Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе
p align="left">При изучении биологии VI--VII классов опыты используются для закрепления, обобщения знаний, конкретизации общебиологически* понятий. Например, на уроке «Использование знаний о взаимосвязи растений в практике» по теме «Растения и окружающая среда» теоретические знания закрепляются на основе демонстрации результатов опытов по влиянию подкормки, полива на рост и развитие растений. Учащиеся осознают зависимость роста и развития растений от условий среды их обитания, закрепляют знания о жизнедеятельности растений в целом.

Совершенствование метода эксперимента заключается в организации познавательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся возникла потребность поставить опыт для выяснения того или иного вопроса, логично вытекающего из предыдущих знаний.

Рассказ как метод обучения находит широкое использование в VI--VII классах. В основе рассказа лежит изложение материала учителем. Обычно рассказ занимает небольшую часть урока и часто используется в сочетании с другими методами: беседой, демонстрацией экранных пособий, работой с книгой. Рассказ часто обогащается методическими приемами: зарисовкой на доске схемы, таблицы, демонстрацией натуральных объектов, муляжей, моделей и др. В процессе изучения первых разделов курса биологии --«Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»-- рассказ должен быть кратким, хорошо иллюстрированным, состоять из небольших порций, излагаемых в строгой логической последовательности. Причем на первых этапах изучения этих разделов блоки рассказа должны быть небольшими и завершаться выводами, которые делает сам учитель. Постепенно объем излагаемого с помощью рассказа материала увеличивается, учащимся предлагается формулировать выводы. Например, на уроке «Зона проведения. Поглощение воды и минеральных веществ корнем», проводимом учительницей биологии школы № 315 г. Москвы Л. М. Авериной, рассказ имел следующий план: 1. Зона проведения. Проводящая ткань, ее строение и функции. 2. Питание растений, отличие его от питания животных. 3. Поглощение корнем воды. Роль корневого давления в поступлении и передвижении воды. 4. Влияние полива на урожай растений. Правила полива растений. 5. Поглощение корнями минеральных веществ. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

В процессе рассказа учительница сообщала школьникам информацию порциями, связывала изучение нового материала с уже пройденным (актуализация знаний учащихся о питании растений и животных из курса природоведения, о составе почвы), дополняла рассказ демонстрацией опытов, доказывающих поглощение корнями воды, наличие корневого давлении, показывала приемы полива комнатных растений, использовала таблицы и рисунки для иллюстрации основных положений, делала вывод по каждому пункту плана.

На уроке в VII классе на тему «Значение бактерий» рассказ учительницы выступал в качестве главного источника учебной информации, и план был уже менее подробный: I. Роль бактерий в разложении органических веществ. Бактерии гниения, их значение в круговороте веществ в природе. 2. Использование бактерий для производства витаминов, ферментов и других продуктов. 3. Управление жизнедеятельностью бактерий гниения при хранении пищевых продуктов. Способы хранения продуктов питания: консервирование, соление, пастеризация, квашение и др.

По ходу рассказа учительница подводила учащихся к выводу роли бактерий в природе и практической деятельности человека.

Метод рассказа в VI и VII классах используется в репродуктивном, поисковом или проблемном плане. Репродуктивный рассказ обычно носит описательный характер, его учащиеся слушают с интересом, если он ведется эмоционально, имеет краеведческую и практическую направленность, затрагивает социально-экономические вопросы. Так, учительница биологин школы № 82 поселка Черноголовка Московской области Н. Г. Пиманова с помощью метода рассказа добивается большого воспитательного эффекта. На уроке «Важнейшие зерновые сельскохозяйственные растения» она эмоционально рассказывает учащимся о большом и самоотверженном труде советских людей, выращивающих хлеб, о хлебе -- одном из основных продуктов питания. Вот небольшая часть ее рассказа учащимся VII класса: «Каждый из нас ежедневно ест хлеб. В нашей стране ежесуточно выпекается более 82 млн. кг хлеба свыше 800 сортов. Народная мудрость гласит: сколько ни думай -- лучше хлеба еды не придумаешь. Вот почему человек проявляет большую заботу о качестве хлеба. Мы покупаем хлеб по невысокой цене. На самом-то деле он стоит во много раз дороже, в него вложен огромный труд.

Вдумаемся в следующие цифры. Для получения килограмма, или буханки, хлеба нужно иметь (при урожае зерна 20 ц/га) 4 м2 земли. Их надо вспахать, засеять, забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, скосить, обмолотить зерно, высушить, выпечь хлеб и доставить его в магазин... Цена буханки или батона сравнительно невысокая.

К сожалению, нередко мы наблюдаем неэкономное использование хлеба: его выбрасывают в контейнеры с мусором, скармливают различным животным. Можно привести такой пример. Если семья из четырех человек ежедневно будет выбрасывать 100 г хлеба, то в год это составит 36,5 кг! Хлеб всегда был показателем достатка семьи, экономической мощи государства. Надо уважительно относиться к труду тех, кто выращивает и выпекает хлеб, беречь его, помнить народную пословицу. «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб -- наше богатство, им не сори».

Этот доказательный и эмоциональный рассказ не оставляет учащихся равнодушными, заставляет их задуматься о цене хлеба, бережно относиться к нему, осознать значимость профессий хлеборобов.

Постановка в рассказе вопросов, выдвижение проблем ориентируют учащихся на элементы творчества в познавательной деятельности. Например, Н. Г. Пиманова на уроке в VI классе по теме «Удобрения» использует метод рассказа в проблемном плане. После краткого повторения знаний о минеральном питании растений учительница ставит перед учащимися проблему: «Как может сказаться на росте и развитии растений недостаток определенных минеральных веществ в почве?» Этот вопрос побуждает школьников задуматься. Выслушав ответы учащихся, учительница рассказывает о том, что у растений наблюдаются разные потребности в минеральных веществах. Полеводу, овощеводу, садоводу нужно уметь вовремя заметить нехватку того или иного вещества растению, чтобы увеличить его содержание. Недостаток веществ восполняют при помощи удобрений.

Далее учительница знакомит учащихся с минеральными и органическими удобрениями, демонстрирует коллекцию «Минеральные удобрения», опыты, выявляющие влияние удобрений на урожай растений, рассказывает о производстве минеральных удобрений в нашей стране, отмечая, что к 1990 году предусматривается поставить сельскому хозяйству 30--32 млн. т минеральных удобрений.

Чтобы заострить внимание школьников на сроках и нормах внесения удобрений в почву, учитель предлагает вопросы: каковы правила внесения удобрений в почву? Почему неиспользованные минеральные удобрения нельзя оставлять в поле до следующего года? Школьникам трудно ответить на поставленные вопросы, хотя отдельные учащиеся и высказывают свои предположения. Эти вопросы учительница освещает в процессе рассказа: «Прежде чем вносить удобрения на поля, необходимо определить состав почвы, наличие в ней различных веществ, выяснить, какие растения будут выращиваться, и определить их потребность в питательных веществах. Внесение удобрений в избыточном количестве, в неблагоприятные сроки приводит к вымыванию их из почвы дождем в реки, озера, пруды. Это вызывает загрязнение водоемов, отравление водных животных, бурное развитие сине-зеленых, что, в свою очередь, приводит к заболеванию водоемов». Кроме того, избыток удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами -- вредными для здоровья веществами. Учительница также сообщает о том, что производство минеральных удобрений дорого, их получают на специальных заводах из полезных ископаемых, поэтому вносить нужно в определенные сроки строго по норме.

Так с помощью метода рассказа внимание учащихся сосредоточивается на вопросах экономного ведения народного хозяйства и бережного отношения к природе.

Метод беседы. Особенность этого метода состоит в привлечении учащихся к раскрытию нового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Метод беседы позволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала.

Каждая беседа должна предварительно планироваться учителем, содержать вопросы репродуктивного и творческого характера, иметь четкую последовательность и нацеливать учащихся на формулирование выводов и обобщений. Беседа должна основываться на известных учащимся знаниях. В противном случае, когда изучаемые объекты неизвестны школьникам или трудны для непосредственного наблюдения за ними, когда учащиеся не имеют предварительных наблюдений и суждений по излагаемому материалу, метод беседы не может дать эффекта и его использовать нецелесообразно. Отсюда вытекает необходимость подготовки учащихся к проведению урока методом беседы. Учитель должен дать задание на повторение материала по биологии и другим предметам, на базе которого будут вводиться новые знания. Например, в VII классе при изучении таксономической характеристики семейства злаков целесообразно использовать метод беседы. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в беседе, необходимо организовать заранее повторение материала о строении семян однодольных растений из VI класса.

Беседа протекает успешно, если учитель опирается па жизненный опыт учащихся, результаты их работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, данные наблюдений в природе, экскурсий па производство, в музеи и т. д. Например, в процессе изучения школьниками семейств цветковых растений беседа проводится с опорой на наблюдения учащихся в природе на весенней и осенней экскурсиях, при выполнении летних 'заданий. Беседа по биологии культурных растений строится с использованием опыта учащихся по выращиванию культурных растений на учебно-опытном участке.

При изучении биологии в VI--VII классах беседа на первых этапах непродолжительна по времени, охватывает небольшую порцию материала. Постепенно, по мере увеличения у школьников запаса знаний, она становится более продолжительной.

Обычно беседа используется в сочетании с другими методами (демонстрация диафильма, кинофильма, результатов опытов, наблюдение и др.), обогащается разнообразными приемами. Практически на каждом уроке в процессе беседы используются различные средства наглядности.

Беседа, организованная на основе демонстрации опыта с бальзамином (урок в VI классе на тему «Поглощение корнем воды и минеральных веществ»), позволяет осмыслить опыт и подвести учащихся к выводу о причинах поступления воды в стебель: с какой целью срезают растение и на пенек его укрепляют трубку? Почему в данном опыте рекомендуется полить растение теплой водой и поставить в теплое место? Почему для опыта надо взять здоровое и крупное растение? Какая сила обеспечивает поднятие воды вверх по стеклянной трубке?

В результате беседы учитель дает определение корневого давления и подводит учащихся к выводу о том, что корневое давление обеспечивает поступление и передвижение воды в растении.

Эффективность метода беседы во многом зависит от содержания учебного материала, от наличия у школьников опорных знаний, от вопросов, которые предлагает учитель. От характера вопроса зависит познавательная деятельность учащихся, степень самостоятельности в раскрытии ответа. Поэтому вопросы должны быть понятны всем учащимся и не содержать подсказки, направлены на усвоение ведущих понятий, составлены на основе запаса знаний, имеющихся у школьников. Если в беседе принимает участие несколько человек из класса, то педагогический смысл ее теряется. Нецелесообразно строить беседу на слишком простом и легком материале, требующем от учащихся только репродуктивных знаний.

Важно, чтобы в процессе беседы знания школьников не были фрагментарными, разрозненными. Для придания знаниям целостности в беседе необходимо постоянно следить за тем, чтобы новые вопросы логично связывались с предыдущими, служили основой для новых понятий. Например, на уроке в VI классе по теме «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ» необходимо связать материал о передвижении веществ по стеблю с весенним сокодвижением у растений, с вредным воздействием на растительные организмы повреждений ствола при сборе сока. С этой целью важно организовать беседу по вопросам: в какое время года происходит сокодвижение у деревьев и кустарников? Из какого слоя 38 стебля течет сок? Вреден ли сбор сока для деревьев? Что нужно сделать, чтобы, предохранить дерево от загнивания после сбора сока?

Различают объяснительно-иллюстративную и проблемную (эвристическую) беседы. Наиболее эффективной, побуждающей учащихся к попеку, способствующей развитию их мышления является эвристическая беседа.

В процессе эвристической беседы широко используются вопросы, которые требуют от учащихся объяснения биологических явлений, установления взаимосвязи строения и функций, организма и среды обитания, поиска причин биологических явлений, формулирования выводов и т. д. Так, на уроке в VI классе по теме «Перекрестное опыление насекомыми» необходимо познакомить учащихся с особенностями насекомоопыляемых растений, показать экономическую эффективность опыления насекомыми и его использование в практике. С этой целью после проверки домашнего задания организуется беседа, в процессе которой повторяются знания о строении цветка, особенно пестика и тычинки. Учащиеся подводятся к выводу о том, что для образования плодов и семян из завязи пестика необходимо наличие ряда условий, одним из которых является опыление. Учитель дает определение понятий «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», изображая на доске схему «Виды опыления». Затем на основе просмотра кинофрагмента «Опыление растений насекомыми» проводится беседа по вопросам: что привлекает насекомых к цветкам растений? Какие насекомые-опылители вам известны? Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями? Какие приспособления к перекрестному опылению имеются у цветков растений?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся под руководством учителя формулируют следующие выводы:

насекомых привлекает па растения яркая окраска цветков. Весной и летом можно видеть, как на зеленом фоне ярко выделяются белые, желтые, красные и другие цветки растений;

цветки привлекают насекомых-опылителей и запахом. Ландыш, роза, левкой, резеда, сирень и другие растения издают нежный, тонкий аромат;

большое значение для опыления растений имеет пыльца и сладкий сок -- нектар, которыми питаются насекомые и опыляют при этом растения.

Далее рассматривается материал об использовании перекрестного опыления насекомыми в сельском хозяйстве с целью повышения урожайности растений. Организуется беседа по вопросам: для чего во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами? Почему необходимо охранять пчел, шмелей? Как объяснить, что особенно высокий урожай земляники получают на плантациях, расположенных рядом с пасекой?

В результате беседы по данным вопросам учитель подводит учащихся к выводу об экономической эффективности опыления растений насекомыми и использовании его в практике.

Умелое сочетание беседы с наблюдениями, опытами, практическими работами, демонстрацией кинофильмов позволяет преодолеть увлечение словесным изложением, обеспечить необходимый уровень познавательной самостоятельности учащихся, способствовать решению задач их обучения, развития и воспитания.

Работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе в VI--VII классах. В последнее время значительно возросло внимание методистов к обучению школьников работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярной литературой. Овладение этим методом учащимися позволяет уменьшить нагрузку их на уроке и при подготовке домашнего задания, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

Программа по биологии ориентирует на овладение учащимися умением ориентироваться в учебнике, работать с текстом, вопросами, рисунками. Работа с учебником должна проводиться систематически с учетом его специфики на всех этапах урока: для выделения основных понятий при объяснении учителя, при нахождении определений, описаний опытов, справочных данных, мировоззренческих выводов, для закрепления знаний и формирования умений, для подготовки к выполнению домашнего задания.

На первых этапах изучения биологии учитель знакомит учащихся со структурой учебника: оглавлением, делением текста на главы и параграфы, указателем терминов и названий растений. Чтобы учащиеся ориентировались в учебнике, им предлагается прочитать статью «Как пользоваться учебником». После ознакомления школьников с аппаратом ориентировки они привлекаются к работе с текстом. Вначале учащиеся работают с небольшим по объему текстом, учатся пересказывать его, делить на смысловые части, озаглавливать их. Затем они составляют краткий план, выделяют главные части параграфа, находят описание рисунка в тексте, отвечают на вопросы.

Существенную роль в обучении школьников работе с учебником имеет характер заданий. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника и др. Например, на уроке в VII классе на тему «Характеристика семейства пасленовых» при изучении экологической характеристики паслена черного учащимся предлагается следующее задание по работе с учебником: прочтите текст о паслене черном и опишите это растение по следующему плану: 1) местообитание; 2) однолетнее или многолетнее; 3) приспособленность к выживанию.

В VI классе при закреплении знаний о строении семян двудольных растений целесообразно организовать работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.

Метод работы с учебником часто используется учителями для обобщения усвоенных знаний в виде таблицы. Так, для закрепления материала о тканях корня (урок на тему «Зоны деления и роста») организуется работа с учебником по заданию: найдите в тексте материал о тканях, выпишите определение ткани.

Текст ряда параграфов в учебнике для VI--VII классов, несложный по содержанию, можно рекомендовать для самостоятельного составления учащимися плана, например «Время посева и глубина заделки семян», «Испарение воды листьями», «О значении зеленых растений в природе и жизни человека», «Шляпочные грибы» и др.

Метод работы с книгой используется с целью запоминания биологических терминов, подведения учащихся к усвоению определений и выводов. Так, школьникам VI класса рекомендуется найти в тексте ряда параграфов слова, выделенные курсивом, и разъяснить их значение.

При использовании текста учебника для нахождения в нем ответов важно включать в задания вопросы, выясняющие усвоение учащимися основного содержания. Практика показывает, что на первых этапах изучения биологии учащиеся затрудняются в отборе необходимых сведений для ответа. Поэтому их надо обучить этому умению: после постановки вопроса прочитать соответствующую часть параграфа, проанализировать ее содержание и выбрать необходимые сведения.

Органической частью учебника являются рисунки. Учебник биологии для VI--VII классов хорошо иллюстрирован. На каждый параграф приходится в среднем два рисунка. В большинстве своем они способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы, распознавать основные органы растений, устанавливать взаимосвязи растительного организма и среды обитания, находить черты приспособленности к ней.

Задания по работе с иллюстрациями на первых этапах должны быть простыми: рассматривать изображения органа, организма, анализировать содержание, руководствуясь подрисуночными подписями. Например, в VI классе школьники получают задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки, о внутреннем строении корня, листа, стебля и др. На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян, учащиеся получают задание: рассмотреть рисунки в учебнике и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.

В дальнейшем задания усложняются, учащимся предлагается составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Например, на основе рассмотрения соответствующих рисунков школьникам дается задание сделать вывод о значении корня в жизни растения, доказать испарение воды листьями, отметить общее в строении клеток различных органов растения, назвать черты усложнения растений различных отделов в связи с переходом от водного образа жизни к наземному и др. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.

Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.

Работа с экранными пособиями. Для изучения биологии большое значение имеет использование экранных пособий. Необходимость применения экранных пособий обусловлена особенностями биологических знаний, включающих сведения о процессах жизнедеятельности организмов, сезонных изменениях в природе и других явлениях, которые невозможно показать на уроке. С помощью экранных пособий школьники знакомятся с современными методами работы научных лабораторий, с использованием сложной техники при проведении биологических экспериментов, с результатами труда ученых или достижениями практиков в колхозах и совхозах. Кинофильмы, кроме того, позволяют показать динамику биологических процессов, роста и развития растений. Это усиливает наглядность и связь с жизнью, что особенно важно для учащихся VI--VII классов.

При использовании в работе экранных пособий, особенно фильмов, возникают трудности. Быстрая смена кадров в фильме не позволяет сосредоточить внимание на вопросах задания, его выполнение мешает восприятию фильма в целом. Отрицательно сказывается на усвоении учебного материала перегруженность некоторых фильмов внепрограммной информацией, включение в них занимательных сведений в ущерб основному содержанию.

Опыт показывает целесообразность деления фильмов на фрагменты или смысловые части. При этом создается возможность для отработки содержания каждого фрагмента или части фильма. Чтобы нацелить учащихся на выделение главного, первостепенного в содержании, следует давать задания, включающие вопросы, которые лучше записать на доске или на карточке. Этим учитель создает установку на вычленение и запоминание наиболее существенного в фильме.

Учебные фильмы при изучении биологии в VI--VII классах могут использоваться на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний. Такие фильмы, как «Строение стебля», «Водоросли», «Сезонные изменения в жизни растений», состоящие из отдельных фрагментов, могут демонстрироваться фрагментарно при изучении нового материала, а также с целью закрепления знаний.

Некоторые учебные фильмы содержат много дополнительной информации, что создает трудности при работе с ними. Вот почему учителю следует включить в задание вопросы, которые помогут привлечь внимание школьников к основному содержанию. Примером такого фильма может служить фильм «Растительная клетка». В нем трудно выделить отдельные фрагменты и смысловые части, и его лучше всего демонстрировать с целью обобщения знаний учащихся о клетке.

Работа с экранными пособиями может использоваться как в иллюстративном, так и в поисковом плане. В первом случае задания ориентируют на простой пересказ содержания, а во втором требуют творческого использования учебного материала. Покажем это на конкретных примерах.

При демонстрации фрагмента «Морские водоросли» кинофильма «Водоросли» происходит знакомство учащихся с багрянками и бурыми водорослями, с их ролью в природе и значением в народном хозяйстве. Его лучше всего демонстрировать на уроке «Общая характеристика водорослей. Роль водорослей в природе и значение в жизни человека. Охрана водорослей» с целью обобщения знаний о водорослях. Включение в задания вопросов, требующих от учащихся сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, позволяет использовать метод работы с экранными пособиями в поисковом плане, повышает эффективность учебного фильма. До начала демонстрации учитель знакомит учащихся с заданием.

Задание: 1. Какую роль играет красный пигмент в клетках багрянок? 2. В чем состоит связь растений и животных подводного мира? 3. Какова роль морских водорослей в природе и хозяйстве? 4. Сделайте вывод, в чем сходство в строении и образе жизни одноклеточных, нитчатых и морских водорослей. 5. Почему их относят к низшим споровым растениям?

После просмотра фрагмента проводится беседа, в процессе которой обсуждается каждый пункт задания, благодаря чему в памяти учащихся воспроизводится содержание фильма в целом, анализируются его основные идеи и учащиеся лучше усваивают их.

Кинофильм «Сезонные изменения в жизни растений» содержит материал о жизни одних и тех же растений летом и осенью (I часть), зимой и весной (II часть), используется в иллюстративном плане. Его можно демонстрировать перед осенней экскурсией I природу в VI классе для ознакомления школьников с сезонными явлениями в жизни растений. Перед демонстрацией фильма учитель проводит вступительную беседу, в которой нацеливает учащихся на выделение главного в фильме: связь сезонных изменений растений с климатическими факторами.

При демонстрации I части фильма в задание включаются следующие вопросы: как выглядят растения летом? Как изменяются растения на полянке осенью? Какие изменения происходят в жизни растений осенью?

В диафильмах и диапозитивах труднее показать динамику, они не озвучены, поэтому воспринимаются учащимися с меньшим интересом. В то же время демонстрация диафильмов и диапозитивов дает возможность детально рассмотреть отдельные кадры, вернуться к ним, если в этом есть необходимость. При использовании диафильмов также необходимо сосредоточить внимание учащихся на наиболее существенных вопросах. Учителю следует хорошо знать содержание диафильма и отобрать такие кадры, которые в наибольшей степени способствуют решению задач урока. Диафильмы по биологии для VI--VII классов могут использоваться как при изучении нового материала, так и для закрепления и проверки знаний.

Метод работы с экранными пособиями используется в сочетании с беседой, рассказом, работой с книгой и др.

В процессе обучения биологии целесообразно использовать разнообразные методы в определенном сочетании, чтобы обеспечить высокую познавательную активность учащихся. Однако не следует стремиться к частой смене методов обучения на уроке, так как это рассеивает внимание учащихся, не позволяет им сосредоточиться на изучаемых вопросах.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать