Морально-волевая подготовка детей к школе
редставление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил - хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Морально-волевая подготовка детей к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования морально-волевых качеств личности. М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно [Кравцова, с.99].

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня морально-волевой готовности в разных видах деятельности: в игре, в познании, в обучении, в труде и т.д.

Морально-волевые качества, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной подготовки и возможных трудностях в начале школьного обучения [Кравцова, с.121].

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для детей видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом навыки являются побочным продуктом его деятельности. Деятельность детей принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому [31].

Появление определенной морально-волевой направленности выражается в том, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия свойственные действиям общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Одним из важных компонентов готовности детей к обучению в школе является морально-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умение контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие морально-волевой готовности включаются те моральные качества, которые помогут войти ребенку в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности [31].

Формирование морально-волевой готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие детей.

Морально-волевая готовность ребенка - это выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, хороший уровень развития двигательной сферы, выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Развитые морально-волевые качества детей помогают легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе [Дневник Восп.,с.26].

Главным условием морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых - педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей [Дневн.восп.,с.26].

К морально-волевой готовности детей к обучению в школе относится и уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов. Механизм морально-волевой подготовки представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Механизм морально-волевой подготовки детей к обучению в школе

Важное значение в морально-волевой подготовк
е детей к обучению в школе воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание [Галушкина,с.86].

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе должна проходить в хорошо подготовленной развивающей предметно-пространственной среде, т.е созданы такие педагогические условия, организация которых влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами, непременное условие ее построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и педагогом.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять интерес, но становиться его социальным опытом. Крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, есть эмоционального комфорта. Одно из непременных условий создания специальной среды - организация "уголка уединения". Младшие дошкольники, попадая в детский сад из дома, нуждаются в возможности на время "выйти" из коллектива, отдохнуть от него, получить эмоциональную разрядку [Галушкина, с.91].

Морально-волевая подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.В. Крайнова и др.).Они определяют содержание морально-волевой готовности следующим образом - это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и морально-волевые качества: целеустремленность, ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

По мнению исследователей эти качества обеспечивают:

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия.

Чтобы сформировать у детей морально-волевые качества, необходимо определить содержание знаний или задания с учетом наличия в них достаточных трудностей. Справляясь с ними в собственной деятельности, прилагая морально-волевые усилия для достижения результата, ребенок переживает радость успеха, учится быть сосредоточенным, усидчивым, у него формируется привычка к усилию в умственном труде, правильное представление о деятельности учения [Дубровина, с.118].

Если же занятие проводится по методике, учитывающей наличие достаточных трудностей для детей, целесообразно сочетает в себе периоды, построенные на занимательности, с периодами, требующими произвольного внимания, то дети работают активно и их деятельность способствует формированию морально-волевых сторон поведения: настойчивости, исполнительности, ответственности, привычки к волевому усилию.

Задачами формирования морально--волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи с познавательными задачами: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал [Дубровина,с.122].

Мы понимаем, что важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении [Дубровина,с.123].

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Таким образом, морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.). и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.

1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей

Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его [Урунтаева,с.185].

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность. Во-первых, к усвоению морально- психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями [Урунтаева, с.189].

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей.

Психолого-педагогические возрастные свойства личности - это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному конкретному человеку. Каждому человеку присущи физические и психические свойства (качества). Физические свойства легче наблюдать и измерять: это рост, вес, мускульная сила, объем легких и т. п. Психические свойства проявляются только косвенно -- в поведении, в поступках человека, в его отношении к вещам и людям [Шмелева,с.12].

Психика -- функция головного мозга. Человек регулирует свое поведение на основе психических образов окружающей действительности. Психический образ не является точной копией действительности: важные детали окружающей обстановки представлены в психическом образе очень четко, несущественные -- размыто или вообще отсутствуют [Шмелева, с.15].

За качество психического образа отвечают познавательные психологические свойства личности (их называют еще психическими функциями): это восприятие, внимание, память, воображение, мышление. За качество решений, которые человек принимает на основе образа, отвечают морально-морально-волевые психологические свойства личности (качества характера). Ошибочно думать, что высокий уровень развития познавательных свойств однозначно предопределяет высокий уровень способностей человека. Для развития способностей необходимо сформировать у детей соответствующие морально-морально-волевые качества: волю, целеустремленность, упорство, решительность (морально-волевые качества); добросовестность, честность, коллективизм, доброту (моральные качества, необходимые для всякой совместной деятельности)[Венгер,с.29].

Распространенным заблуждением является представление о том, что психологические свойства личности формируются главным образом в школе. Наоборот, само школьное обучение, как правило, требует развития у детей определенных психических свойств, опирается на эти уже развитые свойства: мышление, внимание и память, на определенные морально-морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность и т. п.) [Козлова,с.56]. Основа практически всех психологических свойств личности закладывается в процессе семейного воспитания в дошкольном возрасте -- в период наиболее бурного развития психики детей. Большинство этих свойств во многом развивается стихийно -- по мере накопления ребенком жизненного опыта н овладения конкретными навыками общения и бытового самообслуживания. Но можно целенаправленно стимулировать развитие определенных психических свойств. Наиболее эффективный метод -- целенаправленный подбор игровых упражнений. В игре у дошкольника можно развить и внимание, и логическую память (за счет запоминания ключевых слов), и логическое мышление (простейшие приемы логического вывода), и конструктивное мышление (способность к планированию своих действий во времени н пространстве), и морально-морально-волевое соподчинение мотивов (низшего мотива эгоистического удовольствия высшему мотиву верности коллективу, например) [Козлова,с.61].

В развитии психических свойств необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: не следует игнорировать его сильные стороны в попытках сконцентрировать внимание на подтягивании слабых, нужно организовать игровые упражнения так, чтобы у детей "всегда получалось", чтобы сильные стороны помогали подтягивать слабые. Иногда в первых классах школы обнаруживается отставание в развитии каких-то важных психических свойств. Не надо волноваться и заражать паникой детей. Психические свойства очень пластичны и в детском возрасте легко перестраиваются, тренируются. Важно только своевременно организовать целенаправленные занятия, увлекательные для детей [Аванесова,с.39].

Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Справедливо указывает Л.А. Венгер, своеобразие дошкольного обучения состоит в том, что "стержнем" должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать, исходя из того, что они могут дать для развития ребенка. Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию морально-волевых и нравственных качеств, творческих процессов и способностей [Венгер,с.32].

В процессе развития психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно присваивает, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Однако очевидно: действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт, и развитие неодинаково значимы для всех возрастных ступеней. Само понятие возраста со всей остротой ставит проблему поиска специфических для каждой ступени характеристик развития. Это может быть не только специфика различных видов деятельности, но и, если следовать логике концепции Л.С. Выготского, тот тип средств, который ребенок присваивает и использует в своей деятельности [Урунтаева,с.134].

В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и других ученых показано: для ребенка дошкольного возраста существуют особые формы опосредования, которые носят образный характер. Так, установлено, что основная линия развития восприятия -- это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий, то есть действий восприятия. Исследования позволили Л.А. Венгеру разработать концепцию развития способностей, согласно которой одна из существенных сторон развития ребенка -- развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для него средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для человека. Более того, существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сенситивен к развитию определенных видов способностей [Урунтаева,с.136].

Дошкольный период -- возраст образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, -- образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (разного рода наглядные модели, схемы, планы и т.п.). Развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности -- конструировании, рисовании и прежде всего в игре. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка, и взрослому принадлежит существенная роль в ее становлении, с другой -- игра и игровые приемы -- неотъемлемая часть обучения детей дошкольного возраста.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития -- эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, осуществляемые с помощью образных средств, как указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств -- эталонов, символов, условного заместителя, моделей [Веркаса,с.18].

Для того чтобы обучение ребенка было успешным, оно должно быть включено в доступные и интересные ему виды деятельности -- игру, рисование, конструирование, лепку и др. Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности -- это сюжетно-ролевая игра и так называемая "продуктивная деятельность" (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника. Эти виды деятельности имеют одну общую особенность -- моделирующий характер. Дети не просто "символизируют" или обозначают предметы, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане [Веркаса,с.21].

На первый план выдвигается идея "самоценности" дошкольного периода детства, необходимости его полноценного проживания. Установка на "самоценность" подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения.

В последнее время все большее внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении. Цель такого обучения -- обеспечить личностное становление ребенка. Педагог признает самоценность личности ребенка, его индивидуальность. Поэтому он не стремится дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивает его способности.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, в предметах замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов. На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое [Мухина,с.112].

Внимание ребенка дошкольного возраста чаще является непроизвольным и вызывается внешне привлекательными предметами. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребенка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик.

Память ребенка дошкольного возраста непосредственная, непроизвольная. В этом возрасте легко образуются временные связи, ребенок легко запоминает новый материал, но он недолго удерживается в памяти ребенка. Объем памяти детей значительно изменяется в зависимости от того, насколько им интересен и понятен заучиваемый материал, насколько ясна ребенку цель запоминания [Мухина,с.115].

В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Первоначально мыслительные операции протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач.

Детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы: восприятие, память, внимание. Воображение от непроизвольного (пассивного) переходит к произвольному (активному), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное [Мухина,с.118].

Таким образом, психолого-педагогические возрастные свойства личности - это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения. Учитывая все психолого-педагогические особенности детей в дошкольном возрасте можно наметить главные линии морально-волевой подготовки детей к обучению в школе на базе сюжетно-ролевых игр и продуктивной деятельности, физического и эстетического воспитания.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности - изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.

Мы пришли к выводу о том, что подготовке детей к обучению в школе способствуют личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность. Проблема морально-волевой подготовки детей к обучению в школе предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Вместе с тем, недостаточно, на наш взгляд, изучены возможности формирования морально-волевых качеств личности в игровой деятельности.

Считаем, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе способствует развитию его личности в целом. Многими авторами морально-волевая подготовка рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Морально-волевая подготовка - это постепенно развивающиеся качества личности, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Психолого-педагогические возрастные свойства личности - это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения. Учитывая все психолого-педагогические особенности детей в дошкольном возрасте можно наметить главные линии морально-волевой подготовки детей к обучению в школе с помощью сюжетно-ролевых игр и продуктивной деятельности, физического и эстетического воспитания.

Приведенные выше обоснования определили цель исследования - разработать и апробировать программу занятий по морально-волевой подготовке детей к школе.

Глава 2. Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе

2.1 Методы морально-волевой подготовки детей к обучению в школе

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического

завершения.

В морально-волевом воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, педагог приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной игровой деятельности детей - организовать "мастерскую по ремонту игрушек". В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет давать нужный результат. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.

Преобладающими в морально-волевом воспитании должны быть практические методы, т.е методы игровой деятельности, которые предполагают обучение ребенка способам действия, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет.

Правильная организация и умелое направление игры помогает всесторонне развивать детей, формировать у них коллективизм, черты характера, силу воли и другие важные качества.

Игра - одно из наиболее эффективных средств морально-волевого воспитания детей. Для детей наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, логического мышления, внимания, воображения. Ребёнок мыслит образами, поэтому развитие ребёнка идёт через игры: ролевые, сюжетные. Особенно ценно, когда в играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания "взрослого".И главное -- все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение -- умение представить себе, "что было бы, если бы...".

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное -- не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать