Методические рекомендации по написанию курсовых работ по методике преподавания физики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
Роль курсовой работы в учебном процессеКурсовая работа (КР) - это комплексное, учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления.
Цель курсовой работы - углубление и совершенствование теоретических знаний по методике преподавания физики полученных в результате обучения и самообразования. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях МПФ, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также сформулированы предложения автора по более эффективному решению данного вопроса.
В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:
· развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала, необходимого для раскрытия темы работы;
· выработка умений формулировать логически последовательно и доказательно излагать суждения и выводы и публично их защищать;
· формирование методологической, методической и психолого-педагогической готовности к самостоятельной работе;
· подготовка к выполнению дипломной работы.
Курсовая работа после защиты хранится на кафедре на протяжении двух лет.
Основные требования к курсовой работе:
· актуальность выбранной темы;
· обзор литературы по рассматриваемой проблеме;
· практическая значимость;
· логическое изложение материала;
· обоснованность выводов.
Выбор темы курсовой работыОзнакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре.Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы. При этом учитываются наличие отечественной и зарубежной научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме работы.Научное руководство курсовой работойНаучное руководство курсовыми работами осуществляется кафедрой, которая разрабатывает и ежегодно обновляет тематику курсовых работ.
Научные руководители утверждаются кафедрой по каждой теме. В обязанности научного руководителя входит: определение задания соответствующего теме работы, помощь студенту в составлении плана работы, списка первоисточников и монографической литературы, которые необходимо изучить, консультирование во время работы над темой, контроль за ее выполнением.
За профессиональные качества исследования, его выводы и культуру оформления курсовой работы отвечает сам студент.
Структура курсовой работыСтруктурными элементами курсовой работы являются:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения (при необходимости)
Объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста.
Титульный листТитульный лист (Приложение А) является первой страницей КР и служит источником информации, необходимой для ее обработки и поиска.
СодержаниеСодержание (Приложение Б) должно включать наименования структурных элементов КР («Введение», названия параграфов основной части, «Заключение», «Список использованных источников», приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей.
ВведениеВо введении необходимо:
· четко сформулировать цель и определить задачи проводимого исследования.
· раскрыть актуальность выбранной для исследования темы. Одним из важнейших аргументов в пользу актуальности является неразработанность (полная или частичная) проблемы. Высокую оценку получают те КР, которые отличаются практической значимостью решаемых вопросов. Существенное значение имеют также роль и место выбранной темы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
· указать, на основе, каких источников написана курсовая работа.
Один из наиболее распространенных и серьезных недостатков курсовых работ состоит в том, что формулировки целей и задач не удовлетворяет требованиям четкости и содержательной обоснованности. Помимо нечеткого определения задач исследования, во введении КР встречаются и другие типичные недостатки. Так, например, нередко во введении пытаются не только поставить проблему, но и решить ее. Такой подход с методологической точки зрения является ошибочным. Введение должно вводить в круг затрагиваемых проблем, определить цель и характер предстоящей работы. Оно должно быть написано лаконичным языком, отличаться логической стройностью и занимать по своему объему до 3-х страниц компьютерного набора.
Основная частьВ основной части рассматривается состояние исследуемой проблемы в специальной литературе, анализируется педагогический и методический опыт, приводятся дидактические материалы и предлагаются практические рекомендации по их использованию в учебно-воспитательном процессе.Основная часть КР посвящается конкретному анализу и решению поставленных во введении задач. Достижение поставленной цели в немалой степени зависит от умения правильно структурировать работу, чтобы выделенные параграфы полно и логически последовательно раскрывали содержание темы.
К числу нередко встречающихся недостатков основной части КР можно отнести следующие: название параграфа по своему содержанию приближается к теме КР или даже выходит за ее рамки. Случается и наоборот, когда все параграфы в совокупности не охватывают содержания темы, и даже скрупулезный анализ отдельных вопросов не позволяет автору раскрыть тему.
Опыт работы убеждает, что в КР лучше всего выделять 3 - 4 параграфа, каждый из которых может состоять из двух - трех подпараграфов. Каждый отдельный параграф должен быть посвящен решению конкретного вопроса и завершен краткими выводами. При этом следует иметь в виду, что содержание и выводы каждого параграфа важны не сами по себе, а только в контексте решения той задачи, которая определена темой работы. Поэтому материал всех параграфов должен компоноваться таким образом, чтобы раскрыть основное содержание темы. Данный подход позволит изложить тему логически последовательно, а между материалом отдельных параграфов работы будет существовать закономерная связь и преемственность.
Пример распределения содержания основной части по параграфам:
Первый параграф должен отражать теоретическое обоснование и методологию проводимого исследования. В нем на основе изученных работ отечественных и зарубежных авторов должна быть изложена сущность исследуемой проблемы и рассмотрены различные подходы к ее решению. Здесь должен формироваться понятийный аппарат, обосновываться выбор методов решения задач, сформулированных в введении.
Второй параграф должен представлять собой практико-ориентированную, аналитическую часть работы. Проводимый анализ должен быть организован таким образом, чтобы предмет исследования был представлен ясно выраженным, четким и определенным. Автор работы кроме объяснения состояния исследуемого объекта должен выявить характер его изменений, а также установить факторы, обусловливающие эти изменения. Содержание второго параграфа должно основываться на реальном фактическом материале и логически развивать линии исследования, намеченные в первом параграфе. Информационный материал отображается в виде таблиц, графических схем, диаграмм и т.п.
Третий параграф должен носить проектный характер. В этой части работы автор на основе анализа фактического материала и результатов проведенных исследований должен изложить сущность собственных предложений по решению поставленных в исследовании задач. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и быть доведены до уровня, обеспечивающего их практическое применение. Автор должен отразить степень новизны полученных результатов и обосновать целесообразность их применения на практике.
ЗаключениеВ заключении подводятся итоги проделанной работы. Оно должно содержать ответы на сформулированные во введении задачи исследования. Поэтому заключение должно нести особую смысловую нагрузку. Студент в заключении обязан подняться не только над эмпирическим материалом, но и над теми логическими выводами, которые содержатся в отдельных параграфах исследования. Проведенное исследование и полученные результаты в заключении надо характеризовать комплексно, т.е. должны быть строго сформулированы итоговые выводы и практические рекомендации, показана новизна и оригинальность достигнутых результатов. Объем заключения - до 2-х страниц текста.
Список использованных источниковСписок должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении КР, и их библиографическое описание (Приложение В).
ПриложенияПриложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты ее восприятия и оценки практической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, распечатки и другие материалы).
Правила оформления курсовой работыОбщие требования к оформлению КРПосле того, как рукопись отредактирована, сверены все цитаты, сноски, цифры, даты, проверены фамилии, инициалы, названия и т.д. и проверена научным руководителем, ее можно оформлять, руководствуясь следующими требованиями:
КР должна быть оформлена на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman 14 пунктов. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления КР, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) чернилами соответствующего цвета.
Наименования структурных элементов КР «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», печатаются прописными буквами в середине строк. Так же печатаются заголовки параграфов. Заголовки подпараграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Для заголовков могут использоваться полужирный шрифт или курсив.
Расстояние между заголовком параграфа, подпараграфа и текстом должно составлять одну строку. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в одну строку.
Каждая структурная часть КР должна начинаться с нового листа.
Соблюдение этих правил при оформлении КР строго обязательно. При защите комиссия может снизить оценку за неправильное или небрежное оформление работы.
Курсовая работа должна представляться в папке со скоросшивателем.
Нумерация страниц и разделовНумерация страниц, параграфа, подпараграфа рисунков, таблиц, формул и приложений дается арабскими цифрами без знака №.
Первой страницей КР является титульный лист. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц работы. На последующих листах номер страницы проставляется на верхнем поле справа без точки. Далее работа сшивается в порядке, обозначенном в структуре КР.
Номер параграфа ставится перед его заголовком, после номера ставится точка и перед заголовком оставляется пробел. Слово параграф не используется. Например: I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Подпараграфы нумеруются в пределах каждого параграфа. Номер падпараграфа состоит из номера параграфа и порядкового номера подпараграфа, разделенных точкой. В конце номера подпараграфа ставится точка. Затем идет заголовок подпараграфа. Например: 1.5. Оценка знаний и умений по физике (пятый подпараграф первого параграфа).
При наличии пунктов они нумеруются в пределах каждого подпараграфа. Номер пункта состоит из номера параграфа и порядковых номеров подпараграфа, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: «1.2.3.» (третий пункт второго подпараграфа первого параграфа). Затем идет заголовок пункта.
ИллюстрацииИллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, карты) располагаются в КР непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах, должны включаться в общую нумерацию страниц.Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах параграфа. Номер иллюстрации должен состоять из номера параграфа и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первого параграфа). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в КР приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают под иллюстрацией.Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение. Фотографии размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.ТаблицыЦифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Пример построения таблицы:Таблица (номер)Заголовок таблицыПриложение А
Форма титульного листа курсовой работыУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»КафедраКУРСОВАЯ РАБОТАМЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИСпециальностьАвтор работыстудент 5 курса501 группы ______________ И.И. Иванов(подпись)
Руководитель
доктор технических
наук, профессор _______________ И.И. Петров
(подпись)
Минск 2009
Приложение БПример оформления содержания курсовой работыСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1 ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ1.1 Структура познания физического мира1.2 Физический эксперимент как метод научного познания явлений
2 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Модель экспериментально-методической подготовки учителя физике в педуниверситете
2.2 Практикум по М и ТШЖЭ
2.3 Структура и содержание лабораторной работы по теме «Электромагнитные колебания и волны»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Актуальные проблемы физики
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Исследования студентов по проблемам физики
Приложение ВПримеры оформления библиографического описания источников, приводимых в курсовой работе1. Андреев, В.И. Основы педагогики вычсшей школы: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Минск: РИВШ, 2005. - 480 с.2. Безрукова, В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.С. Безрукова. - Казань, 1983. - 404 с.3. Брунер, Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер; пер. с англ. О.К. Тихомирова; под ред. А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 84 с.4. Вопросы профессиональной педагогики / под ред. М.Н. Скаткина. - М.:Высш. шк., 1968. - 439 с.5. Голубев, В.А. Астрономия. Основные понятия и таблицы / В.А. Голубев, И.В. Галузо, А.А. Шимбалев. - Минск: Аверсэв, 2005. - 208 с.6. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: ЦНТЭП, 1999. - 364 с.7. Ительсон, Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения / Л.Б. Ительсон // Сов. педагогика. - 1973. - №3. - С. 83 - 95.8. Кульневич, С.В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания [Электронный ресурс] / С.В. Кульневич. - Ростов, 2000. - Режим доступа : http: //uchebauchenyh. narod. ru / stat. Дата доступа: 20.11.2006.9. Программа реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 октября 200г. №47. - Минск: БГПУ, 2001. - 33 с.Приложение ГФорма отзыва на курсовую работуУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»ОТЗЫВо курсовой работе__________________________________________________________________(наименование темы)_________________________________________________________________Автор работы _____________________________________________________(фамилия, имя, отчество студента)Специальность ____________________________________________________Содержание отзыва___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель __________________ _________________________________________(ученая степень, звание) Фамилия, имя, отчество
«___»_____________200…г. ________________
(подпись)