Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс"

Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс"

77

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Калужский государственный педагогический университет

им. К. Э. Циолковского

калужский филиал

Московского государственного технического университета

им. Н. Э. Баумана

Межвузовский инженерно-педагогический факультет

Кафедра психологии профессиональной деятельности и

управления непрерывным педагогическим образованием

Методика изучения раздела «Художественно - прикладное творчество 10 класс»

курсовая работа по методике преподавания технологии

Научные руководители:

Старший преподаватель кафедры ППД и УНПО Лагутина Т.В.

Калуга

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Калужский государственный педагогический университет

им. К. Э. Циолковского

калужский филиал

Московского государственного технического университета

им. Н. Э. Баумана

Межвузовский инженерно-педагогический факультет

Кафедра психологии профессиональной деятельности и

управления непрерывным педагогическим образованием

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ____________________________

«_____»__________________________2007 г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Бондаренко Е., группы ИП-41

Тема работы:

Методика изучения раздела Художественно прикладное творчество 10 класс.

Содержание расчетно-пояснительной записки:

Введение

1. Сущность технологического образования школьников.

1.1. Этапы становления технологического образования в России.

1.2. Современные проблемы технологического образования школьников.

1.3. Содержание технологического образования школьников в 10 классе по теме «Художественно прикладное творчество».

2. Методика организации работы по разделу Художественно прикладное творчество в 10 классе.

2.1. Исторически сложившиеся и современные методы изучения раздела.

2.2. Календарно-тематическое и поурочное планирование по изучению этого раздела.

2.3. Деловая игра.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Задание принял к исполнению ________________________

Содержание

  • 1. Сущность технологического образования школьников
  • 1.1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
  • 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  • 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
  • 2. Методика организации работы по разделу Художественно прикладное творчество в 10 классе
  • 2.1. ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
  • 2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДАННОГО РАЗДЕЛА
  • 2.3. ДЕЛОВАЯ ИГРА
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1. Копия раздела «Художественно-прикладное творчество» 10 класс программы «Технология»
  • Приложение 2. Методический материал к уроку.
  • Введение
  • Общеизвестно, что технология в переводе с древнегреческого означает «techne»- мастерство, «logos» - учение, наука. Следовательно, изначальная трактовка понятия «технология» - это наука о мастерстве в любой сфере деятельности, предусматривающая преобразование и использование материи, энергии, информации в интересах человека и общества. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования конкретного объекта.
  • В современном понимании технология - наука об оптимальной деятельности человека. При этом основными критериями оптимизации выступают: высокое качество результатов работы и наименьшие затраты всех видов ресурсов, ориентация на потребителя, а не на количество изготовленного продукта. Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов, представленных в основных модулях. Независимо от содержания основного модуля, во взаимосвязи с ним должно предусматриваться изучение следующих сквозных образовательных линий:
  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения и графики;
  • элементы прикладной экономики и предпринимательства;
  • мир профессий, средства и методы формирования жизненных, пpoфессиональных планов;
  • художественно-прикладная обработка материалов;
  • творческая, проектная деятельность;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • история и социальные последствия развития технологии и техники.
  • Исходя из выше сказанного, и была выбрана тема и направление работы: рассмотреть методику технологического образования по разделу «Художественное творчество в 10 классе», так как на примере этого раздела можно наиболее полно отразить содержание в материале основных образовательных линий.
  • В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
  • ь выявить этапы становления технологического образования в России;
  • ь обозначить современные проблемы технологического образования школьников;
  • ь рассмотреть методику организации работы по разделу «Художественное творчество в 10 классе»;
  • ь проанализировать исторически сложившиеся и современные методы изучения раздела.
  • В курсовой работе рассматриваются вопросы сущности технологического образования школьников, методики организации работы по разделу Художественно - прикладное творчество в 10 классе. Пояснительная записка к курсовой работе состоит из 78 страниц.
1. Сущность технологического образования школьников

1.1. Этапы становления технологического образования в России

Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России.

К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I.

Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы. Эти реформы были направлены на укрепление государственного устройства. Началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внешней и внутренней торговли. Экономические и политические преобразования в России требовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, государственных служащих, учителей. Это в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.

Однозначно можно говорить о том, что в России XVIII века назрела необходимость реформ, в том числе и в области просвещения. Как отмечает В.Н. Липник, с начала XVIII века образование становится делом государственным и с уклоном в прикладные науки. С начала XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов.

Так, в 1701 году по указу царя в Москве была открыта школа математических и навигацких наук (первое реальное училище в России), которое имело подготовительные классы, состоящие из «Русской школы», где учили читать, писать и считать, и «Цифирной школы», в которой обучали арифметике, геометрии, тригонометрии. В школе готовили моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей. На базе старших классов школы математических и навигацких наук в Петербурге в 1715 году была основана Морская академия (Академия морской гвардии) - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

В 1701 году в Москве была открыта инженерно-артиллерийская школа, в которой обучались дети различных сословий кроме крепостных крестьян.

В 1706 году в Москве была создана хирургическая школа, в которой учащиеся изучали латинский язык, анатомию, фармакологию, хирургию, рисование. В 1716 году по образцу московской в Петербурге была основана медицинская школа [7,с. 15 -36].

Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в 1705 году в Москве было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк. В этой школе должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов. В школе изучали: географию, этику, политику, риторику, языки (греческий, латинский, сирийский, еврейский, французский, немецкий, шведский, итальянский), танцы и верховую езду.

С 1721 года по инициативе В.Н. Татищева (1686-1750) открываются профессиональные горнозаводские школы. В городе Екатеринбурге, на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была основана Центральная горнозаводская школа. В этой школе изучали грамоту, чтение, письмо, арифметику, геометрию, черчение, рисование, Закон Божий, «Гражданство». Помимо общеобразовательных дисциплин изучались основы горного дела теми, кого готовили в мастера (определение руды и ее внутреннего содержания, механика, архитектура), остальные по способностям знакомились с обработкой горных пород, с токарным делом, столярным, паяльным или «пробирным» ремеслом.

Целью этих школ была подготовка грамотного мастера и квалифицированного рабочего. До обеда учащиеся ходили в школу, а после - проходили практику.

По Указу царя с 1721 года в каждом полку были организованы гарнизонные школы с обязательным обучением солдатских детей от 7 до 15 лет. В таких школах изучали чтение, письмо, арифметику, военные упражнения, артиллерийское и инженерное дело, а по склонностям дополнительно пение и ремесла (слесарное, кузнечное, сапожное, портновское, столярное).

Наряду с профессиональным образованием развивается и общее, которое часто сочетается с первым. Обязательных учебных планов не существовало, как не было и строго установленных сроков обучения. В ходе обучения стремились определить склонности и способности учеников к изучению наук и ремесел, чтобы затем направлять их на государственную службу. Путь к карьере детям из дворянских семей открывало профессиональное образование.

В 1782 году императрицей Екатериной была назначена «Комиссия по учреждению народных училищ». В результате ее деятельности в 1786 году был разработан «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому уставу открывались малые и главные училища. Малые училища готовили грамотных людей, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и этикет поведения. Главные училища давали более широкую подготовку, в основе которой лежала многопредметность. За пять лет обучения к дисциплинам малого училища добавлялись - геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура, география, а для желающих - языки: латинский, татарский, персидский, китайский. Кроме этого, в главных народных училищах можно было получить профессиональное педагогическое образование. Устав 1786 года утвердил классно-урочную систему. В школе появилось расписание уроков, классная доска, классный журнал, обучение по единым учебникам, утвержденным для каждого класса.

В России первой половины XIX века, как отмечает Н.Ф. Никольцева, правительство, осуществляя программу развития реального образования, решило пойти дальше, чем предусмотрено «Уставом…» 1828 года, где речь шла об уездных училищах.

Так, 3 июня 1836 года было выпущено Постановление об учреждении отделений реальных училищ при гимназиях и уездных училищ, тех городов, где нет университетов, для удовлетворения потребностей мануфактуры промышленности, торговли региона. В тех местах, где есть университеты, следовало организовать публичные лекции. В рамках таких отделений реальных училищ должны были преподаваться следующие дисциплины: практическая химия, черчение, рисование, технология, торговое счетоводство, сельское хозяйство [15,с. 80 -96].

Следует отметить, что централизованной системы учебных заведений реальной направленности не существовало, но в тоже время, как отмечает Н.Ф. Никольцева, примером развития реального (специального) образования можно считать распространение разнообразных учебных заведений по всей Империи. Зачатки этой системы появляются в Санкт-Петербурге - появляются такие учебные заведения как: Коммерческое училище, Пробирное училище, Горнозаводская школа, Фельдшерские школы и др.

Созданная в 1824 году, горнозаводская школа ставила цель подготовить людей, сведущих в горнозаводской части. В качестве предметов преподавания выступали: Закон Божий, география, история, русский язык, иностранные языки, математические науки, горные науки.

В 1842 году было основано Петербургское Пробирное училище для подготовки для горного ведомства сведущих пробирщиков, которые со временем смогут занять место «пробирьера» - мастера, производящего сплав металла, испытывающие предъявляемые изделия, осуществляющего расчеты, взыскивающие пошлину. В училище принимались казенные воспитанники не моложе 15 лет и вольнослушатели.

Стимулом развития образования послужило разрешение открывать частные учебные заведения, не ограничивая их числа, что выразилось в активизации общественной инициативы в делах просвещения.

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий», по которому все гимназии были разделены на классические и реальные, а вместо уездных училищ создавались прогимназии. Реформа ставила учеников в неравное положение. В 1871 году появляется новый «Устав гимназий и прогимназий», в а 1872 году - «Устав реальных училищ», которые определяли явное преобладание классического образования, точную регламентацию учебных планов.

В работе В.Н. Липника отмечается, что «Устав…» 1871 года установил только один тип среднего учебного заведения - классическая гимназия, где основное внимание уделялось изучению древних языков (42,2% учебного времени) и математике. Гимназия предоставляла общее образование и готовила к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Реальное училище предоставляло общее образование, направленное на приобретение технических познаний. После окончания реального училища нельзя было поступать в университет. Старшие классы (5 и 6) училища делились на отделения: основное и коммерческое, а седьмой (дополнительный класс) - механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Реальные училища призваны были удовлетворять потребности промышленности в инженерно-технических кадрах.

Развитие образования требовало новых подходов к теоретической разработке основ образования, прежде всего, в рабочей группе населения России. В этом проявлялось противоречие, когда правительство, стремясь обеспечить развитие промышленности, ограничивало возможность получения образования в рабочей среде.

Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности [7, с. 124 - 150].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве предпосылок создания различных уровней технического образования выступали:

1. Развитие реального образования через разрозненные учебные заведения по всей России.

2. Развитие промышленности требовало качественно иной подготовки специалистов по различным отраслям (строительство, производство, транспорт и т.д.).

3. Изменение технологий производства, технического оснащения обуславливало необходимость подготовки квалифицированных работников, владеющих способами преобразовательной деятельности.

4. Требовалось не «обучение из практики», а качественная подготовка на научных теоретических основаниях специалиста, обеспечивающего оптимальную работу технического предприятия.

5. Промышленный потенциал, в качестве своего ресурсного обеспечения, требовал не только техническую, но и кадровую составляющую, как необходимого условия успешной деятельности России на международном рынке в условиях жесткой конкуренции.

Техническое образование в России середины XIX -начала ХХ вв.

Развитие промышленности, внедрение новых способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий.

Техническое образование в России середины XIX - начала ХХ века представлено различными уровнями - высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.

А.Г. Неболсин отмечает, что значительно раньше развития средних и низших технических училищ, уже существовали различные высшие технические учебные заведения: Горный институт, Практический Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, а во второй половине XIX века открывается Петровская земледельческая академия, лесная академия, Лесной институт в Санкт-Петербурге и это далеко не полный список уже открытых высших технических учебных заведений [7,с. 120 - 135].

Высшие технические учебные заведения в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров - руководителей в технических и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для замещения правительственных технических должностей.

В рамках этого рассмотрим деятельность технических учебных заведений, которые, по сути, и представляли собой высшее техническое образование. Так, в 1773 году был утвержден устав Горного училища, открывшегося в следующем году. В 1833 году учебное заведение было переименовано в Горный институт, а затем в Институт корпуса горных инженеров и разделялся на четыре низших и два высших класса. По уставу 1834 года в институте было положено преподавать: Закон Божий, географию, общую статистику, горную статистику, историю горного русского промысла, историю, математику, теоретическую механику, астрономию, горную механику, зоологию, механику, минералогию, геологию, физику, физическую географию, химию, маркшейдерское искусство, горное искусство, металлургию, пробирное искусство, основы отливки артиллерийских снарядов, горные законы, бухгалтерия, архитектура (применительно к горнозаводским строениям), черчение, рисование, чистописание, языки: русский, французский, немецкий, музыку.

Во время каникул учащиеся посещали горные заводы, рудники, производили минералогические, палеонтологические наблюдения и т.д. В институт принимались лица окончившие курс гимназии без древних языков.

К экзамену на звание инженера допускались и лица, не слушавшие курс в институте. Эти лица должны были предоставить свидетельство о том, что они работали на горном заводе не менее одного года, а затем они сдавали экзамены по всем дисциплинам, которые существовали в институте особой комиссии.

Другим высшим техническим учебным заведением являлся Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт, который был учрежден в 1828 году с целью подготовки людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управления фабриками и заводами или отдельными отделами таковых. Среди изучаемых предметов можно выделить следующие: Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, арифметика, геометрия, прикладная механика, курс технологии (красильное дело, строительство различных машин).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать