Ообенности работы социального педагога с наркоманами
p align="left">Разные виды наркомании протекают по-разному, но есть одно общее: на определенном этапе недуга возникает патология, называемая «отключение тормозов», -- таков официальный медицинский термин. Под действием наркотиков отключаются, не срабатывают даже безусловные, т.е. врожденные, рефлексы.

Таким образом, разные виды наркомании имеют как специфические, так и общие черты. Но в любом случае наркоман перестает быть полноценным членом общества. Наркоман -- социально опасный тип. Он способен совершить тяжкие преступления, свести счеты с собственной жизнью. Все его мысли и действия направлены к одной цели: любой ценой добыть наркотическое вещество, а деньги за него приходится платить немалые.

Уже при употреблении человеком первых небольших порций интоксикантов начинается нравственная деградация. С увеличением доз наркотических и токсических средств их потребители проявляют стойкое нежелание трудиться. Ослабевает воля, меняется в худшую сторону характер, гибнут способности к творчеству, снижается уровень профессионализма. Пристрастие к наркотикам лишает человека возможности творчески расти, совершенствоваться, толкает его на обочину жизни. Из числа наркоманов (токсикоманов) появляются тунеядцы, лица, занимающиеся попрошайничеством, бродяжничеством.

Наркомании и токсикомании наносят большой экономический ущерб государству и обществу. У наркоманов низкая производительность труда, часты случаи прогулов и опозданий на работу, по их вине выпускается некачественная продукция, происходит порча и уничтожение оборудования. Значительны расходы на оплату больничных листов, на лечение травм и болезней.

Злоупотребление интоксикантами наносит ущерб семейным отношениям, крайне отрицательно сказывается на воспитании и здоровье детей. В таких семьях снижается рождаемость, а в числе родившихся велик процент дефективных детей. Даже в случае потребления родителями так называемых «легких» наркотиков, получаемых из индийской конопли (содержащей наркотик каннабинол), дети рождаются неполноценными Колосов Д. В. Наркомания: Сущность и социальные последствия // Политическое образование. -- 1998. -- № 4..

Наличие пристрастия к одурманивающему зелью у одного из родителей является мотивом для расторжения брака, лишения родительских прав из-за ущербного воспитания детей, приводящего к тяжелым стойким нарушениям психики ребенка, умственного и духовного формирования его личности и социального поведения. Наркоманы (токсикоманы) разлагающе действуют на окружающих их людей. Один наркоман, «ищущий попутчиков в ад», если он не изолирован, способен привлечь к потреблению интоксикантов 10--15 человек.

Практически с самого начала употребления наркотических средств человек является потенциальным правонарушителем. Это прежде всего связано с необходимостью приобретения наркотиков. Для удовлетворения своей всеразрушающей страсти наркоман, не раздумывая, идет на любое правонарушение. Выборочные данные, полученные В.И.Омиговым, свидетельствуют о том, что около 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся со временем преступниками. В большинстве своем это мальчики, но в последнее время увеличилось и число наркоманок-девочек.

Специфические особенности действия на организм различных наркотиков и психоактивных веществ необходимо знать не только для оказания помощи страдающим наркоманией, но и для разработки программ профилактики этой социальной болезни. Незнание истины об особенностях наркотической интоксикации организма долгое время обеспечивало нам душевный комфорт. Но кончилось, как и следовало ожидать, тяжелым прозрением.

1.2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью

Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я - концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния факторов наркотизации, так и для увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и социальной дезадаптации среди подростков должна быть направлена, прежде всего, на выявление и осознание причин уязвимости подростка и преобразованием ее в общую устойчивость личности, а, следовательно, и в наркоустойчивость.

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, “пишет сценарий” своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г..

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка- это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на его самовосприятие Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г..

Можно выделить главные, на мой взгляд, факторы развития наркотической зависимости:

· Стресс;

· Любопытство;

· Внушаемость;

· Педагогическая запущенность, инфантильность;

· Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций Бабаян З.А., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии. -- М.. 1991..

Как показывают исследования, подростки различаются уровнем стрессоустойчивости: дети, обладающие индивидуальной способностью, навыком или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям профилактики наркомании.

«Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковыми реакциями и т.д.» Бабаян З.А., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии. -- М.. 1991.С. 137..

Любопытство - один из человеческих "пороков", ради которого люди преодолевают немыслимые препятствия и ставят под угрозу собственную жизнь. Часто ожидания оказываются значительнее результата. Интерес- это самый сильный мотив личности, т.к., во- первых, есть личностное отношение (и, следовательно, субъектная активность) к объекту интереса, а во- вторых, личность так начинает строить ситуацию, что ее ресурсы обязательно проявляются на пути достижения объекта любопытства.

Однако любопытство напрямую связано с внушаемостью: чем выше внушаемость, тем больше любопытство.

Задачей профилактической работы является осознание подростком причин собственной зависимости, развитие устойчивости самооценки и развитие у подростка навыков самостоятельного принятия решений.

Педагогическая запущенность напрямую связана с недостатками в развитии Я - концепции. Упущения в воспитании оказываются одним из распространенных факторов, обуславливающих формирование наркотической зависимости. Это влияние может быть как прямым, так и опосредованным.

Прямое влияние педагогической запущенности выражается в том, что ребенок не получает элементарных знаний об опасности даже единичного приема наркотиков. Зачастую это связано с неграмотностью родителей в этом вопросе, но может также являться следствием того, что у родителей тема наркомании становится запретной, она ими отрицается в силу того убеждения, что "их ребенок никогда не станет наркоманом". Кроме того, педагогическая запущенность может являться прямым условием наркотизации подростка, если за ребенком не ведется наблюдения, если родители не имеют представления, где и с кем общается их сын или дочь. В этом случае для подростка открывается безграничный мир, где не существует родителей и учителей, норм и правил, а, следовательно, нет контроля, сдерживающего его импульсивные побуждения на пути утоления интереса, в данном случае, к наркотикам.

Опосредованное влияние педагогической запущенности проявляется прежде всего в том, что подросток, не усвоивший норм и правил существования в социуме, часто сталкивается с этим социумом, требующим от него заранее заданных реакций. Однако подросток с недостатком воспитания не умеет вести себя в соответствии с требованиями среды, и не встречая ожидаемой реакции от других людей на свое поведение, он переживает фрустрацию. Так рождается напряжение, которое он, также из- за недостатка воспитания, снимает социально неприемлемыми способами - алкоголем или наркотиками Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. -- М., 1999.

.

«Кроме того, результатом педагогической запущенности является инфантильность подростка: это недостаточное развитие "внутреннего Родителя" - субстанции самоконтроля подростка, играющей немалую роль в формировании у личности таких качеств, как стрессоустойчивость, критичность, ответственность за собственные поступки, активность в достижении целей и т. д. Задача профилактической работы в данном случае - работа с конкретными клиентскими случаями» Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. -- М., 1999. С. 27.

. Недостаточное развитие навыков поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций.

Навыки поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций являются показателем подростковой коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них делается важным познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для него группы. Часто препятствием здесь является неуверенность подростка в своих силах, страх быть не принятым и т.д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. -- М., 1999.С. 67.

.

Поэтому важно для подростка выработать у себя чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа Я (в том числе и принятия себя разным).

2. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

Распространение наркомании в молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост употребления наркотиков, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень низкой эффективностью лечения наркотической зависимости выдвигают на первый план проблему профилактики наркомании среди детей и молодежи.

Опыт стран, столкнувшихся с проблемой наркотиков значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью запретительных медицинских и юридических ограничений невозможно. Таких, «внешних» по отношению к личности, социальных антинаркогенных барьеров недостаточно, чтобы остановить наступление наркотиков. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, т. е. на воспитании личностной устойчивости к наркотическому соблазну. Это обусловливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике наркомании Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина. -- Самара, 1999.

Очевидно, что организация такой профилактической работы на уровне, например, микрорайона или одной школы не даст ощутимых результатов. Профилактика может быть эффективной только при условии, если она будет проводиться в масштабах всего целостного социально-территориального образования (например, города, области) и в ней будут задействованы все общественные силы, причем их действия будут скоординированы и построены на единых принципах. Это означает, что профилактика наркомании должна осуществляться в рамках целостной программы регионального уровня, которая, по сути, представляет собой разновидность социально-педагогической технологии, реализуемой множеством субъектов разного государственного и общественного статуса -- структурами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комитета по делам молодежи, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами профилактики правонарушений несовершеннолетних, средствами массовой информации, общественными объединениями.

При организации такой профилактической работы необходимо учитывать:

· характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;

· наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

· специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Наиболее эффективно проведение профилактической работы среди подростков поскольку, как показывает практика, в основном именно в подростковом возрасте происходит приобщение несовершеннолетних к наркотикам. Кроме того, подростковый возраст является наиболее значимым, важным с точки зрения социализации ребенка, его социального развития.

Под социальным развитием человека понимается постепенное вхождение его в жизнь общества: в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, усвоение своих функций в этих отношениях. Лишь усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. В ходе социального развития у ребенка формируется опыт социального поведения, складываются устойчивые ориентации, определяющие направленность зрелой личности. Содержание индивидуального социального опыта зависит от множества факторов, в том числе и от влияния основных институтов социализации:

общества в целом;

системы образовательных учреждений;

семьи;

референтно значимой группы.

«Социальное развитие -- длительный процесс, результатом которого является определение человеком своих функций в социуме. Показателем нормального социального развития личности может выступать критерий самоопределения человека в обществе и получения им общественного признания» Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. -- М., 1989..

Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление личности происходит на уровне активного формирования самосознания, определения социальной позиции, ответственности субъекта. Выделенные особенности социального развития позволяют уточнить специфику формирования диспозиций подростков.

В подростковом возрасте недостаточно просто отслеживать социальную среду развития ребенка. Когда подросток начинает сознательно отбирать формы удовлетворения потребностей, наиболее важно раскрывать для него последствия его социального выбора. Очень важно, чтобы подросток, находясь в ситуации выбора, был способен осознать последствия этого выбора и ответственность за него -- это в большой мере обеспечивает формирование у него социально значимых ориентации. Однако достаточно часто у ребенка в подростковом возрасте уже имеются сформировавшиеся диспозиционные установки, переориентация которых возможна лишь на основе нравственного выбора и ответственности.

Этапы социального развития ребенка, изученные психологами, убедительно доказывают, что к 16 -- 17 годам можно наблюдать достаточно зрелые диспозиционные установки, определяющие направленность личности.

Таким образом, подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 -- 11 до 16--17 лет и обладающая рядом следующих характерных признаков и вытекающих из них социальных черт:

физиологические, характеризующиеся незавершенностью становления организма, физического развития -- эта особенность обусловливает неспособность или ограниченную способность занимать самостоятельные позиции в общественном разделении труда;

психологические, обусловливающие незавершенность формирования психики, ее неустойчивость -- с этим связана ограниченная способность осмысления себя и действительности, своего влияния на нее;

социальные, означающие неполную интегрированность в общественные отношения и структуры -- что обусловливает социальную неуверенность, несамостоятельность, отсутствие или недостаток социального опыта, зависимость от старшего поколения.

Обретение подростком отсутствующих и недостаточно развитых социальных черт и качеств с учетом контекста и в соответствии со своими склонностями составляет содержание первого периода социализации.

Определяющими социальными признаками подростков являются:

* способность занимать те или иные социальные позиции в обществе;

* положение в системе доминирующих отношений производства и воспроизводства общественной жизни;

* мера включенности в эти отношения;

* мера влияния на них.

Таким образом, результативность социальной адаптации и в целом социализации зависит от характеристик среды и индивида.

Серьезное социологическое исследование этих характеристик может объяснить причины многих возникающих проблем и помочь определить пути их минимизации. Педагогическая профилактика наркомании в школе / Под ред. А. Г. Макеевой. -- М., 1999

Социальная среда города в условиях современных глубоких перемен является еще более сложной для социальной адаптации. Поэтому применительно к меняющимся условиям должны быть разработаны и новые механизмы позитивной ресоциализации:

1) овладение новой средой обитания через усвоение новых знаний, ценностей и ролей взамен прежних, недостаточно усвоенных или устаревших;

2) самоактуализация в качестве не «агента», а автономного субъекта социальной жизни.

Важнейшая роль в реализации этих механизмов отводится различным институтам, оказывающим воздействие на социализацию подростков.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать