Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

39

Министерство образования и науки Российской федерации

Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

"Тотемский педагогический колледж"

Курсовая работа

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по музыке

специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Тотьма

2009

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора
    • 1.1 Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине
    • 1.2 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
    • 1.3 Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста
    • Глава 2. Анализ результатов эксперимента по развитию творческих способностей средствами фольклора
    • 2.1 Содержание и формы фольклора в работе с детьми
    • 2.2 Анализ педагогического эксперимента
    • Заключение
    • Библиография
    • Приложение 1
Введение

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору.

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

К проблемам народной педагогики обращались многие учёные прошлого и современности, в частности: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Определённый исследовательский и практический опыт накоплен педагогами школ Вологодской области, Гатчины, Иванова, Костромы, Ярославля и других городов.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков [15].

На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Отсюда вытекает проблема: какие педагогические условия необходимо создать для включения учащихся в фольклорную среду и развития творческих способностей на этой основе.

Объектом нашей работы является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет - музыкальный фольклор как средство развития творческий способностей младших школьников.

Цель нашего исследования заключается в обосновании значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на творческие способности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели решается следующий круг задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность детского музыкального фольклора, Раскрыть понятия способности, творчество.

2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области.

3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору.

4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:

развитие творческого начала младших школьников средствами музыкального фольклора будет эффективно при условии:

систематического использования фольклорного материала в образовательном процессе;

учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Методологической основой исследования являются работы в области фольклористики по раскрытию и обоснованию специфики фольклора А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов Шейна, В. Виноградова.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Базой исследования стала МОУ "Игмасская СОШ".

Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора

1.1 Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.

Когда-то традиционная народная культура являлась неотъемлемой частью жизни народа, её естественной составляющей. Но постепенно в процессе европеизации народная культура стала уходить из повседневного обихода многих слоёв населения. Тогда историки, филологи, учёные 18 века, понимая важность изучения народного наследия, стали записывать определенные жанры фольклора. Так появились первые исследователи народной культуры: М.Д. Чулков, К. Данилов, П.В. Киреевский, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы и другие [20].

Несмотря на различные оппозиционные направления, заинтересованные деятели из разных областей науки обращались к сокровищнице народного творчества. Однако существовал формальный подход к объекту исследования, и ранние публикации ограничивались отдельными образцами различных форм фольклора. Комплексный подход в изучении фольклора появляется только в 80-х годах 20 века.

60-е годы XX века были отмечены рождением яркого явления, в основе которого стал интерес, возникший в разных слоях общества к "старому".

Появилась "новая фольклорная волна" в литературе и композиторской музыке, национальная и национально-историческая тематика в живописи и кинематографе и так далее. Так началось пробуждение национального самосознания, поиск своих исторических корней.

Организовывались музыкально-этнографические концерты с участием аутентичных фольклорных певцов и музыкантов, планировались экспедиции в районы, где жили знающие люди - "носители традиций", создавались фольклорные коллективы, проводились конференции [20].

В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной культуре как универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений, этнических и межличностных связей.

Возрастающий интерес к фольклору и этнографии Вологодской области обусловлен своеобразием и исторической глубиной местных народных традиций, принадлежащих северно-русскому этнокультурному комплексу.

В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной традиционной культуре как универсальной основе воспитания личности (развития человеческого в человеке), образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений (дети - преемники опыта родителей), этнических и межличностных связей (объектный закон самосохранения этносов в их исторически обусловленных взаимосвязях) [17; 9].

Системная и целенаправленная работа государственных учреждений культуры и образования по сохранению и восстановлению народных традиций региона началась в районах Вологодской области более десяти лет назад.

Из множества возникших в это время альтернативных направлений культурной деятельности именно сфера традиционной культуры оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию [28].

В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.

К таким учреждениям на Вологодчине относится Лаборатория народного музыкального творчества как научное подразделение ВГПУ (рук. - Г.П. Парадовская), Школа традиционной народной культуры (директор - З.К. Бакулина), специализированные фольклорно-этнографические классы школы №10 г. Вологды (рук. - Федотовская О. А), ЦТНК с. Нюксеница (рук. - Бородина Л. Н), Череповецкий центр народной традиционной культуры (рук. - Кулева И. А), фольклорно-этнографическая студия "Матица" при Дворце детского и юношеского творчества им. Алексеевой А.А. г. Череповца (рук. - Розова Л. Е) и др.

Каждое профессиональное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые формы и методы работы учреждений культуры.

Лаборатория народного музыкального творчества ВГПУ существует с 1981 года. Её создателем и научным руководителем является кандидат искусствоведческих наук, заведующая кафедрой этномузыкологии, заслуженный работник культуры России, доцент Г.П. Парадовская. За 25 лет творческой деятельности Лаборатория сформировалась как "научно-исследовательский, методический, координационный центр по восстановлению, изучению и сохранению народных традиций Вологодской области и других регионов России" [28; 33].

Активная собирательская деятельность Лаборатории, организация и проведение фольклорных экспедиций позволили сформировать фонд музыкально-этнографических записей, поле исследования в области традиционной народной культуры. За время работы состоялось более пятидесяти экспедиций в районы Вологодской области и близлежащие территории. В основу экспедиционной деятельности Лаборатории положены принципы и методы исследования, разработанные специалистами Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ (г. Санкт-Петербург) [28; 33-35].

В целях внедрения фольклорных материалов края в работу культурных и образовательных заведений подготавливаются фольклорно-этнографические сборники, в которых представлены обрядово-праздничные традиции и образцы народной песенной культуры Вологодчины.

Наряду с научно-исследовательской проблематикой Лаборатория решает комплекс задач по формированию и воспитанию фольклорных кадров для учреждений культуры и образования области. В результате совместных заседаний областного департамента образования и ВГПУ в 1997 году на базе музыкально-педагогического факультета и Лаборатории народного музыкального творчества университета начато дополнительное обучение студентов по специальности "Музыкальный фольклор". По окончании студенты получают диплом с квалификацией "Учитель музыки и музыкального фольклора" [28; 86].

Череповецким центром народной традиционной культуры был разработан и реализован ряд комплексных исследовательских и образовательных проектов, связанных с изучением народных традиций западного региона области и их многоплановых освоением детьми.

Наработки центра и полученные им результаты легли в основу деятельности учреждений культуры и образования не только Череповецкого района, но и других районов области, получили широкую известность и распространение в России. Этот центр народной культуры был основан в 1990 года в с. Воскресенское Череповецкого района. Он открыл новое направление в сфере деятельности учреждений культуры области - направление, связанное с углубленным изучением, сохранением и восстановлением традиций народной культуры.

Сегодня ЦНТК является научно-практическим учреждением с функциями методического центра. В зону его деятельности входит Череповецкий район и районы западного региона Вологодской области. Основой деятельности ЦНТК является изучение народных традиций региона и их состояния на сегодняшний день. Специальным направлением Череповецкого ЦНТК является изучение и восстановление местного гончарного промысла. Промысел Ерги (старинное название села Воскресенское) сейчас хорошо известен в России, а ерговская керамика получила заслуженное признание ценителей и знатоков народного прикладного искусства [28].

Кадуйский ЦНТК накапливает опыт взаимодействия учреждений культуры с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации, производственными организациями в решении задач восстановления народных традиций района. Уже сейчас определены и практически реализованы оптимальные формы такого взаимодействия. В этом районе принята и начала действовать межведомственная культурно-экологическая программа изучения, сохранения и восстановления народной традиционной культуры.

Экспедиционная работа, проводилась на территории западного региона Вологодской области, фиксируя значительно высокую степень разрушения традиционной культуры, нежели в восточном регионе. Причин этому много. Здесь процветало "охотничество", что тоже не способствовало сохранению традиционного пласта культуры. Крайне негативные последствия на состояние традиций региона оказало строительство Рыбинского водохранилища, повлекшее за собой исчезновение целого ряда деревень и миграции населения.

В Нюксенском ЦНТК идет восстановление и передача традиционной культуры детям и молодежи непосредственно от пожилых носителей традиций, ведется выходящая далеко за пределы района и области работы по пропаганде и популяризации местных форм и образцов традиционной культуры. Нюксенский центр традиционной народной культуры начал свою деятельность в 1991 году. В настоящее время в штатном расписании центра 13,5 единиц творческих работников и 8,5 единиц технических работников. Центр работает по комплексной программе сохранения и восстановления традиционной народной культуры Нюксенского района. Сейчас разработана программа, основним звеном реализации которой является ЦНТК.

В Великоустюгском районе создана целая сеть центров традиционной народной культуры, распространяющих свою деятельность на все учреждения культуры района и тесно сотрудничающих с учреждениями образования. Учреждения культуры района уже в течение целого ряда лет ведут целенаправленную работу по возрождению местных культурных традиций и рассматривают ее как важнейшее направление своей деятельности.

Практика показывает, что укрепление у молодого поколения национального иммунитета, укоренение его в собственной истории и культуре является одним из наиболее действенных средств преодоления сегодняшних резко негативных тенденций, развивающихся в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни: преступности, наркомании, проституции, социальной пассивности, потребительского отношения к жизни.

За 10 лет в области накоплен богатый и уникальный опыт восстановления традиций народной культуры, включения их в жизнь современного общества. Создаются и активно наращиваются фольклорные и этнографические фонды, отражающие народные традиции области; ведутся научные и прикладные исследования по проблемам традиционной культуры; нарабатываются формы и методы практического восстановления народных традиций - как фольклорных, так и ремесленных.

Возвращение к историческим корням своей культуры - это путь к возвращению нашей жизни в русло естественных процессов развития. Задачи учреждений - обеспечить восстановление связей прошлого с настоящим, а через него с будущим.

Таков анализ основных направлений деятельности заведений Вологодской области, основывающих свою работу на сохранение и восстановление народной культуры.

1.2 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства" [3; 6].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать