Если быть последовательным в реализации принципа общинности, то воспитание, в сущности своей, есть обмен духовными ценностями, осуществляемый в процессе межличностного общения. А цель воспитания и обучения все же едина: формирование личности, способной к социально-значимой творческой деятельности, непрерывному нравственному самосовершенствованию. В своей опытно-поисковой работе преподаватели многократно убедились, что педагог, для того, чтобы профессионально-грамотно организовать жизнедеятельность своих учеников должен сам жить этой детской жизнью. Тогда и только тогда он сможет найти кратчайший путь к сердцам и душам своих воспитанников. А «волшебным ключиком», открывающим души детей, пробуждающим их познавательно-творческую активность является совместное творчество.
Культивирование творческой деятельности изначально предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство внутриличностных, межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Стремление развить эти чрезвычайно ценные качества и движет педагогами при организации воспитательной работы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового для ребенка всегда означает создание того, что у него еще никогда не получалось. Это крайне сложная и педагогически предельно ответственная задача. Реализуемая система воспитательной деятельности ориентирована именно на всемерную поддержку творческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий для проявления творческой активности, в целом, формирование личности, ответствепнной за свои поступки.
Основные направления системы воспитательной работы в школе:
1) познавательное, понимаемое как обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитии;
2) трудовое, рассматриваемое как содействие социализации, обеспечение сознательной включенности детей, подростков, старшеклассников в актуальные проблемы общественного развития, интенсивное приобщение к активно-преобразующей общественно-полезной деятельности;
3) социально-ориентирующее, включающее в себя формирование объективного представления об общечеловеческих социальных ценностях, формирование чувства своей причастности к социальному развитию, пониманию нерасторжимого единства школы и жизни, учения и творчества, игры и будущей профессиональной деятельности;
4) художественное, предполагающее целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его художественно-творческого мироощущения, потребности в творческой деятельности, разносторонней реализации своих художественных задатков и способностей;
5) спортивно-оздоровительное, культивирующее здоровый образ жизни, пропаганду выносливости, пластичности, представления о красоте человеческого тела.
В условиях сельской малочисленной школы, воспитательная система с необходимостью является социально открытой педагогической системой. К этому располагает и реализуемая в школе концепция, где общинность, дух возрождаемых народных педагогических идей ставят педагогический коллектив школы перед актуальной задачей -- налаживания устойчивых воспитывающих взаимоотношений с открытым социумом.
Общественно-семейные отношения в этом плане представляют особый интерес. Традиции русской народной педагогической культуры, обогащенные современным научным знаниям, обнаруживают свою особую жизнеспособность, свою исконную созидательную силу.
При организации работы с родителями педагоги стремятся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. В народной педагогической культуре воспитание детей -- самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействи учителей учеников и родителей. Факт самоустранение родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей всемерному искоренению всеми педагогически доступными средствами.
Союз семьи и школы обеспечивается реализацией следующих трех основных направлений:
1) педагогизация внутрисемейных отношений;
2) целенаправленное повышение роли семьи в разностороннем духовно-нравственном развитии ребенка;
3) использование потенциальных воспитательных ресурсов семьи для формирования ученика как субъекта русской культуры.
В качеств критериев эффективности осуществляемой воспитательной работы используются следующие параметры:
1) воспитанность учащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивы социально-значимого поведения, степень сформированности общетипических для школы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующие нравственные ценности и ориентации ребенка);
2) уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);
3) характер взаимоотношений между участниками целостного педагогического процесса (между самими учащимися, между родителями и детьми, педагогами и учащимися, стиль взаимоотношений в учительском коллективе);
4) повышение роли самоуправления в учебно-воспитательном процессе.
Динамика показателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективности проводимой воспитательной работы.
Результаты выполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуют себя в школе комфортно, 70% из числа опрошенных отметили позитивное отношение к занятиям. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности также показало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90% удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраивает характер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результата представляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стен школы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности, присылают письма и др Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. - август 2001..
2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школахВо многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:1) Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система.2) Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы.Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.4) Принцип становления Человека и Гражданина.5) Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Наука, 1956. С. 190..К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:1) самоценность жизни и человеческой личности;2) русский язык и народный фольклор;3) наследие русской культуры, культуры славянских народов;4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:*устное народное творчество;*русская словесность;*выдающиеся люди России;*история русской книги;*русская история;*славяноведение;*народные ремесла;*«Мой город»;*русский дом и др.Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 160..ЗаключениеТаким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.Список литературы1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.
2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск, 1995. - 218 с.
4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5.
5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. - М., 2004. - 144 с.
6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5.
7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4.
8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2004. - 492 с.
10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. - 176 с.
11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. - 384 с.
12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7.
13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5.
14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.
15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2.
16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. - 2004.
17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996.
18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. -- М.: Просвещение, 1998. - 84 с.
19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. - август 2001.
20) Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
ПриложениЯПриложение 1Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьниковЦель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.
(звучит музыка)
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ ее творец,
Народ - хитрец, народ - мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец!
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!
- Ребята, а вы любите сказки?
- Вы их читаете?
- Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?
- Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)
- Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)
- Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?
- Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)
- Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!
(Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).
Представление заканчивается словами:
«СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!
- Вы согласны с этим?
Или современный вариант: «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».
- Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».
1. - Как вы считаете, кто главный герой сказки?
А) Дед или Бабка?
Б) Внучка, Жучка, Кошка?
С) Репка?
Д) Мышка?
(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).
2. - Так о чем же эта сказка?
А) О труде!
Б) О дружбе!
С) О взаимопомощи!
(Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)
После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.
- Так к какому выводу мы с вами пришли?
(Дети обобщают сказанное).
- Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?
Напоминаем слова Репки:
Я расту, расту, расту,
К небу листики тяну,
Солнца силу наберу,
В корешке приберегу,
Выше, выше! Шире, шире!
Я расту, стараюсь,
Соком наливаюсь!!!
Все! Устала я чуть - чуть…
Теперь можно отдохнуть.
Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.
- Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?
(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)
Звучит музыка - занятие на этом заканчивается.
Раздается стук в двери - это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:
«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»
- Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?
- Да, - отвечают дети!
- Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!
Приложение 2Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики для подростков «Родимая сторонушка»I. Цель урока:
1) Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.
2) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.
3) Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).
II. Задачи:
1) Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.
2) Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей.
3) Выполнить творческую работу - зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.
III. План урока:
1) Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2) Краткое повторение пройденного материала по теме: «Народный костюм».
3) Результаты поисков одежды и утвари: рассказ учащихся, рассказ учителя.
4) Практическая часть: зарисовки учащимися одежды родного края.
5) Обобщение всего услышанного материала на уроке.
IV. Методы и приемы обучения.
1) Беседа, рассказ учителя.
2) Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация.
а) Демонстрация коллекции одежды и вещей.
б) Иллюстрации из альбомов и книг по народному костюму.
в) Показ зарисовок учащихся.
3) Практические методы работы: зарисовки.
V. Предварительное задание:
Расспросить старших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили. Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.
VI. Методическое обеспечение урока:
1) Иллюстрации из альбомов, книг:
- Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легкпромбытиздат, 1997. (рисунок 226, 225, 227, 228, цветные вкладыши книги).
- Карелин А.О. Творческое наследие. - Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. С. 24, 25, 161.
- Для памяти потомству своему… . Альбом. Народный бытовой портрет в России из Собрания Государственного Исторического музея. - М.: Галактика Арт, 1993. С. 110, 252.
2) Зарисовки учащихся по теме «Народный костюм».
Сценарий урока:
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому… и своему отечеству…»
А.С. Пушкин
I. Учитель обращает внимание детей на эпиграф и оборудование класса.
Учитель: Вы уже догадались по вещам, которые находятся в нашей аудитории, что темой сегодняшнего разговора будет результат ваших поисков одежды и вещей. Наш этнографический урок называется «Родимая сторонушка».
Сегодня мы постараемся раскрыть «сундук истории», через старые, порой никому не нужные вещи. Познать новое в судьбе своей семьи, в истории нашего родного края.
II. Повторение пройденного материала.
Учитель:
- Давайте вспомним, как выглядит народный костюм.
- А какая вышивка встречалась чаще всего?
- А где располагалась вышивка на одежде?
- Какую роль в костюме играл головной убор?
Учитель:
Молодцы, вы хорошо знаете особенности народного костюма.
III. Рассказ учащихся о результатах поисков одежды и вещей.
Учитель:
Судя по представленным здесь на уроке экспонатам, вы неплохо потрудились над заданием, расскажите, как проходили ваши поиски, с кем пришлось разговаривать, что нового для себя вы узнали?
Рассказ учащихся о проделанной работе.
IV. Практическая часть урока.
Учитель: Ну, а теперь переходим к выполнению творческой работы. Вам необходимо сделать в альбоме зарисовки представленной здесь одежды. Модель для рисования можете выбрать по своему желанию.
Дети рисуют (время - 25 мин).
V. Задание на дом:
а) Учитель: Я прошу вас дома, в альбоме сделать зарисовки мужской одежды, которая носилась на территории Новосибирской области в конце XIX века в начале XX века. И, конечно же, продолжить свои этнографические поиски.
б) Обобщение материала.
Учитель:
А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами краеведа, писателя Д.Н. Смирнова: «Любить свой край - это первая обязанность человека…». Так давайте же будем любить свою Родимую сторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Страницы: 1, 2