Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих классов
p align="left">Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранным языкам.

Средства обучения - необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания [6, c.35].

Из представленных выше способов семантизации слова, необходимо раскрыть один из них: это, конечно же, использование наглядности. Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом [12, c. 41].

Предъявляемая лексика на уроках иностранного языка в основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте и закрепляется в серии упражнений ABCD (E) или в ее персонифицированном варианте ролевой игры «Immerklug und Ko», в вопросно-ответных и иных условно коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый «запуск» в речь, а наглядность обеспечивает ее мобильность. С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

В учебнике для четырехлетней начальной школы «Немецкий язык», созданном известными специалистами Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, традиционные лексические темы изучаются на основе разнообразных игр, головоломок и творческих заданий, аутентичных текстов, веселых песенок и стишков с опорой на богатый иллюстративный ряд. Авторы учебника с помощью наглядности предлагают различные упражнения для формирования лексических навыков учащихся, например: посмотри на картинку и ответь на вопросы, послушай слова приветствий и скажи, каким картинкам они соответствуют, глядя на картинку, дополни предложения, посмотри на картинки и ответь правильно, составь предложения, используя рисунки, закончи начатое предложение. Предлагаемые авторами игры с кубиками (Wurfelspiel),позволяют учащимся быстро, в игровой форме запоминать необходимую лексику, которую они на последующих уроках употребляют в своей речи, когда рассматривают, описывают сюжетные картинки или расставляют, например, мебель в комнате. Интересны для учащихся подстановочные таблицы, на которых слева изображены отдельные предметы, а справа написаны слова. Выполняя данные упражнения, учащиеся легко определяют незнакомые слова, а форма их предъявления позволяет быстро усвоить новые ЛЕ. Большое количество иллюстрированных рифмовок (Abzahlverse) и скороговорок (Zungebrecher) способствуют расширению и формированию речевых навыков.

С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

Таким образом, наглядность является незаменимым средством обучения. Она является средством создания мотивационно-побудительного уровня общения, средством создания обстановки, приближенной к реальным условиям, а это необходимо для активной речевой деятельности и незаменимо при овладении иностранным языком. Учитель должен знать виды наглядности и характер изобразительного материала, чтобы в определенной речевой ситуации применить нужный наглядный материал.

По характеру изобразительного материала можно выделить:

v ситуативные картинки

v тематические картины

v картинки изолированного действия

v документальный страноведческий материал

v репродукции художественных картин (Золотницкая С.П.).

Одним из видов наглядности при обучении немецкому языку является поступочная наглядность. Ее задача на показе данных конкретных вербальных ситуаций научить учащихся объясняться изустно на изучаемом языке.

Средства обучения, в первую очередь картинно-предметная и схематическая наглядность, увеличивают возможность для четкого управления процессом формирования иноязычных навыков и умений.

На уроке также широко применяются учебно-наглядные пособия: таблицы, сюжетные картинки, иллюстрации к учебнику, карточки для организации индивидуальной работы.

Умелое включение в учебный процесс грамзаписи, диафильма увлекает учащихся, снимает напряженность, поддерживает интерес к занятиям[22, с. 49-53].

В последнее время в методике преподавания иностранных языков получил распространение прием коллажирования. Французское слово collage означает наклеивание. Предлагается оригинальная классификация видов коллажей: коллаж типа А - простая солнечная система, в центре которого находится ключевое понятие/ядро и от него расходятся лучи саттелитной информации; тип В - слепое пятно, где в коллаже имеются незанятые места - пятна, а учащимся предстоит определить, каким именно сведениям отводится свободное место в этом коллаже; тип С - слепое ядро соответствует типу А, но только школьники определяют ядерное понятие коллажа после знакомства со всем фоном коллажа; тип Д - вспышка составляется на основе одного текста, из которого учащимся предлагается выбрать актуальную страноведческую информацию; тип Е - чередующееся ядро направлен на манипуляции саттелитной информацией в зависимости от того, какое понятие является ключевым[15, с. 5-8].

Известно, что род имен существительных немецкого языка относится к числу самых сложных для усвоения грамматических явлений. Одним из приемов, с помощью которых обучение проходит более эффективно, является маркировка категории рода. За существительными мужского рода закрепляется красный цвет, женского рода - зеленый, среднего рода - желтый[20, с. 37-42].

Одним из условий, способствующих формированию речевых грамматических автоматизмов, является использование ситуаций.

В настоящее время для моделирования учебных ситуаций широкое применение находят аудиовизуальные средства обучения (наглядные пособия, демонстрируемые в звуковом сопровождении)[29, c.25-29].

Существует внутренняя и внешняя наглядность. Внешняя основана на ощущении и восприятии, а внутренняя наглядность служит как бы переходным мостиком от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего.

Самый распространенный вид внешней наглядности - это картинки. Кроме картинок, включенных в учебные пособия, можно использовать картинки-вырезки из иллюстрированных журналов, наборы тематических открыток и т.д.

Можно в качестве наглядных пособий использовать полоски плотной бумаги или картона (линейки) с движком. С помощью этого пособия можно показать, как образуются новые слова.

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I. Языковая наглядность

II. Неязыковая наглядность

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность, - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают 1)слуховую; 2)зрительную; 3)двигательно-моторную [11, c. 90].

В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде);

2) уточнение знания языкового явления;

3) создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Таким образом, каждый вид наглядности имеет свои функции и в определенных ситуациях нельзя использовать любой вид наглядности, а следует выбирать наиболее результативный для данного случая.

2.2 Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка - позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.

На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала.

При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний.

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть сменяемость картинок, используемых как для развития умения учащихся отвечать на вопросы, поставленные учителем, так и для самостоятельной постановки вопросов и, для создания ситуаций, стимулирующих самостоятельное высказывание по картинкам.

Работа будет проходить интереснее, если в нее привнести элемент соревнования, придать ей игровой характер. К примеру, учителю предлагается следующий вид игры. Для игры, необходимы следующие предметы: картинки, на которых представлены различные предметы, цветы, животные и т.д. Учитель, обращаясь к учащимся поочередно, показывает ту или иную картинку. Ученик называет по-немецки то, что на ней изображено, и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним.

Тематические картины чаще всего используются для обучения устной иноязычной речи - аудированию и говорению.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.

Большую помощь учителю окажет иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Возможны разные варианты работы по той или иной ситуации: преподаватель рассказывает по картине, учащиеся пересказывают содержание картины от лица персонажей. И, наконец, учитель может предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные элементы картины, и составить небольшой связный рассказ [13, c. 72].

Учитель может предложить учащимся описать композицию или попросить их составить определенную ситуацию по картинке. Кроме того, С.П. Золотницкая считает, что полезно побеседовать по отдельным частям картины или по всему сюжету в целом. В зависимости от ситуации беседа может быть воспроизведена на доске, учащиеся беседуют в парах о том, что они видят на доске, учащиеся могут задавать вопросы друг другу или учителю. Затем учащимся дается задание видоизменить ситуацию: дать всевозможные пути ее развития и оформить речевое высказывание на иностранном языке, высказав собственное отношение к работе.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным материалом.

Таблицы облегчают использование конкретного материала в речи.

В настоящее время в школах используются следующие таблицы: лексические таблицы по развитию речи на уроках иностранного языка, таблицы по грамматике иностранных языков для начального, среднего и старшего этапов обучения [28, c. 6].

Лексические таблицы выполняют следующие дидактические функции и служат для: презентации лексического материала, активизации его в речи учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся; систематизации лексического материала.

Die Altstadt Der Stadtbewohner

Die Stadtmitte Der Stadtrand

В лексических таблицах наряду с языковым материалом используется изобразительный ряд в виде рисунков, выполненных в юмористической форме. Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие функции.

Такое сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю выполнять различные виды заданий:

v ответы на вопросы учителя;

v составление вопросов к рисункам самими учащимися;

v составление собственных примеров по образцам, данным в таблице;

v составление небольших высказываний на уровне фразы и сверхфразового единства с опорой на языковой и изобразительный материал таблицы.

Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление.

Особенно удачно осуществляется систематизация языкового материала в таблицах по грамматике немецкого языка, где с помощью схем, символов, знаков поясняются наиболее сложные грамматические явления, синтаксический строй немецкого языка [8, c.24].

Количество и характер вопросов зависят от сложности темы, содержания лексической или грамматической таблицы и уровня подготовки учащихся. Особое внимание следует уделить специфике табличной формы, расположению материала, условным обозначениям [9, c. 51].

В условиях кабинета иностранного языка грамматическую таблицу можно включить в экспозицию. Например, продуктивным является демонстрация таблицы глагола «SEIN», рассчитанной на запоминания данного глагола. Такая таблица в этом случае служит справочным пособием и облегчает запоминание материала.

ich bin wir sind

du bist ihr seid

er, sie, es ist sie sind

Особую группу печатных пособий, специально предназначенных для организаций самостоятельной работы учащихся, составляет дидактический раздаточный материал для работы в парах на иностранном языке. Этот вид печатных пособий позволяет увеличить время на устную практику, сделать процесс обучения управляемым, повысить его эффективность.

В дидактический раздаточный материал включены упражнения, направленные на формирование лексических навыков, подготовку к диалогической и монологической речи, а также упражнения, рассчитанные на проверку понимания прочитанного дома текста.

Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации [27, c. 51].

Что же представляет собой эти картинки? На, первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.

При использовании такого рода картинок:

v Обеспечивается многократное повторение определенных структур, тренировка учащихся в их употреблении;

v Решается речевая задача: одни школьники называют различие, другие слушают;

v Возникает естественная ситуация для коммуникации.

Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.

Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее. Затем картинки предъявляются всем ребятам группы, чтобы они могли убедиться в правильности своих ответов. Можно организовывать парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различие в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку слушая товарища, может судить о направленности его высказывания.

Важно, чтобы такой вид работы был ограничен временными рамками: это лучше организует и активизирует ребят на уроке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: наглядность играет очень важную роль в обучении иностранному языку. С ее помощью осуществляется семантизация, тренировка и применение лексического материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, мы считаем, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи.

Организация и анализ результатов опытно - экспериментальной работы в школе

Целью опытно - экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:

1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);

2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.

Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы № 20 города Абакана. В нем принимали участие 10 учащихся 3Б класса.

Опытно - экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности ЛН у учащихся 3 класса. Для достижения данной цели нами были проведены диагностические методики, основанные на предложенных автором Р.С. Немовым: методика 22. «Выяснение пассивного словарного запаса», методика 23. «Определение активного словарного запаса», составленные с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Первая методика направлена на узнавание ЛЕ (Приложение А.1). Был предложен ряд из 10 слов по теме «Mein Zimmer» и ряд из 10 картинок (Приложение А.2). Учащимся необходимо было соотнести слово с картинкой. В соответствии с количеством ЛЕ и с программными требованиями к их усвоению, разработаны следующие критерии оценки:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать