Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков
опия ромба, выполненная мальчиком 9 лет 10 месяцев с диагнозом минимальная мозговая дисфункция. Это гиперактивный, рассеянный ребенок (см. рис.10, приложение 1).

3. Диагностика персеверации.

Тенденция в течение долгого времени монотонно повторять слова или действия - это черта поведенческого комплекса, обычно называемая минимальной дисфункцией мозга. Основа проблемы - трудности концентрации внимания ребенка. Очень рассеянный, еще не способный отвлечь внимание от привлекшего его объекта, ребенок склонен повторять те же самые фразы снова и снова, раздражая свою мать, или продолжать делать одно и то же.

На рисунках 11 и 12 представлены два примера персеверации (см. приложение 1). На первом девочка 12 лет 6 месяцев копировала образцы зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, но вместо того, чтобы ограничиться 12 точками на тестовой карте №1, она продолжает ставить их, пока не заканчивается строка. То же самое монотонное повторение видно на ее копии тестовой карты № 2 с 11 группами по три наклонных кружка. Она изобразила 26, больше просто не поместилось.

Девочка 12,5 лет с неспособностью к обучению. Обратите внимание на персеверации в копиях фигур Бендер. Нарушение сенсомоторной сферы. Высоко развиты вербальные навыки. Трудности с математикой. У матери была угроза выкидыша на 7-м месяце беременности.

Рисунок 12 - ответ на тест "Нарисуй человека" мальчика 6 лет пограничного уровня умственного развития. Его поведение указывает на дисфункцию мозга, вероятно, обусловленную несовместимостью резус-факторов. Вместо изображения одной он нарисовал 12 однотипных человеческих фигур.

Таким образом, рассмотрев, теоретические аспекты проблемы исследования, можно сделать вывод о том, что рисуночные тесты могут широко применяться в диагностике неспособности к обучению.

2. Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

2.1 Процедура исследования

Главной задачей экспериментальной работы было выявление признаков неспособности к обучению у младших школьников.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе - этапе констатирующего среза - была проведена диагностика неспособности к обучению у испытуемых.

На втором этапе проводилась оценка эффективности разработанной системы по методике констатирующего эксперимента.

В исследовании принимали участие 25 учеников общеобразовательной школы № 33 г. Смоленска. Возраст испытуемых составил 8 лет (младшие школьники).

Были использованы следующие методы: наблюдение, психологические методики:

рисуночный тест "Нарисуй человека";

1. Рисуночный тест "Нарисуй человека".

Ф. Гудинаф - яркая фигура в мировой психологии. В нашей стране она, однако, практически неизвестна.

Наибольшую известность Ф. Гудинаф, принес тест "Нарисуй человека". Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность.

Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: "Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете" (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: "Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше".

Если обследуемый задает уточняющие вопросы ("Мужчину или женщину?", "Мальчика или девочку?", "Можно нарисовать принцессу?", "А можно, чтобы он был в шляпе?" и т.п.), то ему говорят: "Рисуйте так, как вы хотите". Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: "А можно нарисовать только лицо?", - следует ответ: "Нет, нарисуйте всего человека, целиком". Если обследуемый говорит: "Я нарисую робота", - то ему отвечают: "Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека".

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: "А теперь все-таки нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете", (т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим ("палочковый человечек") или шаблонно карикатурным.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: "А теперь нарисуйте человека другого пола". При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: "А теперь нарисуй мужчину (дядю)".

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки теста приведены в приложении 2.

За соответствие рисунка каждому из означенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин - допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ=70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет IQ=100% примерно соответствует количество баллов, равное 7.70% - 1 балл.

4 года.100% - 10 баллов; 70% - 3 балла.

5 лет.100% - 16 баллов; 70% - 6 баллов.

6 лет.100% - 18-19 баллов; 70% - 7 баллов.

7 лет.100% - 22-23 балла; 70% - 9 баллов.

8 лет.100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов.

9 лет.100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.

10 лет.100% - 34-35 баллов; 70% - 14-15 баллов.

11лет.100% - 36-38 баллов; 70% - 15-16 баллов.

12 лет.100% - 39-41 баллов; 70% - 18 баллов.

13 лет.100% - 42-43 баллов; 70% - 21 балл.14-15 лет.100% - 44-46 баллов; 70% - 24 балла.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты теста "Нарисуй человека" приведены в приложении 4.

Таблица 1. Результаты теста "Нарисуй человека"

Уровень IQ

Учащиеся общеобразовательной школы

(количество человек)

9 баллов - 68%

1

10 баллов - 70%

2

11 баллов - 72%

2

12 баллов - 74%

2

13 баллов - 76%

2

14 баллов - 78%

-

15 баллов - 80%

1

16 баллов - 82%

1

17 баллов - 84%

1

18 баллов - 86%

2

19 баллов - 88%

1

20 баллов - 90%

3

21 балл - 92%

1

22 балла - 94%

1

23 балла - 96%

-

24 балла - 98%

1

25 баллов - 99%

2

26 баллов - 100%

2

В группе учащихся общеобразовательной школы выявлен 1 ученик, уровень интеллекта которого меньше нижней границы нормы для данного возраста. Это учащийся под номерам 21. Приведем описание их рисунков.

Рисунок учащегося № 21. Сначала мальчик хотел нарисовать собачку, поэтому пришлось повторить инструкцию, что это должен быть именно человек. Он отказывался от рисования, хотя накануне сам проявил интерес к выполнению задания. Причины отказа - "плохо умею рисовать", "увидят родители - будут смеяться". Процесс рисования осуществлялся долго, тщательно.

На рисунке изображен мальчик. Ответы на вопросы - краткие и лаконичные, словарный запас - скудный. У ребенка наблюдаются трудности в изучении русского языка. Мальчик живет с папой и с мамой. Друзей нет, есть собака. Любит читать книги, играть с собакой.

Интерпретация рисунка: расположение на рисунке маленькое, это может свидетельствовать о низкой уверенности в себе, выраженной потребности в одобрении, поддержке, боязни самостоятельных решений, стремлении избегать нового опыта, чувстве беззащитности, заниженной самооценке.

Тот факт, что на рисунке изображен мальчик, свидетельствует о нормальной полоролевой идентификации. На рисунке у мальчика изображена маленькая голова, что свидетельствует о переживании собственной интеллектуальной неадекватности. В целом, баллы были засчитаны по следующим критериям: 1, 4, 22, 30, 35, 46, 48, 55,61.

Низкий уровень интеллектуального развития (но не ниже нормы) - будут значения от 70 до 80%, от 81 до 90% - средний уровень, от 91 - 100% - высокий. Но все эти уровни являются нормальными.

Наглядно, результаты теста представлены на рисунках 1.

Рис.1. Результаты теста "Нарисуй человека" в группе учащихся общеобразовательной школы

На основании результатов проведенного эмпирического исследования можно сделать ряд выводов:

1. Тест "Нарисуй человека" может применяться для диагностики интеллектуального развития учащихся и определения неспособности к обучению. Однако, основываясь только на результатах данного теста, нельзя однозначно говорить об умственной отсталости ребенка. Для этого требуется проведение еще ряда методик.

2. Результаты теста "Нарисуй человека" могут быть использованы для разработки профилактических мероприятий, направленных на общее психическое развитии ребенка, стимулирование творческой активности и воспитание любви и тяги у учебному процессу, в том числе и занятиям изобразительным искусством.

Заключение

Проблема интеллекта и способов его диагностики является одной из базовых проблем психологии. Изучение интеллекта способствует более глубокому раскрытию основных закономерностей психического развития индивида, пониманию природы индивидуальных различий в проявлении общих способностей. Вместе с тем проблема интеллекта включена в более широкий социальный и личностный контекст. Интеллектуальный потенциал общества является важнейшим фактором прогрессивного развития, интеллектуальная собственность становится объектом экономических отношений, продуктивный интеллект выступает в качестве условия обеспечения независимости личности, ее устойчивости к манипулятивным воздействиям. В силу отдаленности и значимости социальных и личностных последствий, диагностика интеллекта в период усиленного развития, изменения и обучения, каким является детство, волнует не только психологов, но также и педагогов и широкую общественность, родителей. В силу этих причин изучение интеллекта детей приобретает особую остроту и ответственность.

В мировой истории психологических исследований проблема интеллекта оказывается наиболее изучаемой, ей посвящено самое большое число работ, и в то же время она остается самой дискуссионной и неоднозначной по своим теоретическим решениям. В отечественной психологии интеллект долгое время отождествлялся с мышлением. Только в последнее десятилетие это направление исследований восстановлено в своих правах, началась научная разработка вопросов теории и практики психодиагностики интеллекта. В связи с расширением базы практического применения труда психологов в системах здравоохранения, образования, занятости населения, право охраны - вопросы методического оснащения, поиска адекватных методов исследования приобрели особую актуальность.

Психологическая диагностика сегодня располагает достаточно широким арсеналом методик, направленных на изучение индивидуальных различий людей по степени их интеллектуального развития. Рисуночные методики выгодно выделяются среди других методов своей естественностью и полным соответствием требованиям, предъявляемым к процедуре психологического обследования. Рисунок фигуры человека как инструмент для изучения психики ребенка интересует исследователей уже около сотни лет. Анализируя рисунок, можно наблюдать за ходом общего психического развития ребенка, дифференцировать норму и нарушения, вычленять эмоционально - личностные особенности. Однако возможности использования рисунка фигуры человека и особенности интерпретации, получаемых с его помощью данных, до сих пор признаются не до конца изученными.

Младший школьный возраст - особый, исторически недавно выделившийся период, содержание и задачи которого окончательно не определены, поэтому психологические особенности начального звена школьного детства также не признаются окончательными и неизменными.

Поэтому выявление закономерностей интеллектуального развития младших школьников представляется актуальным. Используемый в исследовании метод - рисунок фигуры человека широко применяется в зарубежной психодиагностической практике, признается вторым по частоте использования в ряду всех психодиагностических методов исследования индивидуальных различий между людьми.

В качестве инструмента измерения интеллекта используемый в исследовании тест "Нарисуй человека" Гудинаф - Харриса применяется в возрастном диапазоне от трех до пятнадцатилетнего возраста. Младший школьный возраст попадает в середину общего диапазона диагностических возможностей данного теста.

Обладая на данной возрастной группе максимальной дифференцирующей способностью, тест позволяет наиболее ярко проследить выявляемые на его основе закономерности интеллектуального развития младших школьников.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2007.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1981.

3. Веракса Н.Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества // Психолог в детском саду. - 2000. - №№ 2-3. - С.69-80.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М.: Союз, 2006.

5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Статут, 2003.

6. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. - М.: Феникс, 2005.

7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Педагогика, 1991.

9. Изобразительное искусство в школе / Под. ред. В.В. Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975

10. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб.: Питер, 2006.

11. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. - М., 1991

12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984.

14. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст "развитие; М-во образования и науки, ГОУ ВПО-Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГПУ, 2004.

15. Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / Автор - составитель Н.В. Зоткин. - Самара: Изд-во "Универс групп", 2007.

16. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост.В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004.

17. Прокопьев Д.Л. Проблема взаимосвязи креативности и интеллекта // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 - го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. ун - та, 2003. Т.6 - С 446 - 449.

18. Прокопьев Д.Л. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Психология и педагогика". - 2006. - №1. - Том 2. - С.85-91.

19. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2007.

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

21. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать