Народный фольклор в детской педагогике
p align="left">Небылицы - перевёртыши: - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Докучные сказки: - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях, чувства юмора. Приложение 3 (9.1-9.2).

Страшилки: - «фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». Там же. И так далие… Приложение 7. (12.1-12.3).

«Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» Там же..

Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Заключение

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне -- режим сна, пестушке -- физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60--70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Мы сегодня учащиеся, а завтра - воспитатели, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Список использованных источников

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.

2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М.:.: Высшая школа, 1987.- 283с.

3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: «Академия», 2000 - 472с. - (Высшая школа).

4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] -- М.: Высшая школа, 1978.- 198с.

5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. - 231с.

6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. - Иркутск, 1990. - 195с.

7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. заведений / Г.Н. Волков. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: «Академия», 2000. - 176с.

8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.

9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.--Л., 1958. -203с.

10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.

11. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М - Л, 1991. - 297с.

13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.

14. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». - 2003. - №9. - Еженед.

Приложение 1

Материнский фольклор

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

1.Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,

Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;

В колыбель твою. Задремал петушок,

Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,

Песенку спою, Уж поздно сынок,

Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,

Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…

Богатырь ты будешь с виду 3. Баю- баю, за рекой

И казак душой, Скрылось солнце на покой.

Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,

Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:

Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,

В эту ночь пролью... Не пора ли баиньки?

Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,

Алёше - на перинку.

Баю - баю, Лёшенька

Засыпай скорёшенько.

4. Глупый сон, сон, 5. Спи, дитя, до утра,

Неразумная дрёма! До утра, до солнышка;

Баю, баю! Не разумная дрёма, Будет пора,

Мимо ты ходишь, Мы разбудим тебя.

Колыбели не находишь. Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

«Я спать хочу!»

Дремота говорит:

«Я дремать хочу!»

По полу по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают;

Заглядывают -

Спать указ

ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ

Распеленав ребенка, пестуют:

2..1 Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки фатунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

2.2.Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

Учат осознанному движению руками:

2.3.Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

2.4.Лунь плывет,

Лунь плывет,

Лунь плывет...

2.5. Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели,сели, посидели

Да опять полетели,

Уты, уты, уты...

Подбрасывая ребенка, приговаривают:

2.6.Чук, чук, чучки,

На горе -- стручки,

Под горой -- лопатки:

Вырвали ребят

Учат ребенка стоять:

2.7.Дыбок, дыбок,

Завтра годок!

Дыбок, дыбок,

Целый годок!

Учат ребенка прыгать:

2.8. Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки;

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

При ушибе ребенка:

2.9.У кошки боли,

У собаки боли,

У лошадки боли,

А у Ванюшки не боли.

При купании младенца:

2.10. Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода --

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Приложение 2

Игровой фольклор

(потешный)

ПОТЕШКИ

3.1. Водичка, водичка, 3.2.Большие ноги 3.3 - Ладушки, ладушки!

Умой моё личико, Шли по дороге: Где были?

Чтобы глазки блестели, Топ, топ, топ, - У бабушки!

Чтоб смеялся роток, Топ, топ, топ, - Что ели?

Чтоб кусался зубок. Маленькие ножки, - Кашку!

3.4. Вода текучая, Бежали по дорожке: - Что пили?

Дитя растучее. Топ, топ, топ, топ, топ, - Бражку!

С гуся вода, Топ, топ, топ, топ, топ. Кашка масленька,

С дитя худоба! Бражка сладенька

Вода книзу Бабушка добренька.

А дитя кверху Попили поели

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

ПРИБАУТКИ

4.1-- Федул, что губы надул? 4.2. Я по лесу пройду, 4.3 - Коза, коза, бя

Кафтан прожег. Я бруснику найду Где ты была?

Зачинить можно? Если нет лукошка, - Коней стерегла.

Да иглы нет. Соберу в ладошку. - И где кони?

А велика ли дыра? Прыгну через лужицу, - Они в лес ушли.

Один ворот остался! Голова закружится - - А лес тот где?

И в траву брусника… - Сгорел…

Тут её найди - кА!

ЖЕРЕБЬЕВЫЕ СГОВОРКИ

5.1.Матки, матки: дуб или в зуб? 5.2. С неба падать или подхватить?

Печь топить или коня кормить?

Церьковь золотую или барабан костяной

Тес тесать или на воде плясать?

5.3. Коня воронова, аль седла золотова?

Тес ломать, аль деньги воровать?

На печке заблудился, аль в ложке утонул?

5.4. Коня удалого или казака удолого?

Травка - муравка или золотой булавки?

Коня кормить или печь топить?

Бочку с салом или казака с кинжалом?

С неба стрельца или с земли молодца?

СЧИТАЛКИ

6.1Авсень-паусень, 6.2. Раз, два, три, четыре, пять, 6.3. Раз, два, три, четыре, пять,

Шинь, пень, Мы собрались поиграть, Вышел зайчик погулеть,

Ширварвень. К нам сорока прилетела Вдруг охотник выбегает,

Авсень-паусень. И тебе водить велела. Прямо в зайчика стреляет.

Дзинь! Пиф! Паф! Не попал!

Серый зайчик ускакал.

6.4. - Чики - брики - ты куда? 6.5. Конь ретивый 6.6. Сидит белка на тележке

- Чики - брики - на базар! С длинной гривой Продаёт она орешки:

- Чики - брики - ты за чем? Скачет, скачет по полям Лисичке - сестричке,

- Чики - брики - за овсом. Тут и там; тут и там! Воробью, синичке,

- Чики - брики - ты кому? Сюда мчится он - Мишке - толстопятому,

- Чики - брики - я коню! Выходи из круга вон! Зайчишке усатому.

- Чики - брики - ты какому? Кому в платок,

- Чики - брики - вороному! Кому в зобок,

Кому в лапочку.

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ

7.1.Улитка, улитка, 7.2. «Дождик, дождик, перестань» 7.3. Солнышко, солнышко,

Высунь рога! Я поеду во Ристань Выгляни в окошечко!

Дам кусок пирога Богу молиться, Солнышко на рядись,

Да кувшин молока. Кресту помолиться, - …» Красное покажись!

7.4 Солнышко - вёдрышко! 7.5 Радуга - дуга, 7.6 Поп, поп

Выгляни в окошечко! Не давай дождя! Выпусти собак

Твои детки плачут. Давай солнышка - На боярский двор,

Солнышко покажись! Колоколнышка! На дворянских ребят.

Красное, появись!

СКОРОГОВОРКИ.

8.1 От топыта копыт пыль по полю летит. 8.2. Мышонок да мышь:

«Ты всё шуршишь - не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

8.3. Шапка да шубка - 8.4. Баран - буян залез в бурьян.

Вот и весь Мишутка. 8.5. У осы не усы, а усики.

8.6. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 8.7. Соломы воз возница вёз.

8.8. На возу коза. Под возом лоза.

Приложения 3

БЫТОВОЙ ФОЛЬКЛОР

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

9.1 У попа была собака,

Он ее любил,

Она съела кусок мяса -- Он ее убил.

И в землю закопал, И на камне написал:

У попа была собака, Он ее любил... и т. д.

9.2. Жили-были два гуся -- Вот и сказка вся!

Приложения 3

ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

10..1.-- Петушок, петушок, 10..2 Лизонька

Золотой гребешок, Во саду - садочке

Далеко ли летал? Выросла малинка

До Куликова поля, Солнце её греет,

До матушкина дома. В светлом теремочке

Что тебе матушка дала? Выросла Лизуша.

Овин с овсом, Люди её любят,

Мерина с хвостом, Курицу в опаре, Все её голубят.

Петуха в заваре.

ДЕТСКИЕ СКАЗКИ

Репка

11.1. Жили дедушка да бабушка. У них росла на банке репка. Бабушка говорит: «Дедушка, вытащи репку!»

Дедушка тащил, тащил -- не мог вытащить, бабку кликнул.

Бабка за дедку, дедка за репку, тащили, тащили -- не могли вытащить.

Кликнули Машку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, тащили, тащили -- не могли вытащить.

Кликнули внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку, тащили, тащили -- не могли вытащить.

Кликнули Жучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку. Жучка за внучку, тащили, тащили -- не могли вытянуть.

Кликнули кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку. внучка за Жучку Жучка за Машку Машка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку.

Потом кликнули мышку. Бабка за дедку. Дедка за репку, Машка за бабку, Жучка за Машку, внучка за Жучку, кошка за внучку, мышка за кошку, тащили, тащили репку -- вытащили и пополам разделили все по репке.

Современный детский фольклор

Страшилки.

12.1 « В тёмный зал театра во время спектакля входят страшные кровопийцы, они убивают всех людей. Это замечают билитёршы и задают вопрос, почему так много мёртвых. Те начали врать. Им не поверили, потому что они покраснели…»

12.2. «Как вызвать Бабу Ягу».

Надо пойти в 12 часов ночи в туалет. Написать там круг мелом и сидеть ждать. Прийти утром пораньше. Если будет крест на круге - значит, Баба Яга прилетал.

12.3. «… Открыла девочка глаза и видит, что мачеха одела черное платье. Распустила длинные чёрные волосы, посадила на грудь лягушку и куда-то тихо пошла…»

Анекдоты

13.1 Начало учебного года. Учитель вызывает Иванова

к доске. Тот долго соображает, но всё без толку.

- Иванов, ты хоть таблицу умножения помнишь?

- Да хоть ночью спросите!

- Ну-ка, три умножите на восемь?

- Я же сказал - ночью!

13.2. Онегин умел хорошо говорить и

танцевать на французском языке.

13.3. На уроке природоведения:

- Наташа, расскажи нам как происходит круговорот воды в природе?

- Да очень просто. Когда идёт дождь, на земле образуются лужи. А потом

Земля переворачивается, и вода выливается обратно.

13.4.- Елена Сергеевна, а Вы не считаете, что у моего сына

Много полезных идей? -

Спрашивает мама ученика учительницу.

- Да, особенно в орфографии.

Дразнилки»

«Дразнило - собачее рыло».

«Алёшка - лепёшка».

«Андрей - воробей».

«Жених и невеста. Тили - тили тесто…»

«Петька - петух».

«Ябеда - беда, тараканья еда».

« Ваше благородье, - свиньи в огороде! Дозвольте их выгнать да вас загнать!»

Мирилки

15.1. «Мирись - мирись

И больше не дерись,

- А если будешь драться,

- Я буду кусаться,

- А кусаться ни почём,

- Буду драться - кирпичом,

- А кирпич сломается,

- Скоро дружба - начинается»!

ЮМОР

Садистские стишки

16.1. Дети в подвале играли в гестапо.

Ими замучен сантехник Потапов.

16.2.Дочка у папы просила конфетку,

Сунь палец в розетку.

Током обуглело детские кости,

Долго смеялись над шуткою гости.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать