Методика повышения эффективности обучения истории
p align="left">К главным факторам процесса обучения относятся:

1. социально-обусловленные, выдвигаемые обществом, перед школой и каждым учебным предметом цели научного, полноценного образования и всестороннего развития учащихся;

2. содержание обучения каждому учебному предмету;

3. познавательные возможности учащихся, которые варьируются в зависимости от возраста и уровня развития учеников;

4. учебная деятельность учителя (преподавание) и учеников (учение); формы; методы, методические приемы и средства преподавания и учения;

5. результаты обучения, измеряемые достигнутым уровнем образования, воспитание и развитие школьников.

Деятельность учителя и учащихся осуществляется посредством определения способов - методических приемов и средств. И результаты деятельности оказываются положительными только при условии, если учитель и ученик пользуются не случайно избранными приемами и средствами преподавания и учения, а адекватными целями обучения и содержанию учебного материала, согласованными с познавательными возможностями школьников. Иными словами, приемы и средства, как и сама деятельность, закономерно вытекает из особенностей содержания учебного материала, целей его изучения и познавательных возможностей учащихся Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1986. - С.166..

Школьная практика убеждает в том, что при соблюдении всех перечисленных закономерностей в итоге каждого урока деятельность учителя, и учащихся обеспечивает переход идеально задуманных целей в результаты обучения: учебный материал урока превращается в знания, взгляды и убеждения - в усвоенные познавательные приемы и умения учеников. При этом усиленно развиваются мышление, память, воображение, воля, эмоции, чувства и другие свойства личности.

Исключение или недостаточный учет хотя бы одной из указанных закономерных связей, неизбежно нарушает единство целостного процесса обучения, что естественно снижает его эффективность, препятствует получению положительных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.

Каждому учителю хорошо знакомы факторы, которые не вписываются в изложенную схему обучения. К ним относятся, например, неудачное расположение уроков в расписании, субъективное состояние учителя или учащегося: их усталость, чрезмерное возбуждение, положительный или отрицательный настрой; недисциплинированное поведение отдельных учеников, или, наоборот, вдруг возникшее у класса повышенное внимание и интерес к какому то фрагменту содержания урока и тому подобное Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.5..

Случайные факторы могут отрицательными и положительными. Вклиниваясь в учебный процесс порой неожиданно, они затормаживают, нарушают или активизируют его нормальное функционирование, изменяют характер преподавания, учителя, и учение учеников.

Кто из учителей не встречался с такими досадными случаями. В расписании урок истории в одном из средних по возрасту классов, расположен после урока физвоспитания. Учитель провел на своем уроке увлекательную игру. А учитель математики дал старшеклассникам сложную контрольную работу. После игры учащиеся в начале урока истории ни как не могли успокоиться. Усилие переключить их внимание на восприятие исторического материала длительное время были тщетны. Мышление старшеклассников, занято поисками оригинального мышления математической задачи, а время идет. В результате урок по задуманному плану не получается. При иных обстоятельствах в упомянутых классах уроки истории, если учитель говорит и приводит их с учетом закономерного взаимодействия основных факторов, проходят нормально и завершаются в начале удовлетворительными образовательно-воспитательными результатами Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.15..

По иному влияют на ход и результаты урока, положительные факторы.

В педагогической практике известен случай, когда один русский ученый, читавший в университете лекции по сравнительной палеонтологии, однажды по пути в университет, увидел на тротуаре и поднял крупное перо домашней птицы. Случайная находка натолкнула его на размышления о длительном и сложном процессе эволюции животного мира. Вдохновленный раздумьями, он начал читать лекцию. Обычно его лекции были содержательными, но читал он их сухо. Но на этот раз лекция получилась яркой, эмоциональной, увлекательной. Студенты немало удивились этому и увидели ученого в ином свете. Послушав лекцию, они основательно усвоили ее содержание.

Учителю важно в своей повседневной практике, предвидеть возможные проявления, любых случайных факторов. Положительные факторы, особенно такие, как хороший эмоциональный настрой, повышенное внимание, дисциплинированность учащихся следует поддерживать и поощрять, а отрицательные предупреждать или по возможности смягчать. Щукин Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - С.40.

Цели обучения истории

Развиваясь, любое общество всегда ставило и ставит перед школой определенные социально-обусловленные цели, поскольку их реализация необходима для его функционирования.

Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания не может быть ни полноценного образования, не основательного усвоения (осмысления и запоминания, а так же воспроизведения, применения) исторических знаний Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе //Преподавание истории в школе - 1987. - №4.- С.87..

Внимание выполняет функцию выделения излагаемых учителем, учебником, другими источниками знаний фактов, понятий, законов, идей, способ познавательной деятельности. Только так ученики могут сосредоточиться на предмете изучения, всесторонне рассмотреть и основательно усвоить его. И чем устойчивее, а иногда и продолжительней внимание, тем обстоятельнее учащиеся усваивают изучаемый материал.

При правильной организации обучения, внимание школьников, успешно развивается. При этом учитель сначала опирается на естественный интерес к новым, еще мало или совсем не интересным ему фактам, далекого прошлого. Но уже на этом этапе обучения, школьники приучаются к внимательному изучению и более сложного теоретического материала. Наряду с непроизвольным вниманием, учитель воспитывает устойчивое произвольное внимание, особенно в старших классах, связанное с волевыми усилиями и основанное на понимании необходимости социальной значимости изучения истории Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.81..

Развивая внимание, следует продуманно руководить самостоятельной работой младших подростков. Это требование относится к преподаванию истории и в старших классах.

Педагогическими исследованиями установлено, что к седьмому классу внимание учеников при систематическом его развитии начинает приобретать устойчивый характер. Но связанный с ним интерес к истории в это время заметно падает. Поэтому в этом и последующих классах развивая внимание, важно больше работать над воспитанием интереса к истории. В противном случае процесс становления внимания замедляется и старших классах учащиеся не смогут обстоятельно с должным вниманием изучать наиболее важные разделы истории человеческого общества. Интересуясь учебным предметом, школьники без больших усилий овладевают глубокими историческими знаниями, под влиянием интереса эффективно протекает их интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие.

Интерес, как и внимание, имеет избирательный характер. Исследованиями установлено, что учащиеся подразделяют учебные предметы в целом и их составные части на полностью или частично интересные Щукин Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - С.43..

Соответственно этому дифференцируется и их познавательное внимание.

Педагогический опыт убеждает, что во всех классах ученики отдают предпочтение изучению истории классов и классовой борьбы, военной истории (этой стороной жизни интересуется мужская половина учащихся).

Чтобы научить школьников с интересом и вниманием изучать все стороны общественной жизни, важно выработать у них такие качества, как способность распределять внимание, устойчиво концентрировать его на изучаемом материале, переключать с одного объекта на другой. Успешное решение этих задач во многом зависит от умения учителя интересно излагать различный по характеру исторический материал, варьировать виды и приемы учебной работы, побуждать учеников (с помощью познавательных занятий) на каждом уроке активно работать с различными источниками исторического знания.

Совершенствования восприятия является одной из важных задач интеллектуального развития школьников. Оно позволяет ученикам правильно, в адекватных образах воспринимать исторические события и явления связанную с ними природу, предметы, людей, умело охватывать динамику исторических процессов, видеть взаимосвязи факторов, их обусловленность определенным географическим местом и временем.

Развитие умения воспринимать факты прошлого в исторических образах сочетается с развитием эмоциональной сферы учащихся. Решению этой задачи содействуют приемы и средства яркого образного изложения и соответствующего восприятия важнейших исторических фактов, использование учителем познавательных заданий, которые вызывают у школьников эмоциональные сопереживания, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.

Ключевой задачей обучения истории является развитие исторического мышления учащихся, как одной из сторон их общего мышления - процесса познавательной деятельности.

Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение.

С целью развития мыслительных способностей при изучении истории, важно ставить учащихся перед необходимостью: самостоятельно анализировать учебный исторический материал, находить в нем главное (главные факты и теоретические положения, оценки определения) и абстрагироваться от второстепенного; правильно локализовать исторические события и явления во времени и пространстве; анализируя факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности и общественного развития; соотносить исторические факты и теорию между собой, применять теоретические положения для осмысления сущности исторических фактов Дербов Л.А. Введение в изучение истории. - М.: Высшая школа, 1981.-С.52..

При этом важно развивать способность принимать противоречивость и закономерность общественного развития, учить учеников рассматривать общественные явления прошлого и современности.

Поскольку историческое мышление часть или сторона общего мышления, при обучении истории важно стремиться к развитию таких его качеств, как самостоятельность, критичность, гибкость, доказательность, глубина.

На практике учителя истории основное внимание обычно уделяется развитию понятийно, словесно-логического мышления школьников. Между тем весьма желательно развивать и их наглядно-образное мышление, при недостаточном развитии которого учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальной жизни. Отсутствие четких и правдивых образов не позволяет им наполнять исторические понятия, законы общественного развития живым, конкретным содержанием. И понятийные знания формируются у них в абстрактной, лишенной жизненного содержания форме. Такие задачи быстро забываются, а главное - не выполняют той роли, какую могут и должны выполнять Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. - М.: Искусство, 1982. - С.34..

Наряду с развитием мышления, в обучении истории, велика роль в развитии воображения. Опытные учителя развивают его не менее настойчиво, чем образное мышление. Благодаря воссоздающему воображению ученики мысленно либо словесно и наглядно воспроизводят готовые (воссозданные учителем) исторические образы. В соединении с наглядно-образным мышлением они творчески конструируют утраченные образы прошлого, воссоздают динамику исторического действия, усваивают прошлое в виде живых картин, в которых действуют, говорят, переживают реальные люди - участники исторического процесса.

Развитие мышления и воображения связанно с развитием речи учащихся, поскольку в ней словесно материализуются продукты (результаты) умственной деятельности.

Первое, наиболее простое и вместе с тем обязательное требование - речь должна быть предельно простой, четкой, ясной и конечно грамотной. Чтобы добиться простоты ясности и выразительности речи, над ней надо много и тщательно работать, особенно при подготовке к урокам, следить за речью на уроках и в повседневном общении с людьми.

Уместно сказать о важности тщательной разработки начинающими учителями планов и планов-конспектов уроков. В первые годы работы в школе учителю приходится особенно много времени затрачивать на подготовку каждого урока. И, тем не менее, составлению планов-конспектов надо уделять должное внимание. Они нужны не для чтения на уроках - в классе учитель пользуется живой речью, а прежде всего для отработки содержания преподаваемых курсов и для подготовки к профессионально грамотному изложению учебного материала ученикам.

Школьная программа показывает, что тщательная работа над планами и конспектами, если в ней используются разнообразные источники исторического знания, постепенно помогает глубоко овладеть содержанием школьных курсов истории.

При сообщении главных исторических фактов язык учителя должен быть ярким, образным, в нужных случаях эмоционально-приподнятым, а при объяснении исторического материала - логически стройным, убедительным, доказательным. Эти качества также не являются прирожденными. Они вырабатываются годами упорного учительского труда.

Важен также темп изложения учебного материала. Изложение не должно быть монотонным, однообразным. Неумение учителя владеть интонацией для выделения главного и подчеркивания логики изложения является одним из серьезных недостатков преподавания.

Эффективную помощь в отборе материалов учителю окажут художественные исторические произведения, научно-популярные исторические произведения, научно-популярная историческая литература, а также сборники выдержек из художественной литературы и книги для чтения. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.: Просвещение, 1984. - С.59.

Важной задачей истории является развитие памяти учеников. В школьной практике закреплению исторических знаний уделяется достаточно внимания.

Не владея приемами запоминания, учащиеся много времени тратят на домашнюю подготовку уроков.

Итак, развитие учащихся при обучении истории предполагает, прежде всего, совершенствование их умственных процессов - внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, речи.

Интеллектуальное развитие органически связано с воспитанием воли и эмоций учеников. Важную роль в нем играют мотивы учения, прежде всего интерес к изучаемому предмету, и сознание важности изучения истории. Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М.: Искусство, 1985. - С.168.

В учебно-воспитательной работе учителя с учениками важную роль играет педагогическое творчество. Оно позволяет учителю раскрывать свои дарования, добиваться высокопрофессионального мастерства, вносить в учебно-воспитательный процесс что-то свое, оригинальное.

Без широкого научного и общественно-политического кругозора, без фундаментального знания истории и ее методологии, возрастной психологии, в том числе закономерностей познавательной деятельности учащихся, без систематического обобщения своего личного учительского опыта и опыта других учителей - без всего этого педагогическое творчество просто невозможно. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.97.

Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию

В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса.

Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни компоненты являются схожими, а другие - различными. Если в одних случаях достигаются лучшие результаты обучения, а в других - худшие, то причины этого нужно искать в действии соответствующего компонента. Напротив, если во всех сопоставляемых случаях достигаются одинаковые результаты, то причины их, очевидно, находятся в общих чертах процесса обучения. Сопоставлять можно занятия как у одного учителя в разных классах и даже в одном и том же классе, так и у разных учителей. Для научных выводов о процессе обучения истории необходимо изучение работы многих учителей, так как индивидуальный опыт, при всем его значении, всегда тесно связан с личностью учителя, его одаренностью, темпераментом.

Есть два основных пути исследования процесса обучения. Первый путь - изучение процесса обучения без воздействия на него исследователя. Его называют методом наблюдения. Он заключается в изучении печатной и письменной документации, непосредственном наблюдении самого процесса. Изучая опыт, нашедший отражение в методической и учебной литературе, в неопубликованных отчетах, докладах, дневниках учителей и т. п., исследователь знакомится не непосредственно с процессом обучения истории, а с наблюдением над ним, с его оценками, выводами, сделанными разными людьми.

Это, как говорят, опосредствованный опыт. Во всех таких материалах много правильных наблюдений над учебным процессом, много выведенных из опыта ценных мыслей. Вместе с тем в них много субъективного, иногда взаимно противоречивого. Выводы, сделанные на основе изучения опосредствованного опыта, не имея полной научной доказательности, позволяют выдвигать проблемы для дальнейших исследований.

Большую научную доказательность имеют документы, непосредственно свидетельствующие о результатах обучения: письменные работы, рисунки, дневники учащихся, стенограммы и магнитофонные записи ответов школьников и т. д. Однако они представляют научный интерес при условии, если исследователь располагает нужными сведениями о процессе обучения, в котором эти результаты были достигнуты.

Исследователь, непосредственно наблюдающий учебный процесс, видит все его стороны (преподавание, реакции учащихся), может сочетать наблюдение над целым классом с углубленным наблюдением над отдельными учениками, дополнительно проверять результаты обучения, вести изучение процесса в разных классах и у разных учителей.

Однако при наблюдении исследователь не выходит за рамки существующего опыта обучения истории. Он не может внести в процесс обучения те элементы, которые способствовали бы усовершенствованию обучения. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Наука, 1982.-С.29.

Экспериментальные исследования - второй путь изучения процесса обучения.

Латинское слово "экспериментум" означает "проба, опыт". Это действительно проба - испытание определенных факторов и условий обучения. В отличие от наблюдателя, экспериментатор организует процесс обучения или вносит в процесс изменения в соответствии с задачей исследования и затем проверяет достигнутые результаты. Эти результаты служат критериями для оценки проверяемых компонентов процесса: содержания, приемов обучения и т. п. При эксперименте урок или другие занятия по истории уподобляются научно-исследовательской лаборатории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать