Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме "Виды воображения"
p align="left">Вообще сновидение - это душевная жизнь во время сна. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание ( скрытые мысли сновидения). К своему великому изумлению, Фрейд однажды сделал открытие, что ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще предрассудками. «Толкование сновидений» - главный труд Зигмунда Фрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что сновидения являются отражением мыслительных процессов, происходящих в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности. Так и от обыденный жизни человека.

Дело в том, что он пришел к новым выводам относительно сновидения, после того как применил к последнему новый метод психологического исследования, оказавший уже большую услугу при решении вопросов о разного рода фобиях, навязчивых и бредовых идеях и прочих. Таким образом, примененный им к объяснению сновидений способ берет свое начало в психотерапии.

Описать его легко, но пользоваться им можно лишь после известного навыка. Когда хотят применить этот способ к какому-либо лицу, то последнему предлагают обыкновенно сосредоточить все внимание на своем сновидении, но не размышлять о нем, как он это часто делает, а стараться выяснить себе и записывать тотчас все без исключения мысли, которые ему приходят в голову по поводу данного сновидения. Действительно, вскоре начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи.

Опыт показывает, что, следуя без критики за ассоциациями, при анализе любого сновидения мы приходим к ряду мыслей, связанных между собой по смыслу и правильным образом. Сновидение, как оно вспоминается нам, мы противопоставляем полученному при анализе материалу и называем первое (т.е. сновидение) явным содержанием сновидения, а второй (т.е. материал) - скрытым содержанием сновидения. Процесс переработки скрытого содержания сновидения в явное мы будем называть работой сновидения. Работа сновидения состоит из процессов, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает нашего полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний. Принимая во внимание отношение скрытого содержания сновидения к явному, можно разделить сновидения на три категории. Во-первых, мы различаем сновидения вполне осмысленные, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затруднений объяснение их с точки зрения нашей нормальной душевной жизни. Таких сновидений много; они по большей части кратки и в общем кажутся нам не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует все то, что могло бы пробудить наше удивление и показаться нам странным. Другую группу образуют сновидения, которые, будучи связанными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью. С таким случаем мы имеем дело, когда нам, например, снится, будто какой-то близкий родственник умер от чумы, между тем у нас нет никаких оснований ожидать, опасаться или предполагать это. Наконец, к третьей группе относятся сновидения, лишенные смысла и непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными.

Что касается сновидений детей, то они чаще всего относятся к первой группе. Сновидения детей всегда имеют именно такой характер, т.е. осмысленный и нестранный.

Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане. Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом.

Вопросы к аудитории:

1. Каким может быть пассивное воображение?

2. Чем грезы отличаются от галлюцинаций?

3. Дайте характеристику сновидениям.

Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно заключить следующее:

1. Под воображением мы будем понимать процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

2. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

3. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

4. Пассивное воображение может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (галлюцинации и сновидения).

Более подробно виды воображения будут рассмотрены на семинарском занятии. К нему необходимо подготовить доклады.

Глава 2 Методическая разработка семинарского/практического занятия

2.1 Организационно-методическая часть

1. Тема занятия

Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «виды воображения» следует семинарское занятие.

2. Цель занятия

- расширить знания студентов о видах воображения.

- прослушать доклады студентов по выше изложенным вопросам.

3.Задачи семинара:

Познавательные:

- организовать получение информации о психологических теориях сна и сновидений.

- расширить знание о понятиях творческого воображения, мечты и фантазии.

Воспитательные:

- научить проявлять уважение к докладчику;

- стимулировать активное обсуждение доклада;

- повысить мотивацию изучения психологии.

Методические:

- развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации;

4. Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию.

При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.

Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.

5. Организация семинарского занятия

5.1. Итоговый семинар. Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.

5.2. Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли.

5.3. Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи.

5.4. В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.

5.5. Требования к оформлению докладов

Размер бумаги - А 4

Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см.

Шрифт - Times New Roman 14

Межстрочное расстояние - 1,5

Выравнивание - по ширине.

Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.

5.6. При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой :

Библиография

1. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983.

2. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.

3. Джонсон. Фантизии и сновидения. М.,1997.

4. Ковальзон В.М. Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. - М., 2000. - № 1.

5. Современная теория сновидений. - М. "ACT", Рефл-Бук. 1998.

6.Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. -- Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13 -- 24. Теоретические концепции фантазии: 25--78. Психологические механизмы фантазии: 169--228. Условия протекания процесса фантазии: 229--270.)

2.2 Содержание семинарского занятия

Расчет времени семинарского занятия

Семинар продолжительностью 90 мин.

Вступительное слово 5 мин.

Вопрос 1 . Теории сна и сновидений.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 21 мин.

Вопрос 2. Творческое воображение.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Вопрос 3. Мечты и фантазии.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Заключение 4 минуты

План проведения семинарского занятия.

Темы докладов и выступлений

1. Теории сна и сновидений.

2. Творческое воображение.

3. Мечты и фантазии.

Вопросы для размышления и дискуссии:

1.Разница в толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга.

2. Можно ли развить творческое воображение?

3. Роль мечты в жизни человека.

Вводная часть

На предыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данном семинаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.

Основные моменты для преподавателя которые должны отразится в докладе.

1. Теории сна и сновидений.

- Толкование сновидений Зигмунда Фрейда

- Теория сновидений Карла Юнга

- Теория сновидений Альфреда Адлера

2.Творческое воображение

- В искусстве

- В науке

3. Мечты и фантазии.

- Роль мечты в жизни человека.

- Отличие мечты от фантазии.

Заключительная часть.

1.Таким образом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение -- это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков".

Сновидение, по мнению Фрейда, - это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.

Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений.

3.Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам.

В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые - сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые - являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.

Заключение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

Список литературы

1. Бадмаев Б.У. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 2004. -304 с.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 250 с.

3. Ляудис В.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

4. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Владос, 2001. - 640 с.

5. Эхо Ю. Практическое руководство для всех ,кто пишет дипломные, курсовые, рефераты, диссертации: Успех без лишних проблем. - М.: Металлургия, 1996. -112 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать