Научная организация контроля
торая существенная характерная черта, свойственная проверке знаний учащихся как особой части процесса обучения, относится к психологическому состоянию учащихся во время проверки. В отличие от остальных частей процесса обучения это состояние характеризуется здесь повышенной эмоциональностью.

Сила и характер эмоционального состояния учащихся в связи с проверкой их знаний весьма различны. У одних - это лёгкое, приятное возбуждение, своего рода творческий подъём, мобилизующий все интеллектуальные способности, у других - это страх, боязнь, тормозящие умственные силы. Разумеется, все сильные, нездоровые проявления этих волнений - результат неправильной постановки проверки, осложняемой в отдельных случаях не вполне нормальными отношениями между учителем и учащимся. Однако всегда надо помнить, что черта между здоровым и нездоровым волнением неуловима и весьма подвижна - она различна для разных учащихся и даже для одного и того же учащегося в разных условиях его работы. Зная это, учитель должен быть предусмотрителен и чуток в этом отношении. Радикальный путь решения рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы всей системой воспитательной работы, отношением учителя к ученикам и методикой проверки и оценки добиться того, чтобы учащиеся не только не боялись проверки их знаний, а желали её, желали как пробы своих сил, как способа увидеть своё продвижение по пути преодоления трудностей учебного дела.

Следующей специфической чертой проверки знаний учащихся как особой части учебного процесса является своеобразное применение в ней общедидактического принципа индивидуального подхода к учащимся. Об этом будет сказано чуть ниже.

Перейдём теперь к следующему по существу вопросу - рассмотрим основные принципы проверки знаний.

Прежде всего следует договориться, что надо понимать под принципом проверки. Поскольку речь идёт о принципах проверки знаний учащихся, а не о принципах обучения вообще, то очевидно, что под этими принципами следует понимать только такие теоретические положения, которые, основываясь на определённых закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций. Те положения, которые охватывают круг явлений, выходящих за эти пределы, уже по одному этому не могут считаться принципами проверки знаний.

Принцип проверки - это такое теоретическое положение, которое относится ко всей проверке, т.е. и к её содержанию, и к методам, и к формам, а не только к какой-либо одной её стороне или части: методической, организационной и т.д. В этом последнем случае мы можем иметь методический принцип проверки, организационный принцип и т.д., но не принцип проверки в целом.

В основе всякого принципа проверки знаний должна лежать правильно понятая некоторая наиболее общая закономерность в проявлении специфических функций проверки, поскольку именно в них выражается сущность проверки как особой части процесса обучения. Анализ практики показывает, что этих наиболее общих закономерностей имеется две: 1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию; 2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию. Этим определяются и принципы проверки знаний учащихся.

Первый из этих принципов - объективность проверки, т.е. такая постановка проверки, которая способна установить подлинные, действительные знания ученика (учеников) по данному программному вопросу (вопросам). Имея это в виду, учитель должен в любом акте проверки исходить из того, что его главная цель в этот момент - как можно правильнее выявит степень усвоения учащимися определённых знаний, требуемых программой. Готовя всякого рода проверочные задания, учитель должен исходить не из того, что его ученики могут ответить, написать, сделать и т.п., а из того, что они должны знать и уметь по данному вопросу в данный момент. Никакие другие соображения и мотивы не должны оказывать здесь, равно как и в самом акте проверки, ни малейшего влияния.

Особенно важно здесь применение по возможности равных по своей трудности мер выявления знаний, когда на уроке проверяются знания всех или многих учащихся класса. Применение в этих случаях такой меры облегчает сравнение уровня данных знаний у разных учащихся, а это в свою очередь позволяет правильнее судить об уровне знаний всего класса по данным программным вопросам. Равную по трудности меру выявления знаний учащихся легче всего применить при письменной проверке. Некоторые виды этой проверки уже по самому своему характеру дают учителю такую меру, даже более того: дают ему совершенно единую меру. В большинстве же случаев учителя предпочитают пользоваться заданием с одним или несколькими вариантами. Если эти варианты равнотрудны, то интересы проверки от этого не страдают, если же они различны по трудности, то качество проверки ухудшается.

Перейдём ко второму принципу проверки - её регулярности, под которой мы понимаем равномерность и достаточную частоту.

В основе принципа регулярности проверки знаний учащихся лежит указанная закономерность: чем регулярнее проверка, тем сильнее проявляется вторая её специфическая функция - воспитывать и укреплять у учащихся чувство ответственности за свой учебный труд, дисциплинированность их в этом труде. Отсюда и значение данного принципа. Только следуя ему, можно практически эффективно реализовать эту важную специфическую функцию проверки и тем существенно поднять уровень всего процесса обучения в целом. Только такая проверка может держать учащихся в состоянии постоянной деловой напряженности, не позволяя им ослаблять свою волю к учению. Наоборот, стоит допустить нерегулярность в этом деле, как учащиеся в одни периоды будут перенапрягаться от усилий, а в другие будут чувствовать себя свободными от ответственности за своё учебное дело; большое напряжение быстро сменяется у них малой деловой активностью, граничащей с бездельем. Регулярная проверка, приучая учащихся к постоянному учебному труду, тем самым будет предохранять их от перегрузки, весьма частой спутницы нерегулярности в работе ученика.

Кроме того, регулярность проверки является одним из существенных условий выработки у учащихся спокойного отношения к проверке, что очень важно для правильности её результатов. И, наконец, чем регулярнее проверяют ученика, тем скорее он овладевает соответствующими умениями и навыками. Очень важно и тщательное планирование проверки как необходимое условие её регулярности.

Остаётся рассмотреть вопрос о применении в проверке знаний учащихся таких общих принципов обучения, как принцип активности учащихся в процессе обучения, принцип сознательности их в этом процессе и принцип индивидуального подхода к учащимся. В тесной связи со специфическими принципами проверки названные общие принципы обучения составляют те руководящие начала, следуя которым только и можно создать эффективную методику проверки знаний учащихся.

Виды, методы и формы проверки вообще и, в частности, по физике.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений.

Таким образом, для наибольшей оптимальности необходимо некое упорядочивание проверочной деятельности, приведение в систему видов, форм и методов проверки.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устная, письменная, практическая и графическая. Иногда последнюю включают в первые два метода (устную и письменную), и тогда выделяют три метода: письменный, устный и практический. Но в курсе физики большое внимание уделяется формированию умений читать и строить графики зависимости между физическими величинами, следовательно, графический метод для предмета физики является необходимым.

К основным видам проверки знаний и умений учащихся относят текущую и итоговую. Текущая проверка производится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершению темы, четверти, года или школьного курса. Выпускные экзамены также относятся к итоговой проверке. Однако иногда виды проверки определяют не только по объёму проверяемого учебного материала, но и по количеству охваченных учащихся (индивидуальная, групповая, классовая, массовая). Последней пользуются в основном органы народного образования, когда проверяют знания большого числа учащихся школ района, города, области, республики или страны. Для учителя результаты массовых проверок могут служить ориентиром в определении своих достижений. Если знания и умения учащихся по своему уровню такие же, как и результаты массовой проверки, то успехи класс можно считать средними, если лучше массовых - высокими, а если хуже - низкими.

Ряд авторов под "видом" проверки понимают вид заданий (контрольная письменная работа, тесты-задания с выбором ответа, лабораторная и практическая работа, зачёт, физический диктант и т.д.) или вид деятельности учащихся (доклад-сообщение, решение задач, рассказ ученика, ответы учеников в процессе беседы и т.д.). Перечисленные и другие виды заданий и деятельности учеников в педагогической литературе часто называют формами проверки.

Рассмотрим более подробно виды проверки знаний.

Текущая проверка: выполняет несколько важных функций. Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня вдень добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу. Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса. Большое место в текущей проверке отводится и решению задач (у доски или самостоятельно). Намного реже используются демонстрационный и лабораторный эксперименты; нечасто проверяются умения решать экспериментальные задачи, читать и строить графики, систематизировать и интерпретировать экспериментальные данные.

Итоговая проверка: основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. Итоговая проверка успеваемости выполняет не только функции контроля. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний формируются важные интеллектуальные умения учащихся. Итоговая проверка по физике чаще всего проводится в виде письменных контрольных работ, состоящих из расчётных и качественных задач или заданий с выбором ответов, заданий с требованием заполнить пропуск и т.д. В практику работы школ в старших классах вошли и такие формы итоговой проверки знаний и умений как зачёты, семинары, доклады.

Вернёмся теперь к формам проверки знаний учащихся. Чтобы они служили контролю и ориентации, обучению, воспитанию и развитию школьника, каждую форму проверки необходимо подвергнуть анализу и уточнению.

Устная проверка знаний, умений и навыков учащихся позволяет наиболее полно осуществить обучающую функцию проверки, даёт большой материал учителю для познания ученика, его индивидуальных особенностей. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает трудности в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством; зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости; потерей внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся. Следует также продумать пути организации активной деятельности всех учащихся класса в процессе проверки, создании при этом на уроке деловой, доброжелательной и спокойной обстановки.

На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснении готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разработанного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет её место на уроке, а объём, глубина и полнота проверяемого материала - время, отводимое на проверку.

Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащегося. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учёта. Её содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развёрнутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента. Вопросы, задаваемые учащимся при индивидуальной устной проверке, предполагают развёрнутый ответ с использованием математического аппарата, умение использовать знания в учебной практике.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Её специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе её осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности её содержания.

Письменная проверка на роках физики может проводиться в форме физических диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ. Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательности выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. Физические диктанты представляют собой перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Объём диктантов, их количество, последовательность определяются особенностями проверяемой темы курса физики, её учебными задачами, возрастными особенностями учащихся. Диктанты снимают часть нагрузки с других форм проверки знаний.

Контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определённого типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют как текстовые, так и экспериментальные задачи. Контрольные работы - обязательная и систематическая форма проверки и учёта. Их следует проводить по основным темам школьного курса физики.

Формы графической и практической проверки встречаются на практике, к сожалению, намного реже двух вышеназванных. Более того, метод графической проверки из всех методов проверки знаний наименее разработан в нашей литературе. Что касается практической проверки, то здесь можно отметить несколько особенностей этого метода. Практический - наилучший метод, с помощью которого учитель может установить, насколько данный учащийся умеет применять полученные им знания на практике. Заставляя учащихся применять усвоенные ими знания в своей учебно-трудовой практике, эта форма позволяет вернее всего выявить правильность и степень сознательности их усвоения учащимися. По широте применения метод практической проверки уступает предыдущим. Те могут применяться по всем предметам, этот только по тем, которые имеют дело с материальными объектами и явлениями, доступными учащимся не только для созерцания, но и для активных действий с ними. Вместе с тем этот метод менее экономен во времени, чем устная или письменная проверка. И, наконец, практические проверочные работы учащихся - единственный метод, который требует определённой материальной базы. Этими "минусами", вероятно, можно объяснить сравнительно небольшую распространённость данного метода проверки в школах.

Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп

Проверка знаний и умений учащихся
VII - VIII классов. Специфика обучения физике на первой ступени её курса в средней школе определяется тем, что этот курс является подготовительным и учащиеся впервые приступают к систематическому изучению основ науки физики. Поэтому вместе с обширными для всего среднего образования целями и задачами для первой ступени всегда актуальной является задача подготовки учащихся к дальнейшему продолжению образования по физике в средней школе, техникуме, профессиональном училище, а также подготовки учащихся к изучению других предметов - химии, биологии, математики, обществоведения. Для решения этих задач необходимо вооружать учащихся знаниями определённой суммы фактов, физических терминов, величин и единиц, нужных для измерения и для установления связей между фактами; научить пониманию и знанию этих связей и умению применять их к объяснению явлений, встречающихся в природе, быту, технике; научить обращению с физическими приборами и измерительными инструментами и привить умения проверять или устанавливать некоторые закономерности путём самостоятельного лабораторного эксперимента.

Одной из важнейших составляющих подготовки учащихся к обучению физике на второй ступени является развитие физического мышления; эта задача приобрела особую актуальность в последнее время в связи с тем, что в условиях быстрого развития науки и техники изменяется характер труда человека, а, следовательно, должен измениться и характер подготовки к труду.

Изменение степени актуальности задач образования по физике вызвало необходимость пересмотра содержания и структуры курса физики средней школы и усиления методов и приёмов, повышающих активизацию обучения. Поскольку эти задачи обучения физике нашли своё отражение в содержании и методах преподавания, то они должны быть учтены в содержании и методах контроля.

Связь содержания и методов проверки знаний учащихся с новым содержанием образования на первой ступени обучения физике может идти по следующим направлениям: 1) особенно тщательно следует проверять знания основных стержневых вопросов курса, их необходимо и более тщательно закреплять; 2) достаточно большое внимание следует уделять контролю знаний о строении вещества; 3) ориентировка курса на развитие мышления учащихся, умений применять полученные знания для объяснения явлений, для самостоятельного пополнения знаний может быть отражена в системе проверки знаний в виде специальных требований к ответу учащегося.

Основными формами проверки знаний в этих классах являются устный опрос, письменная контрольная работа, лабораторная работа. В связи с актуализацией задачи развития умений самостоятельно пополнять знания в настоящее время к основным формам относят и проверку умений самостоятельно работать с учебником.

Проверка знаний и умений IX класса. Здесь наиболее удачными формами проверки будут устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменные задания с выбором варианта ответа (тесты), а также лабораторные работы.

Устной проверкой выявляют важнейшие результаты учебно-воспитательного процесса по физике. Задания устной проверки имеют различные цели. Они проверяют знание учащимися экспериментальных фактов, определений, понятий и формулировок законов, а также усвоение школьниками связей между явлениями, понятиями и законами и сформированность умений.

В устной проверке, как и в любой другой, важно учитывать, что не весь материал курса физики должен быть усвоен с одинаковой глубиной. Требования к знаниям и умениям учащихся по конкретным вопросам механики определены программой курса физики; в программных требованиях к результатам обучения особое внимание обращается на проверку сформированности умений рационального труда. Для дальнейшего совершенствования этих умений школьников важно, чтобы устные проверочные задания предусматривали работу учащихся с учебником, справочником и другими пособиями.

В учебном процессе чаще всего применяют задания, которые одновременно проверяют и знания, и умения. Но в ответе школьника может учитываться только тот компонент, который соответствует целям данной проверки. Чтобы определить понимание изученного вопроса учеником, необходимо проверить усвоение фундаментальных экспериментальных фактов, определений понятий, формулировок и формул законов. Овладение специфическими приёмами работы с учебником или другой литературой, методами исследования механических явлений базируется на понимании связей между экспериментальными фактами, понятиями, законами. Поэтому для проверки глубины усвоения учебного материала учащимися задания делят на уровни. Такое деление помогает учителю в организации проверки и оценивании ответов учащихся.

Среди различных средств проверки знаний учащиеся в IX классе используют тестовые задания. Такие задания особенно удобны для итогового контроля и проведения поэлементного анализа знаний учащихся. Они не требуют много времени для ответа, поэтому пригодны для проверки большого по объёму материала. В каждое задание, рассчитанное на один урок, входит до 15 - 25 вопросов. Это позволяет довольно полно проверить усвоение основных вопросов темы. Поскольку качество выполнения такого задания оценивается лишь по количеству верных ответов, то появляется возможность стандартизации к знаниям школьников. Используя статистические методы обработки результатов проведения таких работ, можно оценить коллективные задания школьников по каждому элементу программы. В этом и будет состоять поэлементный анализ знаний учащихся.

Проверка знаний и умений X класса. В X классе изучается ряд тем, усвоение которых в основном проверяется устно. Письменные контрольные работы по ним не проводятся или проводятся редко. Рассмотрим применение устного опроса по этим компонентам учебного материала.

При проверке усвоения понятий, законов и выводов следует иметь в виду, что правильная их формулировка учащимися иногда отражает необходимый, но далеко недостаточный уровень усвоения материала. Часто при устном опросе необходимо ставить дополнительные вопросы для проверки понимания теории и умения применять сформулированные определения на практике.

Проверка уровня сформированности практических умений учащихся X класса, предусмотренных программой, может быть осуществлена в конце учебного года на одном из последних занятий физического практикума. Одной из форм такой проверки может служить специально составленная контрольная практическая работа.

Проверка знаний и умений учащихся XI класса. В курсе физики XI класса есть такие темы, которые изучаются в основном на качественном уровне ("Механические волны", "Электромагнитные волны", "Излучение и спектры"). Знания учащихся по таким темам целесообразно проверять устно. Однако и в таких темах как "Механические колебания", "Электромагнитные колебания", "Геометрическая оптика" и в других всегда есть вопросы, проверка которых проводится на уроках устно. Устный ответ, как правило, сопровождает решение задач у доски, демонстрацию эксперимента и т.д.

Ведущее значение при проведении устного опроса приобретает проверка и оценка таких качеств знаний учащихся, как системность, осознанность, и таких умений, как анализ и обобщение изучаемого материала. Поэтому большое внимание уделяется вопросам, позволяющим выявить эти качества.

Особое значение в XI классе имеет формирование диалектико-материалистичности мировоззрения. Представления о материальности мира, о неисчерпаемости свойств материи, о связи между материей и движением и т.д. способствуют формированию научной картины мира, созданию материалистического отношения к природе и процессу её познания.

Помимо данной формы проверки знаний здесь также остаются письменные контрольные работы, тесты, практические контрольные работы.

Заключение

В процессе становления советской школы научные взгляды на пробл
ему проверки знаний учащихся неоднократно менялись, пройдя трудный путь от полного её отрицания до признания. Согласно современной педагогической концепции проверка знаний есть необходимая, но особая часть процесса обучения, где своеобразно представлен весь этот процесс, а не только его методическая или организационная сторона. В этом смысле проверка знаний стоит рядом с такими частями процесса обучения, какими являются: 1) ознакомление учащихся с новым знанием и его первичное восприятие учащимися; 2) усовершенствование этого знания.

Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

Разносторонне влияя на учебную работу учащихся, проверка знаний оказывает большое влияние и на работу учителя. Она ориентирует учителя в достижениях и недочетах его преподавания, тем самым помогая ему совершенствовать свою дальнейшую работу, особенно организацию повторения пройденного. Она стимулирует учителя к более тщательной подготовке к урокам и к улучшению работы над собой, над повышением своего учительского мастерства. Она помогает учителю лучше узнать индивидуальные особенности своих учащихся и тем облегчить себе индивидуальный подход к ним.

По результатам проверки, выражаемым в оценочных баллах, родители учеников могут легче ориентироваться в учебных успехах своих детей и, ориентируясь, более правильно помогать школе в деле обучения их.

Наконец, результаты проверки и оценки, взятые в масштабе района, области, всей страны, помогают соответствующим государственным органам, руководящим школой, ориентироваться в уровне учебной работы всех школ данного типа и тем помогают этим органам принимать необходимые меры к дальнейшему повышению этого уровня.

Литература

1. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся по физике. М.: АПН РСФСР, 1960.

2. "Педагогика" под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. "Контроль знаний учащихся по физике" под ред. В.Г. Разумовского и Р.Ф. Криво-шаповой. М.: "Просвещение", 1982.

4. "Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике" под ред. В.Г. Разумовского. М.: "Просвещение", 1996.

5. О.В. Оноприенко. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: "Просвещение", 1988.

6. М.Н. Терехин. Проверка, оценка и учёт знаний, умений и навыков учащихся (методические разработки для студентов по педагогике). М.: МГПИ, 1985.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать