Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
         
                        2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников2.1 Средства нравственного воспитания дошкольниковНравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.3 Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984. - С. 59..4 Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).2.2 Методы нравственного воспитания дошкольниковМетоды воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике) Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 - 26..Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.Принципы отбора методов нравственного воспитания:- соответствие метода цели и задачам воспитания;- гуманный характер метода;- реальность метода;- подготовленность условий и средств для использования метода;- избирательность отбора метода;- тактичность применения метода;- планирование возможного результата воздействия метода;- терпение и терпимость педагога при использовании метода;- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). Глава 3. Экспериментальная часть3.1 Методы исследованияВ проведении эксперимента нами были использованы две методики. Приведем их описания.1. Методика «Закончи историю»Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.Примеры ситуацийИстория I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, -- сказала Люба, -- можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.Обработка результатов0 баллов -- ребенок не может оценить поступки детей.1 балл -- ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.2 балла -- ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.3 балла -- ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.Методика «Сюжетные картинки»Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой -- плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) -- на безнравственный.Обработка результатов0 баллов -- ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.1 балл -- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.2 балла -- правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.3 балла -- ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.3.2 Результаты исследования и их анализНами была проведена диагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г. Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.Таблица 1Оценка осознания детьми нравственных норм№ п/п  | Испытуемый  | Называет нравственную норму  | Оценка поведения детей  | Мотивировка оценки  | Количество баллов  | |
1  | Олег Н.  | +  | +  | +  | 3  | |
2  | Рома Л.  | +  | +  | -  | 2  | |
3  | Витя Г.  | +  | +  | +  | 3  | |
4  | Аня Е.  | -  | +  | -  | 1  | |
5  | Вера Щ.  | +  | +  | +  | 3  | |
6  | Максим Т.  | +  | +  | +  | 3  | |
7  | Оля Т.  | +  | +  | -  | 2  | |
8  | Сережа К.  | -  | -  | -  | 0  | |
9  | Леня М.  | +  | +  | -  | 2  | |
10  | Илья К.  | +  | +  | +  | 3  | |
11  | Антон В.  | +  | +  | +  | 3  | |
12  | Ксюша А.  | +  | +  | -  | 2  | |
13  | Наташа Ц.  | +  | +  | -  | 2  | |
14  | Эля П.  | +  | +  | +  | 3  | |
15  | Игорь П.  | +  | +  | +  | 3  | 
№ п/п  | Испытуемый  | Раскладывание картинок  | Обоснование своих действий  | Эмоциональные реакции  | Количество баллов  | |
1  | Олег Н.  | +  | +  | +/-  | 2  | |
2  | Рома Л.  | +  | +  | +  | 3  | |
3  | Витя Г.  | +  | +  | +  | 3  | |
4  | Аня Е.  | +  | +  | +/-  | 2  | |
5  | Вера Щ.  | +  | +  | +/-  | 2  | |
6  | Максим Т.  | +  | +  | +  | 3  | |
7  | Оля Т.  | +  | +  | +  | 3  | |
8  | Сережа К.  | +  | -  | -  | 1  | |
9  | Леня М.  | +  | +  | -  | 2  | |
10  | Илья К.  | +  | +  | +/-  | 2  | |
11  | Антон В.  | +  | +  | +  | 3  | |
12  | Ксюша А.  | +  | -  | -  | 1  | |
13  | Наташа Ц.  | +  | +  | +  | 3  | |
14  | Эля П.  | +  | +  | +  | 3  | |
15  | Игорь П.  | -  | -  | -  | 0  | 
Страницы: 1, 2