Математические игры как средство развития познавательного интереса учащихся
торой этап - подготовительный. В зависимости от того или иного вида игры этот этап может отличаться по времени и содержанию. Но все-таки у них есть общие черты. Во время подготовительного этапа учащиеся знакомятся с правилами игры, происходит психологический настрой на игру. Учитель организует детей. Подготовительный этап игры может проходить как непосредственно перед самой игрой, так и начаться заблаговременно до проведения самой игры. В этом случае учащиеся предупреждаются о том, какого типа задания будут в игре, какие правила у игры, что нужно подготовить (собрать команду, подготовить домашнее задание, представление и т.п.). Если игра проходит по какому-либо учебному разделу предмета математики, то школьники смогут повторить его и прийти на игру подготовленными. Благодаря данному этапу дети заранее заинтересовываются игрой и с большим удовольствием участвуют в ней, получая при этом положительные эмоции, чувство удовлетворенности, что способствует развитию у них познавательного интереса.

Третий этап - это непосредственно сама игра, воплощение программы в деятельности, реализация функций каждым участником игры. Содержание данного этапа зависит от того, какая игра проводиться.

Четвертый этап - это заключительный этап или этап подведения итогов игры. Данный этап является обязательным, так как без него игра будет не полной, не законченной, потеряет смысл. Как правило, на этом этапе определяются победители, происходит их награждение. Так же на нем подводятся общие итоги игры: как прошла игра, понравилась ли она учащимся, нужно ли еще проводить подобные игры и т.п.

Наличие всех этих этапов, их четкая продуманность делаю игру целостной, завершенной, игра производит наибольший положительный эффект на учащихся, достигается цель - заинтересовать школьников математикой.

2.6 Требования к подбору задач

Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре. А каковы требования к их подбору? У разных видов игр они различны.

Если взять математические мини-игры, то задачи входящие в них могут быть как по какой-нибудь теме школьной программы, так и необычные задачи, оригинальные, с увлекательной формулировкой. Чаще всего они бывают однотипные, на применение формул, правил, теорем, отличающиеся лишь по уровню сложности.

Задачи для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие сколько-нибудь значительных выкладок или записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, не интересны для викторины. Помимо задач, в викторину можно включить различные вопросы по математике. Задач и вопросов в викторине обычно бывает 6-12, викторины могут быть посвящены какой-то одной теме.

В играх по станциям, задачи на каждой станции должны быть однотипными, возможно использование задач не только на знание материала предмета математики, но и задания, не требующие глубоких математических знаний (например, спеть как можно больше песен, в тексте которых присутствуют числа). Набор задач на каждом из этапов зависит от того, в какой форме он проводится, какая мини-игра используется.

К задачам математических конкурсов и КВНов предъявляются следующие требования: они должны быть оригинальными, с простой и увлекательной формулировкой; решение задач не должно быть громоздким, требующим долгих вычислений, могут предполагать несколько решений; должны быть разными по уровню сложности и содержать материал не только школьной программы по математике.

Для игр-путешествий отбираются легкие задачи, доступные для решения учащимися, в основном по программному материалу, не требующие больших вычислений. Можно использовать задачи занимательного характера.

Если игра планируется проводиться для слабых учеников, не проявляющих интереса к математике, то лучше всего подобрать такие задачи, которые не требуют хороших знаний по предмету, задачи на сообразительность, или совсем не сложные, элементарные задания.

Так же в игры можно включать задачи исторического характера, на знание каких-нибудь необычных фактов из истории математике, практического значения.

В лабиринтах обычно используются задания на знание материала любого из разделов курса школьной математики. Трудность таких задач увеличивается по мере продвижения по лабиринту: чем ближе к концу, тем сложнее задача. Возможно проведение лабиринта с использованием задач исторического содержания и задач на знание материала, не входящего в школьный курс математики. Задачи, требующие смекалки и нестандартности мышления, тоже могут быть использованы в лабиринтах.

В «математической карусели» и математических боях обычно используются задачи повышенной трудности, на глубокое знание материала, нестандартность мышления, так как для их решения отводится достаточно много времени и в таких играх участвуют в основном только сильные ученики. В некоторых математических боях задачи могут быть не сложными, а иногда просто занимательными, всего лишь на сообразительность (например, задания для капитанов).

Возможно, использовать задачи на закрепление или углубление изученного материала. Такие задачи могут привлечь сильных учеников, вызовут у них интерес. Дети, пытаясь решить их, будут стремиться получить новые еще не известные им знания.

Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участника. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

2.7 Требования к проведению математической игры

Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели.

Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении. Учитель должен следить за порядком на игре. Отступление от правил, терпимость к мелким шалостям или дисциплины, в конечном счете, могут привести к срыву занятия. Математическая игра будет не только не полезной, она принесет вред.

Учитель является еще и организатором игры. Игра должна быть четко организована, выделены все ее этапы, от этого зависит успех игры. Данному требованию следует придавать самое серьезное значение и иметь его в виду при проведении игры, особенно массовой. Соблюдение четкости этапов не позволит превратить игру в сумбурную, не понятную последовательность действий. Четкая организация игры так же предполагает, что весь раздаточный материал и оборудование, необходимое для проведения того или иного этапа игры, будет использовано в нужное время и никаких технических задержек в игре не будет.

При проведении математической игры важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как в этом случае она теряет свою добровольность, обучающее и развивающее значение, из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливая обстановка, поддержка отстающих.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к игре безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко, это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к математическим играм и математике в целом.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, являться ее участником, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Он должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести их в игру.

Учащиеся должны понимать смысл и содержание всей игры, что сейчас происходит и что делать дальше. Все правила игры должны быть разъяснены участникам. Это происходит в основном на подготовительном этапе. Математическое содержание должно быть доступно пониманию школьников. Все препятствия должны быть преодолены, предлагаемые задания должны быть решены самими учащимися, а не учителем или его помощником. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

Все участники игры должны активно участвовать в ней, заняты делом. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес у детей к этой игре. Легкие и сложные конкурсы должны чередоваться. По содержанию она должна быть педагогична, зависеть от возраста и кругозора участников. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, математическая речь должна быть правильной.

Во время проведения игры должен быть обеспечен контроль за результатами, со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Наличие необходимого оборудования, которое должно быть безопасно, удобно, пригодно и гигиенично. Очень важно, чтобы во время игры не унижалось достоинство участников.

Любая игра должна быть результативна. Результатом может быть победа, проигрыш, ничья. Только законченная игра, с подведенным итогом может сыграть положительную роль, произвести на учащихся благоприятное впечатление.

Интересная игра, доставившая детям удовольствие, оказывает положительное влияние на проведение последующих математических игр, их посещение. При проведении математических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а наоборот помогали друг другу.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитание интереса к математике.

Это все основные требования, предъявляемые к проведению математической игры.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что математическую игру целесообразно применять на внеклассных занятиях по математике. Она вносит необычность во внеклассную работу по математике, многообразие ее видов позволяет разнообразить внеклассные занятия по математике, каждый раз удивлять учащихся новой формой и содержанием игры. Это все вызывает интерес у школьников. А чтобы математическая игра как можно больше способствовала развитию познавательного интереса, нужно при ее подготовке учитывать все требования к подбору задач и проведению самой игры, правильно выбрать тип игры и ее содержание.

Вывод: Подведем итоги третьей главы. Из нее следует, что:

§ Существуют различные подходы к определению понятия игры, но все они сходятся в одном, что игра является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта.

§ Из всего многообразия игр можно выделить математическую игру, как средство развития познавательного интереса учащихся к математике. Использование математической игры во внеклассной работе по математике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к математике.

§ Математическая игра имеет свои цели, задачи, функции и требования. Основная цель игры по математике - развитие устойчивого познавательного интереса к предмету через имеющееся многообразие математических игр.

§ Математические игры очень разнообразны. Их можно классифицировать по назначению, по массовости, по реакции, по темпу и др. Так же можно выделить классификацию по схожести правил и характера проведения, которая включает в себя следующие виды игр: настольные, мини-игры, викторины, по станциям, конкурсы, КВНы, путешествия, лабиринты, математическую карусель, бои и разновозрастные игры.

§ Игра по математике имеет свою структуру, куда входят: игровой замысел, правила, содержание, оборудование, результат.

§ Игра проходит по следующим этапам: предварительная работа, подготовительный этап, сама игра, заключение.

§ Для того, чтобы игра прошла успешно нужно учитывать требования к подбору задач и требования к проведению самой игры, что поможет оставить у учащихся приятные впечатления от нее, и следовательно появления интереса к математике.

Глава IV. Опытное преподавание

§1 Анкетирование учителей и учеников

Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен опрос среди учеников 5-9 классов. Всего в опросе участвовало 75 человек (48 учеников школы №37 города Кирова и 27 учеников БСШ).

Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?

2. Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему?

3. Что вам понравилось и не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?

4. После проведения игры стала ли вам больше нравиться математика?

5. Стали ли вы охотней заниматься на уроках математики, после участия в математической игре?

6. Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?

Результаты анкетирования учащихся были следующими:

На первый вопрос: «Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?», все учащиеся ответили положительно. Это значит, что и в городской и в сельской школе используется такая форма внеклассной работы как математическая игра, и дети в большинстве своем посещают такие мероприятия.

На второй же вопрос: «Нравится ли вам посещать такие мероприятия?», большинство учащихся ответили: «Да», а именно, 59 человека, что составляет 79% от всего количества опрашиваемых. Отрицательно ответили 6 человек, что составляет 8% от всех опрошенных. Остальные же 10 человек ответили: «Не знаю» (6 человек - 8%) и «В зависимости от того, какая игра» (4 человека - 5%).

Данный вопрос еще предполагал пояснение причин, положительного либо отрицательного отношения к математическим играм. Свое положительное или отрицательное отношение к играм по математике учащиеся объясняют следующими причинами:

Нравится посещать, потому что

Кол-во

Не нравится посещать, потому что

Кол-во

На них интересно

39 чел

Не люблю математику

4 чел

Узнаем много нового

16 чел

Нет способностей к математике

2 чел

На них мы развиваемся (развивается ум, мышление, внимание, логика)

11 чел

Скучно

1 чел

На них весело, увлекательно, забавно

11 чел

Мне достаточно уроков

1 чел

Проверяются знания, можно проявить себя и свои способности

5 чел

Нравится выигрывать, призы

4 чел

Просто люблю математику

4 чел

Нравятся задания и вопросы

2 чел

Следует заметить, что основной причиной отрицательного отношения к математическим играм является отрицательное отношение к самому предмету математике и к учебе в целом. Но таких учеников значительно меньше, по сравнению с остальными.

Для того чтобы выделить достоинства и недостатки математической игры по сравнению с другими формами внеклассной работы, ученикам был задан вопрос: «Что вам понравилось и что не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?» Ученики ответили следующим образом:

Понравилось

Кол-во

Не понравилось

Кол-во

Интересные задания

25 чел

Споры с командой-соперником

6 чел

Сюжет игры

6 чел

Шумно

2 чел

Выигрывать

4 чел

Проигрыш

1 чел

Занятно, весело

10 чел

Не сложные задания

2 чел

Надо думать, считать

4 чел

Трудные задания

2 чел

Все

29 чел

Организация

1 чел

Нет смысла

1 чел

Большинству учащихся в математической игре, проводимой для них, нравится все. Учащимся, которые, судя по всему, любят математику, нравится в математической игре то, что в ней по мере того, что весело и забавно, надо еще и думать. Наиболее значимым недостатком математической игры является дисциплина, шум и возможно плохая организация. Так же есть такие ответы как - не сложные задания и трудные задачи. Поэтому при разработке математической игры учителю нужно продумывать задания, как для сильных, так и для слабых учащихся. И вообще, математическая игра должна быть продумана «до мелочей», чтобы во время ее проведения не возникало споров.

Вопросы 4 и 5 являются наиболее значимыми для данного исследования. Учащиеся на них ответили следующим образом:

Как видно по диаграмме большинство учащихся после математической игры заинтересовались математикой, стали охотнее заниматься на уроках по этому предмету.

На 6 вопрос: «Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?» только 6 учеников ответили отрицательно из 75, 3 ответили, что не знают, 2 человека считают, что наверно и 64 человека с удовольствием бы посетили такое мероприятие еще раз. Это говорит о том, что внеклассные занятия, проводимые в форме математической игры, привлекают многих школьников. Учащиеся с удовольствием принимают в них участие, многие из них осознают и то, что таким необычным способом они узнают много нового, учатся. Благодаря таким мероприятиям в школе как математическая игра, математика открывается детям с другой стороны - оказывается, это не такой уж скучный предмет как им казалось. Ученики охотнее посещают не только внеклассные занятия, но и активнее работают на уроках математики.

Чтобы сделать правильные выводы по значимости математической игры для развития познавательного интереса у школьников, был так же проведен опрос среди учителей математики, которые имеют большой опыт проведения внеклассной работы в школе. Всего было опрошено 12 учителей математики: 8 учителей математики школы №37 города Кирова и 4 учителя БСШ. Анкета для учителей состояла из следующих вопросов:

1. Как вы считаете, нужно ли применять математическую игру во внеклассной работе по математике?

2. Применяете ли вы такую форму внеклассной работы как математическая игра?

3. В каких классах чаще всего вы применяете математическую игру не внеклассных занятиях по математике?

4. Как относятся к математической игре ученики 5-7, 8-9, 10-11 классов?

5. В чем вы видите эффективность и недостатки применения математической игры как формы внеклассной работы по математике?

6. Какие трудности применения математической игры во внеклассной работе по математике вы бы выделили?

7. Как изменилось отношение учеников к предмету после проведения математической игры?

На первый вопрос все учителя ответили положительно.

Из ответов на второй вопрос: «Применяете ли вы математическую игру?» следует, что всего один учитель не применяет такую форму внеклассной работы как математическая игра. Остальные учителя (11 человек) хотя бы раз применяли математическую игру во внеклассной работе по математике. Применяют математическую игру учителя чаще всего в 5-9 классах (4 учителя), 5-8 классах (4 учителя), 5-7 классах (3 учителя). Объясняют учителя это тем, что в этом возрасте дети лучше воспринимают игру и заинтересовать учеников математикой лучше в этом возрасте. Так же учителя отмечают, отвечая на четвертый вопрос анкеты, что ученики 5-7 классов любят участвовать в таких внеклассных мероприятиях, 8-9 классы хорошо относятся к математическим играм, но не ко всем. Ученики 10-11 классов обычно уже серьезно не воспринимают игру на внеклассных занятиях по математике, их интересуют какие-либо конкретные вопросы, в основном связанные с будущей профессией, предстоящими экзаменами. Но 4 учителя считают, что, независимо от возраста, все ученики хорошо относятся к математическим играм.

Ответы на 5 и 6 вопрос пересекаются, а именно, учителя выделяют одни и те же недостатки и трудности проведения математической игры.

Эффективность

Кол-во

Недостатки

Кол-во

Повышается интерес к математике

12 чел

Сложно оценить работу учеников

10 чел

Побуждают к действию

2 чел

Шумно

9 чел

Дети могу проявить себя

6 чел

Часто воспринимается не серьезно

6 чел

Общение со сверстниками, развиваются коммуникативные способности

3 чел

Трудности в подготовке (раздаточный материал, разработка игры)

11 чел

Появляется уважение друг к другу

1 чел

Некоторые учителя замечают, что с использованием компьютера трудностей в подготовке игры стало намного меньше.

Как видно из этой таблицы, все учителя отмечают повышение интереса к математике после использования математической игры. То же самое, они пишут при ответе на последний вопрос анкеты (7 вопрос), т.е. после проведения математической игры учащиеся с большей охотой посещают внеклассные занятия и уроки по математике, повышается интерес к предмету, что способствует лучшему усвоению материала.

По результатам двух анкет можно сделать вывод, что и ученики и учителя отмечают большую значимость и эффективность применения математической игры во внеклассной работе по математике для развития познавательного интереса.

§2 Наблюдения, личный опыт

Наряду с анкетированием и изучением методической и психолого-педагогической литературы, мною была проведена собственная опытная работа. Цель данной работы заключалась в том, чтобы исследовать, как влияет математическая игра на повышение познавательного интереса к математике. Оценка изменения познавательного интереса происходила по следующим критериям: успеваемость, т.е. происходит ли рост успеваемости вследствие применения математической игры во внеклассных занятиях по математике; активность, а именно, повышается ли активность учащихся на уроках и во внеклассной работе по мере роста познавательного интереса. Для этого использовались такие методы как наблюдение, опрос, сравнение.

Опытная работа проводилась в школе №37 города Кирова. Для ее проведения были выбраны два класса - 9В и 9Г. В 9Г на внеклассном занятии по математике была проведена игра, по теме «Системы уравнений. Графический метод решения». Позднее эта тема должна была изучаться на уроках алгебры. Следует заметить, что графический способ решения системы уравнений учащимся был уже известен. Поэтому рассматриваемый материал на внеклассном занятии не являлся для учащихся новым.

На внеклассном занятии для учащихся проводилась математическая игра «Лабиринт». Суть ее заключается в том, что учащимся раздаются карточки, на которых изображена схема лабиринта и задания, которые надо решить, чтобы пройти лабиринт. Учащиеся должны , решая системы уравнений и получая на них ответы, двигаться в соответствующем направлении по лабиринту (соответствующем номеру ответа). Путь должен отмечаться на схеме лабиринта. В конце игры проверяется маршрут, по которому ученик двигался в лабиринте, и ответ, полученный при выходе из лабиринта.

Схема лабиринта:

Решить систему уравнений:

(-2;-3) (1;0) (1;0)

(-4;-5) (-2;-3)

(1;0), (3;-2) (1;0), (-1;-2)

нет решений (2;-2) (1;0), (2;2)

(1;2), (2;1), (1;-2), (2;-1),

(-1;-2), (-2;-1) (-1;2), (-2;1)

(3;2), (1;0) (1;0), (2;3)

нет (3;-2),(-3;-2), (2;-3),(3;2),

решений (2;3),(-2;3) (-2;-3),(-3;2)

(-1;4), (4;9) (4;9)

После проведения игры и подведения итогов был проведен опрос, в котором спрашивалось о том, понравилась ли игра ученикам и почему. Большинство ребят ответили, что игра им понравилась. В основном школьники отметили то, что проведенная игра была полезна для них: они повторили графический способ решения систем уравнений, а это им пригодится на уроках. Так же дети отметили, что такая форма занятий необычна и увлекательна. Все стремились выиграть, а чтобы выиграть надо уметь решать системы уравнений, это заставило их думать. Большинство учеников испытывали радость и удовлетворение оттого, что смогли правильно решить задания и правильно пройти лабиринт. Те дети, которые не успели пройти лабиринт или прошли его не правильно, пожелали взять карточки домой и попытаться еще раз пройти его, найти допущенные ими ошибки.

Следующим этапом исследования было наблюдение за работой учащихся на уроке, после прошедшей на кануне математической игры. Так как дети успели повторить графический способ решения системы уравнений на внеклассном занятии, то на уроке они быстро усваивали материал, все очень активно желали выйти к доске и показать свои знания, получить положительную оценку. По сравнению с предыдущими уроками, этот урок был более эффективны, класс успел рассмотреть больше материала за урок, чем другие 9-е классы. В частности 9В класс вел себя на аналогичном уроке не так активно, рассмотрел и решил меньше примеров, чем 9Г класс.

Для более точной оценки повышения интереса к математике во всей параллели 9 классов была проведена проверочная работа по данной теме. Результаты оказались следующими:

9Г класс: 10 человек - положительные оценки (4-5),

8 человек - удовлетворительные оценки (3),

2 человека - неудовлетворительные оценки (2).

9В класс: 11 человек - положительные оценки (4-5),

11 человек - удовлетворительные оценки (3),

4 человека - неудовлетворительные оценки (2).

В процентном соотношении:

Как видно из диаграмм, хоте не на много, но результаты проверочной работы в 9Г классе лучше, чем в 9В классе. Отмечу, что по успеваемости 9Г класс уступает 9В классу.

Также можно провести сравнение результатов данной проверочной работы и предыдущей. Изобразим результаты обеих работ в виде графиков.

Как видно из диаграммы, успеваемость по алгебру стала лучше. Следовательно, повышение познавательного интереса способствует не только активность на уроках, но и улучшается успеваемость по предмету.

Аналогичная работа была проведена с классом и по геометрии, а именно, математическая игра по теме сложение векторов (смотри приложение).

Помимо того, что математические игры могут проводиться по отдельным темам, в соответствии со школьной программой, можно проводить и просто занимательные игры по математике. Например, мною была проведена игра «Морской бой» для 7 классов школы №27 города Кирова. Цель этой игры заключалось в том, чтобы заинтересовать учеников математикой. Игра «Морской бой» имеет развлекательный характер, задания в ней не сложные, рассчитаны на все типы учащихся (интересующихся и не интересующихся математикой), для решения заданий требуется лишь сообразительность и смекалка (разработку игры смотри в приложении).

К результатам проведения этой игры можно отнести то, что дети стали с большей охотой посещать внеклассные занятия по математике. На игре, в виде зрителей, присутствовали и дети из других классов. Им так понравилась игра, что они попросили и у них в классе провести такую игру.

Итак, как показывает мой личный опыт, математическая игра в значительной степени способствует развитию у школьников познавательного интереса к математике.

Вывод: По данной главе можно сделать вывод, что как практика учителей со стажем, так и мой личный опыт подтверждают выдвинутую гипотезу: использование математической игры во внеклассной работе по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, и повышение успеваемости, активности на уроках математики после проведения математических игр.

Заключение

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры во внеклассной работе по математике для развития познавательного интереса. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, требования к подбору задач и проведению игры, особенности игры как формы внеклассной работы по математике, и самая ее главная особенность - укрепление и развитие познавательного интереса.

В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учителей математики и учащихся, а также собственного опыта использования математической игры во внеклассной работе по математике. Выводы сделанные по этой части работы только подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм внеклассной работы по математике, тем, что может дополнять другие формы внеклассной работы по математике. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование математической игры во внеклассной работе по математике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.

Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что математическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться во внеклассной работе по математике как можно чаще.

Библиографический список

1. Аристова, Л Активность учения школьника
[Текст] / Л. Аристова. - М: Просвещение, 1968.

2. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. - М: Просвещение, 1671. - 462с.

3. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников [Текст] / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М: Просвещение, 1977.

4. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков [Текст] / Д.И. Водзинский. - М: Учпедгиз, 1963. - 183с.

5. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] // Воспитание школьника, 2002. - №2.

6. Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе [Текс] / М.Б. Гельфанд. - М: Просвещение, 1962. - 208с.

7. Горностаев, П.В. Играть или учится на уроке [Текст] // Математика в школе, 1999. - №1.

8. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. - М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. - 267с.

9. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] / Е.А. Дышинский. - 1972.-142с.

10. Игра в педагогическом процессе [Текст] - Новосибирс, 1989.

11. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст] / под ред. В.В. Перусинского. - М: Новая школа, 1994. - 368с.

12. Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. - №28.

13. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: книга для учителя / В.Г. Коваленко. - М: Просвещение, 1990. - 96с.

14. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой [Текст]: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А.Кордемский. - М: Просвещение, 1981. - 112с.

15. Кулько, В.Н. Формирование у учащихся умения учиться [Текст] / В.Н. Кулько, Г.Ц. Цехмистрова. - М: Просвещение, 1983.

16. Ленивенко, И.П. К проблемам организации внеклассной работы в 6-7 классах [Текст] // Математика в школе, 1993. - №4.

17. Макаренко, А.С. О воспитании в семье [Текст] / А.С.Макаренко. - М: Учпедгиз, 1955.

18. Метнльский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н.В. Метельский. - Минск: Издательсто БГУ, 1982. - 308с.

19. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М: Просвещение, 1979.

20. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 1979. - 95с.

21. Пахутина, Г.М. Игра как форма организации обучения [текст] / Г.М. Пахутина. - Арзамас,2002.

22. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. - Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. - 84с.

23. Самойлик, Г. Развивающие игры [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. - №24.

24. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] // Народное образование, 2000. - №8.

25. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе [Текст]: книга для учителя / В.Д. Степанов. - М: Просвещение, 1991. - 80с.

26. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М: Знания, 1983. - 96с.

27. Технология игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. - Рязань: Издательство РГПУ, 1994. - 120с.

28. Факультативные занятия по математике в школе [Текст] / сост. М.Г. Лускина, В.И.Зубарева. - К: ВГГУ, 1995. - 38с

29. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / под ред. А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1986. - 192с.

30. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.

31. Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины [Текст] / А. Шатилова, Л. Шмидтова. - М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.

32. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] / М.Ю. Шуба. - М: Просвещение, 1995.

33. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. - 190с.

34. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. - 160с.

35. Эльконин Д.Б. психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. М: Педагогика, 1978.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать