Межпредметные связи на уроках технологии
p align="left">овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

2.2 Конспекты уроков с использованием межпредметных связей

Тема: «Бабочки на лугу». Работа с разными материалами. 2 класс

Цели:

- учить делать разметку куска пластилина на глаз;

- научить делить круг на 8 равных частей;

- совершенствовать умение планировать предстоящую работу;

- закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами;

- развивать творческое воображение и мелкую мускулатуру пальцев;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к людям.

Оборудование:

- магнитная доска;

- мультимедийный проектор

- коллекция бабочек разных стран мира;

- плакаты с предстоящими операциями по разметке и сборке изделия;

- книга А. Мурзина «Голубой махаон».

- картон (ДВП 20х20);

- кусачки, стеки, проволока;

-1 кусок пластилина «Скульптор» (цилиндрической формы);

- нитка №33;

- карандаш;

Ход урока.

I. Вводная беседа (постановка цели).

- У нас урок труда. Я пока не буду показывать вам поделку. Вы попробуете сами догадаться, чем же мы будем с вами сегодня заниматься? А подсказкой будет вам эта загадка: «Стоят сестрички: желтый глазок, белые реснички.»

- Что же это за сестрички?

- Где можно увидеть ромашки?

(Ставлю ромашки на малую магнитную доску.)

- А сейчас давайте закроем глазки и представим себе летний луг…

- Что вы видите в своем воображении? Каких бабочек вы видите на лугу?

(Ставлю на магнитную доску бабочку.)

- Кто догадался, что же мы попробуем сегодня сделать?

- Попробуем сделать композицию «Бабочки на лугу». (На экране проектора «Летний луг»)

- Наука, которая изучает бабочек и других насекомых, называется энтомология!

(Это слово на плакате прикрепляю на доску.)

- Энтомологи насчитывают в мире 140 тысяч видов бабочек! Это очень много! Но ежегодно тысячи бабочек погибают, в том числе и по вине человека. Поэтому мы всегда должны помнить, что бабочек надо охранять, беречь!

- А кто из вас знает, для чего в природе нужны бабочки?

- Полюбуйтесь этим чудом природы!

(Показываю детям коллекцию бабочек разных стран мира).

- Как бабочка появляется на свет, сколько времени живет, чем питается?

- Бабочки умеют переговариваться запахами. А слыхали ли вы о «зубатых» бабочках и ядовитых.…Нет?! Тогда советую вам прочитать книгу писателя

А. Мурзина «Голубой махаон».

(Книгу выставляю на доску.)

- Сегодня мы с вами будем делать вот такую аппликацию!

(Показываю образец изделия.)

- А для чего мы с вами сделаем ромашковое поле и запустим бабочек в голубую даль?

(Поделку можно подарить)

II. Анализ материалов и инструментов.

- Посмотрите на поделку и скажите, какие материалы нам нужны для работы?

- картон (ДВП)

- пластилин (цилиндрической формы «Скульптор»)

- бумага

- тонкая проволока

- блестки

- клей

- краски

- Какое свойство пластилина мы будем использовать? (пластичность)

- Какие инструменты и приспособления нам нужны для работы?

- ножницы (кусачки)

- стека

- нить

- линейка

- кисточка

- шаблоны

- Вспомните главное правило рабочего человека и объясните его (Содержи свое рабочее место правильно.)

- Проверяю порядок на вашем рабочем месте…

- Какие правила при работе с ножницами мы должны всегда помнить?

III. Планирование предстоящих операций.

- Давайте спланируем нашу работу. В каком порядке мы будем выполнять нашу аппликацию?

1. Раскрасить луг (картонку)

2. Слепить ромашки (3 шт.)

3. Вылепить бабочку.

4. Раскрасить цветы и бабочку.

5. Украсить бабочку блёстками.

6. Поделку покрыть лаком.

7. Вставить аппликацию в рамку.

IV. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружиться, вьется.

V. Разметка куска пластилина.

- На сколько частей вы бы мысленно разделили нашу композицию? (на 2 части)

- Что находится в 1 части? (ромашки)

- А во 2 части? (бабочка)

- Сколько лепестков у нашего цветка? (8)

- Что надо сделать, чтобы получить одинаковые лепестки? (Взять одинаковые кусочки пластилина).

Посмотрите на схему.

- На сколько равных частей разделён кусок пластилина? (на 2).

- Возьмите кусок пластилина и разделите его на 2 равные части нитью. Одну половинку положите перед собой, а другую отложите в сторону…

- Снова посмотрите на схему. На сколько равных частей нам надо разделить 1 половину куска? (на 4 части) Как это сделать?

- Выполним эту операцию!

- Положите перед собой полученные части.

- Какая геометрическая фигура лежит в основании каждой части куска пластилина? (круг)

- У нашего цветка 8 лепестков. Значит, мы должны разделить круг на 8 равных частей. Кто на доске хочет попробовать это сделать?

Разделите карандашом 3 кружочка пластилина на 8 равных частей.

- Возьмите стеку и разрежьте 1 кружок на 8 равных частей. Из каждой части сформируйте лепесток.

- Посмотрите на магнитную доску. Здесь 8 лепестков! Кто из вас попробует уложить их в красивую ромашку?

- Теперь возьмите картон (ДСП). Я покрасила его в зелёный цвет. Это наш луг.

- Найдите верхний левый угол на картоне и прикрепите там первую ромашку.

(Самостоятельная работа детей)

- Рядом сделайте 2 ромашку, а 3 расположите чуть ниже!

(Дети лепят 2 и 3 ромашку, определяют их место в композиции.)

- Посмотрите на экран. Это бабочка адмирал.

- Что можно сказать про левую и правую половину крыльев бабочки? (Они симметричны.) Сколько крылышек у бабочки?

- Все ли крылья у бабочки одинаковые? (Верхние чуть больше)

- Посмотрите на схему куска пластилина для бабочки. Первая линия проходит вертикально через центр круга, а вторая горизонтальная линия чуть ниже центра.

- Возьмите последнюю часть пластилина и разделите его по схеме.

Из верхних частей слепи верхние крылышки, а из нижних частей - 2 нижних крыла. Они чуть меньше! (Смотри на магнитную доску как вылепить бабочку!)

VI. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети лепят бабочку и выбирают для неё место в композиции.)

Помощь учителя. Исправление ошибок.

VII. Разметка проволоки.

- Возьмите приготовленную проволоку. Отмерьте по линейке кусок длиной 6 см.

- Каким инструментом мы отрежем проволоку?

- Правильно. Нам нужны кусачки!

- Отрежьте нужный кусок проволоки, согните его пополам и еще раз отрежьте.

- Мы получили 2 усика. Прикрепите их на головке.

- Наша бабочка готова.

VIII. Оценивание работ.

IX. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Кому сегодня было интересно?

- К следующему уроку труда надо принести картинку, где нарисована бабочка. Постарайтесь что-нибудь об этой бабочке узнать и расскажите о ней на уроке.

На 2 уроке дети и учитель рассказывают о бабочках своего края, рассматривают их изображение на экране, самостоятельно раскрашивают бабочку и ромашки, украшают бабочку блёстками. После уроков учитель покрывает детские работы лаком и вставляет в рамку.

Тема: Симметричное вырезание. 3 класс

Цели:

- формирование представлений о симметрии;

- учить вырезать симметричные фигуры из бумаги.

Оборудование: учебник Т.Н. Просняковой «Уроки мастерства» для 3 класса, цветная бумага, ножницы, клей, зеркало, иллюстрации насекомых.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Введение в тему урока.

- Сегодня мы отправимся в мир насекомых. Представьте, что вы превратились в крошечных человечков и оказались на полянке. Вокруг вас много разных жуков, муравьев, мошек, а над головой летают бабочки.

- Что вы узнали о насекомых на уроке окружающего мира?

то самая многочисленная группа животных).

Они покрыты, как панцирем, очень прочным веществом - хитином. Лучше всего это видно на жуках. Ни один жук не может вертеть головой или делать наклоны вперед - назад.

Зато они - настоящие силачи. Например, муравей может тащить груз в 20 раз больше собственного веса. А паутина у пауков в 1000 раз тоньше человеческого волоса, но зато очень прочая. Если сплести канат из паутины, то разорвать его в несколько раз труднее, чем стальной трос.

- Рассмотрите всех насекомых повнимательней. Что можно заметить в изображении каждого насекомого? (левая и правая половины одинаковые);

если мысленно согнуть пополам, то эти части совпадут;

есть посередине ось симметрии, поэтому одна половинка - зеркальное отражение другой.

- Можно ли это проверить с помощью зеркала? (проверяют) да, это так.

- А как на бумаге получить симметричное изображение? (Сложить бумагу пополам, вырезать фигуру, потом развернуть).

III. Работа по учебнику.

- Рассмотрите изображения насекомых на стр. 22 в учебнике.

- У какого из них одна ось симметрии? (таких нет).

- Сколько осей симметрии у жука - солдатика? (2)

- У паука? (2)

- У бабочки? (5)

- У майского жука? (3)

- Почему именно так сгибается бумага? (сколько осей симметрии, столько и линий сгиба).

- Определим этапы работы (рассмотреть насекомое, определить оси симметрии, сложить бумагу, нанести рисунок, вырезать).

- Придумайте окружающую обстановку для ваших насекомых.

Дети выполняют работу в группах, распределив между собой обязанности.

В результате получилась полянка, на которой все сделано приемом симметричного вырезания.

Заключение

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме сточки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Анализируя результаты работы, мы выявили, что тот или иной результат в раскрытии учащимися ведущих положений экспериментальных тем с помощью многосторонних межпредметных связей определяется совокупностью педагогических условий. Сочетаний одних условий приводит к положительным результатам, других - к удовлетворительным, а третьих - к неудовлетворительным.

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.

Библиографический список

1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - 324 с.

2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004. - 278 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998 - 318 с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. - 337 с.

5. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005. - 441 с.

6. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.

7. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988. - 223 с.

8. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с

9. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.

10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. - 1989. - №9. - С. 8-10.

11. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С. 29-31.

12. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Владос, 2003 - 144 с.

13. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с. 119-120.

14. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.

15. Петров А.В Развивающее обучение. Монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997 - 261 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать