Методический анализ учебного материала по теме "Форматирование текста"
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт информатики
Кафедра сетевых информационных систем
Филиал в г. Омск
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Методика профессионального обучения
Тема: Методический анализ учебного материала по теме
«Текстовый процессор OO WRITER»
Выполнил
Студент гр. ОМ 317 СКТ
Полников М.В.
Омск 2010
Содержание
- Введение
- Анализ учебной рабочей программы по дисциплине «Информатика»
- Отбор учебного материала по теме «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
- Структурно-логический анализ учебного материала по теме «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
- Спецификация
- Граф учебной информации
- Структурно-логическая схема
- Методическая редукция учебного материала по теме «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
- Лингвистическая трансформация
- Вербальность формулировок
- Выбор методов обучения и определение их состава
- Конструирование средств обучения и контроля
- Листы рабочей тетради
- Инструкционная карта
- Тестовый контроль по теме «Форматирование текста»
- Проектирование урока производственного обучения по теме «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
- Заключение.
- Библиографический список:
- Введение
- В связи с переходом многих образовательных учреждений с платной операционной системы «Windows» на бесплатные аналоги, считаю целесообразным заменить тему «MS Word» на тему «OO Writer»
- Читая книги, листая журналы, мы видим различные способы оформления текста, его расположения на странице. Один и тот же шрифт может иметь различные начертания - полужирный, курсив, подчёркнутый в любых комбинациях. Помимо различий в отображении шрифта нужно обратить внимание на способы оформления абзацев. Можно встретить абзацы, выровненные по правому краю или по ширине. Существует множество способов оформления страниц с использованием различного оформления абзацев и шрифтов.
- Процесс оформления страницы, подбор шрифта, параметров абзацных отступов о расположения текста на странице называется форматированием текста. Форматирование - основная работа, которую пользователь проводит после набора текста. Изучив материал по предложенной теме, учащийся освоит основные приёмы форматирования в среде текстового процессора OO WRITER. Текстовый процессор OO WRITER обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и выделения текста, позволяет вставить в него таблицы и иллюстрации. Кроме того, он предусматривает ряд специальных операций, в числе которых такие, как стилевое форматирование, многоколоночный набор текста, нумерация страниц, вставка колонтитулов, форматирование списков, вставку сносок и создание оглавлений и указателей.
- Цель курсовой работы - провести методический анализ учебного материала по теме «Форматирование текста».
- Задачи курсовой работы - провести отбор литературы, построить графы для теоретических уроков, разработать листы рабочей тетради, инструкционную или технологическую карту.
Анализ учебной рабочей программы по дисциплине «Информатика»
Для методического анализа темы я выбрал предмет информатики. В цикле курса тема стоит во втором разделе, который называется «Текстовый процессор OO Writer». К изучению выбранной мной темы «Форматирование текста в текстовом процессоре OO Writer» приступают после прохождения основных тем, таких как:
ь «Правила ввода текста»
«Редактирование текста»
«Форматирование объектов»
На изучение темы в тематическом плане отводится 6 часов. В ходе изучения темы у учащихся сформируются знания о том:
ь что такое форматирование текста
что такое форматирование шрифта
что такое форматирование абзаца
что такое стиль и стилевое форматирование
что такое объект
По окончании изучения темы учащиеся будут уметь:
ь задавать начертания шрифтов
использовать технологию форматирования абзацев
использовать стили для оформления текста
использовать панель рисования
Разбивка темы на уроки:
Тема: «Форматирование текста в текстовом процессоре OO Writer»
№ п\п | Название темы урока | Количество часов | Тип урока | |
1 | Понятие форматирования. Формат шрифта. | 1 | Теоретический | |
2 | Технология форматирования шрифта. | 2 | Практический | |
3 | Форматирование абзацев. | 1 | Теоретический | |
4 | Технология форматирования абзацев. | 1 | Практический | |
5 | Объекты. Картинки. Стили форматирования. | 1 | Теоретический |
Отбор учебного материала по теме: «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
Для более глубокого и доступного изучения темы мною было изучено несколько учебников, из которых я выбрал три:
· Архангельский В.В. Linux для начинающих
· Роуди К. Офисные пакеты
· Борисов С.С. Семёнов К.П. Основы работы в офисе
Из представленных выше изданий за основу мной был выбран учебник Роуди. В основу учебника заложены принципы подготовки пользователя для работы на компьютере в офисе в среде Linux. Представленный в книге курс рассчитан на пользователя, обладающего базовыми знаниями в области набора текста и обеспечивает общеобразовательный уровень информационной культуры для всех учреждений.
Остальные книги представлены как справочные пособия, не содержат практических и контрольных заданий. Их основное достоинство - простота изложения материала.
Структурно-логический анализ учебного материала по теме
«Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER». Спецификация
№ п\п | Учебные элементы (понятия) | Опорные | Новые | Уровни усвоения | |
1 | Текст | + | I | ||
2 | Шрифт | + | I | ||
3 | Обычный | + | II | ||
4 | Полужирный | + | II | ||
5 | Курсив | + | II | ||
6 | Подчёркнутый | + | II | ||
7 | Абзац | + | I | ||
8 | Выравнивание | + | II | ||
9 | Строка | + | I | ||
10 | Форматирование | + | II | ||
11 | Интерлиньяж | + | II | ||
12 | Стилевое форматирование | + | II | ||
13 | Символ | + | I | ||
14 | Начертание | + | II | ||
15 | Кегль (размер) | + | II | ||
16 | Цвет | + | II | ||
17 | Выделенный фрагмент | + | II | ||
18 | Форматирование шрифта | + | I | ||
19 | Прямое форматирование | + | I | ||
20 | Диалоговое окно | + | I | ||
21 | Панель форматирования | + | I | ||
22 | Ширина | + | II | ||
23 | Способ выравнивания | + | II | ||
24 | Положение на странице | + | II | ||
25 | Отступ | + | II | ||
26 | Межстрочное расстояние | + | II | ||
27 | Интервал | + | II | ||
28 | Форматирование абзаца | + | I | ||
29 | Координатная линейка | + | II | ||
30 | Стиль символа | + | I | ||
31 | Стиль абзаца | + | I | ||
32 | Начертание шрифта | + | I | ||
33 | Размер шрифта | + | I | ||
34 | Обрамление | + | II | ||
35 | Изменение стиля | + | II | ||
36 | Добавление стиля | + | II | ||
37 | Удаление стиля | + | II | ||
38 | Буквица | + | II | ||
39 | Колонки | + | I | ||
40 | Граница и заливка | + | I | ||
41 | Направление текста | + | I | ||
42 | Список | + | I | ||
43 | Маркированный | + | I | ||
44 | Нумерованный | + | I | ||
45 | Многоуровневый | + | I | ||
46 | Рамка | + | II | ||
47 | Обтекание | + | II | ||
48 | Регистр | + | II | ||
49 | Табуляция | + | I | ||
50 | Фон | + | II | ||
51 | Подложка | + | II |
Граф учебной информации
Структурно - логическая схема
Методическая редукция учебного материала по теме «Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER»
Методическая редукция
Методическая редукция - это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно пониманию учащихся. Её цель - преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в более простую и удобную для понимания учащимися форму.
Приёмы методической редукции:
Лингвистическая трансформация - это преобразование конструкций слов, словосочетаний в другую, более понятную для учащихся форму.
Вербальность формулировок - замена знаково-символьных и невербальных форм на словесную.
Мнемотехника - предполагает использование специальных приёмов запоминания информации (аббревиатуры, ассоциации, логические цепочки).
Операциональность понятий - определение терминов через указание действий, однозначно ассоциирующихся с данным термином.
Применение приёмов методической редукции в нашей теме:
Лингвистическая трансформация
Ш Форматирование текста - процесс оформления текста
Кегль - размер
Курсив - наклонное начертание шрифта
Интерлиньяж - взаимное расположение строк в абзаце
Вербальность формулировок
1. Вербальность формулировок:
Панель инструментов
Команда меню Формат:
Операциональность понятий
Горизонтальная координатная линейка - верхняя метка устанавливает начало строки (красной либо обычной), нижняя метка устанавливает ширину абзаца. Панель форматирования - осуществляет выравнивание с помощью расположенных на ней кнопок. Контекстное меню - позволит быстро установить формат шрифта или абзаца.
Выбор методов обучения и определение их состава
Методы | Практический | Наглядный | Словесный | Работа с книгой | Видеометод | |
Способы выражения | Опыт | Иллюстрация | Объяснение | Дискуссия | Просмотр | |
Упражнения | Демонстрация | Разъяснение | Чтение | Обучение | ||
Учебно - производительный труд | Наблюдения учащихся | Рассказ | Изучение | Упражнения под контролем «электронного учителя» | ||
Беседа | Реферирование | Контроль | ||||
Инструктаж | Беглый просмотр | |||||
Лекция | Цитирование | |||||
Диспут | Изложение | |||||
Составление плана | ||||||
Конспектирование |
Страницы: 1, 2