Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
казка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

"В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности" [2, с.31]. Вероятно, этим свойством детской психики - тягой ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Исходя из этого, мы выделили следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм.

1.7 Типы сказок

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Есть среди сказок о животных довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет меня лиса за темные леса…"; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…"; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса", “заюнок - кривоног по горке скок”, “комар - пискун", “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Мечта о соучастии волшебных помощников в жизни людей существует с древнейших времен - со времен обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом, колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.

3. Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Таким образом, мы рассмотрели основные особенности трех типов сказок.

Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

2.1 Планирование и организация исследования

Просмотрев программы В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе "Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс [25, с.46].

Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

На первом этапе экспериментальной работы мы выбрали эмпирический (практический) метод педагогического исследования - метод анкетирования.

Цель проведения анкетирования в педагогическом исследовании - выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме. Нами было использовано сплошное анкетирование - опрос всех исследуемых лиц.

При анкетировании ответы заносились письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно.

В нашей работе анкетированием было охвачено 18 человек.

Для определения роли сказок в воспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной. Учащимся второго класса было предложено ответить на вопросы:

На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?

Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему именно его?

Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?

Зачем сказка нужна человеку? [25, с.49].

2.2 Обработка полученных данных

Анализ анкет показал, что у учащихся в качестве героев для подражания преобладают Иван-Царевич (у мальчиков), Марья-Краса (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.

Из всех перечисленных сказочных героев положительным считают Ивана-Царевича: "потому, что он всем помогает"; "потому, что спас царевну, защитил ее от Кощея Бессмертного"; "потому, что он смелый и отважный".

Ответы на 3-й вопрос позволили определить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальные и материальные. В основном это связано с тем, что большинство детей из малообеспеченных семей, некоторые из неблагополучных. Это отражено в ответах детей: "если бы поймала щуку-волшебницу, то попросила бы много денег"; "попросил бы новый велосипед, потому что старый сломался"; "попросила, чтобы в доме был порядок"; "хочу быть умной"; "попросила бы денег, потому что мама с папой не работают" и т.д.

Ответы на 4-й вопрос позволили определить понимание детьми значимости сказки в их жизни.

Анализируя и сравнивая полученные результаты, мы пришли к выводам и оформили их в виде секторных диаграмм.

Анализ анкет на констатирующем этапе показал, что, по мнению детей сказка нужна для того, чтобы ее читать

Ответы детей иллюстрирует диаграмма 1.

Диаграмма 1

Для умственного развития ("для того, чтобы мы учились читать и развивать ум")

Для нравственного развития ("сказка учит нас доброму и хорошему")

Для организации досуга ("для того, чтобы мы ее читали")

Анализ анкет учащихся третьего класса показал, что у них произошли качественные изменения в ответах на 3-й и 4-й вопросы. Щуку-волшебницу дети хотели бы попросить, "чтобы мама, папа и бабушка никогда не болели"; "чтобы щука-волшебница сделала меня феей, я бы помогла людям и всех злых превращала в добрых"; "я бы попросил, чтобы люди никогда не ссорились и помогали друг другу".

На 4-й вопрос мы получили ответы, которые значительно отличаются от ответов второклассников: "сказка учит нас, как нужно правильно поступать"; "что нельзя никого обманывать, врать, потому что это к хорошему не приведет"; "сказка учит помогать тем, кто попадает в беду".

Анализ анкет на контрольном этапе показал, что чтение сказок направлено на нравственное развитие.

Как распределились ответы в целом, показано в диаграмме 2.

Для умственного развития

Для организации досуга

Для нравственного развития

Следовательно, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и сказка оказала большое влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.

Заключение

Таким образом, наше исследование состоит из двух разделов.

В первом разделе мы рассмотрели сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственное воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе, объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения известных психологов.

Мы пришли к выводу, что для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В течение этого периода развития ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики.

Во втором разделе была рассмотрена сказка как жанр устного народного творчества, выделены ее особенности и отдельные типы.

В нашей работе была выдвинута гипотеза: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. Гипотеза подтвердилась. Сказки активно вводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, что использование воспитательных возможностей сказок оказало влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста через анкетирование и систему уроков литературного чтения.

Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.

3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Академия, 2000.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

6. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - М.: АПН, 1961.

7. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.

8. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997.

9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

10. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.

11. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

12. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.

13. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.

14. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

15. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

17. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

19. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

20. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2004.

21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.

22. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.

23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

24. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.

25. Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004.

26. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское образование, 2002.

27. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Просвещение, 1956.

Приложения

Приложение 1

Программа В.Г. Горецкого:

2 класс:

Устное народное творчество (14 часов):

Потешки, прибаутки, небылицы и перевертыши, считалки, загадки, пословицы.

Сказки о животных, бытовые и волшебные.

3 класс:

Устное народное творчество (10 часов):

Народные сказки ("Сивка-бурка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и серый волк", "Никита Кожемяка").

Программа Р.Н. Бунеева:

2 класс:

Сказочные богатыри. Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях.

3 класс:

И кот ученый свои мне сказки говорил… Русские народные сказки.

4 класс:

У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях.

Программа О.В. Джежелея:

1 класс:

Фольклор - малые формы, загадки, сказки.

2 класс:

Фольклор - потешки, загадки, сказки.

3 класс и 4 класс:

Фольклор - волшебная сказка.

Приложение 2

Фрагмент урока литературного чтения по устному народному творчеству

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", русская народная сказка.3 класс

Цель урока: Продолжение знакомства детей с устным народным творчеством.

Задачи: - учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;

развивать память, внимание, речь учащихся;

формировать навыки беглого, осознанного чтения.

Оборудование: Карточки с отрывками из сказок, репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка".

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока.

4. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение.

Б) Первичная проверка понимания.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

(Беседа по картине и иллюстрации).

(Выборочное чтение).

7. Итог урока.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

(Дети читают сказку цепочкой по два предложения).

Понравилась ли сказка?

Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?

Что ему говорила сестра?

Что предложил ей купец?

Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?

Что же произошло, пока купца не было дома?

Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?

Удалось ли ей сделать задуманное? Кто ей помешал?

Стал ли козленок снова мальчиком? Как?

Как поступили с ведьмой?

Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.

А какой она вам представляется?

Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.

Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

Как вы думаете, почему она грустит?

А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота)

На ней старая одежда, она босиком.

Как отразил он свое отношение к ней?

Лицо у нее печальное, но красивое и доброе.

Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи?

Как ведьма утопила Аленушку?

Как козленок звал свою сестру?

Что отвечала ему сестра?

Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка?

Прочитайте, как спасли Аленушку?

С какой сказкой познакомились сегодня?

К какому виду сказок относится эта сказка?

Чему учит нас эта сказка?

Фрагмент урока литературного чтения по устному народному творчеству "Каша из топора" (русская народная сказка).2 класс

Цель: Знакомство детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки "Каша из топора".

Задачи: - познакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой;

отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся, учить работать с текстом;

развивать мышление, внимание, память.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Физминутка.

6. Закрепление знаний.

А) Работа над пословицами.

Б) Повторное чтение.

В) Работа над текстом.

7. Итог урока.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+-

1.Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словарная работа:

Служивый - солдат, военнослужащий;

Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно.

2. Первичная проверка понимания:

Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась?

Зачем солдат постучал в избу?

Кто там жил?

Что попросил солдат у старухи?

Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

Что получилось у солдата сварить из топора?

Как показана старуха в сказке? Каким - солдат?

Почему он так поступил?

Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке:

Догадка и смекалка не хуже разума.

Сметка дороже всего.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

(Читают дети по цепочке)

Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

С какой новой сказкой познакомились на уроке?

Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Прав ли солдат?

Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать