Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника

Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника

45

Введение

В современных условиях любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни индивида, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании, в ценностях людей. Развитие человека и общества без формирования духовной сферы в этих условиях приводит к тому, что человек не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пользователя социальных возможностей, технологических систем.

В настоящее время возникает необходимость глубже исследовать процесс развития духовности в учебно-воспитательных учреждениях, чтобы устранить проявления бездуховности в школьной среде, где эти факты, к сожалению, присутствуют (отрицание патриотизма как общественной ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколений, потребительский взгляд на образование, преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальные и асоциальные виды деятельности и пр).

Развивать духовно-творческий потенциал личности необходимо в дошкольном возрасте, когда ребенок является наиболее восприимчивым к положительному влиянию на личность.

Проблема духовно-творческого развития личности, являясь актуальной для общества в целом и особо значимой для педагогики, послужила выбором для темы курсовой работы: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольника".

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.

Объект исследования: Процесс моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.

Предмет исследования: Условия формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.

Гипотеза исследования: Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольников будет более эффективным, если среда будет организована в соответствии с принципом построения развивающей среды личностно-ориентированной модели образования.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования нами был поставлен ряд задач:

1. Теоретически обосновать особенности формирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника.

2. Определить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.

3. Провести экспериментальную работу по определению педагогических условий моделирования духовно-творческой среды воспитания ребенка-дошкольника.

База исследования: МДОУ № 416 г. Челябинска.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, адекватного проблеме исследования и приложения.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника

1.1 Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

В настоящее время в условиях глубоких перемен во всех сферах жизни российского общества происходит переоценка социальных ценностей и ориентации, преодоление устаревших взглядов, подходов, форм и методов работы и изменяется отношение к накопленному опыту педагогики и психологии. Традиционная педагогическая модель социализации личности исходит из понимания ребенка, который от рождения не способен чувствовать, что для него хорошо, и не может знать, каким ему лучше быть, а соответствующие социализирующие факторы исходят из приоритета потребностей взрослого, а не ребенка. Дети должны все делать только по желанию взрослого, взрослые лучше знают, что детям надо.

Естественно, что в лоне традиционной модели существовали точки зрения, утверждающие тезис о том, что взрослые только могут сопровождать духовное и физическое развитие ребенка, а соответственно, способствуют становлению личности те педагогические факторы, которые работают в зоне недирективной педагогики. Именно эта альтернативная модель социализации продвигается в современной педагогике, в частности, в педагогике личности.

В современной психолого-педагогической литературе чаще поднимаются и обсуждаются проблемы, имеющие инвариантные решения. Так, дискуссионным остается вопрос о социализации личности в процессе ее жизнедеятельности. Прежде всего, выделим основные направления, в русле которых обсуждается эта проблема. Так, социально-философское направление разрабатывалось как зарубежными учеными (Р. Дарендорф, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Д. Майерс, Т. Парсонс, Дж. Перри и Э. Перри и другими), так и отечественными (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Авбуевская, В.П. Андреенкова, В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, А.В. Москаленко, Б.П. Парыгин и другими).

Второе направление, которое можно обозначить как социально-психологическое, отражено в работах Г.М. Андреевой, С.А. Беличевой, Р. Бернса, А.А. Бодалева, Я.И. Гилинского, Н.В. Жутиковой, Е.И. Исаева, Я.Л. Коломенского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, АБЛетровского, А.А. Реана, В.И. Слободчикова, З. Фрейда, Н.И. Шевандрина, Т. Шибутани, В.Я. Ядова и других.

Следующее направление - социально-антрополого-педагогическое - рассматривалось Б.М. Бим-Бадом, Е.В. Бондаревской, Ю.В. Васильковой, О.С. Газманом, Л.Д. Гуткиной, Ю.В. Завельским, С.В. Кулъневичем, А.С. Макаренко, И.В. Мереакре, Б.Г. Мещеряковым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, В.И. Петршцевым, ВГ. Пикаловой, М.И. Рожковым, В.Д. Семеновым, В.А. Сластениным, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, Е.Н. Шияновым и другими.

Каждое из этих направлений наполняет понятие социализации особым смыслом и своеобразным содержанием. С точки зрения философии социализация представляет собой, с одной стороны, стабилизацию и сохранение общественных отношений при максимальном приближении к ним молодежи [7, с.112] ; с другой стороны, процесс коммуникативного взаимодействия, в ходе которого индивид берет на себя роли других людей, формируя свое социальное "Я".

Психологический аспект социализации включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [15, с.38], с другой стороны, процесс и результат включения индивида в социальные отношения, осуществляемый путем активного усвоения индивидом социального опыта и последующего его воспроизведения в своей деятельности, с третьей стороны, это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; с четвертой стороны социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности, конечной целью которого является формирование индивидуальности.

В контексте педагогических исследований социализация выступает то как комплексный процесс с акцентом на целенаправленное воздействие со стороны институтов социализации на формирующуюся личность, то как процесс, гуманизирующий отношения личности к другим людям, ценностям бытия. В этой связи мы считаем необходимым остановиться на некоторых понятиях социализации, используемых в педагогике. Чаще всего социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в семье, обществе, отношение его к груду, к приобретению знаний [15, с.42].

На основе анализа социального и семейного контекстов социализации этот процесс связывается с продуктивной переработкой внутренней и внешней реальности (К. Харрельман) [10, С.21], и ведется речь об удавшейся и неудавшейся социализации. В центре модели - субъект" а педагогическая цель этой модели связана с профессиональным включением его в процесс социализации.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества может быть представлена как совокупность четырех составляющих:

стихийная социализация человека по взаимодействию и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

относительно направляемая социализация, когда государство принимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и так далее);

относительно социально контролируемая социализация планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания);

более или менее сознательное самоизменение человека (самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение), имеющего просоциальный, социальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни". При этом ценностно-ориентационные предпосылки социализации в социальных институтах тоже могут быть противоположными (асоциальными и просоциальными).

Еще Б.Х. Ананьев подчеркивал, что многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир.

Б.С. Братусь предлагает говорить о неустойчивых ситуативных смысловых содержаниях (характеризуются эпизодичностью, зависимостью от внешних обстоятельств); об устойчивых, личностно-присвоенных смысловых содержаниях; о личностных ценностях, которые названы нами выше как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Если они составляют горизонталь "сетки смысловых отношений", то уровни смысловой сферы - эгоцентрический, фуппоцентрический, просоциальный, - составляют ее вертикаль. Нормальное присвоение родовой человеческой сущности должно составлять движение как по вертикали, так и по горизонтали. Данный подход Б.С. Братуся позволяет достаточно точно определить, как стать личностью в процессе социализации. Для этого, прежде всего, каждой личности необходимо осознать, отрефлексировать наиболее общие смысловые образования и принять те из них, которые определят просоциальную направленность становления личности. Это указывает на то, что в процессе социализации субъективные смысловые образования выполняют направляющую роль (асоциальную - просоциальную).

На связь социализации и духовного развития личности указывает А.Г. Асмолов, который, рассматривая образ жизни личности, отмечает его связь с различными институтами социализации (семья, школа, трудовые коллективы - большие и малые социальные группы), участвующими в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту. Через их систему человек усвоит экстериоризированные в человеческом мире "значения". При этом, совместная деятельность и есть тот "алмаз" (А.Г. Асмолов), который поворачивает человека, чтобы увидеть "социальные души предметов" (А.Г. Асмолов) и приобрести собственную "душу". Иными словами, по его мнению, в окружающем мире существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человечества - поле значений, которое проникает в культурную сферу личности, развивая ее потенциальные возможности.

На формирование и развитие личности в соответствии с совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху указывает В.Г. Ананьев [16, с.86]. Он отмечает, что лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, можно понять внутренние условия ее становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность - продукт своей эпохи и жизни страны.

А.А. Бодалев также подчеркивает, что приобретение человеком такого качества как общественность (человек как общественное существо - примечание наше - В. И) связано с овладением в большей или меньшей степени материальными и духовными ценностями. Он указывает на значение влияний, идущих на человека из большого социума: экономика, политика, идеологии права, морали, религии, действуя в совокупности и проникая друг в друга, оказываются теми реальными условиями, которые облегчают формирование у личности одних отношений к действительности и затрудняют формирование других отношений. Это первый фактор-условие. Но эффект не бывает одинаков и зависит от принадлежности личности к той или иной социальной группе, так как ценностные ориентации, видение мира, оценочные эталоны корректируют влияния, идущие от макросоциума.

Достаточно большим социализирующим потенциалом обладает целостный образовательный процесс, однако на его социализирующий эффект обращается недостаточно внимания, и этот процесс носит скорее стихийный характер, нежели сознательно инициируемый. Поэтому мы считаем необходимым еще более сузить предмет научного анализа данного параграфа и обратить пристальное внимание на проблему организованной социализации личности в образовании.

В связи с тем, что общество обусловливает возникновение тех или иных социокультурных факторов, влияющих на развитие человека, то изменения общественных условий закономерно приводит к изменению всех сфер жизнедеятельности личности, в том числе сферы образования [10, с.28]. В этом случае можно говорить о необходимости принципиальной ломки традиционной образовательной практики и поиска специфических новых форм, лежащих в ее основе, с целью выхода этого института социализации из того кризисного состояния, в котором он оказался под влиянием социальных деформаций. Как отмечают О.В. Долженко и В.Л. Шатуновский, "Образование должно создать совершенно нового человека, "породить" новый исторический тип личности". Образовательный институт социализации, как и все остальные, детерминируется культурой, понимаемой наукой как совокупность форм бытия человека, а с другой стороны как система средств, обеспечивающих определенный способ деятельности людей, обусловливающей тем самым организацию и самоорганизацию деятельности человека и общества в целом. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что именно в образовательном процессе заложены большие потенциальные возможности социализации личности.

Опираясь на выше предложенный анализ, мы предприняли попытку разработать рабочее понятие социализации, которое бы отвечало законам педагогической логики и нашему исследовательскому подходу. Соответственно, в нем должны быть отражены функции, структура, механизмы и результаты исследуемого процесса. В своем исследовании мы представляем ее в виде обобщенной педагогической модели.

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация личности представляет собой целостный процесс взаимодействия субъекта и общества, осуществляемый посредством микро-макро-мега функциональных структур (сред), функциями которого являются: регулирующая, ориентационно-ценностная, феноменологическая и институциализирующая, определяющие взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизнедеятельности личности эндосоциального, экзосоциального, мезосоциального характера, и ориентирующие определенные педагогические механизмы на духовно-творческое становление личности.

1.2 Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если неправильно использовать вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь, которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях российского общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремится избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев: те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости, и те, которым личность должна следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называют нравственными нормами, или нравами [5, с.146].

Под нравственными нормами понимают идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных). Такие нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом необязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого общества показывает, что духовно-нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда что-то признается хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Духовно-нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). Согласно представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения групповой сплоченности и увеличения благосостояния членов группы.

Духовно-творческий потенциал складывается из наследия предыдущих поколений не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, и этому индивиду уже психологически трудно совершать запрещенные действия. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко [1, с 43-45].

Различают также духовно-нравственные чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми обществом. Устойчивое проявление таких чувств является следствием усвоения человеком норм и правил нравственности, когда общечеловеческие ценности являются для него главным ориентиром вне зависимости от обстоятельств, в которые он попадает. Полярным для духовно-нравственных чувств (гуманность, чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и пр.) являются чувства аморальные (жадность, эгоизм, злорадство, жестокость и пр.) [2, с.38].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать