Морской кадетский корпус - история и современность
p align="left">Уроки проходили утром с 7 до 11_и днем с 14 до 18 часов. Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки - предметы, которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Причем по географии и истории домашних заданий не было, весь материал следовало выучивать на уроках «через затвержение при сказывании поочередно всех в классе». Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.

Вот, например, как сдавал экзамен некто сержант Петр Степанов - «от роду 25 лет, из дворян, в 1743 году определен из недорослей в Морскую академию в ученики; в 1745 году написан в гардемарины из науки сферики; в 1753 году пожалован в кадетский корпус сержантом из науки круглой навигации. Артиллерии, фортификации, рисованию корабельных членов, экзерции ружейной и пушечной обучался. На море служил восемь кампаний». Как видно из этих данных, выписанных в экзаменационную тетрадь из формулярного списка, сержант Петр Степанов был уже достаточно опытным моряком.

А вот какие вопросы ставились ему на экзамене:

1) О приливах и отливах.

2) Об исправлении румбов.

3) О дрейфе корабля при данной парусности.

4) Об определении течения моря на якоре и со шмонки.

5) Об определении скорости корабля.

6) О поверении склянок

7) Об определении склонения компаса на берегу и на море.

9) Об определении широты места (находил ее по меридиональной высоте Солнца, которую измерил квадрантом).

10) Задача: «1720 года мая 1_го дня ниже объявленные плаватели, будучи в разных местах, усмотрели высоту Солнца: первый - северный край Солнца, второй - южный край Солнца в своих зенитах, третий - нижний край Солнца в полночь, четвертый - верхний край Солнца в полдень, на своих меридианах в горизонтах. Желаю знать, в каких ширинах (широтах) плаватели находились?».

11) Пример определения широты места по меридиональной высоте Солнца.

12) По разности долготы, сделанной по параллели в известной широте, сыскать плавание.

13) Пример счисления и плавания по дуге великого круга, для которого вычислено 18 курсов.

14) Задача: «Когда звезда Сириус восходит и заходит в одно время с Солнцем на московском горизонте и в какой широте восходит вместе с звездой Капеллою?».

Из курса морской практики экзаменующемуся были заданы следующие вопросы:

1) Нагрузка, определение длины и толщины главных частей рангоута и такелажа; вес канатов и якорей.

2) Сняться с якоря.

3) С фордевинда привести в бейдевинд.

4) Поворотить овер-штаг.

5) Поворотить через фордевинд.

6) В бейдевинд под всеми парусами принять шквал.

7) Что делать, идя в бейдевинд под всеми парусами, если ветер свежеет?

8) Рыскливый корабль исправить нагрузкой.

9) Идя в фордевинд, стать на якорь.

10) Стоять на якоре в свежий ветер.

12) Что делать в случае потери мачт вдали от порта?

13) Как заменить потерянный в море руль?

14) При открывшейся сильной течи спасти корабль.

15) Приготовить военный корабль к походу.

16) В отдалении сравнить силу своего судна с неприятельским.

17) Сравнить скорость неприятельского судна со скоростью своего.

18) Узнать, свое или неприятельское судно при сближении выиграет ветер.

19) Если неприятель побежал на фордевинд, как его лучше обогнать?

20) Где место репетичного фрегата или брандера во время ходу и сражения?

21) Построиться в линию баталии.

22) Исправить линию баталии при перемене ветра»

При Голенищеве - Кутузове были образованы специальные «математические классы»» для наиболее способных гардемарин, имевших склонность к математическим наукам и астрономии. Впоследствии на их основе возникли офицерские классы при Морском корпусе, а потом - Николаевская морская академия.

Что касается практического обучения, то предписывалось всех гардемарин и артиллерийских кадет второго класса ежегодно направлять на боевые корабли различных эскадр. Изменения методики преподавания математических и навигационных наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в дело приобретенные ими знания. Деятельностью преподавателей, которых стало более сорока, руководил профессор.

Самое тяжелое время для комплектования офицерского состава флота настало при восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны. Право сухопутного корпуса производить своих кадет в офицеры «не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах», не было распространено на Морскую Академию, и морская служба, конечно, по сравнение с военной еще больше проигрывала в глазах дворянства.

Очевидцы эпохи Императора Александра Павловича помнили то рвение, с каким воспитанники занимались. Каждый, имевший способности, старался из всех сил, чтобы опередить товарищей или, по крайней мере, не отстать от них. Первые ученики в классе пользовались глубоким уважением своих товарищей, которые даже называли их не иначе, как по имени и отечеству. Тесная связь возникла также между корпусными офицерами и воспитанниками.

Особенности учебного процесса:

1. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей,

2. Большое внимание уделялось изучению языков, особенно русского, английского, немецкого и французского, которые преподавались во всех трёх классах, а также рисованию, танцам, фехтованию.

3. Обязательность повторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его в следующих классах.

4. Методы обучения были несовершенные.

5. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком.

6. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.

Недостатки учебного процесса:

1. Отсутствовала структурно-логическая схема учебной программы и связь одного предмета с другим.

2. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными.

3. В Морском Кадетском корпусе создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждый ученик изучал тот или иной раздел учебного предмета. Во многих странах Запада обучение производилось тем же путем.

Руководителям Морского Кадетского корпуса в первые годы пришлось много потрудиться в организации учебного процесса.

Анализ учебного процесса подтверждает следующее:

1. Трудности возникали из-за неразработанности теории и практики обучения.

2. Многое проводилось ощупью и с неизбежными ошибками.

3. Было составлено расписание занятий, «в какие часы кадетам у которого мастера обучаться»

4. Преподаватели составляли списки учеников.

5. Был установлен порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен заниматься, выдавались пособия, бумага и принадлежности.

6. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему общеобразовательный материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.

Положительным было следующее:

1. Военные дисциплины преподавали опытные закалённые в морских сражениях офицеры.

2. Преподаватели пытались оживить занятия показом картин или предметов. Вели личные беседы с кадетами.

3. Руководство старалось установить строгий контроль над учебным процессом военно-учебных заведений. Были введены экзамены. Учебный процесс продвигался вперед. Изменения методики преподавания математических и навигационных наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в дело приобретенные ими знания.

4. В планах учебного процесса предусматривалось время на посещение кораблей, участие в стрельбах и морских походах. При этом на учениях старшие кадеты обязаны были исполнять обязанности офицеров. С ними направлялись и малолетние кадеты, чтобы они присматривались к условиям службы, выполняли свои первейшие обязанности.

5. В Морском Кадетском корпусе практиковались командировки отлично успевающих кадетов в другие страны для ознакомления с ними и повышения своих знаний.

В первое десятилетие своего существования произошли изменения в учебном процессе:

1. Первые два класса обучения посвящались общеобразовательным предметам.

2. Обучение военным предметам начиналось со второго класса, особенно пристальное внимание этим предметам уделялось в первом классе.

3. Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки - предметы, которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Данное распределение обучения в тот период можно считать целесообразным, хотя и имелись свои недостатки:

1) ошибка готовить гражданских и военных специалистов по одним и тем же учебным предметам;

2) многопредметность учебного процесса;

3) несовершенство организации учебного процесса;

На современном этапе:

Обучение и воспитание в Морском Кадетском корпусе ведутся на русском языке. Форма обучения очная. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении.

Организация учебного процесса в Морском Кадетском корпусе осуществляется на основе типового положения об общеобразовательном учреждении и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус.

Учебная работа является частью общеобразовательного процесса. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, а также текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся.

Обучение в Морском Кадетском корпусе проводится по общеобразовательным программам.

Военно-морская, летная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус. Количество часов на проведение факультативных занятий, а также индивидуальных консультаций обучающимся определяется учебным планом.

Освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

Сроки проведения итоговой аттестации в Морском Кадетском корпусе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится корпус, по согласованию с Министерством образования Российской Федерации

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенный печатью Морского Кадетского корпуса документ государственного образца о соответствующем уровне образования.

Период обучения в Морском Кадетском корпусе распределяется по курсам. Обучающиеся сводятся в роты согласно штату.

Учебные занятия в училищах начинаются 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Учебный год включает в себя 4 учебные четверти и период практических морских занятий.

В соответствии с учебным планом обучающимся в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний отпуск не менее 8 недель.

Выпускникам училищ по окончании училищ предоставляется отпуск на срок до прибытия их в военные образовательные учреждения для проведения с ними профессионального психологического отбора.

Сроки прибытия выпускников в военные образовательные учреждения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училища и военные образовательные учреждения.

Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода.

При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники, во время практических занятий по физике, химии и автомобильной подготовке взводы делятся на 2 отделения, а при изучении языков - на 3.

Продолжительность учебной недели в училищах 6 дней, урока - 45 минут.

Знания, умения, навыки обучающихся определяются следующими оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного года.

Таким образом, в первое десятилетие своего существования произошли изменения в учебном процессе, что повлекло за собой передел системы образования бытующий при Навигацкой школе. Процесс образования и воспитания быстрыми темпами продвигался вперёд. Учительский состав менялся, опытные преподаватели сменяли нерадивых и консервативных. Каждая смена правящих монархов вносила свои изменения в учебный процесс. Существовавшая политическая и экономическая ситуации на каждом этапе выдвигали свои требования к выпускникам Морского Кадетского корпуса. В учебных заведениях России использовали, в основном, европейские книги, пособия и учебники. Но, в то же время, начинается работа собственных типографий. В целом, как отмечается в педагогической литературе, государственные школы XVIII века отличались следующими характерными чертами: узко утилитарным профессионализмом, в соединении с сословностью и служебным принудительным характером; полуиностранным характером, с преобладанием иностранных учителей над русскими; многопредметностью, доходившей до энциклопедизма, и просто учебной хаотичностью; жёсткой солдатской дисциплиной, применением к школам уголовного кодекса.

Указанные факты косвенно свидетельствуют о слабой методической основе в подготовке офицерских кадров в военных школах России, что в первую очередь объясняется новизной решения подобного рода задач.

Постепенно прогресс военного образования в России становился всё заметнее. К концу 30_х годов становится более систематизированным и последовательным порядок прохождения учебных предметов. Вводятся публичные экзамены. Определяется объём знаний по каждой дисциплине, начинается выпуск учебников.

На современном этапе накоплен огромный опыт педагогической работы. Нет недостачи в методической и учебной литературе. Организация учебного процесса в Морском Кадетском корпусе осуществляется на основе типового положения об общеобразовательном учреждении и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус.

4. Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе

Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству - посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера.

Морские Кадетские корпуса, вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.

Что же позволило подготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и преданных Отечеству офицеров, прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся в центре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленный вопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организации учебно-воспитательного процесса.

Считается общепризнанным, что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западноевропейских, в первую очередь, прусских, французских и датских.

Хотелось бы высказать иную точку зрения. Созданный в 1752 Морской Шляхетный Кадетские корпус использовал в значительной степени опыт, накопленный их отечественными предшественниками - навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскими школами, Академии Морской Гвардии. Учебно-воспитательный процесс в них отличался большей гибкостью, демократичностью и был, более прогрессивным: кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» в течение длительного времени, при Морском Кадетском корпусе существовал экстернат. Что касается организации воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе то, прежде всего, следует отметить, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, т.е. их учебы, быта и отдыха. Анализ этого показателя на примере Морского Кадетского корпуса приводит к выводу, что он на всём этапе его существования и развития оставался высоким. И это является самым убедительным подтверждением действенности воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе.

Первым несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью». «Без хороших воспитателей тщетны все предписания», - подытоживает он. Прежде всего, считал И.И. Бецкий, - совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли». Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов, считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания: «Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно» - так четко и ясно сформулировал он свою точку зрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать