Литературное творчество школьников
p align="left">Такой источник развития речи, как художественное произведение, нельзя рассматривать без его соотнесения с жизненным опытом школьника - читателя. Только опора на имеющийся уже опыт жизни учащегося является условием глубокого чтения и, следовательно, обогащения читательского опыта, а вместе с ним и развития речи в процессе понимания языка художественных произведений.

Следовательно, точнее будет говорить о тексте художественного произведения и жизненном опыте читателя-школьника как о двух взаимосвязанных источниках развития его речи (имеется в виду понимание речи и активное словоупотребление).

Но изучение литературы не ограничивается только чтением художественных произведений. Школьники усваивают определенную систему теоретико- и историко-литературных занятий, учатся применять их в практике анализа и оценки читаемых произведений. Эта сторона литературы как учебного предмета предполагает развитие преимущественно аналитического, понятийного мышления учащихся, когда они работают над учебником, критической статьей, слушают лекцию учителя или сообщение одноклассника, делают доклады, пишут сочинения на литературную или публицистическую тему.

Этот источник развития речи по механизму своего воздействия принципиально не отличается от других гуманитарных предметов (история, обществоведение, экономическая география). Однако надо иметь в виду, что особенности связного высказывания учащихся о литературе отличаются от высказывания, построенного, например, на материале истории, своей лексикой, фразеологией, стилистикой, так как это высказывание предполагает, прежде всего, выражение эстетического отношения к произведению словесного искусства и других искусств, привлекаемых на уроках литературы.

Аналитическое (научное) мышление в процессе анализа литературного произведения сохраняет в качестве элементов целостные живые художественные представления, которыми ученик оперирует уже не в русле художественной логики, но в русле логики понятийной. Поэтому учитель должен систематически работать над специальным словарем и фразеологией, необходимым учащимся для выражения своего отношения к читаемому, над стилем письменного сочинения и устного высказывания о художественной литературе.

Конечно, тематика сочинений не ограничивается только литературоведческими и вообще искусствоведческими темами (учащиеся пишут сочинения и по жизненным впечатлениям, стихи и рассказы, заметки, очерки, репортажи в газету), но речевые умения, приобретенные в процессе работы над устным и письменным высказыванием о художественной книги, являются основой развития аналитического мышления школьников на уроках литературы.

К источникам развития речи учащихся в процессе изучения литературы необходимо отнести в первую очередь художественный текст, затем соотносящийся с ним в чтении и восприятии жизненный и читательский опыт школьника и, наконец, науку о литературе с ее терминологией, системой понятий и научной фразеологией. [28, с. 142]

1.2 Основные жанры литературного творчества школьников

С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам - поэзии, прозе.

Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия.

Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества - школьном сочинении. Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, литературных кружках и др. [10, с. 86]

В современной школе литературное творчество школьников рассматривается в двух аспектах: традиционно - как способ развития письменной речи - и как метод изучения литературных произведений. Создавая литературные произведения, ребёнок-автор должен суметь передать свой замысел и переживание в таком выразительном образе, который выведет внутреннее содержание во внешний план, сделает это содержание понятным другим. Для этого необходимо развитое воображение и умение конкретизировать и воплощать образ в слове, используя для этого и впечатления внешнего мира, и возможности изобразительно-выразительных средств языка. Художественный замысел стимулирует воображение и придаёт ему определённую направленность. Если же замысла не существует, то и воображение нельзя считать художественно-творческой способностью, оно окажется просто качеством психики, которое позволяет ребёнку выдумывать необычные ситуации или перемешивать впечатления внешнего мира.

Далее образ, первоначально складывающийся в воображении, уточняется и выражается в слове в ходе практической литературно - творческой деятельности. Но для этого необходимо владеть языковыми средствами художественной выразительности. Их роль в творческом процессе служебная. Но, подчинившись воображению, они сами становятся носителями художественно-творческих способностей. Само же по себе владение языковыми художественными средствами является лишь свойством психики, не имеющим к художественному творчеству прямого отношения.

Воплощение замысла происходит в словесной форме. А потому слово перестаёт быть средством описания или изображения, оно становится элементом художественного языка, средством выражения замысла. Благодаря этому замысел автора обретает соответствующий ему словесный образ. В этом и проявляется художественное воображение человека - способность сделать внутреннее содержание доступным другим людям.

Стремление воображения к воплощению есть подлинная основа творчества. Благодатный материал для этого - фольклор. Осваивая особенности малых фольклорных жанров, младшие школьники знакомятся на уровне представления с такими теоретическими понятиями, как ритм, рифма, многозначность слова, сравнение, метафора. Создавая свои считалки, загадки, песенки, дети лучше усваивают как законы жанров, так и элементы художественной формы. Урок в этом случае строится как литературная мастерская, фольклорные произведения анализируются не сами по себе, а для того, чтобы научиться создавать свои собственные, чтобы насмешить небылицей, озадачить трудной скороговоркой или сложной загадкой, поиграть с братиком или сестричкой, рассказать сказку и.т. п. [24, с. 145]

Взрослея, учащиеся пробуют себя уже в более серьезных жанрах: поэзии, рассказах и небольших повестях - это жанры художественной литературы.

В это же время они пробуют себя в публицистических жанрах: заметках в газету, корреспонденции, интервью, репортажах; отзывах о книге, фильме, спектакле, произведении музыки, живописи; рецензии, очерке, статье, фельетоне и др.

Еще один вид творческой работы школьников, литературно-критический жанр - сочинения: проблемное сочинение по изученному произведению; сочинение-описание; сочинение-повествование; сочинение-рассуждение; характеристики литературных персонажей; предисловие (послесловие) к прочитанной книге; эссе, доклад, реферат на литературную тему.

В литературном творчестве школьников ярко выступают индивидуальные черты, которые выражаются в своеобразном пути формирования школьника как «писателя», а также и в отдельных моментах творческого процесса.

К литературным опытам учащихся необходимо относиться внимательно и в то же время предъявлять к ним серьезные и высокие требования, указывать на ошибки и недостатки. В отдельных случаях можно подсказывать, что еще следует сделать, чтобы отображение жизни в произведениях учащихся было более верным, глубоким, ярким и художественным.

2. Условия развития творческих способностей школьников

Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, литература.

Задача преподавания литературы в школе - ввести учащихся в контекст русской и мировой культуры, научить их читать стихи и прозу не как отдельное произведение, а прочитывать в нем весь накопленный многими поколениями опыт словесного творчества. Ведь слово художественной литературы отобрано, отшлифовано и проверено уже много раз и отсылает нас как сигнал к множеству различных текстов. Это своего рода зашифрованный знак. При этом в новом контексте, сочетании оно вместе со свойством отсылать нас к множеству других текстов приобретает и особое обновленное звучание.

Такие свойства литературы сохраняются и в авторских произведениях, и в устном народном творчестве, придавая произведениям глубину и многозначность. Вот почему истинно художественное произведение невозможно пересказать, вот почему теряют смысл огромное количество книг с кратким содержанием мировой классики. [4, с. 8]

2.1 Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках литературы

Основная миссия учителя-словесника - развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие.

Литературное словотворчество - удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать свои впечатления живо и образно.

В процессе обучения нужно непременно решать творческие задачи, вводить элементы самостоятельных исследований учащихся, тем самым, развивая их познавательные силы. Этому же правилу - воспитывать у ребят потребность самостоятельно мыслить, формировать личную позицию, нужно придерживаться при определении тематики сочинений.

Общие темы, предлагаемые всему классу, и ограниченность их вариантов мало способствуют самостоятельности письменных работ. Нужно предлагать индивидуальные сочинения - доклады.

Такие сочинения - доклады учащиеся пишут с удовольствием, потому что каждому предлагается что-то доказать. А это учит утверждать свой взгляд, свою позицию, формирует характер, способствует развитию в каждом ученике творческого начала. А ведь старшеклассники пытаются осмыслить самих себя, ищут пути самовыражения, живут напряжённой внутренней жизнью.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников. Это будет проявлением активных сил души, формированием интеллекта и нравственных начал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочинениям на уроках русского языка и литературы, опора на знания и умения, приобретённые на занятиях тем или другим предметом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факультативная) по развитию литературно - художественного творчества школьников. [5, с. 189]

Одним из основных условий развития у учащихся творческого мышления, умения самостоятельно выразить свои мысли, является тщательная, глубокая работа над текстом художественного произведения. Подобная работа даёт учащимся представления о системе изобразительных средств, которые использует писатель в своём произведении, помогает учащимся понять смысл и природу художественного образа.

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно - художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на читателя. [11, с. 71]

В своей работе педагоги часто используют систему индивидуальных творческих работ, предлагаемую программой, с учётом интересов, склонностей учащихся.

В 10-11 классах предлагаются такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения.

Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях факультатива работ творческого характера учат и воспитывают не только авторов, но и всех присутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей - этому учить никогда не поздно. Особенно нуждаются в добром внимании учащиеся, склонные к поэтическому творчеству.

Учащиеся 10-11 классов - юношеский возраст, который характеризуется нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Конечно, свои мысли и чувства учащиеся пытаются изложить в поэтической форме. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность поделиться своими чувствами в той или иной форме. А это можно сделать на занятиях факультатива в форме дружеского общения.

На этих занятиях формируются читательские качества: эмоциональная отзывчивость, образное мышление, эстетическая реакция на художественное слово. Таким образом, учащиеся посредством творческой деятельности, читательских умений и навыков смогут от размышлений перейти к созданию своих работ.

Основные творческие работы ребят - стихи. Конечно, первоначально в них много «технических» погрешностей. Впереди ещё много труда. Нужно учить детей писать стихи, сказки, эссе, очерки. [13, с. 36]

Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, нарабатывается система творческих заданий по развитию литературных способностей детей. Пробуждает интерес детей к словотворчеству различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а ты продолжай» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру.

А потом школьники пробуют перо сами. Нужно стараться понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Чувствовать особую ответственность за то, чтобы вовремя предостеречь его от излишнего самомнения, переоценки своих возможностей и, с другой стороны, не впасть в ошибку, которая может воспитать в ребёнке графоманскую бойкость пера: не захваливать первые опыты. Избежать этого можно только тогда, когда дети всё чаще и чаще бывали бы в роли творцов, созидателей, сами бы испытывали муки творчества.

2.2 Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе

Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач.

Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода.

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации творческого восприятия, художественных переживаний, в развитии средствами искусства художественно-творческих склонностей и способностей - специфика метода творческого чтения.

Метод творческого чтения, способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путём выполнения различного рода творческих заданий.

Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов творческого чтения выделяется выразительное чтение, слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям.

Решение задач, возникающих перед учащимися в процессе этих и других видов деятельности, развивает у них умение мобилизовать имеющееся знание и включить его в процесс анализа новых ситуаций.

При развитии этого творческого умения развиваются и творческие способности, обуславливающие успешность приобретения данного умения. Это такие способности, как готовность памяти, гибкость мышления, способность к сближению понятий, способность к переносу опыта. Также формируется самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут. А значит и такая важная литературно-художественная творческая способность, как критическое отношение к результатам творчества и к его процессу. Которую составляют как способность к оценке, так и гибкость мышления в способности вовремя отказаться от скомпрометированной идеи или гипотезы. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или так называемая ориентация на творчество. А значит, прежде всего, творческая активность учащегося. [23, с. 90]

Метод творческого чтения способствует выполнению задачи развития и совершенствования глубокого, активного и полного творческого восприятия художественного произведения, возникновению художественного переживания школьниками, развитию их стремления к творчеству, реализации своих возможностей.

Приёмы, помогающие в реализации данного метода и реализующие его весьма интересны и специфичны.

В свете развития творческих способностей перед учителем стоит задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества. Этому содействует другой ряд приемов, включающий школьников в разнообразную деятельность, так называемые приёмы активизации сотворчества читателя. Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.

Но для начала пути к творчеству необходимо глубокое творческое осмысление произведения, этому способствуют приёмы анализа и прочтения произведений, активизирующие воображение и сотворчество читателя. Это такие приёмы как досказывание, пересказ или же рассказывание.

Приёме досказывания произведений - это когда писатель изображает мимику и жесты героя, предоставляя читающему догадываться о том, что в этот момент герой переживает. В других случаях писатель дает намек на какие-то высказывания и действия героя, этого намека не развивая. За него это делает читатель. Во всех случаях досказывание произведения писателя должно помогать более углубленному его постижению, развивать творческие способности учащихся, способствовать развитию читательского интереса.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать