Мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы
p align="left">Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяются формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также краеведческая и фольклорно-этнографическая работа.

Если классный руководитель содержательно и умело осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым способствует их эффективному личностному развитию [11].

1.5 Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работы учителей и родителей

Классному руководителю необходимо поддерживать доброжелательные отношения и деловые связи с учителями, работающими в классе, и родителями и тактично координировать их воспитательную работу [2;4;10]. По отношению к учителям эта работа должна включать в себя: ознакомление их с особенностями физического и нервно-психического развития учащихся, характером воспитания в семье, определение необходимой помощи в учебной работе тем из учащихся, которые в ней нуждаются, и т.д. В то же время весьма полезно оказывается участие учителей в проведении различных видов внеклассной работы по совершенствованию домашней учебной подготовки учащихся, развитию их способностей, нравственно-патриотическому и трудовому воспитанию, а также поддержанию здорового психологического микроклимата в классе. Постоянные контакты классного руководителя с учителями играют в этом смысле весьма существенную роль.

Значительное место в деятельности классного руководителя должна занимать и работа с родителями учащихся. В частности, классному руководителю необходимо поддерживать контакты с родителями по вопросам успеваемости и поведения учащихся, осуществлять их консультирование и педагогическое просвещение, знакомить с теми задачами, которые решает школа, и побуждать их принимать участие в решении этих задач. В ряде случаев полезно привлекать родителей к проведению отдельных видов внеклассной работы с учащимися (руководство кружками, участие в обсуждении вопросов нравственности, жизненного самоопределения и профориентации и т.д.).

1.6 Методическая деятельность классного руководителя

В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы [1;6;10].

Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккуратным и регулярным ведением журнала и своевременной подготовкой отдельных документов для личных дел учащихся (табелей успеваемости, различных справок о здоровье и т.д.).

Сложной и не до конца решенной является проблема планирования работы классного руководителя. Иногда даже в печати высказывается мнение о ненужности этих планов, поскольку классный руководитель якобы проводит воспитательную работу, сообразуясь с текущими и возникающими вопросами жизни и работы учащихся, которые невозможно предвидеть заранее.

Ошибочность данного мнения подтверждается психофизиологическими исследованиями. Как уже отмечалось, всякая деятельность человека осуществляется по заранее составляемой им мысленной программе, т.е. носит обдуманный характер [11]. Эта программа выполняет две функции: во-первых, стимулирует личность к осуществлению намеченной деятельности и, во-вторых, служит сличающим механизмом этой деятельности с ее мысленной программой, побуждая человека к коррекции и совершенствованию выполняемой работы. Чем сложнее деятельность человека и чем более продолжительный период времени она охватывает, тем более важное значение приобретают ее предварительное обдумывание, программирование, или, иначе говоря, планирование. Именно это и обусловливает большую роль планирования классным руководителем своей воспитательной работы.

Есть, однако, различные подходы и методические рекомендации по составлению планов внеклассной воспитательной работы. С научной точки зрения при их разработке необходимо исходить из сущности процесса воспитания и теоретических подходов к его осуществлению. Укажем в данном случае на несколько ключевых положений [2;6].

Во-первых, воспитание и развитие личности происходит только в процессе ее активного участия б разнообразных видах деятельности, которые и нужно предусматривать в планах воспитательной работы.

Во-вторых, воспитание должно направляться на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, что также отражается при планировании воспитательной работы.

И, наконец, в-третьих, процесс воспитания должен включать в себя два взаимосвязанных направления: первое должно способствовать решению задач всестороннего развития учащихся, т.е. их умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию; второе направление должно быть связано с решением тех или иных ведущих воспитательных задач по преодолению недочетов в поведении и личностном формировании учащихся.

Сама технология составления плана внеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:

-- вначале анализируется состояние учебной работы, поведения и уровня воспитанности учащихся и на этой основе определяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-две ведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классе недостатков и дальнейшим развитием учащихся. Все эти вопросы составляют содержание первого раздела плана "Характеристика особенностей класса и важнейшие задачи воспитательной работы на предстоящую учебную четверть или полугодие";

-- затем разрабатываются система и разнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитию учащихся, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую, нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

-- на следующем этапе разрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущих воспитательных задач;

-- далее в плане предусматриваются виды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя, учителей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;

-- на заключительном этапе план оформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внеклассной работы в той хронологической последовательности, в которой наиболее целесообразно их осуществлять [2;6;9;10].

Глава II Эмпирические исследования деятельности классных руководителей

2.1 Исследования классных руководителей

Для выявления приоритетных направлений деятельности, а также путей повышения мастерства, был проведен опрос классных руководителей, работающих в городских общеобразовательных школах [8].

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка (в нашем исследовании это отметил 41% классных руководителей). Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53% ответов), созданию положительного психологического климата в классе (82%), развитию детского самоуправления (65%), созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению учащихся в систему реальных социальных отношений (79%).

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. Первый тип -- социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности (92% ответов).

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические (88% ответов). Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом -- определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики (22% ответов).

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах (83% ответов).

Четвертая группа -- задачи процессуального характера (65% ответов). К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Классные руководители, принявшие участие в нашем исследовании в ярославском и костромском регионах, говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными, и для многих детей, особенно из малообепеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.

2.2 Исследования школьников

Эмпирическое исследование [3], проведенное нами с подростками 5 - 9 классов, позволило получить факты, указывающие на некоторые особенности поведения классного руководителя. Общая идея исследования - классный руководитель глазами современного школьника. В эксперименте принимали участие учащиеся 5 - 9 классов. В качестве инструментов исследования были: методика незаконченных предложений «Классный руководитель - это …», анкета, предполагающая выбор ответов, методика ассоциаций. Всего в исследовании приняло участие 136 школьников.

Анализ суждений подростков позволяет отметить некоторые тенденции.

Первая. Классный руководитель для всех подростков является значимым лицом, основная роль которого - создавать условия психологической безопасности в классе. Наиболее убедительно это прозвучало в ответе пятиклассника: «Классный руководитель нужен, чтобы не было никакой беды». В 9-ом классе основной признается ролевая позиция руководителя, организатора, о чем свидетельствуют следующие высказывания: «Если за нами никто не будет следить, то мы скатимся с горы и будем в самом низу»; «Без классного руководителя класс потеряет управление»; «Коллективу необходим умный и опытный руководитель»; «Смотрит за отношениями в классе и может помочь по школьным вопросам»; «без классного руководителя класс бы не сохранился».

В некоторых классах отмечается важность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта.

Такие ролевые позиции, как «умелец», «фасилитатор», «старший друг», видимо, не получают реализации, что следует из советов школьников классному руководителю. «Он должен дружить, а не руководить»; «он должен стать нам верным другом» и т.п.

Вторая. Очевидно, что для большинства подростков значимость личности классного руководителя определяется, прежде всего, его способностью вносить ценностный вклад относительно группы как целого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие» отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Следствием этого выступает чувство удовлетворенности подростков различными аспектами жизни класса, ощущение полноты и содержательности жизни в школе, чувство уверенности в себе и ощущение самоценности. Третья. Компетентность классного руководителя как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми, позволяющий принимать эффективные решения в конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность и характеристика его поведения.

Показательны в этом отношения суждения школьников «от противного»: «вместо того, чтобы вызывать мам двоечников, в наказание отправлять их с урока домой» (5 класс); «не закрывать глаза на проблемы» (8 класс); «нужно быть готовым к неожиданным ситуациям со стороны учеников» (8 класс). Актуальными средствами решения классным руководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своего предмета», юмор и внешний вид (современный стиль одежды).

Четвертая. Педагогический такт - составляющая поведения классного руководителя - выступает механизмом реализации воспитательной функции. Педагогический такт мы рассматриваем как понимание и принятие педагогом самобытности развивающегося человека, отношение, соразмерное его возрастным и личностным возможностям, согласованное с его субъективным опытом.

Тактичность педагога обеспечивает баланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе, индивидуальное корректирование личностного развития, инициирует индивидуальное проявление личностного «Я» и его достойного утверждения в микросреде класса.

На это указывают суждения и пожелания подростков классному руководителю: «поменьше орать», «не высмеивать учеников», «не кричать на детей», «он не должен быть безучастным», «не выживать из класса учеников, которые ему не нравятся», «справедливо относиться к ученикам», «получше относиться к некоторым субъектам из класса», «не критиковать учеников при множестве учеников», «не надо орать на детей, с криком они еще больше начинают ненавидеть вас», «понимать учеников и принимать их, как они есть».

2.3 Анализ результатов исследования

На основе полученных фактов, а также анализа материалов анкетирования 18 классных руководителей школ города нами предложена эмпирическая классификация стилей поведения классного руководителя. Стиль поведения мы рассматриваем как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов взаимодействия педагога с воспитанниками с целью эффективного и качественного решения образовательных задач [3;8].

Определяющими измерениями (основаниями) поведения педагога являются такт и коммуникативная направленность. Понятием «коммуникативная направленность» обозначается система доминирующих способов обмена ценностями, действиями, умениями и навыками и стратегий психологического воздействия на партнера. Мы использовали имеющиеся в литературе описания коммуникативной направленности (С.Л. Братченко). Педагогический такт и коммуникативная направленность педагога являются объективацией его ценностно-смысловых установок и ориентаций, составляющих мотивационную основу профессионального поведения.

В соответствии с названными основаниями можно выделить следующие стили поведения классного руководителя.

Контструктивно-помогающий стиль поведения характеризуется диалогической коммуникативной направленностью, доминированием ценностей принятия и понимания ребенка, уважения его прав, ориентация на сотрудничество. Такое поведение означает предоставление свободы самореализации и передачу ответственности за принятие решений подростку, способность к глубинному контакту, «эмпатическому пониманию», осторожное отношение к оценкам и оценочным суждениям.

Авторитарный стиль. Такой педагог не ориентируется на «среднеарифметического» школьника, «не обременяет себя» обращением и пониманием индивидуальности; стереотипен в установках, оценках и способах решения проблем; избирателен и субъективен. Ведущий способ регулирования отношений - оценивание всего и всех, различные «санкции». Доминирующие ценности - ценности самоутверждения.

Манипулятивный стиль. Педагог полагает себя субъектом, имеющим право и способность на самостоятельное мышление. Ученик принимается как субъект деятельности по освоению предмета, поэтому оценивается как «достойный уважения», если успешно учится и «не доставляет хлопот». Основная стратегия воздействия - «интенциальная» (термин Г.А. Ковалева), когда классный руководитель стремится оказывать преобразующие воздействия на учеников, на класс. Для этого ему необходимо специальное психологическое знание, которое ему позволило бы успешно управлять поведением. Тип коммуникации - манипулятивный, доминирующими ценностями являются этические и ценности самоутверждения.

Индифферентный стиль характеризуется конформным типом коммуникации, позицией невмешательства. Лишь в случае крайней необходимости вмешивается в жизнь класса и отношения. Доминирует ситуативный подход и ориентация на нормативные ценности. Наиболее точно такой стиль описан ученицей 9-го класса одной из школ. «Я учусь в девятом классе. Учиться неинтересно, скучно. В школе никаких событий и мероприятий не происходит. У нас класс недружный, каждый сам по себе. Учителя у нас хорошие. Знают свой предмет и к нам относятся хорошо: поругают, если надо, или посмеются вместе с нами. Но жизнь скучная, без радостей».

Заключение

Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е. Щуркова, В.П. Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя [10].

Процесс профессионального формирования классного руководителя - это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической и, главное, практической значимостью.

Устойчивый процесс накопления педагогического мастерства начинается после процесса первичной адаптации. Определить его можно по нескольким признакам:

- ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя;

- ощущение правильности выбора учительской профессии;

- понимание своего предмета и умение преподавать его на понятном детям уровне;

- выработка особого подхода к каждому классу;

- умение дать правильную и своевременную оценку.

Формирование мастерства происходит на первой профессиональной фазе [2]. Именно педагоги 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими классными руководителями.

Интегративным показателем эффективности процесса формирования мастерства классного руководителя является профессиональная творческая активность. Творчество -- свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий результативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:

-- отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

-- совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;

-- должна реализоваться идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующая мотивационную сферу, развивающая творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;

-- необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

Литература

1.
Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2004. - 144 с.

2. Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 280 с. - (Воспитание и доп. образование детей).

3. Мелехова В. Ю. Классный руководитель и современный подросток//Интернет-журнал «Эйдос», 2005

4. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2005. - 176 с.

5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2002. - 160 с.

6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. - 192 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

8. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые и другие люди // Семья и школа. 1989. - №№11, 12; 1990. №№1, 2.

9. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 214 с.

11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Просвещение, 1994. - 302 с.

Приложение 1

Изучение особенностей личности школьника в педагогическом процессе

Для получения представления о ребенке важнейшим, а нередко и основным методом сбора информации о его личности является наблюдение за поведением. Способность педагога оперативно, всесторонне и глубоко наблюдать и описывать облик и поведение ребенка приходит с годами при длительной тренировке. Этот период можно сократить, если применять специальные схемы, определяющие последовательность и особенности наблюдения. Предлагаемая ниже схема -- один из возможных вариантов. Ее цель -- задать опорные точки для наблюдения за ребенком и дать возможность педагогам единообразно фиксировать результаты наблюдения.

Схема для наблюдения за ребенком от 7 до 15 лет.

Конечно, каждый педагог формирует в течение жизни свой собственный стиль наблюдения, но заложить некоторый «костяк» этого стиля призвана «Схема наблюдения».

1. Первая часть наблюдения касается общего впечатления от ребенка, его физических характеристик, чистоты, аккуратности, внешнего вида.

В первую очередь необходимо обратить внимание на тело -- рост и вес ребенка, и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми по отношению к возрасту, другие -- менее зрелыми. С этим связано впечатление мужественности или женственности.

Затем обращаем внимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной, подавленной, жмущейся.

Лицо может быть узким или широким, нежным или грубым, асимметричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть «интеллигентным», симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчетливые дефекты (бородавки, язвы, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.

Мимика и пантомимика оценивается в результате общего впечатления: пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза и рот, на жесты. Следует обратить внимание на состояние кожи: красная или бледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.

Чистота тела является следующим простым, но важным признаком. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание -- на косметику и прическу. Прическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, является ли она слишком бросающейся в глаза. Прическа часто проявляет неконформность к нормам, утверждаемым учителями и родителями. У девушек обращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят их украшения (вкус, стоимость, уместность).

Относительно одежды отмечаем модность, стоимость, крикливость, аккуратность, наличие вкуса, простоту, отремонтированность, соответствие размерам, степень поврежденности или заношенности.

2. Речь ребенка. Много информации можно получить, оценивая голос. Приятный голос важен при формировании положительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других детей и наоборот. Следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.

Темп речи. Расторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Следует отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Необходимо также составить представление о разговорчивости ребенка: многоречивый -- разговорчивый -- малоразговорчивый -- замкнутый -- неразговорчивый.

Плохая дикция может быть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ее обусловливает. Она может быть и симптомом такого заболевания, как легкая детская энцефалопатия.

О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребенка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, стремится ли ребенок к точной формулировке, использует длинные предложения или простые, краткие, иногда примитивные; степень грамотности.

Разговор позволяет нам понять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.

3. Следует обратить внимание на общую подвижность ребенка: повышенная двигательная активность, малая активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точки зрения скорости, точности, целенаправленности, напряжения и др. Ни в коем случае нельзя не отметить нарушения движений.

4. Социальное поведение. Прежде всего, обращаем внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно, или же сдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.

Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Отмечаем, являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими, старается ли ребенок только выглядеть вежливым или ему не хватает каких-либо социальных навыков. Отдельные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. У более взрослых детей определенное влияние на вежливость оказывают и другие факторы, одним из которых является намеренное желание ребенка (подростка) отрицать все то, чему его учили взрослые.

В целом для выявления качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный -- решительный-- упрямый -- хвастливый -- подчеркивающий свое превосходство -- высокомерный -- насмешливый -- ненастойчивый -- нерешительный -- застенчивый -- неуверенный -- назойливый -- настойчивый -- подчиняющийся -- стремящийся угодить -- получающий радость от общения -- непосредственный -- ласковый -- доверчивый.

5. Следующий раздел посвящается настроению. Для его заполнения производится обобщение на основе различных проявлений (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также, насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное или лабильное (меняющееся без видимых причин).

6. Отдельный раздел отводится поведению ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий. Очень важным является отношение к заданиям, проявляющееся в первую очередь как степень интереса: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к очень высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенка: или его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или скорее боится неуспеха или какого-то наказания.

Наблюдаем у ребенка рабочие навыки: может ли анализировать проблему, направлен ли на получение заранее запланированного решения или действует хаотично, методом проб и ошибок. Обращаем внимание на то, решает ли ребенок задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно, оригинально, может ли быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям или нет. Другой важной характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, иногда ребенок работает сначала медленно, а затем темп повышается.

К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.

Очень важно пронаблюдать, как ребенок реагирует на неуспех: агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или же потерей самообладания (становится неуверенным, сдается, винит себя), воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно.

Отдельно наблюдаем за интенсивностью внимания, за тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен ли он.

7. Обязательно необходимо отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно. Выделяются следующие основные признаки: «игра» с руками, одеждой -- покашливание -- гримасы -- облизывание губ -- сосание пальцев -- кусание ногтей -- краснение, бледнение -- подергивание головой, руками, плечами, тики -- плач -- пугливость -- заикание -- запинание в речи -- ломанность -- беспокойство -- повышенная утомляемость -- демонстративность -- повышенная нерешительность.

На основе результатов систематического и планомерного наблюдения учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка. Как правило, подобные выводы в дальнейшем уточняются и корректируются.

Темперамент -- характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый).

Характер понимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающих типичные способы поведения. Он проявляется в отношениях человека к разным сторонам жизни:

-- отношение к другим людям: эгоизм -- альтруизм, честность, правдивость -- лживость, рассудительность -- легкомысленность, общительность -- замкнутость, тактичность -- грубость, стремление доминировать -- подчиняться;

-- в отношениях со сверстниками: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;

-- в отношениях со взрослыми: послушание, уважительность, капризность, заискивание;

-- отношение к делу: ответственность -- безответственность, трудолюбие -- леность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению;

-- отношение к себе: скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, забитость (закомплексованность), чувство неполноценности;

-- отношение к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость.

И в заключение делается вывод о среде ребенка, которая может быть поддерживающей, конфликтной, здоровой, гармоничной, благоприятной, культурной, травмирующей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать