Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.
Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др.
Массовые формы методической работы
Педагогические чтения -- проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения.
Примерная тематика:
-- организация и методика руководства самостоятельной работой учащихся на уроках;
-- пути и способы установления и осуществления межпредметных связей (на примерах конкретных предметов);
-- методические приемы и способы применения на уроках «активных» форм и методов обучения;
-- практика комплексного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по предмету;
-- воспитание навыков самоконтроля и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения;
-- организация методической работы по единой педагогической теме -- обмен опытом и т. п.
Научно-практические конференции -- организуются с целью ознакомления и рассмотрения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам педагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении.
Примерная тематика:
-- использование на уроках специальных и общетехнических предметов (производственного обучения) персональных компьютеров;
-- бригадная организация производственного обучения учащихся в учебных мастерских в процессе выпуска продукции повышенной сложности;
-- организация и методика тестового контроля качества знаний и умений учащихся;
- психолого-педагогические проблемы применения в учебном процессе дидактических игр, в частности «деловых» и «ролевых»;
-- о единстве педагогических требований к контролю и оценке преподавателями и мастерами знаний и умений учащихся;
-- организация повышения педагогической квалификации инженерно-педагогических работников с использованием разбора конкретных учебно-воспитательных ситуаций и т. п.
Инструктивно-методические совещания - проводятся с группой педагогических работников руководителями учебного заведения (или штатным методистом) с целью оперативного обсуждения и инструктирования по отдельным актуальным методическим вопросам.
Примерная тематика:
- планирование учебно-воспитательной работы преподавателей;
- ведение учетной и отчетной документации;
- подготовка к проведению проверочных работ, экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся;
- организация работы по комплексному учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;
- организация совместной работы преподавателей по созданию и оснащению новых учебных кабинетов;
- организация и руководство работой кружков предметных и технического творчества учащихся;
- организация спортивных соревнований учащихся, туристических походов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов профессионального мастерства и т.п.
Школы передового педагогического опыта - группа педагогических работников учебного заведения или ряда учебных заведений города или района, объединившихся вокруг квалифицированного педагога-новатора - руководителя школы, который передаёт им свой опыт педагогической деятельности.
Примерные направления (тематика) работы школ:
- планирование и подготовка к урокам;
- взаимопосещение уроков участниками школы с последующим их коллективным анализом;
- посещение участниками школы уроков руководителя с последующим разбором методики и организации их проведения;
- обмен опытом участников школы по методике и организации упражнений учащихся с применением тренажёров;
- обмен опытом применения на уроках персональных компьютеров;
- разбор методики и организации демонстрации учащимся на уроках производственного обучения сложных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
- обмен опытом организации и проведения деловых игр;
- разбор методики и организации использования на уроках новых технических средств обучения;
- обмен опытом проведения "бинарных" уроков и т.п.
Экспериментальные лаборатории - группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно-исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем повышения качества подготовки в учебном заведении квалифицированных рабочих и специалистов.
Основные функции лаборатории:
- проектирование по заданию администрации новых концепций развития учебного заведения в соответствии и с учетом изменений региональных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, а также связи с применением новых педагогических технологий;
- разработка учебно-программной документации, соответствующей новой концепции развития учебного заведения, ее экспертиза и внедрение;
- разраьботка программ опытно-экспериментальной деятельности учебного заведения и ее научно-методическое обеспечение;
- научное консультирование педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;
-диагностика хода экспериментальных работ;
- описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности и др.
Проблемные группы - творческие лаборатории, объединяющие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или всего учебного заведения.
Основные функции проблемных групп:
- анализ индивидуальных затруднений педагогов, приведших к постановке проблемы;
- исследование состояния проблемы, требующей решения;
- исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе, или на основе использования передового опыта;
- работа по решению намеченных педагогических проблем, выдача необходимых рекомендаций.
Наиболее актуальные педагогические проблемы, для решения которых создаются проблемные группы:
- дидактическое обеспечение педагогом стандартизации образования;
- нетрадиционные формы современного урока;
- приемы и методы формирования учебной и трудовой мотивации учащихся;
- педагогические технологии развивающего типа;
- методы и приемы развития технического творчества учащихся и др.
Методический (педагогический) кабинет учебного заведения
Основные задачи:
- помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
- организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
- организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
- организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.
Содержание деятельности:
- организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
- организация лекций на педагогические и технические темы;
- организация и проведение методических выставок и конкурсов;
- организация педагогических практикумов, "Школ передового педагогического опыта" и др.
- организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
- организация педагогических консультаций для преподавателей;
- создание справочно-информационного фонда; обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
- организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
- организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.
Методические материалы и документация методического (педагогического) кабинета:
- Материалы Государственного стандарта профессионального образования;
- Паспорта, перечни оснащения, каталоги, нормативы обрудованяя кабинетов, лабораторий, мастерских ;
- Образцы планирующей, учебной и отчетной документация
- Методические разработки, тексты докладов работников учебного заведения;
- Комплекты материалов для организация и проведения лабораторно-пракгических работ;
- Комплекты тестовых заданий по предметам теоретического обучения и производственному обучению;
- Нормативная и инструктивная документация -- положения, инструкции, приказы и т. п.
- Типовые (примерные) и рабочие учебные планы и программы;
- Методические материалы научных и учебно-методических организаций профессионального образования;
- Научно-педагогическая литература, педагогические журналы, газеты и другие периодические издания;
- Материалы по применению в учебном процессе «активных» форм и методов обучения, новых педагогических технологий;
- Учебники, учебные и методические пособия, справочная литература.
Передовой педагогический опыт
Сущность передового педагогического опыта:
- Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания;
- Систематическое воплощение в педагогической практике основных общепринятых (традиционных) форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающее устойчивые положительные результаты.
Основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта:
- целевые посещения и анализ уроков опытных педагогов;
- изучение передового опыта педагогов учебного заведения региональной учебно-методической организацией профессионального образования;
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, обмен опытом их проведения;
- изучение и анализ методических материалов и документации педагогов - носителей передового опыта;
- контроль руководителями учебного заведения учебно-воспитательной деятельности педагогов (внутриучилищный контроль);
- ведение в учебном заведении картотеки передового педагогического опыта;
- ведение педагогами личных «Тетрадей передового опыта»;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с преподавателями;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с учащимися;
- изучение педагогами научно-педагогической и методической литературы и информационных материалов.
Примерная схема общего анализа -- изучения технологии урока опытного преподавателя
1. Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.
2. Способы целевои установки учащихся на качественное усвоени учебного материала урока.
З. Организация и методика проверки выполнения учащимися до- машних задании; способы активизации деятельности учащихся группы во время проверки опрашиваемого учащегося.
4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное изложение, применение элементов эврисобме опытом их проведения тической беседы, постановка учащимся полутных вопросов, осуществлени «обратной связи» и т. п.).
5. Поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления и т. п.).
6. Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).
7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).
8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки
законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).
9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на уроке, руководство восприятием учащимися демонстрируемого, развитие при этом мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований, сочетание конкретного с абстрактным с учащимися и т.п.).
10. Контроль и оценка учебных успехов учащихся (непрерывность, обратная связь, критерии оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.).
11. Педагогический стиль преподавателя (педагогический такт во взаимоотношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и результаты и т. п.).
Памятка преподавателю по самообразованию, изучению и использованию передового педагогического опыта
Педагог в современную эпоху не может работать, руководству- ясь лишь собственными интуицией и опытом.
Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.
«Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая... Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский).
Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество -- всегда результат количества -- прочитанного осмысленного, проверенного на практике.
Неудачи в применении чужого опыта объясняются механически перенесением опыта на свою почву.
При изучении передового опьта не следует увлекаться поискам только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, секрет успеха которой в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактически и методических принципов и правил, как традиционных так и новых.
Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший уже достигнутое, может и должен служить образцо для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.
Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.
При организации самообразования необходимы плановость и избирательность. «Самообразование вообще» никогда не приноси желаемых результатов. Самое опасное в самообразовании -- формализм.
Каждый педагог имеет пусть маленький, но свой опыт, и проста «пересадка» чужого опыта приводит к его отторжению.
Двигаясь вперед, в ногу со временем, создавая новое, не разрутлайт старого, многократно себя оправдавшего!
Типовая схема методической разработки изучения темы специального предмета
1. Характеристика темы:
место темы в курсе; связь с предыдущими темами с содержанием производственного обучения; объем и уровень усвоения знаний и умений; основные образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи.
2. Перспективно-тематический план изучения темы.
З. Рекомендации по сообщению и восприятию учебного материала учащимися (по теме в целом и применительно к характерным урокам):
организация изучения материала темы; методические приемы изложения (сообщения) учебного материала, использования наглядных пособий и ТСО; место, содержание, организация и методика проведения эвристических бесед, самостоятельного изучения нового учебного материала по учебнику и другим источникам; способы осуществления межггредметных и внутрипредметных связей; способы решения основных воспитательных и развивающих задач темы; рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов изучения нового учебного материала темы.
4. Рекомендации по закреплению, совершенствованию и применению знаний и умений учащихся:
вопросы «продуктивного» характера для закрепления и повторения; задания для проведения упражнений и самостоятельных работ; рекомендации по организации и методике проведения упражнений и самостоятельных работ; тематика, организация и методика проведения семинарских занятий и практикумов по материалу темы; способы решения воспитательных и развивающих тематических задач; рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов закрепления и применения знаний и умений.
5. Рекомендации по контролю и оценке знаний и умений учащихся:
основные контрольные вопросы «продуктивного» характера по теме; образцы заданий для письменных контрольных работ; образцы карточек-заданий и тестов; рекомендации по организации и методике контроля и оценки знаний и умений учащихся (в частности, тестирования); рекомендации по применению нетрадиционных форм и методов контроля и оценки знаний и умений учащихся.
6. Домашние задания:
работа с книгой; «продуктивные» количественные и качественные задачи; обобщающие таблицы; межгiредметные задания; анализ и разработка технологических процессов выполнения типичных учебно-производственных работ и т. п.
7. Рекомендации по проведению лабораторно-практических работ (при необходимости):
перечень лабораторно-практических работ по теме; график проведения; задания-инструкции; формы отчетов; краткие рекомендации по методике и организации проведения.
8. Список литературы:
учебники и учебные пособия для учащихся; методические пособия для преподавателя; справочная литература; дополнительная литература.
Подготовка методических разработок (докладов, статей, материалов педагогической информации), отражающих передовой педагогический опыт преподавателя
Подготовка методических разработок -- одна из наиболее распространенных форм письменного обобщения собственного педагогического опыта преподавателями с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов и средств осуществления учебно-воспитательного процесса.
Основные этапы работы по подготовке методических разработок:
-- определение и четкая формулировка темы методической разработки (доклада, статьи и т. п.) и ее названия;
-- изучение педагогической и методической литературы, других материалов по теме разработки;
-- систематизация собственных материалов, отражающих опыт по избранной теме;
-- продумьивание структуры методической разработки, основных выводов и рекомендаций;
- разработка плана-проспекта методической разработки (статьи, доклада, информационного материала и т. п.), отражающего основные ее разделы и краткое содержание основных положений, суждений, оценок и т. п., общую логику подачи материала.
Примерная типовая схема методической разработки
Вступительная часть (введение, первые разделы):
-- изложение современных задач совершенствования учебновоспитателюл iого процесса -- выход на тему (проблему) методической разработки;
-- анализ состояния проблемы в теории и на практике;
-- анализ имеющихся трудностей и нерешенных проблем в практике учебно-воспитательного процесса применительно к теме разработки;
-- мотивировка, обоснование актуальности темы методической разработки (статьи, доклада и т.п.).
Основная часть -- изложение сути методической разработки (статьи, доклада):
-- раскрытие путей, педагогических средств, рекомендаций по повышению качества обучения, развития, воспитания учащихся, составляющих сущность передового опыта, применительно к теме методической разработки;
- теоретическое обоснование предлагаемых педагогических средств;
- факты, примеры, результаты экспериментов и т.п., подтверждающие и углубляющие раскрытые педагогические средства;
-- анализ положительных изменений, достигнутых в результате применения предложенных организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, воспитания и развития учащихся;
-- обоснование новизны предлагаемых педагогических средств по сравнению с общепринятьими.
Заключительная часть -- выводы, предложения, перспективы:
-- краткая формулировка основной сути описанного передового опыта в обобщенной форме;
- обоснование выявленных педагогических закономерностей и практических рекомендаций;
-- показ путей и способов использования предложенных рекомендаций в широкой педагогической практике;
- раскрытие перспектив дальнейшего совершенствования опыта по теме.
Рекомендации по подготовке и отработке содержания текста методической разработки
При подготовке методических разработок следует руководствоваться следующими рекомендациями:
-- отражать только главное, существенное, определяющее получение высоких учебно-воспитательньтх результатов;
-- следить, чтобы логика и содержание излагаемого отражали основную тему методической разработки (доклада, статьи, информационного материала), а таюке название соответствующих ее разделов;
- каждую мысль, положение, рекомендацию излагать полностью, до конца, но не стремиться к <всеохватности», памятуя правило «лучше меньше, да лучше»;
-- всегда «ставить» себя на место читателя, слушателя, учитывать их потребности и уровень подготовленности;
-- раскрывать не только собственный опыт, но и основную идею, составляющую педагогическую суть рекомендации;
-- каждое новое теоретическое положение или практическую, прикладную рекомендацию подкреплять примерами -- типичными, убедительными, яркими, рассчитанными на возможно больше количество читателей, слушателей;
-- излагать материал четко и доказательно;
-- содержание рукописи раскрывать достоверно, убедительно, технически и методически грамотно, придерживаясь нормативных требований, установок, рекомендаций, отступления обосновывать;
-- раскрывая опыт, намечать пути и направления его развития;
-- избегать излишней наукообразности; стремиться к доходчиному, образному, простому изложению, в рекомендательной форме, с элементами дискуссионности;
-- при подготовке рукописи статьи, информационного материала и т. п. широко использовать табличную форму подачи материала как наиболее наглядную и емкую.
Заключение
Проведенное изучение литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.
2. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
3. Личностно-профессиональное становление педагога - это непрерывный, динамичный и поэтапный процесс личностных и деятельностных изменений, отличающихся внутренней динамичностью, глубинной духовно-практической работой по самопреобразованию, возможной при условии наличия «личностно-профессионально-смыслового потенциала» научно-методической работы.
4. Эффективность личностно-профессионального становления в методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты (мотивационно-целевой, управленческий, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала педагога.
Литература
1. Зазюм И.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989.- С.34-64
2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д:Феникс, 2005. - 212 с.
3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.: АРТ, 1994. - 205 с.
4. Лукашов В.С. Методологическая культура преподавателя. - М.: АРТ-Пресс, 1993.- 265 с.
5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Академия, 2008. - 442 с.
6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.: Академия, 1997.-267 с.
7. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141с.
8. Никишина И.В. Организация внутришкольной методической работы: методические рекомендвции.- Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.
9. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А. Зазюна. - М.: Просвещение, 1989.-208 с.
10. Педагогика/под ред. Смирнова С.А.М.:Просвещение, 1999.-235 с.
11. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т./ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение.-Т.1. - С.569
13. Скакун В.А. Методика перподавания специальных предметов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 128с.
14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.
Страницы: 1, 2