Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение

Глава I. Развитие творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема

1.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе

1.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного

возраста

1.3 Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников

Глава II . Реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников

2.1 Диагностика развития творческого воображения младших школьников

2.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.

Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но и науки, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Несмотря на высокую значимость творческого воображения в формировании личности ребенка действительно многогранной, в совершенствовании его внутреннего мира, проблема развития творческого воображения детей в научно-педагогической, в том числе и психолого-педагогической, литературе освещена незначительно.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л. С. Выготского, P. M. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. Физиологические основы творчества изучали И. П. Павлов, П. В. Симонов, B. C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали А. В. Брушлинский, A. M. Василевская, А. В. Петровский, К. К. Платонов. Важность проблемы развития творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе "кристаллизации", или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, Л. С. Выготского, В. А. Полякова. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, развивающих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, М. М. Зиновкиной.

Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны эстетико-педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности.

Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках».

Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках.

Объект: образовательный процесс, способствующий развитию творческого воображения младших школьников.

Предмет: комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников на уроках будет более эффективным при реализации следующих эстетико-педагогических условий:

- эмоциональная выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд;

- эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности;

- занятия на уроках будут строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

2. на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить:

а) содержание понятий «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; б) особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста;

3. на основе анализа научно-педагогической и методической литературы обосновать комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников;

4. проверить эффективность данного комплекса условий в экспериментальной работе;

5. разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на уроках; диагностика; целенаправленное педагогическое наблюдение; эксперимент; системный анализ и статистическая обработка материала.

Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А. Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л. С. Выготский, И. Г. Батоев, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кириллова, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков и др.).

Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, В. Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленский, А. В. Запорожец, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский).

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятностному характеру отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения в отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь частный признак.

Говоря о воображении как высшей психологической функции, можно заключить, обобщая, весь материал, в схему (Рис. 1) (19, с. 24).

Воображение

Виды Способы

Рис. 1 Виды и способы воображения, проявляющиеся в процессе человеческой деятельности

Данная схема показывает виды и способы воображения, которые проявляются у человека в процессе деятельности.

Рассмотрим схему более подробно.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

- синтез - это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа;

- аналогия - создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу;

- акцентирование - выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего);

- схематизация - это способ, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок);

- гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос);

- агглютинация - новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.

Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, дети формируют её образ, продумывают, из каких материалов она может быть изготовлена, как осуществить сборку.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение этого нового (чертеж, схему).

Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое.

Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное развитие в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.

Вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения в зависимости от того, на чем делается акцент - на сходстве данных процессов или на их различии.

Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке не рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психологических функций. Такую точку зрения развивали В. В. Абрамов, С. Д. Владычко, Т. Рибо, А. И. Розов.

Другая точка зрения, когда акцентируется внимание на сходстве воображения и мышления, и сходство доводится до тождества, при этом воображение утрачивает всякую специфику и сводится к мышлению, присуща А. В. Брушлинскому, В. Вундту, О. К. Тихомиров.

Вероятно, ближе всего к истине А. В. Петровский и М. Б. Беркинблит, характеризующие эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и неспособным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным.

С точки зрения Л. С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте (11, с. 45). Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отобранными будут те, в которых наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания.

Как очевидно, «круг замыкается:… Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением», - пишет Н. А. Дудина. В определенном смысле воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает «зону ближайшего развития» мышления (11, с. 56). Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Творческое мышление - это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.

Ряд исследований в экспериментальной психологии, посвященный анализу особенностей взаимодействия воображения и восприятия (Е. И. Игнатьев), зрительного восприятия знакомых и незнакомых детям изображений (К. И. Вересотская), влиянию условий восприятия (М. М. Нудельман, М. И. Ушакова, Ж. И. Шнор), изучению соотношения перцептивных и воображаемых компонентов в процессе восприятия предметных и сюжетных изображений (А. Н. Рязанова), позволяют говорить о том, что наличие определенных трудностей в восприятии объекта стимулирует деятельность воображения, творчество учащихся, т.е. работа воображения активизируется в условиях информационного дефицита. Это можно объяснить как явление компенсаторное, состоящее по сути в восполнении недостатка внешней стимуляции за счет внутренних информационных ресурсов.

Однако одного дефицита внешней информации, как фактора активизации воображения, еще далеко недостаточно. Необходимо наличие «строительного материала» для его восполнения, роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира и отложившиеся в его личном опыте .

Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л. С. Выготского, П. П. Блонского, З. М. Истоминой. Так, М. Б. Беркинблит отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать