Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
p align="left">Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

Необходимо создать надлежащие условия для труда малышей.

В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т.д.).

Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда видеть как работают взрослые.

В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизируют его влияние на формирование у детей трудовых навыков, намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Здесь возможны разные пути.

Первый путь широко практикуется в детском саду - это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших- в выполнении трудовых заданий.

Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как труд умственную работу, организационный труд. Если с ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, заведующей и т.д.

Второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и взрослыми.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, смена чистого белья, стирка мелких вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление некоторых блюд.

Труд по обслуживанию игр и занятий: совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг, пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.

Труд в природе: уход за животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике.

Важное положение при отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей- это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению-с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

4. Методы ознакомления детей с трудом взрослых

В своей воспитательной работе я использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

4.1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:

1. Экскурсия в процедурный кабинет.

Дети узнают:

- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

2. Беседа с медсестрой детского сада.

Дети узнают:

- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

3. Экскурсия в ателье.

Дети узнают:

- разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.

- ателье - большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.

4. Беседа со швеёй.

Дети узнают:

- для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.

- результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.

5. Экскурсия в библиотеку.

Дети узнают:

- что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.

6. Беседа с библиографом.

Дети узнают:

- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

7. Экскурсия в мастерскую.

Дети увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.

8. Беседа с плотником.

Дети знакомятся:

- с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).

Дети узнают:

- в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

9. Экскурсия к светофору.

Дети знакомятся:

- с машиной ДПС.

Дети узнают:

- понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.

- пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки "зебра" и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

10. Беседа с инспектором ДПС.

Дети узнают:

- пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС.

- где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

11. Беседа с парикмахером

Дети узнают:

- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.

- Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.

12. Беседа с кредитным представителем.

Дети узнают:

- что такое: банкноты, инкассаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка.

- банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

13. Беседа с увлеченным человеком.

Дети узнают:

- увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

- огород (рассада, удобрения, грядки, семена).

4.2 Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику - чтобы не пачкать одежду, инспектору - чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу - все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

В младшей группе при детях может проводиться заготовление материала для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере надобности, но систематически делать несложную починку игрушек, книг и пособий. Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т.п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.

4.3 Совместная деятельность

Как не велика роль трудового поведения воспитателя, возможности использования его личного примера в младшей группе весьма ограничены. Дети трех лет требуют большого ухода, постоянного внимания, надзора. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому воспитателю приходится много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им не сложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.

Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Дети 3-4 лет выполняют отдельные трудовые поручения, для более старших детей постепенно вводятся дежурства.

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями.

Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники (средняя и старшая группы).

Починка игрушек. Взрослый сшивает углы картонных коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать