Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы
p align="left">Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.

Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.

Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) - это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

В основной части выполняются общеразвивающие упражнения, дающие хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений. Вначале даются более сложные или новые, а затем, после пробежки со средней скоростью, знакомые (повторно), заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В заключение основной части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.

Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.

Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.

Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

При фронтальном способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия.

В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами: при этом остальные дети наблюдают за действиями своих товарищей и слушают пояснения, замечания воспитателя.

Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Для обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).

Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую - при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия - он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.

В старшей и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя; другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две или даже три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.

Обучая одну группу детей, воспитатель держит в поле внимания всех занимающихся, но предлагает им самим следить за правильностью своих движений, за порядком, поведением. При такой организации у детей появляется ответственность, сдержанность, формируется умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность в течение занятия сохранять двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.

В процессе занятий может быть использован и индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет полученное задание под контролем воспитателя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно может выполняться и индивидуально (по вызову воспитателя). Такой способ требует от взрослого особого внимания, адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.

Использование того или иного способа организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие, и необходимости рационального их осуществления. Наиболее целесообразно использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста необходимо целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Отдых в процессе занятия может быть активным и пассивным. Активный отдых предполагает переключение с предыдущего вида деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другой вид. Пассивный характеризуется относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил, а значит, утомление, одновременно является стимулом для активизации восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Исследования показывают: работоспособность при чередовании нагрузки и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, что сопровождается некоторым утомлением. Смена деятельности, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

Выше было указано, что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия, в начале которой детям предлагают новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмыслением задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, восприятием его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети начинают самостоятельно его воспроизводить; проявляют волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не должен быть слишком продолжительным.

Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений, иногда - в возбуждении. Одна из важных функций торможения - защищать клетки коры головного мозга от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком продолжительным или часто повторяется или если оно оказывается чрезмерно сильным и угрожает истощением, кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха.

Когда дети освоят новое упражнение, им предлагают знакомые, выполняемые с меньшим напряжением. Перед их выполнением дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и затем воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструктирование, активизирующее мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют правильность его выполнения, закрепляют навык путем неоднократных повторений. Затем детям предлагают известные упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений помогает ребенку сохранить осознанность задачи, но не требует внимания к способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной его автоматизации. Детям в индивидуальном порядке предлагают вспомнить и рассказать о способе выполнения упражнения, после чего все воспроизводят его.

Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обуславливающих необходимую взаимосвязь психической и физической функций организма.

Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, к продолжительности занятия.

полезное время

Общая плотность = ------------------------------------ х 100%.

продолжительность занятия

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение за демонстрацией воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений самими детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность, понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к общей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование, предъявляемые к моторной плотности занятия, не исключают необходимости решения учебно-воспитательных задач. Целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

время, затраченное на движения

Моторная плотность = ------------------------------------------- х 100%.

продолжительность занятия

При достаточной двигательной активности моторная плотность должна составлять не менее 70-85%.

На необходимые вспомогательные действия (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов) в процессе занятия отводится минимальное время. Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) считаются педагогически не оправданной затратой времени.

Чтобы физкультурные занятия соответствовали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они, кроме всего прочего, должны быть интересными и вызывать у детей определенный эмоциональный подъем.

Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, когда возникает чувство радости в результате ощущения мышечных движений и успешного решения простейших двигательных задач.

В старших группах интерес у детей повышается тогда, когда они самостоятельно выполняют упражнения, сознательно преодолевают трудности. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную дозировку интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, запаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение - все это в одном случае может явиться следствием недогрузки, в другом - перегрузки, утомления. Появление одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической перегрузке. Это свидетельствует о каких-то недочетах как содержания, так и методики руководства.

Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных или на смену деятельности и тем самым на ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности; или на использование игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.

В соответствии с Программой физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, одно из них - на воздухе. Занятия могут сопровождаться музыкой; необходимым условием для этого является тщательный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть разными. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий психических и физических усилий материал для более старших детей одинаково нецелесообразны.

А. Запорожец предупреждает: "На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий".

Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности. В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к материалу, не требующему от них умственных и физических усилий.

Программное содержание занятий в разновозрастной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы. Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой - найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни помогают более младшим детям переодеваться, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают ход проведения занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным образцом для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют ряд упражнений по своей программе; при этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями); в другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. "Посмотрите, - говорит он, - как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз". И после показа предлагает: "Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать