Лица с ограниченными возможностями в мире культуры, науки, искусства
p align="left">Нейл Харбиссон -- первый официальный киборг в Великобритании. 25-летний студент художественного колледжа совершенно не различает цвета и поэтому постоянно носит на голове камеру-колориметр, а в рюкзаке ноутбук, который переводит цвета в звуки. Нейл различает на слух 360 цветов и оттенков. Он уже привык смотреть на мир только в наушниках.
Первый киборг Великобритании добился немалых успехов в живописи. Посмотреть на произведения слепого на цвет художника собираются целые залы в Лондоне и Барселоне. Нейл говорит, что рисует исключительно на слух. В процессе творчества он чувствует себя композитором.

Один из известнейших художников Эдгар Дега прожил около восьмидесяти лет. К пятидесяти годам он ослеп, но не переставал до смерти рисовать шедевры, кроме того, увлекся скульптурой, несмотря на удары, которые наносила ему жизнь: частые болезни, вынужденные переезды, полная потеря зрения.

1.3.1 Диана Гурцкая

Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога.

В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь личико. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.

Диана мечтала стать певицей чуть ли не с младенческого возраста. Серьезнее всех отнеслась к певческим способностям малышки мама Дианы.

Благодаря своему настойчивому характеру, восьмилетней Диане удалось убедить преподавателей музыкальной школы, что она сможет выучиться игре на фортепьяно. Училась Диана в двух школах одновременно: средней общеобразовательной и музыкальной. Она воспитывалась в интернате для слепых детей, куда ее отдали родители, чтобы она смогла получить полноценное образование.

На одном из музыкальных конкурсов ее увидела известная грузинская певица, и первым шагом на большую сцену в жизни Дианы стало выступление в Тбилисской филармонии вместе с Ирмой Сахадзе.

После переезда семьи в Москву она поступила в Гнесинское училище, по окончании которого в 1999 г. начинает свою самостоятельную сценическую карьеру. И успех пришел довольно скоро. Но еще раньше Диана покорила знаменитой песней "Тбилисо" широкую публику на фестивале "Ялта-Москва-Транзит" в 1995 г., где ей присудили специальный приз жюри. В числе прочих членов жюри был Игорь Николаев. Ее проникновенное пение очень понравилось мэтру российской эстрады, написавшему впоследствии для Дианы песню, которая стала ее визитной карточкой, "Ты здесь".

В марте 2000 года студия "АРС" выпускает дебютный альбом певицы, в который вошли песни Игоря Николаева и Сергея Челобанова. Впоследствие Диана еще не раз прибегнет к помощи этих авторов, чьи песни принесли ей успех на большой сцене. В настоящее время у Дианы выпущены два альбома: "Ты здесь" и "Ты знаешь, мама", песни из которых остаются неизменными хитами. На счету Дианы дуэты с мировыми и российскими знаменитостями - Тото Кутуньо, Демисом Руссосом, Рэем Чарльзом, Игорем Николаевым, Николаем Басковым. В последнее время Диана много гастролирует. Ее вокальный дар почитают не только в России, но и во многих странах мира.[7]

1.3.2 Андреа Бочели

Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты с Селин Дион, Сарой Брайтман, Эросом Разаццотти и Эл Жарре. Последний певший с ним "The Night Of Proms" в ноябре 1995, сказал про Бочелли: "Я имел честь петь с самым красивым голосом в мире".

Анндреа Бочелли вырос на ферме в небольшой деревне Ладжатико. В 6 лет начал учиться играть на фортепиано, а позже освоил флейту и саксофон. Страдая недостаточным зрением, он стал полностью слепым в 12 лет после несчастного случая. Несмотря на очевидные музыкальные таланты, Бочелли не рассматривал музыку как свою дальнейшую карьеру, пока не закончил юридический факультет университета в Пизе, и не получил звание доктора. Только тогда Бочелли стал серьезно заниматься своим голосом со знаменитым тенором Франко Горелли, попутно зарабатывая деньги на уроки игрой на фортепиано в различных группах.

Первый прорыв Бочелли как певца произошел в 1992 году, когда Зуккеро Форначиари искал тенора, чтобы записать демо с песней "Miserere", которую он написал вместе с Бони из U2. Успешно пройдя отбор, Бочелли записал композицию в дуэте с Паваротти. После всемирного тура с Форначиари в 1993 году, Бочелли выступил на благотворительном "Pavarotti International Festival", который прошел в Модене в сентября 1994 года. Кроме Паваротти, Бочелли также пел с Брайаном Адамсом, Андреасом Волленвейдером и Нэнси Густавсон. В ноябре 1995 года Бочелли побывал в Нидерландах, Бельгии, Германии, Испании и Франции с постановкой "Night Of Proms", в которой также участвовали Брайан Ферри, Эл Жарре, Роджер Хлдгсон из Supertramp и Джон Майс.

Первые два альбома Бочелли "Andrea Bocelli" (1994) и "Bocelli" (1996) представили только его оперное пение, а третий диск "Viaggio Italiano" известные оперные арии и традиционные неаполитанские песни. Хотя CD и был выпущен только в Италии, он разошелся там тиражом более чем 300 тысяч копий. На четвертом альбоме "Romanza" (1997) был представлен уже поп-материал, включая хит "Time To Say Goodbye", записанный в дуэте с Сарой Брайтман, который имел большой успех. После этого Бочелли продолжил разрабатывать прибыльное поп-направление, выпустив в 1999 году пятый альбом "Sogno", который включал дуэт с Селин Дион "The Prayer". Выпущенная на сингле эта песня разошлась только в США 10-миллионным тиражом и за ее исполнение Бочелли получил Golden Globe Awards, и был номинирован на Grammy в категории "Best New Artist". Последний альбом "Ciele di Toscana" вышел в 2001 году.

Андреа Бочелли единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: “Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки”. Это может звучать оскорбительно, но результат совершенно противоположный - огромное количество обожающих поклонников. И среди них не только тинэйджеры, одетые в помятые майки, но также нескончаемые шеренги деловых женщин и домохозяек и неудовлетворенных существованием служащих и менеджеров в двубортных пиджаках, которые ездят в метро с портативным компьютером на коленях и с компакт-диском Бочелли в плейере. Двадцать четыре миллиона компакт-дисков, проданных на пяти континентах, - не шутка даже для того, кто привык считать в миллиардах долларов.

Итальянец, чей голос способен смешать мелодраму с песенкой из Сан-Ремо, нравится всем. В Германии, стране, которая открыла его в 1996-ом году, он постоянно присутствует в хит-парадах. В США он предмет культа: Президент Билл Клинтон, который знает наизусть музыку к фильму “Канзас-сити”, называет себя в числе поклонников Бочелли. И он пожелал, чтобы Бочелли пел в Белом доме и на встрече демократов.

Вскоре на талантливого музыканта обратил внимание Папа Римский. Святой отец недавно принял Бочелли в своей летней резиденции Кастель Гандольфо, чтобы прослушать в его исполнении гимн Юбилея-2000. И выпустил этот гимн в свет с благословением.

Но настоящий феномен Бочелли процветает не в Италии, где певцов, которые исполняют легко насвистываемые песенки и романсы, видимо-невидимо, но в Соединенных Штатах. “Мечта”, его новый компакт-диск, уже ставший бестселлером в Европе, на первом месте по популярности за океаном. Билеты на концерты его последнего турне по стадионам (22 тысячи мест) были все проданы заранее. Sold out. Потому что Бочелли хорошо знает свою публику. Репертуар, который он представил, был апробирован в течение длительного времени: Россини, Верди, арии Пуччини (от “Che gelida manina” из “Богемы” до “Vincero'” из “Турандот”). Последняя благодаря Бочелли заменила песню “My way” на всех конгрессах американских дантистов. После короткого появления в образе Неморино (“Любовный напиток” Гаэтано Доницетти ) он знаменитые песни Энрико Карузо: “O sole mio” и “Core `ngrato”. В общем, он отважно верен официальной иконографии итальянца в музыке.

И пусть не говорят, что своим успехом Бочелли обязан распростаненному добродушию и желанию защитить его, вызванным его слепотой. Конечно, факт быть невидящим играет свою роль в этой истории. Но факт остается фактом: его голос нравится. “У него очень красивый тембр. И, так как Бочелли поет по-итальянски, у публики создается ощущение приобщения к культуре. Культуре для масс. Именно это побуждает их хорошо себя чувствовать”, - объяснила некоторое время назад вице-президент фирмы Philips Лиза Альтман. Бочелли - итальянец и особенно тосканец. Это одна из его сильных сторон: он преподносит культуру популярную и рафинированную в одно и то же время. Звуки голоса Бочелли, такие нежные, вызывают в уме каждого американца номер с прекрасным видом, холмы Фьезоле, героя фильма “Английский пациент”, рассказы Генри Джеймса,

В свободное время Бочелли удаляется в укромный уголок и читает “Войну и мир” с помощью своего компьютера с клавиатурой Braille. Он написал автобиографию. Временное заглавие - “Музыка тишины” (авторские права проданы издательству Warner итальянским издательством Mondadori за 500 тысяч долларов).

Успех более определяется личностью Бочелли, чем его голосом. Он наделен необыкновенной смелостью: ходит на лыжах, занимается конным спортом, и выиграл самое главное сражение: несмотря на слепоту и неожиданный успех (это также может быть недостатком), он сумел вести нормальный образ жизни. Он счастливо женат, у него двое детей и за ним стоит крепкая семья с крестьянскими традициями.

Что касается голоса, то теперь уже все знают, что у него очень красивый тембр, “но его техника все еще не позволяет ему сделать необходимый рывок, для того чтобы завоевать публику со сцены оперного театра. Его техника предназначена микрофону”, - так определяет Бочелли музыкальный критик газеты “La Repubblica” Анджело Фолетти. С другой стороны, пение в микрофон, кажется, уже становится тенденцией, если Нью-Йорк Сити Опера решила с будущего сезона прибегнуть к микрофонам, чтобы усилить звучание голосов певцов. Для Бочелли это могло бы стать удачей. Но он не хочет этого. “В футболе это было бы равносильно расширению ворот, чтобы забить больше голов”, - говорит он. Музыковед Энрико Стинкелли объясняет: “Бочелли бросает вызов аренам, оперной публике, когда поет без микрофона, что наносит ему огромный вред. Он мог бы жить доходами с песенок, давая концерты на стадионах. Но не хочет. Он хочет петь в опере”.

Андреа удалось заполнить пропасть, которая разделяет среднюю публику и оперу.

Но Бочелли не удовлетворен. “Когда я пою оперу, - признает Бочелли, - то зарабатываю гораздо меньше и теряю массу возможностей. В моей дискографической фирме Universal говорят, что я безумец, что я бы мог жить, как набоб, исполняя песенки. Но для меня это не имеет значения. С момента, когда я во что-нибудь поверил, я преследую это до конца. Поп-музыка была важной. Наилучшим способом заставить широкую публику узнать меня. Без успехов в области поп-музыки никто не признал бы во мне тенора. Отныне я посвящу поп-музыке только необходимое время. Все остальное время я отдам опере, урокам с моим маэстро Франко Корелли, развитию моего дара”.

Вне всякого сомнения, Бочелли не остановится, пока не убедит самых упорных скептиков, что он умеет петь оперу. [8]

1.3.3 Стив Уандер

Стивен Джадкинс - так зовут Стиви Уандера на самом деле - родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. "Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее", - это внушила ему одна умная женщина - Лула Мэй Джадкинс. Его мать. Она родила сына в больнице для бедных на полтора месяца раньше срока. "Мальчик не выживет", - сказал ей врач. - "Выживет, что бы вы мне ни говорили!"

У новорожденного действительно было слишком мало шансов выкарабкаться, вот врачи и позволили себе "недоглядеть": в инкубатор, куда его поместили, подавалась воздушная смесь с избытком кислорода. Однако Стиви выжил! Вот только оба глаза оказались обожжены...

Лула выработала собственную стратегию воспитания сына: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать. Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и... интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже... понемногу читать - не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!

О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того, как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу "человека-летучей мыши". Ведь он... отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит... А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране...

В мире звуков мальчик ориентировался потрясающе, и заняться музыкой ему велел сам Бог. Играть Стиви начал года в четыре, первыми его инструментами стали... кухонные кастрюли. Он так ловко бил по ним, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент. Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно... На той губной гармошке Стиви лет шесть подыгрывал себе. На его дворовые рок-н-ролльные концерты собиралось чуть ли не полгорода. И однажды слухи о них достигли продюсера Брайана Холлэнда (он специализировался на поиске молодых талантов в Детройте). Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: "Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним ("уандер" - именно так звучит слово "чудо" по-английски). Кстати, я хочу заключить с тобой контракт, ты не против?" Стиви было тогда всего 10 лет...

С тех пор его жизнь резко изменилась. Во-первых, у него появился рояль, а плюс к этому - банджо, гитара, барабаны... Во-вторых, много денег. В-третьих, он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. "Это необходимо для его карьеры" - этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви!

Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер "бунтовал": он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Правда, в один прекрасный вечер, возвращаясь домой, он перепутал окна и попал в спальную комнату девочек, но тем лучше - за Стиви, о котором и так легенды ходили, тут же закрепилась слава отъявленного ловеласа.

Влюбляться Стиви начал довольно рано - в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, - он смотрел на Энджи "внутренним взглядом"... Этот роман не привел к браку, зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах.

С тех пор так и повелось. Стиви каждый раз безумно влюбляется, а покорив сердце очередной возлюбленной, посвящает ей свою музыку и на этом с легкостью прощается с ней в поисках новых источников вдохновения. Его привязанности слишком неустойчивы. "Я влюблен в жизнь и во всех девушек одновременно. Зачем же мне жениться?" Впрочем, один раз он все-таки женился - на Сирите Райт, девушке не слишком красивой, но ее чудесный голос завораживал... После первой брачной ночи Стиви даже не сказал ей "доброе утро". Едва проснувшись, он бросился к синтезатору. "Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!" - объяснил он позднее. С этой "семьей" не выдержала конкуренции ни одна из пятнадцати подружек музыканта, даром что три из них подарили Стиви детей - дочерей Айшу и Кейту и сыновей Мумтаза и Квейми.

Уандер был одним из первых музыкантов, освоивших "диковинную электронную новинку" - синтезатор. Это было еще в начале 70-х, и с тех пор Стиви не расстается с ним ни днем, ни ночью. К тому же Уандер всегда отличался феноменальной работоспособностью. "Сколько всего вы написали песен?" - спросили у него недавно. "Трудно сказать. Только тех, которые я так ни разу и не исполнил на публике, наберется около двух тысяч!"

...Услышав об операции по вживлению в сетчатку глаза видеокамеры и компьютерной микросхемы, передающей сигналы в мозг, Уандер сначала преисполнился энтузиазма: "Видеотехника в глазу - это же будет чудо посильнее синтезатора!" А потом музыкант призадумался... Все-таки его восприятие мира уникально, а тут электроника... "Что-то мне не хочется становиться чем-то вроде Терминатора", - проворчал Стиви. Да и женщин он привык поражать фразочками типа "Вам так идет эта блузка цвета маренго" (фокус с угадыванием цветов Уандер по-прежнему проделывает виртуозно).

Его известность достигла, если так можно выразиться, "критической массы", когда послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель Motown. Услышав исполнение десятилетнего музыканта, Горди тот час же подписывает с ним контракт. Первый альбом Уандера с Motown "12-Year-Old Genius" дал и его первый хит "Fingertips, Part 2". Вместе с артистами Motown мальчик отправляется на гастроли и записывает песни "Uptight (Everything"s Alright)", "For Once in My Life" и "I Was Made To Love Her".

Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки Motown были тесны для него. Едва ему исполняется 21 год как он оставляет группу, чтобы начать сольную карьеру. Уход из Motown был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера появляются записи, в которых сочетаются элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В конце концов, Уандер снова находит общий язык с Горди, и Motown помогает ему в реализации альбома "Music of My Mind". В 1972 году Стиви отправляется в тур с Rolling Stones, чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать