Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
адание: - Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4 Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задания: - Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5 Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание: - Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Задания: - Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш] ?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[б] [о] [л] ; [г] [в] [о] [з'] [д'] [и] ; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т] ; [п] [л] [о] [щ] [а] [д'] [и]

Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания: - Назвать слова, в которых есть звук [ш].

Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата.

Для обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

a. "Построить забор" - улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук и).

b. "Трубочка" - вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти.

c. "Лопаточка" - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

В результате обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата у детей получили следующие результаты (см. Приложение 2).

Состояние тонкой моторики пальцев рук у детей-логопатов.

Уровень сформированности движений пальцев рук определялся с помощью двух дидактических игр: "Выложи узор" и "Кукла Маша идёт гулять". В игре "Выложи узор" детям нужно было составить из частей мозаики узор по образцу взрослого, а в игре "Кукла Маша идёт гулять" дети должны были помочь кукле выбрать одежду для прогулки, надеть её на куклу, застегнуть кофточку и завязать ботинки. Результаты отражены в Приложении 2.

Состояние общей моторики.

Координация движений у детей обследовалась во время физкультурных и музыкально - ритмических занятий. В целом почти у всех детей общая моторика сохранна (см. Приложение 2).

Выявление активного и пассивного словаря.

В играх "Логический поезд" и "Скажи наоборот" у детей было изучено состояние словаря. В игре "Скажи наоборот" детям нужно было подобрать антонимы к следующим словам: широкий, длинный, толстый, низкий. Никто из детей не выполнил это задание в полном объёме.

Игра "Логический поезд" была направлена на выявление уровня обобщений. Детям раздавали три группы картинок: овощи, игрушки и животные. Задание заключалось в следующем, нужно было сначала посадить в поезд картинки только одной группы, например: игрушки - мяч, машина, кукла, пирамидка. После чего детей спрашивали о том, как это всё можно назвать одним словом. Результаты проведённых игр зафиксированы в Приложении 2.

Уровень сформированности грамматического строя речи.

С помощью игр "Скажи ласково" и "Чего не стало?" у детей обследовался грамматический строй речи. После проведения этих игр "Чего не стало?" видно, что дети не могут образовать родительный падеж имён существительных, а в игре "Скажи ласково" затрудняются в образовании уменьшительно - ласкательных форм имён существительных (Приложение 2).

Состояние связной речи.

Уровень развития связной речи обследовался с помощью беседы по сюжетной картине. Детей просили пересказать сюжет картины, при этом задавались наводящие вопросы: кто изображён на картине? что они делают? как играют дети?

Примеры рассказов детей:

1. Рассказ Шибаева Ильи. Девочка ещё мальчик, ещё мальчики хотит играть мячик. Ей мяч не дали, плачет она.

2. Рассказ Грибанова Саши. Мятик, на уйти они. Даватька патеть.

Отвечает на вопросы однословно, причинно - следственные связи не устанавливает, смысл сюжета не уловил.

3. Рассказ Кати Фоминой. Лето это. Мясиком игате масик. Собакой игает. Потому дёдик. Итому дёдик моквый.

Не смогла уловить смысл сюжета, отвечал в основном простыми предложениями.

Обследование познавательной деятельности и мышления.

Познавательная деятельность и мышление у детей обследовалось на занятиях по формированию математических представлений и продуктивным видам деятельности (данные обследования зафиксированы в Приложении 2.

Обследование фонематического слуха.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки.

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий (см. Приложение 2).

Обследование слоговой структуры слова.

Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, детям предложено назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, и т.п., называя предложенные картинки несколько раз).

Исследование умения различать на слух звуки речи.

Картинки для слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков:

С-Т санки-танки

Т-Ц тапки-цапки

С-Ш миска-мишка

3-Ж розы-рожи

Ш-Ч шайка-чайка

Ш-Щ чаша-чаща

Ч-Щ чёлка-щёлка

Ч-ТЬ чёлка-тёлка

Щ-ТЬ щёлка-тёлка

Картинки для слуховой дифференциации звуков Р, Л, Й:

Р-Л рожки-ложки

Р-Й марка-майка

РЬ-ЛЬ Марина-малина

ЛЬ-И лямка-ямка

Картинки для слуховой дифференциации звонких и глухих согласных звуков:

П-Б почка-бочка

Т-Д тачка-дачка

К-Г корка-горка

Ф-В софа-сова

С-3 сайка-зайка

Ш-Ж Саша-сажа

Картинки для слуховой дифференциации мягких и твердых согласных звуков:

П-ПЪ пальцы-пяльцы

Б-БЬ прибывает-прибивает

М-МЬ мышка-мишка

В-ВЬ вол-вел

Т-ТЬ тапки-тяпки

Д-ДЬ дымка-Димка

Й-НЬ банка-банька

С-СЬ осы-оси

Р-РЬ круг-крюк

Л-ЛЬ лук-люк

В речевой карте записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

Таким образом, в процессе обследования детей со стертой формой дизартрии, имеющих фонетико-фонематическим недоразвитие речи выявлено, что дети имеют нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В общении с окружающими у некоторых детей (Чернова Дарья) проявляются случаи ненормированного воспроизведения в силу неправильно сформулированных отдельных артикуляторных позиций - искажение звуков.

3.2 Разработка методики логопедической работы в экспериментальной группе

По итогам обследования детей я разработала методику логопедической работы по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи (Приложение 1).

Преодоление стертой дизартрии достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой [40].

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Коррекционная работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий [24].

На индивидуальных занятиях работа велась по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой, например "Птицы", "Звери", и игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединялись. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединялись одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняли дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. Комплексным подходом с использованием игровых приёмов занимались О.С. Ушакова [22], Ф.А. Сохина [9], А.И. Максимова, Г.А. Тумакова, А.И. Максаков, Г.А. Каше.

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). - М., Просвещение, 1978.

Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. Филичёва Т.Б. Чиркина Г.В. - М., 1993

Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). - М., Просвещение, 1986.

Перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ФФНР, ОНР). Сост. Н.В. Серебрякова.

Перспективное планирование работы логопедической работы в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост. Н.В. Нищева.

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А. Ткаченко.

Календарный план коррекционной работы в подготовительной группе для детей с ФФНР. Сост.В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

А также используются труды Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой Т.А., Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и многих других авторов.

В системе занятий реализовался принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие слухового внимания;

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Последовательность ознакомления со звуками в основном в соответствии с рекомендациями Г.А. Каше, присутствует и варьирование последовательности изучения звуков.

Учитывались в программе требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществлялась подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква", закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

сказочных сюжетов;

элементов фольклора;

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

литературных персонажей;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий - рисунков, коллажей, мозаик, панно;

настольно-печатных игр;

сюжетов и героев мультфильмов.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

развитию всех компонентов речи;

формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;

развитию познавательных процессов;

развитию творческих способностей детей;

воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы [8]:

1. оргмомент;

2. сообщение темы занятия;

3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5. произношение звуков в словах;

6. физминутка;

7. работа над предложением;

8. обучение элементам грамоты;

9. итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;

подготовка к обучению грамоте;

лексико-грамматические задания;

физпаузы (взаимодействие речи и движений);

голосовые, дыхательные, мимические упражнения;

имитация движений и действий;

творческие задания;

словотворчество;

упражнение на развитие познавательных процессов;

стихи, диалоги.

Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.

Рассмотрю более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.

1. Организационный момент.

Цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на

учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа - направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

уточняется артикуляция - положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;

уточняются акустические признаки звуков: "спит" или "не спит" голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость;

находится образное сравнение звука;

звуки обозначаются цветовыми символами (мягкие - зелёным цветом, твёрдые - синим, гласные - красным).

Для определения характеристики звуков помогают "Девочки-звуки" (гласные), "Мальчики-звуки" (согласные, в разных костюмчиках, с колокольчиком и без него). Соответственно, "Девочки-звуки" в красных костюмчиках с колокольчиком (гласный звук, участвует в образовании голос).

"Мальчики-звуки" в синих костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, твёрдый), без колокольчика - согласный, глухой, твёрдый. "Мальчики-звуки" в зелёных костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, мягкий), без колокольчика - согласный, глухой, мягкий.

Для последовательного ответа по определению характеристики используется схема.

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Одной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют "вопилки" и "дразнилки", с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

Проводятся игры "Наоборотики" - преобразование слогов (твердые в мягкие, мягкие в твёрдые).

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звукослогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Проводятся игры на развитие слухового внимания: "Узнай инструмент", "Слушай и делай", "Делай, как скажу, а не как покажу", "Будь внимателен", "Подскажи словечко", "Послушай и сделай", "Дятел", "Какое слово отличается от других?", "Четвёртый лишний", "Определи на слух самое короткое слово", "Какие пары слов похожи по звучанию?".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать