Место тестов в изучении истории
p align="left">Изучение отечественного опыта организации контрольно - измерительных процедур в образовании показывает несоответствие возможностей применяемых измерительных инструментов (тестов) с заявленными целями государственной итоговой аттестации. Тесты учебных достижений по Отечественной истории как форма итогового контроля измеряют и оценивают преимущественно степень усвоения предметных знаний, т.е. уровень развития памяти. Подразумевается и контроль разных операций и функций мышления. Есть задания, которые заставляют испытуемого совершать определённые умственные действия, проверяют его умственные способности. Однако таких заданий либо слишком мало, либо нет разработанной методики оценки их результатов. Более того, многие тестовые задания ЕГЭ сводятся к проверке знания фактов, стандартных операций и не ориентированы на проверку самых главных результатов образования - социально значимых качеств человека см.: Кузьмина Э.М., Набатова О.В. Преподавание истории в школе. № 5, М..2004. С.63..

В большинстве своём возможности отдельно взятого теста ограничены. Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные их виды для наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.

Возможности того или иного теста зависят от четырёх главных параметров: объективности, надёжности, валидности и точности психодиагностической методики. Объективность заключается в стандартизации тестовой процедуры. Надёжность достигается при устойчивости результатов тестирования, их неоднократной повторяемости. Валидность - определённость области измерения; соответствие требований, которые мы выдвигаем к измерению, содержанию и сущности самого объекта измерения, а также совпадение результатов измерения одного объекта различными методами. Говоря проще, Валидность свидетельствует о том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность - статистический параметр, определяющий минимальную погрешность или систематическую ошибку при диагностике.

Что интересно, из всей изученной литературы, касающейся ЕГЭ и централизованного тестирования (ЦТ), нигде не встречается анализ всех четырёх теоретических конструктов теста. В большинстве случаев речь сводится к раскрытию понятий «объективность» и «стандартизация». Между тем анализ контрольно - измерительных материалов (КИМов) - это, по сути, постановка одной из главных проблем тестирования вообще, в том числе и педагогического, - проблемы валидности. Она остаётся наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики. Дело здесь в том, что сама поэтапная разработка (она длится около 18 месяцев, при этом надо проводить многократные апробации на больших специально подобранных выборках учеников - 1000-1500 человек) широкому кругу читателей не представлена. Дан уже результат - тест, новый демонстрационный вариант КИМов, сборники различных заданий для подготовки к экзамену см.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000. С. 246..

Противоречивость ЕГЭ заключается ещё и в самом подходе к построению теста, вернее, к попытке объединить два разных вида контроля: выпускной экзамен преследует цель оценить базовые предметные знания, усвоенные учащимися в школе, а вступительный - ранжировать абитуриентов по уровню развития определённых способностей и степени владения знаниями применительно к профилю вуза.

Однако на ближайшие годы тенденция в сфере организации итогового контроля вырисовывается достаточно ясно - как постепенно охват ЕГЭ всей страны. Новый министр образования и науки не отказывается от ЕГЭ, допускает параллельно с ним и другие принципы отбора абитуриентов, в частности через систему олимпиад и традиционный устный экзамен. Это означает, что ЕГЭ постепенно интегрируется в отечественную систему образования. Поэтому необходима настойчивая работа по совершенствованию этого инструмента. Одно из возможных направлений работы - использование широко известных в психодиагностике тестов интеллекта.

Тесты интеллекта отличаются от педагогических тем, что они не диагностируют конкретные знания и навыки, а проверяют умения учащихся совершать определённые умственные действия, такие, как аналогии, классификации, обобщения и другие. Между тем сегодня, для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения см.: Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. С.213..

Спецификация теста по истории России для IX - XI классов средней школы:

Цели: диагностика уровня развития абстрактно-логического мышления; проверка знаний по курсу истории России.

Тест диагностирует:

- умение устанавливать логические связи;

- умение анализировать;

- умение образовывать аналогии;

- умение обобщать;

- умение использовать понятия;

- умение систематизировать знания по отечественной истории (термины, даты и факты).

Структура теста: тест включает в себя задания, содержание которых охватывает в самом общем виде курс отечественной истории с древнейших времён до начала XXI века. Он состоит из пяти тестовых заданий (ТЗ).

1ТЗ - на образование сложных аналогий; рабочий материал задания включает в себя 20 пар, отношения которых нужно определить.

2ТЗ - содержит ряды, построенные по определённой логике, уяснив которую, испытуемые должны продолжить каждый ряд двумя элементами. Всего дано 10 рядов.

3ТЗ - на обобщение; состоит также из рядов, где один содержательный элемент лишний, а остальные 3-4 элемента имеют общее основание, которое и нужно определить.

4ТЗ - заключает в себе операции сравнения, анализа и синтеза мышления. Рабочий материал состоит из 10 пар, для каждой из которых нужно установить сначала существенное сходство, а затем различие.

5ТЗ - на проверку способности абстрагироваться. Задание включает 10 рядов. Нужно выявить и подчеркнуть два общих признака, которые существенно характеризуют главное понятие.

На выполнение всего теста должно отводиться 40 минут.

Глава 2. ЕГЭ как разновидность тестов

2.1 Централизованное тестирование по истории

С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры - так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет единым способом проверки знаний у выпускников школ и абитуриентов вузов см.: Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М., 2002. С.143.. За 10 лет до начала этого эксперимента тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся различными организациями, в частности Центром тестирования в Москве, получившим в 2000 году статус Центра тестирования Министерства образования Российской Федерации. Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации (ЦТ) ежегодно осуществляет централизованное тестирование по основным дисциплинам, в том числе по истории России.

Централизованное тестирование осуществляется в следующем порядке. В один день, установленный ЦТ заранее по всей России предъявляются одни и те же варианты тестов по одному образовательному предмету, например по истории России. Тесты выполняются учащимися на специально разработанных бумажных бланках. Все заполненные бланки ответов обрабатываются и проверяются ЦТ по единой технологии с помощью компьютера практически без участия человека. Чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям необходимо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий у школьников см.: Хлебников В.А. Развитие системы тестирования в России. - Материалы ежегодной Всероссийской конференции. М., 2001-2003..

Существуют два подхода к составлению таких тестов: критериально - ориентированный; нормативно - ориентированный.

Критериально - ориентированный подход позволяет определить, какие разделы содержания ученик освоил, а какие нет, соответствуют ли знания и умения конкретного учащегося критериям и требованиям образовательного стандарта. Такой подход необходим при создании тестов для текущего и рубежного контроля см.: Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. М., 2002. С.127.. Например, в тесте из 50 заданий критерий может быть таким:

Оценка

2

3

4

5

Баллы

0-12

13-28

29-44

45-50

При такой системе оценивания каждому ученику и родителю ясно, за что получена та или иная оценка.

При нормативно - ориентированном подходе происходит сравнение учебных достижений каждого учащегося страны с уровнем знаний всех остальных выпускников данного учебного года. Это достигается путём сопоставления результата каждого учащегося с результатами всех других, выполнявших тот же самый тест. Этот подход позволяет выставить баллы уже не по четырёх бальной шкале, а по сто бальной. Результат выполнения теста зависит от разности между уровнем подготовленности тестируемого и уровнем трудности задания.

2.2 ЕГЭ по истории России

При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. То есть выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков истории, способная подготовить выпускника к ЕГЭ см.: Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М., 2003. С.14. . На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3, 5 часа (210 минут). Работа состоит из трёх частей, включающих 50 заданий. В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к сложным в части 3 (С).

Рассмотрим демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2007 год, часть 1, она состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный:

А1. Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

882-980 гг.

980-1025 гг.

1113-1125 гг.

1237-1240 гг.

А2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?

Иван Калита и Ярослав Мудрый

Андрей Рублёв и Александр Невский

Дмитрий Донской и Мамай

Владимир Мономах и хан Ахмат

А3. В XVI - начале XVIII в. приказами называли

рассылаемые царём указы

органы центрального управления

решение Земского собора

распоряжения Боярской думы

А4. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины XVI в.?

создание регулярной армии

введение рекрутчины

создание стрелецкого войска

появление «полков иноземного строя»

А5. К какому веку относится провозглашение России империей?

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

XIX в.

А6. Историческое полотно В.И.Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздаёт события, связанные

с дворцовыми переворотами

с Северной войной

со стрелецкими бунтами

с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

А7. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

Судебник

коллегии

Избранная рада

Табель о рангах

Новоторговый устав

Духовный регламент

Укажите верный ответ.

АВГ 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД

А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?

введение опричнины

запрещение передавать поместья по наследству

установление «Юрьева дня»

объявление крепостного состояния крестьян наследственным

А9. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

ликвидация Верховного тайного совета, восстановление роли Сената

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

освобождение дворян от обязательной военной службы

совместное правление императрицы с Верховным тайным советом

А10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нём идёт речь.

«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришёл к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в своё отечество».

патриархе Филарете

патриархе Никоне

Сергии Радонежском

Иосифе Волоцком

А11. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I

1818 г.

1826 г.

1856 г.

1877 г.

А12. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования

Николая I

Николая II

Александра II

Александра III

А13. В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

диссидентами

еретиками

раскольниками

нигилистами

А14. В XVIII - XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу

помещика

государства

церкви

общины

А15. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

Наполеон разбил русские армии по отдельности

французская армия захватила Киев

французская армия подошла к Санкт - Петербургу

1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

А16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.?

создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»

убийство Александра II

баррикадные бои в Москве

арест С.Л.Перовского

созыв Государственной думы

суд над народовольцами

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД

А17. Прочтите отрывок из сочинения В.О.Ключевского и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Александр [I] поехал на Юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.

Благодаря таинственности, которой облечён был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принёс присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принёс присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже что великий князь арестован».

1814 г.

1825 г.

1842 г.

1855 г.

А18. Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в

декабре 1917 г.

марте 1918 г.

марте 1920 г.

июне 1921 г.

А19. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществлённый в Советской России в 1917 -1918 гг., называется

инвентаризацией

приватизацией

социализацией

национализацией

А20. Коллективизацию в СССР характеризует

создание системы крупных агрогородов

возрождение крестьянской общины

развитие фермерского хозяйства

объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

А21. Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 - начала 1921 г.?

негативные последствия продразвёрстки

наступление А.И.Деникина на Москву

проведение денежной реформы

недовольство крестьян введением продналога

А22. Какие из перечисленных положений соответствуют программе Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)?

А) сохранение единства и неделимости России

Б) свержение монархии

В) сохранение крестьянской общины

Г) установление 8 - часового рабочего дня

Д) развитие широкого местного самоуправления

Е) предоставление политических преимуществ русской нации

Укажите верный ответ.

АБЕ 2) АГД 3) БГД 4) ВГЕ

А23. Прочтите отрывок из воспоминаний лидера П.Н.Милюкова и определите, к какому году они относятся:

«Бывшие министры или проходили сами в Думу, или приводились туда арестованными. …К Таврическому дворцу шли уже в полном составе полки, перешедшие на сторону Государственной думы, с изъявлением своего подчинения Государственной думе».

1905 г.

1906 г.

1914 г.

1917 г.

А24. Кто из указанных военачальников внёс выдающийся вклад в разработку и осуществление Висло - Одерской и Берлинской операций в ходе Великой Отечественной войны?

М.Н.Тухачевский

М.В.Фрунзе

К.К.Рокоссовский

А.А.Брусилов

А25. Прочтите отрывок из воспоминаний военного советника президента США Г.Трумэна и укажите, когда происходили описываемые события.

«…Радиограмма сообщала, что американские самолёты сбросили атомную бомбу на японский судостроительный центр Хиросиму…

…Москва объявила, что считает себя в состоянии войны с Японией. Мы предполагали, что русское наступление в Маньчжурии, вероятно, уже началось, и я подумал, что после этого нам придётся делить как военные усилия против Японии, так и плоды этих усилий».

в июне 1941 г.

в феврале 1943 г.

в декабре 1944 г.

в августе 1945 г.

А26. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

проведение экономических реформ в промышленности

проведение полётов в космос на пилотируемых кораблях

ввод советских войск в другие страны

первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А27. Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?

А.А.Громыко

А.А.Жданова

Г.М.Маленкова

А.Н.Косыгина

А28. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

осуждение культа личности Сталина

построение за 20 лет коммунистического общества

введение принципа разделения властей

построение в СССР развитого социализма

А29. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?

осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»

задача приоритетного развития сельского хозяйства

активизация национальных движений во всех республиках СССР

многочисленные выступления рабочих против тяжёлых условий жизни и труда

А30. Что из названного относится к причинам разрядки международной напряжённости в 1970-е гг.?

А) испытание первой атомной бомбы в СССР

Б) осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны

В) ликвидация Организации Варшавского договора

Г) возможность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками

Д) установление стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении

Е) вывод советских войск из Афганистана

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВЕ 3) БГД 4) ВГЕ

А31. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят.

«Содружество Независимых Государств в составе республики Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств - членов Союза ССР и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

1985 г.

1991 г.

1993 г.

1998 г.

А32. Объявление чрезвычайного положения в Москве в октябре 1993 г., обстрел Белого дома были связаны с

забастовкой шахтёров

образование ГКЧП

проведение референдума о сохранении СССР

противостоянием между президентом и Верховным Советом.

2.3 Анализ тестовых заданий

В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:

Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности учащихся выявляет данный вид теста.

Компактность и точность: насколько кратко и чётко формулируются вопрос и основная часть теста.

Объективность: насколько велика или малозначительна вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.

Функциональность: какие ещё роли, помимо контрольно - оценочной, способен выполнить конкретный вид теста см.: Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315..

План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:

Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели, и каким образом?

Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки?

Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средства проверки знаний и умений школьников?

На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?

Какими приёмами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?

Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности учащихся?

Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?

Заключение

Вводное, обучающее, контрольное, итоговое, тематическое тестирование проводится в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы убеждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению см.: Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М., 2000. С.112.. Опыт обучения тестов показал, что в тех случаях, когда отсутствует тестовая искушённость, она быстро приобретается. А у тех, кто искушён в тестовых методиках, потенциал знаний существенно увеличивается. Приращение знаний достигается за счёт того, что программный материал рассматривается дважды: сначала учащиеся самостоятельно прочитывают текст параграфа, а затем вновь обращаются к нему при выполнении тестовых заданий. Такой подход способствует более прочному усвоению материала по курсу отечественной истории. Методика самостоятельной работы по схеме: учебник плюс пособие к нему (содержащее обучающие тестовые задания) - позволяет освободить часы учебных занятий для закрепления полученных знаний. Из комплекта обучающих тестов можно создавать и тестовые системы с другим функциональным назначением, например, тематические. В зависимости от состава учащихся, их индивидуальных способностей к усвоению знаний можно создать такое количество тестовых систем, которых будет достаточно для подготовки любой учебной группы.

ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; повышение объективности вступительных испытаний приемы в ВУЗы; обеспечение преемственности общего и профессионального образования; обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертиза по единым правилам, это способ создать определенные тенденции в развитии системы образования, это способ управлять качеством системы, ввести элементы конкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работы системы и учреждений. Совершенствование преподавания истории с учетом результатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в процессе предэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого раскрытия и проработки понятий высокого уровня обобщения. При их изучении следует активно привлекать не только учебники, но и хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательных заданий и другие дидактические пособия, акцентировать внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей. Проведение ЕГЭ позволило получить в целом объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы по всем предметам, в частности, по истории России и обществознанию. Сейчас представляется возможность осмыслить некоторые статистические данные и сделать первые выводы. Состав участников ЕГЭ по истории и обществознанию (как, впрочем, и по другим предметам) определился, в основном, под влиянием следующих факторов: принятием частью российских ВУЗов результатов ЕГЭ - в основном, этот фактор повлиял на выбор учащихся, имеющих годовой результат “отлично” и “хорошо”; возможностью улучшить итоговую оценку (т.к. в аттестат выставляется оценка, полученная на ЕГЭ в том случае, если она выше, чем годовая) - этот фактор оказал влияние на выбор тех учащихся, которые имеют спорную годовую оценку по предмету; необходимостью обязательной итоговой аттестации в любой форме (ЕГЭ даже в случае получения не удовлетворительной оценки гарантировал удовлетворительный итоговый результат)- этот фактор, в основном, повлиял на выбор тех учащихся, главной целью которых являлось получение аттестата об окончании школы.

Анализ соотношения годовых результатов и результатов ЕГЭ приводит к выводу об их значительном несоответствии как по обществознанию, так и по истории России (фактически на 1 балл по пятибалльной шкале). Можно выделить несколько комплексов предпосылок для анализа проблемы причин указанного несоответствия:

образцовые (ценностные): несоответствие КИМов обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования; недостаточный уровень владения учащимися техникой сдачи теста;

ресурсные (материальные): невозможность для части родителей учащихся при их подготовке к ЕГЭ использования услуг репетитора;

технологические (методологические): аморфность методологических схем изучения гуманитарных предметов; отсутствие апробированных технологий подготовки к ЕГЭ по гуманитарным предметам;

субъектные (субъективные): недостаточная деятельность школы для формирования у учащихся современной модели мыследеятельности, основанной на конкуренции, рациональности, управлении перспективами.

Традиционно история и обществознание в школе считаются “устными” предметами в отличие от так называемых “письменных” - русского языка и математики. Контроль ЗУН здесь большей частью не предусматривает письменных ответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, умений дискутировать, доказать свою точку зрения см.: Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.. Технику же (умения и навыки) сдачи теста необходимо отрабатывать годами, учиться правильно, распределять силы и время, быть внимательным и аккуратным. По невнимательности при сдачи ЕГЭ можно отметить не ту клетку в группе заданий «А”, или написать синоним при ответе на задания типа “В”. К тому же то, что не вызывает затруднения в устной речи, бывает довольно сложно изложить в письменном виде (задания группы “С”). Указанное противоречие можно снять технологически, но, скорее всего, за счёт основных задач Модернизация образования одной из заявленных целей имеет обеспечение равных возможностей при поступлении в ВУЗы через ЕГЭ. Однако, при несомненных достоинствах ЕГЭ (единые КИМы, общероссийские баллы и рейтинги, один экзамен, вместо итогового и вступительного, фактическая объективность оценивания и пр.), попытка их сдачи без услуг репетитора (одной из задач ЕГЭ ставилось сведение до минимума репетиторства) может привести к неудовлетворительным результатам. С этой точки зрения, кроме сведения до минимума субъективности оценивания, пока не видна разница между “традиционным” экзаменом (в любой форме) и ЕГЭ. Разрешение проблемы видно в корректировке принципов и методов педагогических технологий см.: Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.323.. Можно сделать следующие выводы. Результаты ЕГЭ должны стать предметом методического анализа в МО ОУ, ГМО. Сейчас наиболее перспективными направлениями анализа видятся следующие: полный анализ материалов КИМов и результатов ЕГЭ на двух уровнях методических объединений (МО образовательных учреждений и ГМО); выявление и изучение опыта учителей, чьи учащиеся показали наиболее высокие результаты; организация семинаров по распространению и освоению выявленного педагогического опыта; проектирование новых педагогических технологий, направленных на обеспечение более высокого качества подготовки выпускников в условиях модернизации.

Список использованных источников и литературы

1. О едином государственном экзамене. Закон РФ от 8 февраля 2007 года // Российская газета. 2007. 18 марта.

2. Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года // Российская газета. 2000. 3 февраля.

3. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. М., № 3,1998. С.26.

4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М., 2000. С.112.

5. Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М., 2002. С.114.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М. 2003. С.36.

7. Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М., 2003. С.14.

8. Егоров Е.В. Преподавание истории в школе. №2, М.,2005. С.54-58.

9. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М., 2002. С.143.

10. Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.

11. Корнилов В.А., Шумарина О.П., Жог В.И., Дмитриенко В.П. Тесты. М., 1993. С.9-12.

12. Кузьмина Э.М., Набатова О.В. Преподавание истории в школе. № 5, М..2004. С.63.

13. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. № 4, М., 1995. С.67.

14. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315.

15. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. С.213.

16. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. М., 2002. С.127.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000. С. 246.

18. Хлебников В.А. Развитие системы тестирования в России. - Материалы ежегодной Всероссийской конференции. М., 2001-2003.

19. Шмелев А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. М., 2000. С.124 - 132.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать