Культурологическая концепция преподавания русского языка
p align="left">Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в севе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.

Главное -- заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

«Что посеешь, то и пожнешь!» -- гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителям в школе -- заронить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.

Преподаватели подбирают высокохудожественные тексты русских писателей и поэтов, сопроводив богатейший языковой материал интересными заданиями, направленными на формирование эстетических представлений, на развитие творческого мышления.

Приведем пример: ученикам предлагается прочитать слова из стихотворения Е. Трутневой «До свидания, лето»:

Разыгрался, на, поляне, ветер, в, закружил, лесной) сарафане, красном, осинку; и, листок, с, вьётся, берёзы, и, золотой, пчёлкой, ёлкой, летает, колючий, над.

Далее учитель предлагает составить два предложения с однородными членами, ставя выделенные слова первыми в предложении. У ребят сразу не получаются стихотворные строки, и на помощь приходит учитель. Предлагаем возможные виды заданий:

- Найдите в первом предложении рифмующиеся слова.

- Поменяйте в первом предложении слова местами так, чтобы получились две стихотворные строки.

Подобная работа проводится и со вторым предложением. Очень важно, чтобы от полученного результата школьники испытывали удовольствие. Ведь только успех и положительные эмоции продвигают их по учебной лестнице вверх.

Кроме богатого языкового материала преподаватели предлагают репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.А. Серова, А.А. Пластова), сопроводив каждую текстом искусствоведов. Школьникам трудно писать сочинение по картине, а в учебнике есть замечательный образец -- текст искусствоведа. Дополнительно к нему ведется беседа по содержанию картины. Все это вместе настраивает на творчество, ученик проникается содержанием картины, испытывает благодарность к творчеству художника.

Работа со стихотворениями великих русских поэтов, с картинами замечательных художников воспитывает в школьниках художественное чутье, чувство рифмы и желание творить. Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3. С. 12.

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на всех уроках -- и на уроках родного языка, естественно, в первую очередь, -- лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и русского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе.

Содержание многих текстов учебника русского языка позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края. Дети получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом, замечательных памятниках России: церковь Покрова на Нерли, Царь-колокол, Царь-пушка. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999. С.50.

Рассмотрим некоторые упражнения, способствующие формированию чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе. Ученикам предлагается прочитать текст и задуматься над его содержанием.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Решетников К.К. Русский язык: учебник для 4-го класса. М.,1999. С. 67.

Вместе с учителем ученики пытаются ответить на вопросы и определить тему и главную мысль текста. Вопрос учителя: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках!» заставляет учащихся задуматься над образом березы и ее значением в жизни русского человека.

Дети младшего школьного возраста особо остро ощущают свою связь с природой, и потому важно донести до ребят мысль об их единстве с окружающей средой, ответственности за нее.

И вот пример:

Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению стихотворных строк Н. Рыленкова и задуматься над их содержанием:

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны. Решетников К.К. Русский язык: учебник для 4-го класса. М.,1999. С. 121.

Под руководством учителя учащиеся пытаются найти ответы на вопросы о теме и главной мысли этого стихотворения; рассуждают, имеем ли мы право полновластно использовать природу, как должен вести себя человек в природе.

Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, -- обращение к проблематике русского речевого этикета. Все чаще мы встречаем (ив живой практике, и в описывающей эту практику методической литературе) удачные опыты включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представления и лингвистического обоснования стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов. Этнокультурную направленность уроку русского языка придают также упражнения, основанные на толковании русских слов-реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, введении хотя бы в минимальном объеме сведений по топонимике и ономастике -- кстати, этот материал в учебниках и учебных пособиях -- даже нового поколения -- практически не представлен, несмотря на общепризнанный факт особого интереса учащихся любого возраста к ономастическому материалу, в особенности к регионимам, -- и бесспорной воспитательной его ценности. Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6. С.23.

2.2 Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Современная концепция изучения русского языка и литературы в школе предполагает культурологический подход к организации обучения, что открывает перспективы для речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Каждое новое поколение, равно как и отдельный читатель, по-своему воспринимает и оценивает художественное явление. И тем не менее есть некие общие законы прекрасного и вечного, лежащие в основе искусства словесности. В эпохи, когда происходит коренная ломка общественного устройства, меняются исторические идеалы, возникает ощущение нестабильности, утрачивается интерес или в корне становится иным отношение к проверенным временем эстетическим и литературоведческим ориентирам. Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого - работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться в этом туманном настоящем юные души. Но учитель должен помнить, что "лишь слову жизнь дана", значит, он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного, гордости и преклонения перед великим языком. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать?

На каждом уроке русского языка и литературы мы обращаемся к великим произведениям. "А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира" (Л.Н. Толстой). И если ответить на вопрос, что это за люди, чем они должны обладать, то мы можем с уверенностью продолжить- "Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей" (И, А. Бунин). Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7, С. 14.

Наиболее полным и всеобъемлющим является комплексный анализ текста, так как он обусловлен прежде всего самой природой художественного произведения как сложнейшей системой разноуровневых взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов структуры, разносторонних по содержанию и функциональным аспектам, многоплановых по идейно-эстетическим и словесно-образным свойствам художественного целого, вызванного авторским субъективным видением объективного мира. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Но деление это условное, так как анализ должен выработать своеобразный подход к художественному тексту именно как к произведению искусства и раскрыть "технологию" создания прекрасного.

Один из аспектов приобщения учащихся к национальной культуре посредством наблюдения над языком художественного произведения -анализ его на уроке развития речи. Нередко различные творческие задания завершают изучение тех или иных разделов и являются своеобразной демонстрацией знаний, навыков, которые были получены учащимися в процессе изучения. Исходя из "золотых" правил любого урока, когда должны быть выполнены познавательная, развивающая и воспитывающая функции, когда учителем ставятся определенные задачи различных уровней, особое значение приобретает подготовка к творческой работе, при которой происходит развитие творческого мышления, решение творческих задач. Поэтому так важно умело использовать естественное слияние всех сторон учебного процесса: обучения, воспитания и развития.

Не секрет, что сочинение - одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Причем, чем старше становится ученик, тем все сложнее складываются его отношения с таким видом работы. Статистика такова: из 54 опрошенных пятиклассников любят писать сочинение 39 учащихся, не привлекает работа 15 учащихся. У выпускников отношение более избирательное: из 34 учащихся с удовольствием принимаются за творческое задание всего 4, 17 - не любят, а 13 ответили, что готовы писать в том случае, если тема их волнует. В чем причины неприятия сочинения? Конечно, наши "компьютерные" дети не хотят тратить время на, казалось бы, лишнюю работу, не хотят, ленятся думать (это трудно). Но большинство учеников определило самую главную причину: не всегда удается правильно выразить мысль, передать свои чувства так достоверно, чтобы ими прониклись и читатели (а это, прежде всего, учитель, от которого зависит результат - оценка).

Результаты опроса показывают, что учитель должен решить одну из первоочередных задач: как помочь ученику овладеть родным языком в такой степени, чтобы работа над сочинением не вызвала у ребенка боязни, страха, а наоборот, давала радостную возможность высказаться на любую заданную тему? Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6. С.25.

Начинается работа над сочинением с определения и формулировки учениками основной идеи сочинения, подбора эпиграфов. Но она станет действительно полезной только тогда, когда учащиеся смогут подобрать эпиграфы, наиболее полно отражающие основную мысль сочинения. С этой целью можно проводить анализ различных высказываний на одну и ту же тему и сопоставление их с темой или идеей сочинения, а также друг с другом и выбор оптимального варианта. При работе над содержательной стороной сочинений на так называемые свободные темы главным должно стать накопление жизненных наблюдений и осмысленных фактов, почерпнутых из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы, развитие умения пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом. И неоценимую помощь в этом могут оказать высказывания великих людей, фрагменты лучших художественных произведений, которые послужат образцом как для выражения своего отношения к предмету обсуждения, так и для обогащения словарного запаса учащихся. Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря таким сочинениям мы сможем подготовить людей, умеющих не только передать свои мысли, чувства, но и с любовью работающих над словом, видящих его красоту, ценящих его значения. Ведь не зря утверждают исследователи, что только те учащиеся, которые прошли через опыт хотя бы простейших сочинений такого типа, только они становятся образованными читателями наших классиков, нашей современной литературы.

Когда вспомогательным материалом для творческой работы служат слова выдающихся людей, лучшие примеры великих произведений, тогда автору предоставляется большая свобода для выражения своего отношения к миру и жизни, а также у него нет ограничений в подборе конкретного материала для иллюстраций своих мыслей и чувств, потому что ребенок сам определяет, каким материалом пользоваться, занимается поиском суждений, близких его взглядам, самостоятельно накапливает материал для сочинения. Такая работа помогают ученику понять жизнь, развивает его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, она учит пользоваться книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывает вкус к ним. Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5. С. 8-10.

Таким образом, сочинения также являются одним из средств повышения общей культуры учащихся, формирования их мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов, другими словами, средством приобщения к национальной культуре. Задача учителя - воспитывать подрастающее поколение, а воспитывать - это значит открывать детям глаза на мир - огромный, прекрасный и многообразный. Учиться видеть, слышать все то, что их окружает, но вместе с тем и уметь рассказать об этой красоте, многозвучии так, как они того заслуживают. Чтобы сочинение удалось, важно и то, какая атмосфера будет царить в самом начале работы. И здесь самыми значимыми будут те слова, которыми начнет урок учитель, сумеет настроить учащихся на творческий процесс, при этом помня об основных требованиях, предъявляемых к сочинению. На уроках русского языка должен реализовываться и стилистический аспект развития речи учащихся. Эта работа ведется при изучении лексики, при стилистической характеристике различных морфологических и синтаксических единиц языка, при определении стиля текста. Результаты такой работы можно продемонстрировать на уроке развития речи, когда в сочинении ученик сумеет показать умение пользоваться средствами языка в связи со стилистической направленностью создаваемого текста. На таких уроках также важно использование лучших образцов произведений различных стилей: и научного, и публицистического, и художественного.

Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Учитель должен помнить, что отбирая тексты для уроков русского языка, для самостоятельной работы учащихся дома, он стремится обеспечить возможность выполнения заданий, направленных не только на диалог ученика с текстом, но и текста с текстом, на осознание межтекстовых связей. Только в этом случае произведения, используемые при изучении разных тем, образуют как бы единый обобщенный текст - "Пространство культуры". В статье "Уроки словесности" В.Ю. Троицкий пишет: "Едва ли не самая драматическая утрата нашей школы в том, что из нее исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии, математики, географии, но словесник ныне - явление редчайшее. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскудение, что словесность как некое единство, всегда бывшее, по словам ФИ. Буслаева, "мерилом того духовного развития, которого в данную эпоху достиг народ на пути общечеловеческого совершенствования", словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого "для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа" - распалась на практически плохо соединенные друг с другом предметы.

Чтобы соединить все составляющие школьного образования, существует много путей. Один из них - знакомство с миром, национальной культурой посредством анализа художественных текстов, наблюдения над языком великих произведений. Родной язык - неисчерпаемое богатство, никогда не оскудевающее.

Заключение

Проблема «языка как культурно-исторической среды» обсуждается второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.

Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

В частности, показательным является такой факт: в двух действующих учебниках русского языка для 10--11 классов -- при всем несходстве их лингвометодических основ -- встречаются тематически перекликающиеся, а иногда и одинаковые тексты, например отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества» -- о «самом дорогом и всеобъемлющем» для поэта слове воля, уже один «внешний лик» которого «пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое, утверждающее я...». Но тексты такой глубины и многозначности -- даже в последних по времени выхода учебниках и сборниках дидактических материалов -- скорее исключение, чем правило. Проблема поиска, обработки и систематизации текстов социо- и этнокультурного содержания до сих пор достаточно остра для методики русского языка.

Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.

Таким образом, крайне необходимо следующее:

а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;

б) развивать языковую личность обучаемого;

в) осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин и, что особенно важно с точки зрения рассматриваемой проблемы,

г) реализовать на практике культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка.

Литература

Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999.

Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11.

Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподавания специальных дисциплин//Педагогический альманах 2002 № 1.

Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3.

Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6.

Решетников К.К. Русский язык: учебник для 4-го класса. М.,1999.

Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7.

Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать