Наглядный метод в обучении истории
p align="left">Приемы работы с различными видами карикатур. В отличие от живописи образ в карикатуре лаконичен, правдив, выразителен и циничен. В плане реализации личностно ориентированного подхода карикатура является идеальным средством для организации обсуждения и дискуссий. В то же время прибалтийские авторы коллективного труда по методике ограждают учителя от легковесности в использовании карикатур: «Карикатуры могут оказаться очень сложным источником, поскольку для их понимания часто необходимы обширные дополнительные знания. Во многих случаях надо суметь понять намеки, стереотипы и аналогии. Иногда юмор уже устарел, поэтому прочтение карикатур является серьезным умением». Для учителя важна степень остроты карикатуры, ее тенденциозность, одностороннее, пристрастное, личностное отношение автора к изображаемому.

Все эти черты карикатуры можно использовать для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Например, в учебнике для XI класса к французской карикатуре 1950-х годов, изображающей танцующего с кинжалами И. Сталина, ученикам предлагается написать эссе с ответом на вопрос: какой стране по воле карикатуриста досталось больше всего кинжалов от танцующего Сталина, и почему именно ей?

Жизненной потребностью современного учителя истории являются элементарные графические навыки, ибо рисование на доске станет постоянной практикой. В схемах учителя привлекает простота исполнения и высокая степень обобщения изучаемых исторических фактов. Личностно-ориентированному подходу отвечают задания, предполагающие творческое, самостоятельное вычерчивание схем и таблиц. Вот примеры таких заданий:

Где бы вы построили свой замок на месте феодала? На плане представлены: холм, лес, пересечение дорог и низина;

Где мог возникнуть средневековый город? На рисунке: замок феодала, пересечение дорог, монастырь, мост через реку, древнеримское укрепление.

Продуктивным направлением реализации личностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев в схемах и таблицах. На современном уроке также можно использовать предложенные В.В. Шоганом ассоциативные схемы, под которыми понимается «схематическое тождество настоящего и прошлого, в них используется некий актуальный знак близкий и понятный детям». В качестве примера автор приводит схему «Падение Римской империи» в виде здания в римском стиле с колоннами. В них вписываются причины упадка Рима. Когда причина написана верно, колонна убирается, а когда все колонны будут убраны, «здание империи» падет.[25, 121] В контексте личностно-ориентированного подхода стоит предложить заполнение колонн всем ученикам и выбрать правильно написанные причины. Каждый будет иметь свой вариант причин падения Римской империи. Это средство можно предложить в темах «Падение Византийской империи», «Отмена крепостного права» и др.

В последние годы во многом изменились подходы к работе с картами. Важнейшим средством реализации личностно-ориентированного подхода можно считать прием составления ментальной карты заданного региона, создаваемой каждым школьником. На чистых листах бумаги они вычерчивают объект, обсуждают с одноклассниками, насколько точны детали, определяют наиболее характерные выявленные ими черты региона. После обсуждения ученики сравнивают свои ментальные карты с оригиналом. Ментальную карту можно использовать для диагностики пространственных умений и как средство самовыражения личности.

Таким образом были показаны принципы реализации личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках истории - творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности.

Все большую популярность среди учителей и методистов приобретает проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкции данного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный содержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.

При проблемном построении курса изменяется и структура учебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационный этап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этап контроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организацию существенно более эффективной. Далее будет рассмотрено на конкретных примерах, как это реализуется практически. [1, 23]

На вводно-мотивационном этапе преподаватель решает следующие задачи:

Дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации;

Сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема;

Сформулировать саму проблему;

Мотивировать учеников к ее решению.

Для успешного решения этих задач можно использовать условно-графическую наглядность в виде модели. С помощью модели учитель может рассмотреть основную канву событий. Например, взяв тему «Русь между Востоком и Западом» учитель изображает раздробленную Русь, которая подвергается нападениям монголов с Востока и рыцарей с Запада. Нападение с Востока привело к установлению зависимости Руси от Золотой Орды, нападение же с Запада было отражено. Противоречие в том, что Русь смогла отразить нападение более развитого Запада и не устояла перед менее развитыми монголами. Отсюда выводится два возможных варианта формулировки проблемы:

Почему раздробленные русские княжества смогли дать отпор Западу и покорились востоку? Или:

Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы, но покорилась менее развитым монголам?

Для определения исходного противоречия могут применяться и средства изобразительной наглядности - исторические картины в сочетании с текстом. Например, изучая Византийскую империю в раннем средневековье, можно сопоставить изображение собора Св. Софии и документ о восстании Ника в Константинополе. На этой основе можно сформулировать проблемный вопрос: Византийская империя при императоре Юстиниане I - сильное или слабое государство?

Таким образом, для определения исходного противоречия могут использоваться различные средства наглядности.

Этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания. Так, при рассмотрении темы «Византия в раннем средневековье» для ознакомления учащихся с системой управления Византийской империей можно использовать мозаику в Равенне «Юстиниан с придворными». При этом есть два возможных варианта организации учебной деятельности: базовый (предъявление содержания) и в качестве основы для составления задания. В первом случае ученикам говорят о том, что вокруг императора изображены представители трех сил, на которые опиралась его власть. На основании рассказа учащиеся составляют схему «Власть императора в Византии» (таким образом, в процессе изучения изобразительная наглядность трансформируется в условно-графическую). Во втором случае ученикам предлагается самостоятельно соотнести элементы схемы и объекты на изображении.

В контексте использования наглядности для организации учебно-познавательной деятельности учащихся представляют интерес сравнительные графики. Опыт показывает, что условно-графический вид наглядности более эффективен при организации познавательной деятельности, так как в его рамках легче выстраивать новые смыслы, фиксировать новые формы и уровни обобщения, в то время как предметная и изобразительная наглядность содержат в себе уже застывшие смыслы и их готовые интерпретации.

На этапе контроля-коррекции использование наглядности наиболее ограничено, так как при проблемном подходе акцент при проверке делается не на знания, а на умение мыслить, делать обоснованные выводы. Однако для контроля можно использовать задания обобщающего характера к историческим картинам.

Например, при изучении темы «Смутное время» для обобщающего контроля можно использовать картину С. Иванова «В Смутное время». Алгоритм действий учащихся следующий: 1) узнавание и выделение объектов (казаков, поляков, мятежных дворян); 2) характеристика объектов; 3) установление связи между ними; 4) составление описания картины или рассказа по картине. Выполнение этой работы возможно лишь при наличии определенных систематических знаний.

В целом использование наглядности на этапе контроля-коррекции при проблемном подходе разработано недостаточно и представляет поле для дальнейших изысканий.

Таким образом, были рассмотрены два современных подхода к организации наглядного метода обучения: проблемный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разными психолого-познавательными возможностями. Проблемный подход развивает творческие способности учеников.

Глава II. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании

2.1 Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.). [19, 256]

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. [13,111]

Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты. [21, 91]

Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них - «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности. При изучении портрета в широком смысле слова наряду с обрисованием анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется, что в конечном итоге дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории. [19, 257]

Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура- характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления - символическая.

Аппликации - это вырезанные по контуру из бумаги и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: рисунки людей, орудий труда, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.

К условно-графической наглядности относят: схематические рисунки, схемы, таблицы.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, - отмечал А.А Вагин, - в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее». [21, 96]

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.

Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.

В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликации чаще используются при обучении младших школьников.

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками - геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные. [11, 77]

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, на ряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.

П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем - диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

Картограммы - это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.

Графики - это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.

Таблицы - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.

Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебных тем.

Таким образом, были рассмотрены различные виды средств наглядности обучения истории : предметная, изобразительная, условно-графическая.

2.2 Разработка урока по истории средних веков с использованием наглядного метода обучения

Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.

2. Развивающая: развивать умение работы с текстом, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры устного развернутого ответа.

Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.

Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации.

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.

1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям?

2. Переход к новой теме: Позднее средневековье. Тема: Открытие Америки и морского пути в Индию. Итак, мы выяснили, как жили народы доколумбовой Америки. На сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока - познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

3. Изучение новой темы

1. По ходу рассказа учителя учащиеся формулируют причины ВГО. (слайд2)

Причины Великих географических открытий

поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;

жажда наживы;

поиск золота.

2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки. (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).

4. Биография Х. Колумба - сообщение учащегося (портрет - слайд6) и самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа 48 п.4 - открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7)

5. Биография Ф. Магеллана - сообщение уч-ся (портрет - слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта - слайд 9)

6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли.

4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников?

5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф 49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из путешествий.

Заключение

В процессе изучения данной темы была изучена психолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Наглядность в обучении - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

Наглядные методы обучения имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Существуют различные подходы к организации наглядного метода обучения. В работе были рассмотрены личностно-ориентированный и проблемный подход. Под личностно-ориентированным обучением понимают индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ знаний, умений и ценностных смыслов. Принципы реализации личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках истории - творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнем проблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннее противоречие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации); экранные и экранно-звуковые; компьютерные средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К ней относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

В практической части разработан урок на тему Открытие Америки и морского пути в Индию с применением наглядных средств обучения. Подготовлена презентация к уроку. В ней представлена изобразительная наглядность(портреты, иллюстрации), условно-графическая наглядность (схема, карты).

Список литературы

1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 23-26.

2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 1994. - с. 319.

3. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - с. 95.

4. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - с. 528.

5. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей / Сост. О.В. Волобуев, С.А. Секиринский. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1977. - с. 240.

6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 96.

7. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - с. 672.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - с. 192.

9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

10. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.

11. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - с. 176.

12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 3-8.

13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 192.

14. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. - М.: Просвещение, 1964, - с. 326.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - с. 640.

16. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая Современная энциклопедия. - М.: Современное слово, 2005. - с. 720.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - с.368.

18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 576.

19. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - с. 304.

20. Степанова В.Е., Шевеленко А. Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2 (XV - XVII века) / Сост. В. Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - с. 271.

21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - с.240.

22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - с. 519.

23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8.

24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 6.

25. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - с. 475.

Приложение

Презентация на диске CD-RW:

1 слайд - название темы урока;

2 слайд - схема (причины Великих географических открытий);

3 слайд - Карта. Плавания вдоль западного берега Африки;

4 слайд - портрет Васко да Гаммы;

5 слайд - Карта. Путешествия Васко да Гамма и Ф. Магеллана;

6 слайд - портрет Х. Колумба и иллюстрация его экспедиции;

7 слайд - карта. Путешествие Х. Колумба;

8 слайд - портрет Ф. Магеллана и иллюстрация его экспедиции;

9 слайд - карта. Путешествия Васко да Гаммы, Х. Колумба, Ф. Магеллана.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать