Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста
p align="left">Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА - МИСКА), то есть пострадает воспроизведение речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т.е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм и т.д.

В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки, однако, прежде всего это бывают артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, звук Б скорее будет заменен на П или Й, чем на К. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «завидное? право на существование».

«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухоречевых дифференцировок». (Хватцев М.Е. - Логопедия - м., 1959, с. 85-94).

Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искаженном звучании звуков, то они очень многообразны (например, один только звук Р может иметь свыше 20 вариантов неправильного произношения). По этой причине и внутри фонетических дефектов принято выделять несколько наиболее распространенных видов искаженного значения.

При обозначении сложных при артикуляции согласных звуков неправильное положение могут занимать различные артикуляторные органы и, в частности, губы или язык. Например, при произношении звука Л, в образовании которого губы вообще не должны принимать активного участия, нижняя губа может сближаться с верхними зубами, в результате, вместо Л образуется звук близкий к В (ВАМПА вместо ЛАМПА). Такой дефект носит название губно-зубной ламбдацизм. Если же наблюдается сближение обеих губ, то речь идет о губно-губном ламбдацизме, при котором вместо Л слышится звук близкий к У (УАМПА вместо ЛАМПА). Подобным же образом выделяется губно-губной ротацизм (так называемое «кучерское» Р, образуемое вибрацией обеих губ) и губно-губной сигматизм, т.е. просовывание кончика языка между верхними и нижними резцами во время произношения свистящих и шипящих звуков говорят о межзубном сигматизме. «Боковой сигматизм и ротацизм» имеет место в тех случаях, когда при образовании звуков струя выдыхательного воздуха выходит не по средине линии языка, а у одного или обоих его боковых краев, который опять таки придает звукам необычный характер звучания.

В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, в которых разновидности прежде всего подразделяются на две большие группы - на дислалию и дизартрию (к дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые связаны с органическим напряжением центральных отделов речевых анализаторов; к дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще это бывает обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношений обычно наблюдаются так же расстройства речевого дыхания, голосовой функции, точнее ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невменяемости).

2. Дислалия.

2.1. Формы дислалии.

В зависимости от локализации нарушения и причин обуславливающих звукопроизношения выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения функциональной дислалии:

- общая физическая ослабленность ребенка в следствии соматических заболеваний в период активного формирования речи (в первые пять лет жизни);

- задержки психоречевого развития;

- запоздалое развитие речи;

- нарушение фонематического восприятия;

- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая темпы у него развития звукопроизношения).

Механическая дислолия чаще всего бывает связана с аномальным развитием артикуляторного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевого скелета. Особенно это касается небных расщелин. Однако аномалии разных артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту.

Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляторных органов должны лежать в основе механической дислалии, т.е. приводить к расстройствам звукопроизношения?

2.2. Отклонение от нормы в строении артикуляторных органов.

Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3мм, т.е. примерно 1/3 высоты коронок зубов. Аномалия прикуса чаще всего встречается у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек.

Наиболее характерны следующие отклонения прикуса.

Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.

Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.

Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.

Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными в бок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место , в частности, при сужении одной из челюстей.

Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.

Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:

- редкое расположение зубов;

- расположение зубов вне челюстной дуги;

- слишком мелкие или деформированные зубы;

- наличие диастемы (щели между верхними резцами);

- полное отсутствие зубов.

Аномалии в строении языка:

- слишком большой язык;

- слишком маленький язык;

- короткая уздечка, не позволяющая языку подниматься вверх;

- длинный и узкий.

Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при физическом и умственном недоразвитии ребенка.

Аномалии в строении мягкого и твердого неба.

- расщелины мягкого и твердого неба;

- слишком высокое (готичное) твердое небо;

- слишком низкое твердое небо;

- укорочение мягкого неба.

Аномалии в строении губ.

- недоразвитие губ;

- расщелина верхней губы;

- толстые; отвислая нижняя губа.

Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов по разному влияют на звукопроизношение. Один из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются в произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины неба) нарушают произношение практически всех звуков речи.

Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая щель (не более 1,5-2мм). Наличие прогнатии, открытого верхнего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребенка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектным произношениям названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «ухода» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звуков, иногда Л и даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твердое небо так же может обусловить дефекты произношения звука, так как в этих условиях даже при достаточной длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.

Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливому звучанию многих звуков речи.

Нарушение звукопроизношения при механической дислалии имеет некоторые особенности.

Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребенка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу после переднеязычных звуков (С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать язык за передними зубами.

Во-вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главном образом в искаженном произношении звуков, а не в замене их другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий звуки на слух, стремится произнести нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляторного аппарата звучание получится искаженным.

3. Коррекционная работа с детьми, имеющими

нарушения речи.

3.1. Логопедическое обследование.

Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие:

1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, внешне сходных проявлений («физиологического косноязычия»).

2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то сложного речевого расстройства.

3. Выявление всех неправильно произносимых звуков. Эта часть обследования позволяет выявить «внешнюю сторону» нарушения, т.е. составить представление о следующем:

а) как много звуков ребенок произносит дефектно (мономорфность или полиморфные нарушения);

б) какие именно звуки у него нарушены (сигматизм, ротацизм и прочее);

в) каков характер искажения звуков (парасигматизм, межзубной, губно-зубной, боковой сигматизм и т.д.).

4. Установление, по возможности ,тех причин, которые обуславливают неправильные произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой дифференциации звуков), что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения.

Чтобы составить представление о состоянии речи ребенка в целом, можно попросить его о чем-то рассказать. В качестве темы для такого разговора может быть предложена наглядная и доступная по содержанию сюжетная картинка или их серия. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка фразовой речи, которая вовремя должна начать развиваться примерно с полутора лет.

Важно проследить и за правильностью грамматического оформления предложения, т.к. у ребенка уже имеется фразовая речь.

Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельно названных ребенком специально подобранных картинок. Картинки подбираются в первую очередь на артикуляторно сложные звуки (свистящие, шипящие, Р, Л, Й), чаще других пропускаемые дефектно. На нужный проверяемый звук подбираются три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказался в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце. Например, на звук С могут быть подобраны картинки типа САНКИ, ВЕСЫ, АВТОБУС; на звук Ш - ШУБА, КОШКА, ДУШ и в каждом из этих слов содержится лишь один «трудный» звук, что значительно облегчает процесс проверки: все внимание проверяющего сосредотачивается только на одном звуке и в ходе проверки сразу следует отметить, какие именно звуки ребенок произносит искаженно или заменяет другим звуком.

Когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, то необходимо проверить состояние его биологического слуха. Снижение слуха у ребенка затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков (свистящие звуки могут практически вообще не восприниматься на слух). Для детей со сниженным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говорящего и нередко отвечают «невпопад». При наличии у ребенка таких симптомов, необходимо исследовать его слух, обратившись для этого к врачу отоларингологу.

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются одним проверяемым звуком (типа ПОЧКА - БОЧКА, РАК - ЛАК). Взрослый называет эти показанные ребенку картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких пояснительных слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе могут свидетельствовать о неразличии данных звуков на слух. Ответы детей записываются в тетрадь с указанием числа обследования. При записи соблюдаются и недочеты произношения звуковых слов, на основании их и создается у проверяющего наличие состояния речи ребенка. После обследования составляется таблица состояния речи ребенка. В таблице отмечаются результаты работы логопеда над звукопроизношением ребенка в течение всего года. Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему ряд несложные «процедур». Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на «нормальность» строения его твердого и мягкого неба. Для выявления правильности прикуса предложить ему «показать зубки» - развести в стороны губы при сомкнутых зубах. (При этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние).

Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы.

При исследовании подвижности артикуляторных органов (языка, губ и нижней челюсти) ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, можно делать это перед зеркалом. Так, предложить ребенку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, отвести его в левый и правый углы рта

(с наружи рта), сделать язык широким и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (порезами артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов), в обследовании ребенка участвует не только логопед, Но и врач-невропатолог, отоларинголог и другие специалисты.

При правильной организации логопедической работы результат достигается при всех видах дислалии. При механической дислалии в ряде случаев он достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельностью, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющие избежать его утомления.

Логопедические занятия должны проводится регулярно, не менее 3-х раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их нужно проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 мин) 2-3 раза в течении дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: от сложности дефекта; индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярных занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных - от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников - быстрее, чем у старших.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

Основные этапы исправлений звукопроизношения.

Обычно различают 4 основных этапа исправления нарушений звукопроизношения:

1. Подготовительный

2. Постановка звука.

3. Автоматизация звука

4. Дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим или смешениях).

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап. Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать