Методика обучения учащихся аппликационным работам с природными материалами
p align="left">2.2 Развернутые сценарии уроков по аппликационным работам с природным материалом

Урок 1

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Приемы приклеивания деталей без разметки

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.

Развивающая: Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: образец изделия, природный материал, заготовка для основы;

Место проведения: класс

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивационный этап.

- Ребята! У меня на столе клей, картон, клеенка. А у вас?

- Тоже.

- А еще какая-то папка с чем-то!

- Что это за папка?

- Для природного материала.

- С чем она?

- С засушенными листьями.

- А у вас она есть?

- Да.

Содержание урока:

Вступительная беседа.

- Ребята! А как вы думаете, для чего нам засушенные листья?

- Чтобы изготовить поделку.

- Правильно.

- А какую, вы знаете? Чтобы это узнать отгадайте загадку!

Серый зверек

Через полку скок,

Длинные ноги,

А хвост короток.

- Заяц

- Молодцы!

Учитель вывешивает образец изделия.

- Сегодня мы будем делать аппликацию «Веселый зайка».

III. Подготовка к практической работе.

1. Анализ изделия.

- Ребята! Посмотрите на зайку. Из каких частей он состоит?

- Ушки, туловище, голова, лапки, щечки, глаза, нос.

- Правильно.

- У меня на столе лежит гербарий, из него нужно составить рисунок.

К доске выходит один ученик, подбирает детали для заготовки.

- Как вы думаете, что необходимо взять для глаз, носа и для лапок?

- Семена.

- Правильно.

- Ребята! А у нас получился веселый зайчик?

- Нет.

Что нужно сделать, чтобы он стал веселым. Подвигаем детали.

- А сейчас?

- Да

- Что делаем дальше?

- Приклеиваем.

2. Составление плана работы.

1) Отберем нужные листья и семена.

2) Разложим детали на заготовке.

3) Подвигаем их.

4) Приклеим.

- Помните! Гербарий - очень хрупкий материал, и работать с ним, и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно.

IV. Практическая работа.

Учитель проходит по классу и индивидуально помогает ребятам.

V. Итог урока.

- Что вы сегодня выполняли на уроке?

- Из какого материла?

- Как можно еще назвать этот материал?

- Вам понравилась такая работа?

- Молодцы! Все хорошо поработали. Убираем рабочее место. Урок окончен.

Урок 2

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Аппликация из листьев. Бабочка

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: учить выполнять аппликацию из листьев деревьев - бабочку и соразмерять при этом ее части;

Развивающая: развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение;

развивать желание сделать аппликацию красивой.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы;

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы.

Дидактический материал к учебному занятию: репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени, о желуде;

Место проведения: класс

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова.

Илья Семенович Остроухов принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины Х1Х века. Он был видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 гг. в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится произведение художника «Золотая осень».

Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней - группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа и ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

2. Беседа о красоте осенних листьев. Рассматривание букетов из осенних листьев, гербария. Проникнуться настроением осеннего пейзажа помогает музыка, стихи.

3. Чтение стихотворений об осени.

Дети читают стихи, написанные на карточках.

Карточка 1

Кружат листья над. дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной. А. Блонский

Карточка 2

Меж редеющих верхушек И, хвостом мелькая, белка

Показалась синева. Легкий делает прыжок.

Зашумела у опушек Стала ель в лесу заметней,

Ярко-желтая листва. Бережет густую тень.

Птиц не слышно. Треснет мелкий Подосиновик последний

Обломившийся сучок, Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Карточка 3

В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.

4. Отгадывание загадок.

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит.

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький….

Падают с ветки

Золотые монетки.

5. Разгадывание ребуса.

6. Сообщение темы и цели урока.

7. Рассматривание образца.

8. Показ способов работы.

Учитель. Все детали бабочки делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие и большие листья любого дерева, что даст возможность изготовить бабочки с крыльями различной формы и окраски, но при этом следует соизмерять величину желудя и крыльев. Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя накладывают тонкий слой пластилина или клея. Голову бабочки делают из ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток и соединяют с туловищем.

Если для крыльев бабочки будут подобраны листья с разных деревьев, бабочки получатся разные, и можно будет все поделки учеников объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или

1) Повторение способов работы.

2) Самостоятельное выполнение работы:

- Точками обозначают место детали аппликации.

- Снимают деталь аппликации.

- Смазывают деталь ровным тонким слоем клея.

- Прикладывают деталь к обозначенным точкам.

- Закрывают чистым листом бумаги.

- Аккуратно протирают тряпочкой. Снимают лист бумаги.

З) Оценка работы проводится в соответствии с поставленными задачами. Особое внимание обращается на оригинальность их конструкции.

4) Коллективные работы поместить на выставку «Это мы делаем сами».

IV. Итог урока.

1. Чтение пословицы и объяснение ее смысла:

«Умелые руки работы не боятся».

Ответы на вопросы:

- Чему вы научились?

- Что узнали нового?

Урок 3

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Изделие «Павлин»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: учить пользоваться учебным пособием - учебником; учить детей работать с природным материалом, выполнять работу аккуратно, соблюдая правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином; учить отгадывать загадки; учить видеть прекрасное, познакомить с птицей, занесенным в Красную книгу павлином,

Развивающая: развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; расширить кругозор;

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный

Оборудование: природный материал: ракушки маленькие, ракушки большие, перья птиц, плод шиповника, мох, сухая веточка дерева, пластилин, картон, клей ПВА, кисточка для клея, цветная бумага, ножницы, тряпочка для рук

Дидактический материал к учебному занятию: образец павлина, выполненного из природного материала; иллюстрации с изображением павлина.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Этап актуализации знаний.

2. Вводная часть.

а) Отгадывание загадок, отгадка сопровождается иллюстрациями.

Пальма в озеро глядится,

А под пальмой чудо-птица.

Хвост, как веер расписной, -

Синий, красный, золотой,

Желтый цвет, зеленый цвет -

Всех цветов лесных букет.

б) Беседа.

- Кто из вас видел павлина?

- Где мы можем увидеть павлина?

- Что такое зоопарк?

Каких животных можно встретить в зоопарке?

Посмотрите на иллюстрации с изображением павлина. Опишите эту птицу.

3. Дополнительный материал

- Павлины - декоративные птицы семейства фазановых

У обыкновенного павлина длиной 1,2-1,3 м, В Индии этик птиц одомашнивают. Павлины занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

В Красную книгу заносят редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 г. В СССР - Красная книга учреждена 1974 г.

4. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке вы сделаете павлина своими рукам, используя природный материал.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ образца

- Откройте учебник на страницах 68, 69. Рассмотрите образцы природного материала.

Что вам потребуется для работы?

- Внимательно рассмотрите образец павлина.

- Какие материалы вам потребуются для работы?

- Какие инструменты вам потребуются для выполнения данной работы?

- Откройте учебник на странице 76. Рассмотрите карту поэтапного выполнения работы.

- Какими страницами учебника вы должны воспользоваться и для чего?

2. Пpaвила техники безопасности

Дети повторяют основные правила безопасной работы с ножницами, клеем и пластилином.

III. Гимнастика для пальчиков

Руки вверх скорей подняли -

Помахали - помахали:

Кулачки сейчас сожмём,

А потом их разожмем.

IV. Ход выполнения работы.

1. План поэтапного выполнения работы

Полянка

1. Нарисовать на картоне основание полянки.

2. Вырезать основание полянки.

3. Нанести на вырезанное основание клей ПВА и приклеить мох.

Туловище павлина

Взять две большие ракушки и наполнить их пластилином.

2. Склеить ракушки между собой.

Оформление перьев.

1. Вырезать детали со страницы 79 учебника.

2. Приклеить узоры на перья.

Изготовление хвоста

1. Взять две маленькие ракушки и наполнить их пластилином

2. Склеить ракушки между собой.

3. Вставить перья в пластилин между раковинами.

Изготовление головы павлина

1. Взять плод шиповника

Время для проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали:

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

VI. Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

Дети выполняют действия согласно содержанию четверостишия:

VII. Практическое использование работы.

Использование поделки как сувенира.

VIII. Итог урока.

1. Беседа

- Какую работу выполняли на уроке?

- Какие - материалы вам потребовались?

Опишите своего павлина, - какой он у вас получился?

2 Выставка работ.

2.3 План-конспект уроков технологии по аппликационным работам с природным материалом

Урок 1

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Изделие «Осенний букет»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Воспитательная: воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: ПК, слайды «Цветы», магнитофон, аудиозапись песни «Городские цветы», природные материалы: семена клена, плоды рябины, плоды шиповника, еловые шишки, сухие веточки, ножницы, гуашевые краски, кисточка для красок, баночка для воды.

Дидактический материал к учебному занятию: образцы, выполненные из природного материала, иллюстрации цветов.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Опрос учащихся по изученному материалу.

4. Изложение нового материала;

5. Вводный инструктаж;

6. Вводное выполнение приемов практической работы;

7. Самостоятельная практическая работа учащихся;

8. Текущее инструктирование учителя;

9. Подведение итогов урока;

Урок 2

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Аппликация из листьев «Овощи»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом - листьями; познакомить с понятием «овощи»; учить выбирать нужный материал для изготовления определенной поделки.

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, расширять кругозор.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.

Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: цветной картон, клей ПВА, листья различных пород деревьев, травянистых растений, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: образцы аппликаций из листьев, иллюстрации моркови, лука, капусты.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Мотивационный этап;

3. Сообщение темы и цели урока;

4. Подготовка к выполнению задания;

5. Проверка готовности рабочих мест;

6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 3

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Аппликация из листьев «В лес за грибами»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом - листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы;

Развивающая: развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Мотивационный этап;

3. Сообщение темы и цели урока;

4. Подготовка к выполнению задания;

5. Проверка готовности рабочих мест;

6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 4

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Аппликация из листьев «Чудо-животные»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по намеченному плану, с природным материалом;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», цветной картон, лист для черновой работы, природный материал, клей ПВА, ножницы, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: рисунок «Разнообразие форм листа», карта поэтапного выполнения работ.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Мотивационный этап;

3. Сообщение темы и цели урока;

4. Подготовка к выполнению задания;

5. Проверка готовности рабочих мест;

6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 5.

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Мозаика «Цветок»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала; учить выполнять мозаику;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, память.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: семена фруктов, природные материалы - листья, крышка от пластиковой круглой банки, картон, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: образец мозаики «Цветок», наброски различных рисунков для выполнения мозаики.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Опрос учащихся по изученному материалу.

4. Изложение нового материала;

5. Вводный инструктаж;

6. Вводное выполнение приемов практической работы;

7. Самостоятельная практическая работа учащихся;

8. Текущее инструктирование учителя;

9. Подведение итогов урока;

Урок 6

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: «Мозаика из скорлупы»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении, ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы.

Развивающая: выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Воспитательная: сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный

Оборудование: рисунок - образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики.

Дидактический материал к учебному занятию: образцы мозаики, инструкционные карты.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Мотивационный этап;

3. Сообщение темы и цели урока;

4. Этап актуализации знаний;

5. Изучение нового материала;

6. Этап применения нового материала;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 7

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Мозаика из речной гальки

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить с новым видом мозаики с использованием речной гальки; расширить и углубить знания, а так же освоить приемы при изготовлении декоративного панно; сформировать умение работать в коллективе.

Развивающая: Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Воспитательная: Воспитать аккуратность, точность.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный

Оборудование: простой карандаш, маркер, кисти, щетка и губка, молоток, ножницы; бумага для эскизов, оргалит для основы, речная галька, гуашь, бронзовая краска, клей ПВА, лак, гвозди, емкости, стакан для воды, крупное сито.

Дидактический материал к учебному занятию: технологическая карта, декоративные панно из речной гальки

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Опрос учащихся по изученному материалу.

4. Изложение нового материала;

5. Вводный инструктаж;

6. Вводное выполнение приемов практической работы;

7. Самостоятельная практическая работа учащихся;

8. Текущее инструктирование учителя;

9. Подведение итогов урока;

Заключение

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.

В процессе исследовательской работы по данной проблеме был проведен анализ литературных источников таких авторов, как Геронимус Т.М., Конышевой М.И., Просяковой П.К., и другие на основе которых можно сделать вывод о том, что аппликационной работе учащихся с природным материалом уделяется достаточно много времени по каждому классу обучения в начальной школе. Наиболее изучены следующие виды работ: составление различных композиций по аппликаций и мозаики из природных материалов т.д.

На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности аппликационной работы с природным материалом в 1 классе по трудовому обучению. В систему включены различные темы видов аппликационных работ с природным материалом, например: составление аппликации из засушенных листьев, соломки, скорлупы, камушек и т.д.

В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

Методика аппликационных работ с природным материалом в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

Разработанная система уроков и методические рекомендации по изучению аппликационных работ с природным материалом могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов - практикантов, руководителями кружков дополнительного образования.

Литература

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. - с. 219.

2. Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. - М., 1957. - с. 158.

3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1960. - с. 180.

4. Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 1953. - с. 95.

5. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1987. - с. 153.

6. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. - М.: изд. «Экзамен», 2006. - с. 86.

7. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2003. - с. 92.

8. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с. 147.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 1987. - с. 210.

10. Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство.-М.:МПУ, 2006. - с. 87.

11. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. - Бирск, 2007. - с. 114.

12. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. - Бирск, 2007. - с. 139.

13. Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. - Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. - с. 43.

14. Самородский П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с. 68.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать