Методические особенности изучения темы "Корень" в школьном курсе биологии
p align="left">Все корни одного растения образуют корневую систему. (Таблички с новыми терминами укрепляются на магнитной доске.)

В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений - проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь.

А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. (Используется рисунок из «Книги для чтения по ботанике», стр. 29). У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза - 110 м.

Закрепление

Учитель. Так какова же роль корней в жизни корня?

Учащиеся. Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину. (Раскрывают функции корней на примерах.)

II. Рост корня

Учитель. Растет корень чаще всего прямо вниз. И растет он своей верхушкой. Это можно доказать на опыте. Взгляните - вот гербарии двух проростков гороха. Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся. У одного проростка корни длиннее, а листья мелкие; у другого - корни короче, но их больше, а листья крупнее.

Учитель. У второго проростка верхушку корня отщипнули. И он перестал расти в длину, но зато от него стали отрастать другие, новые корни. Это свойство роста корней человек использует при выращивании рассады. (Примеры технологии выращивания рассады томатов, огурцов и др.)

Закрепление

1. Работа с учебником - прочитать определение понятия пикировка.

2. 2. Зарисовать в тетрадях схему пикировки.

3. 3. Записать в тетрадях вывод: корень растет своей верхушкой.

III. Строение корня

Учитель. Известны случаи, когда стебли растений прорастали сквозь асфальт. А ведь его трудно пробить даже ломом. Корни растений очень сильные. Они могут «прогрызать» даже камни. Самая твердая почва для них не преграда.

Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зоной роста.

Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений.

Главная задача корня - поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрируется рассада), можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли. Эти тонкие корневые волоски - мощное орудие всасывания.

Биологи измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками - 11 тыс. км.

(По ходу объяснения учащиеся находят соответствующие участки корня на рисунке «Строение корня» в учебнике. Для ознакомления с корневыми волосками предлагается также рассмотреть под лупой корни проростка гороха.)

Закрепление

1. Показать на таблице участки корня и рассказать об их функциях.

2. Записать в тетради название зон корня.

3. Записать в тетради вывод: на корне растения выделяют отдельные участки, связанные с выполнением разных функций.

IV. Типы корневых систем

Учитель. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу «Типы корневых систем». В чем состоят эти различия?

(Ученики высказывают свои соображения.)

Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. Если центральный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Закрепление

1. Прочитать вслух определение типов корневых систем в учебнике.

2. Рассмотреть предложненные гербарные экземпляры растений с различными типами корневых систем и привести свои примеры растений.

3. В тетради зарисовать схемы корневых систем.

V. Видоизменения корней

Учитель. Некоторые растения откладывают в видоизмененных корнях - корнеплодах - часть созданных питательных веществ про запас. (Демонстрируются корнеплоды свеклы, моркови.)

А у плюща развиваются корни-присоски - с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев.

У некоторых тропических растений - фикусов - корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева.

У мангров - деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни - дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

Корни дерева веллингтония, также растущего на очень влажной почве, поднимаются из почвы сплошной стеной. В такой чаще корней можно даже устраивать загоны для лошадей.

Закрепление

Учащиеся записывают в тетрадях названия видоизменений корней и их примеры.

В заключение урока звучит басня Крылова «Свинья под дубом».

Урок№2. «Стержневые и мочковатые корневые системы»

В начале урока учитель раздает учащимся на каждую парту лист формата А4, на котором записана последовательность выполнения задания. Учащиеся, используя текст учебника, записывают в тетрадях определения (задания 1-3). После окончания работы по каждому заданию учитель проводит проверку качества ее выполнения. Поскольку в каждом классе всегда имеются дети, которые работают (в силу различных причин) гораздо медленнее других, учитель спрашивает по каждому заданию нескольких учеников. Перед выполнением четвертого задания учащиеся просматривают видеофрагмент (развитие мочковатой корневой системы у зерновки пшеницы - любительская съемка) и далее заполняют имеющийся текст. После проверки учитель демонстрирует следующий видеофрагмент (развитие стержневой корневой системы на примере семени фасоли). Опираясь на просмотренный видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для закрепления знаний учащимся предлагается еще два видеофрагмента - развитие мочковатой и стержневой корневых систем (из документального видеофильма «Почва»).

Корневые системы: 1-стержневая, 2-мочковатая, 3-простертая, 4-корневые клубеньки

Вариант 1

1. Укажите функции корней:

А.

Б.

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из ... ...;

б) придаточные корни отрастают от ... и ...;

в) боковые корни развиваются на ... корне и на ... корнях;

г) корневая система - совокупность всех ... одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень похож на ... Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.

Б. Мочковатая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень не ... или не ... от многочисленных ... корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется ... корень, который развивается из ... ... Почти одновременно с ним начинают развиваться ... корни, которые отрастают от ... У пшеницы образуется ... корневая система. При развитии ... корневой системы ... корень растет недолго и становится незаметным среди множества ... корней, отрастающих пучком от надземной части ...

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется ... корень, который развивается из ... ... У фасоли образуется ... корневая система, которая состоит из ... корня, имеющего вид ... и отрастающих от него многочисленных ... корней.

Вариант 2

1. Укажите функции корней:

А.

Б.

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из ...;

б) придаточные корни отрастают от ...;

в) боковые корни развиваются на ... корне и на ... корнях.

г) корневая система - совокупность всех ... одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень похож на стержень. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.

Б. Мочковатая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень не отличается от многочисленных ... корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется ... корень, который развивается из ... Почти одновременно с ним начинают развиваться ... корни, которые отрастают ... У пшеницы образуется ... корневая система. При развитии мочковатой корневой системы .... корень растет недолго и становится незаметным среди множества ... корней, отрастающих пучком от надземной части ...

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется ... корень, который развивается из ... У фасоли образуется ... корневая система, которая состоит из ... корня, имеющего вид ... , и отрастающих от него многочисленных ... корней.

На следующем уроке во время устных ответов учитель снова использует видеофрагменты, демонстрировавшиеся на предыдущем уроке. Но в этом случае для закрепления полученных знаний предлагаются гораздо более сложные вопросы к видеозадачам (эти вопросы дают возможность учащимся устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал).

1. В чем преимущества стержневой корневой системы перед мочковатой?

2. В чем преимущества мочковатой корневой системы перед стержневой?

3. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы. В чем сходство и различие (строение, функции, расположение в почве)?

4. Почему при прорастании семян первым появляется корешок?

5. Откуда, по-вашему мнению, корешок получает питательные вещества для своего роста и развития?

6. Сравните темпы развития мочковатой и стержневой корневых систем. В каком случае темп развития быстрее? Почему? (Используется видеофрагмент любительской видеосъемки.)

7. Сравните степень ветвления мочковатой и стержневой корневых систем.

8. Сравните темпы роста надземной и подземной частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент любительской видеосъемки).

9. У каких растений в основном формируется стержневая корневая система?

3.2 Игровые задания по биологии

Тема «Корень»

Задание 1. «Свекла» (рис. 1)

Выберите по одному правильному ответу.

А. Точечный рисунок к заданию 1

Рис. 1

Б. Правильно выполненное задание 1

1. Все корни одного растения называют корневой системой потому, что:

а) у растения много корней (41-45-47-42-26);

б) все корни растения связаны общей функцией (26-41-42-45-47);

в) у корней разные названия (42-26-41-47-45).

2. Корневой чехлик формируется из ткани:

а) покровной (26-46-47-48-49);

б) проводящей (48-47-49-46-26);

в) всасывающей (47-22-46-48-49).

3. Клетки корня вытягиваются в длину в зоне:

а) деления (44-45-43-61);

б) роста (43-44-61-45);

в) деления (61-43-44-45).

4. Корневой волосок - это вырост:

а) внутренней клетки корня (60-51-62-52-61);

б) клетки наружной кожицы корня (61-62-60-52-51);

в) клетки корневого чехлика (62-61-60-51-52).

5. Проводящая зона расположена между:

а) всасывающей зоной и зоной роста (50-59-58-57-26);

б) всасывающей зоной и стеблем (59-58-57-50-26);

в) зоной деления и зоной роста (26-50-59-57-58).

6. Прочность и упругость корня обеспечивается тканью:

а) покровной (56-53-55-54-57);

б) основной (55-57-56-54-53);

в) механической (57-56-55-54-53).

7. Корневой чехлик образуется из клеток зоны:

а) деления (53-26-27-29-31);

б) роста (26-53-31-29-27);

в) всасывания (31-27-29-26-53).

8. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз (31-32-40-39);

б) в разные стороны (32-39-40-31);

в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня (31-32-39-40).

9. Ткань корня, поглощающая воду и соли из почвы:

а) проводящая (28-30-26-33);

б) покровная (26-28-30-33);

в) основная (33-28-26-30).

10. Мочковатая корневая система отличается:

а) наличием большого количества боковых корней, отходящих от основного (34-36-35-33);

б) многократным ветвлением боковых корней (35-33-34-36);

в) наличием многих придаточных корней, при невыраженном главном (33-34-35-36).

11. Сосуды корня образованы:

а) рядом длинных полых клеток (40-38-37-35);

б) пустым пространством между клетками (35-38-40-37);

в) слившимися вакуолями клеток (38-37-40-35).

12. Запасы питательных веществ, накапливающиеся в корне, образуются в:

а) стеблях (9-11-10);

б) плодах (10-11-9);

в) листьях (11-10-9).

13. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:

а) боковые (7-8-6);

б) придаточные (6-7-8);

в) главный (7-6-8).

14. Скорее всего, приведет к гибели растений или замедлению их роста:

а) рыхлость почвы (13-15-12-14-13);

б) уплотненность почвы (12-13-14-15-12);

в) присутствие в почве дождевых червей (15-14-12-13-15).

15. Корнеплоды образуются из:

а) боковых и придаточных корней (17-19-18-16-17);

б) боковых корней и стебля (19-18-16-17-19);

в) главного корня и части стебля (18-19-16-17-18).

16. Из боковых или придаточных корней образуются:

а) корнеплоды (1-2-3-4-5);

б) луковицы (3-4-5-2-1);

в) корнеклубни (1-3-2-4-5).

17. Основная роль грибов и бактерий, населяющих почву, заключается в том, что они:

а) создают перегной (22-23-20-25);

б) рыхлят почву (23-25-22-20);

в) уничтожают сорняки (20-25-22-23).

18. Удобрения вносят в почву в ограниченном количестве:

а) потому что избыток удобрений может повредить растению (25-21-22-24-23);

б) потому что удобрения дороги и их необходимо экономить (24-25-22-21-23);

в) это неверно, удобрений надо вносить как можно больше (21-24-23-25-22).

(Правильные ответы: 26-41-42-45-47; 26-46-47-48-49; 43-44-61-45; 61-62-60-52-51; 59-58-57-50-26; 57-56-55-54-53; 53-26-27-29-31; 31-32-40-39; 26-28-30-33; 33-34-35-36; 40-38-37-35; 11-10-9; 6-7-8; 12-13-14-15-12; 18-19-16-17-18; 1-3-2-4-5; 22-23-20-25; 25-21-22-24-23.)

Задание 2. «Редиски» (рис. 2)

Выберите по два правильных ответа на каждый вопрос.

А. Точечный рисунок к заданию 2

Б. Правильно выполненное задание 1

Рис. 2

1. Мочковатую корневую систему имеют:

а) мятлик (27-26-24-9);

б) одуванчик (28-26-23-27);

в) клевер (9-20-24-28);

г) фасоль (26-9-20-22);

д) картофель (20-22-28-25);

е) морковь (27-23-25-20).

2. Стержневую корневую систему имеют:

а) тюльпан (7-1-8-6);

б) овес (1-6-7-20);

в) чеснок (2-20-9-7);

г) щавель (9-8-7-6);

д) подсолнечник (6-2-1-20);

е) кукуруза (8-1-20-6).

3. Клубневидные утолщения корней имеют:

а) подорожник (5-2-22);

б) чистяк (2-3-5-37);

в) батат (22-23-27);

г) картофель (23-22-2-5);

д) горох (3-37-27);

е) пастушья сумка (27-22-2-37).

4. Корни-кладовые, или корнеплоды, имеют:

а) лук (14-4-16-17);

б) георгин (6-4-5-58);

в) пастернак (4-15-14-12);

г) морковь (5-16-17-58);

д) капуста (58-15-16-17);

е) топинамбур 15-16-14-5.

5. Корни-прицепки имеют:

а) плющ (58-60-59-57);

б) вьюн (56-59-60-52);

в) фасоль (55-52-58-60);

г) традесканция (52-59-56-57);

д) виноград (59-58-57-52);

е) фикус (57-52-56-55).

6. Ходульные корни, или корни-подпорки, имеют:

а) сосна (49-50-51-39);

б) кукуруза (55-54-51-53);

в) секвойя (52-39-55-56);

г) баньян (53-50-49-39);

д) подсолнечник (53-49-51-39);

е) тростник (53-54-55-56).

7. Дыхательные корни имеют:

а) бук (19-11-13-38-18);

б) орхидея (39-38-13-11-7);

в) осока (45-10-11-8-10);

г) ряска (40-18-10-7-11);

д) болотный кипарис (45-19-18-10-8);

е) ива (18-19-40-39-45).

8. Корни-присоски имеют:

а) росянка (41-48-38-40);

б) омела (38-40-48-46);

в) заразиха (43-41-46-42);

г) роголист (42-43-40-48);

д) повилика (48-38-40-46);

е) погремок (46-43-41-42).

9. Ядовитые корни имеют:

а) чина (44-42-37-32);

б) ревень (37-31-32-36);

в) незабудка (44-42-47-45);

г) аконит (42-47-44-45);

д) петрушка (36-37-32-31);

е) спаржа (31-37-45-44).

10. Растения, не имеющие корней:

а) пузырчатка (1-21-30-29-34);

б) рогоз (21-29-33-36);

в) жирянка (33-36-34-1);

г) роголист (30-33-35-36);

д) астрагал (35-36-30-1-21);

е) копытень (36-21-1-30-29).

(Правильные ответы: 27-26-24-9 и 20-22-28-25; 9-8-7-6 и 6-2-1-20; 2-3-5-37 и 22-23-27; 4-15-14-12 и 5-16-17-58; 58-60-59-57 и 57-52-56-55; 55-54-51-53 и 53-50-49-39; 39-38-13-11-7 и 45-19-18-10-8; 38-40-48-46 и 46-43-41-42; 37-31-32-36 и 42-47-44-45; 1-21-30-29-34 и 30-33-35-36.)

Задание 3. «Морковь» (рис. 3)

Выберите правильные утверждения.

А. Точечный рисунок к заданию 3

Б. Правильно выполненное задание 3

Рис. 3

1. У одуванчика и моркови корневая система стержневая (8-7-6).

2. У клевера и гороха корневая система мочковатая (16-17-10).

3. В корневой системе щавеля хорошо заметен главный корень (1-3-4).

4. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются боковые корни (2-3-4).

5. У зародыша зерновки пшеницы не один, а три зародышевых корешка. Из среднего корешка развивается главный корень, а из крайних - придаточные (11-12-13).

6. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени (6-2-1).

7. В любой почве есть песок и глина (4-5-9).

8. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли лучше сохраняются, чем в почве с большим содержанием глины (2-11-12).

9. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя (9-17-10).

10. Если в почве не было бы мелких живых организмов, то не было бы перегноя, а, стало быть, и почвы (10-16-8).

11. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся (10-8-6).

12. Все, что у растения находится в почве, - это корни (5-6-7).

13. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня (3-13-14).

14. Корневой чехлик покрывает у корня всю зону роста (6-15-14).

15. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются (2-15-11).

16. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания (11-14-12).

17. Корнеплод моркови или свеклы образует разросшийся в длину и толщину боковой корень (8-9-4).

18. Боковые корни развиваются в нижней части стебля (4-5-6).

19. Придаточные корни образуются как на главном, так и на боковых корнях (2-1-11).

20. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня (12-13-3).

(Правильные ответы: 8-7-6; 1-3-4; 6-2-1; 4-5-9; 9-17-10; 10-16-8; 2-15-11; 11-14-12; 12-13-3.)

3.3. Контрольные работы по ботанике

3.3.1 Дидактические карточки по теме: «Корень»

1. Какие корневые системы изображены на рисунках?

2. Какие типы корней изображены на рисунке?

3. Этот опыт доказывает, что корень растет ...

 

4. Как называется этот прием?

5. Какие участки (зоны) корня изображены на данном рисунке?

6. Как называется явление, благодаря которому вода из корневой системы поднимается вверх по стеблю?

7. Какие виды удобрений вы знаете?

8. Какие минеральные удобрения вы знаете?

9. В стакан на поверхность воды тонким слоем нальем подсолнечное масло. Растение завяло. Гибель растения наступила из-за недостатка ...

10. Подкормка растений бывает ...

3.3.2 Контрольная работа по теме: «Корень»

Вариант 1

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.

4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы ... и ... .

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется ... .

3. Почва отличается от горных пород наличием ... .

4. Корень растет в длину своей ... .

5. Под чехликом находится ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;

б) через корни и нижнюю часть стебля;

в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;

б) только на придаточных корнях;

в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;

б) у двулетних и многолетних;

в) у двудольных растений, выросших из семян.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;

б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;

в) крупные, округлые.

5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:

а) клубни;

б) корневые «шишки» или корневые клубни;

в) боковые и придаточные корни не разрастаются.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Корень.

2. Мочковая корневая система.

3. Зона деления.

4. Ризодерма.

5. Суперфосфат.

Вариант 2

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

3. Перегной - это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.

4. Все, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Все корни растения составляют его ... .

2. На главном корне и придаточных корнях развиваются ... .

3. При дыхании клетки корня поглощают..., а выделяют ... .

4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются ... .

5. Поступлению воды из корня в стебель способствует ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;

б) мочковатая;

в) смешанная.

2. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;

б) только на нижней части стебля;

в) как на стебле, так и на листьях.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;

б) пшеницы;

в) смородины, выросшей из черенка.

4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;

б) вечером;

в) днем.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;

б) проводящая ткань;

в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Главный корень.

2. Почва.

3. Зона всасывания.

4. Корневое давление.

5. Корнеклубни.

Вариант 3

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.

2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.

3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень.

4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя.

5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Задание 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен ... .

2. Кончик корня покрыт ... .

3. Зона деления корня образована тканью, которая называется ....

4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в ... .

5. При прорастании семени первым появляется ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;

б) только главный корень;

в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;

б) боковые корни;

в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой чехлик можно увидеть:

а) невооруженным глазом;

б) с помощью лупы;

в) только с помощью микроскопа.

4. Корневые волоски живут:

а) около месяца;

б) несколько дней;

в) около суток.

5. Огородные растения нужно поливать:

а) редко и понемногу;

б) редко, но обильно;

в) часто и обильно.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Придаточные корни.

2. Корневой чехлик.

3. Корневой волосок.

4. Удобрения.

5. Пикировка.

Вариант 4

Задание 1. Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.

3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

4. Корневые волоски -- длинные выросты клеток ризодермы.

5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Корневая система одуванчика называется ... .

2. Верхний плодородный слой земли называется ... .

3. Почва обладает особым свойством, называемым ... .

4. Под чехликом находится зона ... .

5. В зоне проведения корня развивается ткань ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;

б) только на придаточных корнях;

в) как на главном, так и на придаточных корнях.

2. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;

б) участком, отходящим от стебля;

в) верхушкой и всеми другими участками.

3. Клетки корневого чехлика:

а) живые;

б) мертвые, с толстыми оболочками;

в) наряду с живыми имеются и мертвые.

4. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;

б) 20 мм;

в) 30 мм.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;

б) проводящая ткань;

в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Стержневая корневая система.

2. Зона роста.

3. Зона проведения.

4. Корнеплоды.

5. Подкормка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков и др.-- М.: Просвещение, 1983.

2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1984.

3. Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.-- М.: Просвещение, 1985.

4. Генке ль П.А. Физиология растений.-- М.: Просвещение, 1984.

5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1985.

6. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии.--М.: Агропромиздат, 1986.

7. Жизнь растений: В 6 т.-- М.: Просвещение, 1976--1982.

8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.-- М.: Просвещение, 1977.

9. Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.-- М.: Просвещение, 1985.

10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н.. Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.--М.: Просвещение, 1984.

11. Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-- М.: Просвещение, 1986.

12. Кузнецова В.И. Уроки ботаники.-- М.: Просвещение, 1985.

13. Культиасов И.М. Экология растений.-- М.: Изд-во МГУ, 1982.

14. Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.-- М.: Просвещение, 1985.

15. Методика обучения ботанике/Под ред. Н.В. Падалко.-- М.: Просвещение, 1982.

16. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.-- М.: Просвещение, 1983.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать