Азивик

-

С

Щ

Щети

маешин

Гущь

Пища

-

З

Щ

Жуб

Ажи

-

Ада

-

З

З

Зеба

Юзей

-

Маяжана

-

Ц

Тщ

Тщеб

Аго

Аетч

Шветы

-

Ш

Щ

Сяпка

Машина

Душ

Шишка

-

Ж

Ж

Жук

Ажи

-

Ножити

-

Ч

Ч

Чаник

Кучик

Мач

Очки

-

Щ

Щ

Щотка

яшина

пащ

Евачи

-

Р

-

Иба

Аева

Напой

Мадо

-

Р

-

Ебка

Анаики

Дей

Бука

-

Л

-

Юк

Ная

Датей

Бейка

-

Л

-

Ейка

Аитка

Пый

Пато

-

Й

-

Ябоко

-

-

-

-

М

М

Мыя

+

Атум

Намай

+

Н

Н

Носочки

Надсошка

Навай

Танк

+

Б

Б

Бантик

Абок

-

Баябан

+

Д

Д

Дом

Юдочка

-

Ядуга

+

В

В

Вата

Навок

-

Годики

+_

К

К

Кошка

Банки

Нагок

Атоки

+_

Г

Г

Губы

Нага

-

Гна

+

Х

Х

Наят

Наия

Атух

Хэб

+_

Третья серия - обследование слоговой структуры

Вид слоговой структуры слова

Оптический раздражитель «Картинка»

Ответы ребенка

Односложные слова

Мак, дом, сыр

+

Двусложные слова

Рука, роза, лапа

+

Двусложные слова с закрытым слогом

Сахар, диван, забор

+

Двусложные слова со стичением согласных

Кукла, утка, арбуз

+

Односложные слова со стичением согласных

Торт, хлеб

Тот, хеб

Трехсложные слова из трех открытых слогов

Малина, машина

+

Трехсложные слова с закрытым слогом

Фартук, телефон

Файтук, атофон

Трехсложные слова со стичением согласных

Карандаш, кошелек

Мандаль, аполек

Четырехсложные слова

Светофор, черепаха

Ефой, аспаха

Повторить предложение

Лара забрала Рому домой.

Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

На перекрестке стоит регулировщик

Яя маяя бою.

Моевод маедий.

Сльчик моит маевчик.

Четвертая серия - обследование фонематического слуха

Содержание задания

Используемый речевой материал

Ответы ребенка

1.определение фонем:подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других

А,у,ы,о,у,а,о,ы,и

-

2. подними руку, если услышишь слог со звуком «с»

Ла,ка,ша,со,ны,ма,су,жу,сы,та,си

-

3. хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж»

Лужа,рука,дорога,живот,молоток,жук,кровать,ножницы

-

Пятая серия - обследование звукового анализа слова

Содержание задания

Используемый речевой материал

Ответы ребенка

1.определить количество звуков в словах

Ус,дом,роза,баран,ромашка

-

2. выделить последовательно каждый звук в словах

Мак,зонт,крыша,танкист,самолет

-

3. сказать в чем отличие этих слов

Оля-Коля,крыша-крыса,трова-дрова

путает

Шестая серия - обследование активного словаря

Содержание задания

Используемый речевой материал

Ответы ребенка

1а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках

Показывает и называет только те предметы, которые ему знакомы

б) называние детенышей животных

-

в) называние обобщенных слов по группе однородных предметов

Одежда, обувь, фрукты, овощи, деревья, грибы, цветы, животные, мебель, профессия

Не знает: одежда, мебель, профессия.

2. подбор однокоренных слов к словам

-

Седьмая серия - обследование грамматического строя

Содержание задания

Используемый речевой материал

Ответ ребенка

1. составление предложения по сюжетной картинке

Девочка делает бабочку, девочка делает посуду, убирает.

Мальчик делает посуду, моет.

2. словоизменение: употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах

И.п. +

Р.п. -

Д.п - путает

В.п +

Т.п +

П.п +

Единственное и множественное число путает.

Образование уменьшительной формы существительных

Стол - столик

-

Образование прилагательных от существительных

Стул - из чего?

Затрудняется

В результате этого обследования у ребенка выявлены следующие особенности: артикуляционный аппарат в норме, звукопроизношение не принимает устойчивого характера (оно вариативно). Он пользуется только простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов. Словарный запас очень ограничен, отстает от возрастной нормы: выявлено незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессии. Называет и показывает только те слова и предметы, которые знает. Фонематический слух недоразвит. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих.

Заключение

Алалия - одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания, хотя наблюдается многообразие вариантов проявления речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения.

Комплексная система работ при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом.

Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе клинических, психолингвистических, психолого-педагогических и других критериях позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциальной диагностики, структуры дефекта при алалии и, как следствие этого обеспечит оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.

Характеристика алалии, ее течения и, в особенности, то обстоятельство, что столь глубокое нарушение речи влияет не только на общее развитие ребенка, но и на формирование ее характера, требует как можно раннего специального педагогического воздействия. Только рано начатое обучение может обеспечить алалику возможность получить образование, соответствующее его интеллекту.

Непременными условиями успешного изучения алалии являются учет типических характеристик изучаемого объекта, своеобразных связей между механизмом языка и механизмами психической деятельности, учет особенностей строения и функционирования языкового процесса (в том числе скрытых от непосредственного наблюдения его звеньев), а также рассмотрение объекта изучения в развитии.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика. - 1983. Т.5.

2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. - 1972.

3. Воробьева В.К. Особенности связей речи школьников с моторной алалией. - М.: Просвещение. - 1975.

4. Гуровец Т.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией. - М.: Просвещение. - 1975.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:1981.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: 1973.

7. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. 1985.

8. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей алаликов.

9. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей алаликов. - М.: 1965.

10. Логопедия. / под ред. Волковой Л.С.

11. Дефектология. - 2001. - №3.

12. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев. - 1961.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать