Образование и личность
p align="left">Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" под-разумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреж-дений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предпи-санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, нау-чение определенным навыкам и действиям, которые должны соответст-вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост-раненных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио-нирование системы формального образования определяется господст-вующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политичес-кими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образо-вание", то под ним понимается несистематизированное обучение инди-вида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Нефор-мальное образование также является важной составной частью социа-лизации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе фор-мального образования в современном обществе оно играет вспомо-гательную роль.

По-сколь-ку со-вре-мен-ный спе-циа-лист дол-жен быть под-го-тов-лен так, что-бы все-гда быть го-то-вым ид-ти но-га в но-гу с про-грес-сом нау-ки и тех-но-ло-гии, его об-ра-зо-ва-ние долж-но вос-пи-ты-вать в нем спо-соб-ность как к ин-тел-лек-ту-аль-но-му твор-че-ст-ву, так и к ин-тел-лек-ту-аль-но ак-тив-но-му вос-при-ятию сде-лан-но-го дру-ги-ми. По пря-мо-му смыс-лу сло-ва, нау-ка - это то, че-му мож-но нау-чить или научить-ся, т. е. пе-ре-дать (и по-лу-чить) зна-ние и уме-ние или же до-быть это зна-ние и уме-ние са-мо-му. Об-ра-зо-ва-тель-ный про-цесс--это про-цесс пе-ре-да-чи и по-лу-че-ния зна-ния и уме-ния, под-кре-п-лен-ный до-бы-чей оно-го. А до-бы-ча зна-ния, соз-да-ние но-во-го зна-ния и уме-ния - это про-цесс фун-да-мен-таль-но-го ис-сле-до-вания, при-чем без-от-но-си-тель-но к то-му - при-клад-но-го или аб-ст-ракт-но-го. Для то-го что-бы этот про-цесс шел, не-об-хо-ди-ма со-от-вет-ст-вую-щая ат-мо-сфе-ра, ат-мо-сфе-ра ин-тел-лек-ту-аль-но-го лич-но-го об-ще-ния и не толь-ко в це-поч-ке уче-ник--учи-тель, но и во взаи-мо-дей-ст-вии учи-тель - учи-тель, уче-ник - уче-ник. Для это-го ну-жен уни-вер-си-тет.

Раз-ви-вая ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, мир, по край-ней ме-ре, мир об-ра-бот-ки и пе-ре-да-чи зна-ния ухо-дит от идеи кам-пус - цен-три-ро-ван-но-го уни-вер-си-те-та. К со-жа-ле-нию, все боль-шую при-тя-га-тель-ность при-об-ре-та-ет идея вир-ту-аль-но-го уни-вер-си-те-та. Но на-до по-нять, что об-ра-зо-ва-ние не мо-жет быть ре-аль-ным в вир-ту-аль-ном ми-ре вир-ту-аль-ных ре-аль-но-стей.

А для че-го же нуж-но ре-аль-ное об-ра-зо-ва-ние? Для то-го что-бы со-от-вет-ст-во-вать из-вест-ной мак-си-ме Воль-те-ра, что “толь-ко че-ло-век об-ра-зо-ван-ный, че-ло-век про-све-щен-ный сво-бо-ден”? Или по-том, что, по Бэ-ко-ну, - “зна-ние--си-ла”? Или, воз-вра-ща-ясь на зем-лю, по-то-му, что че-ло-ве-че-ско-му об-ще-ст-ву нуж-на хо-ро-шо вы-пол-нен-ная слож-ная ра-бо-та, тре-бую-щая, в свою оче-редь, хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ных ра-бот-ни-ков?

Хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ные ра-бот-ни-ки мо-гут быть по-лу-че-ны толь-ко с по-мо-щью сис-те-мы на-стоя-ще-го выс-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Да-вать выс-шее об-ра-зо-ва-ние, - значит, го-то-вить мо-ло-дых лю-дей к бу-ду-щей дос-та-точ-но слож-ной ра-бо-те. При этом ра-бо-та, по-лу-чае-мая по за-вер-ше-нии об-ра-зо-ва-ния, долж-на удов-ле-тво-рять как ра-бо-то-да-те-ля, так и ра-бот-ни-ка.

Ра-бо-та идет ус-пеш-но, и все сто-ро-ны взаи-мо-дей-ст-вия ис-пы-ты-ва-ют чув-ст-во удов-ле-тво-ре-ния, ес-ли мо-ло-дые ра-бот-ни-ки про-яв-ля-ют твор-че-ское от-но-ше-ние к де-лу и са-мо-от-да-чу, ес-ли они чес-то-лю-би-вы и при-том де-мон-ст-ри-ру-ют ко-манд-ный дух. Эти ка-че-ст-ва очень важ-ны. Ими дол-жен об-ла-дать лю-бой че-ло-век. Но они не мо-гут быть по за-ка-зу или при-ка-зу вло-же-ны в мо-ло-до-го че-ло-ве-ка. Они долж-ны быть раз-ви-ты в про-цес-се обу-че-ния, долж-но быть раз-ви-то то доб-рое, что в за-ро-ды-ше-вой фор-ме су-ще-ст-ву-ет в ка-ж-дом че-ло-ве-ке. По су-ще-ст-ву это--во-прос не об-ра-зо-ва-ния, а вос-пи-та-ния, во-прос фор-ми-ро-ва-ния це-ло-ст-ной лич-но-сти.

Но это-го ма-ло. Для ус-пеш-но-сти ра-бо-ты и удов-ле-тво-рен-но-сти ра-бо-то-да-те-ля и ра-бот-ни-ка мо-ло-дые лю-ди, при-сту-пая к ра-бо-те, долж-ны иметь пол-ную ин-фор-ма-цию обо всех, в том чис-ле но-вей-ших дос-ти-же-ни-ях в сво-ей об-лас-ти и об-ла-дать дос-та-точ-но глу-бо-ки-ми зна-ния-ми со-от-вет-ст-вую-щих фун-да-мен-таль-ных на-ук, умея все это при-ме-нить к де-лу. Та-кая по-ста-нов-ка во-про-са тра-ди-ци-он-на для ака-де-ми-че-ской об-ще-ст-вен-но-сти.

За-да-ча фор-му-ли-ру-ет-ся пре-дель-но яс-но: нау-чить мо-ло-дых лю-дей при-ме-нять весь ар-се-нал со-вре-мен-ных на-уч-ных ме-то-дов для дос-ти-же-ния тре-буе-мых ре-зуль-та-тов в кон-крет-ной об-лас-ти, лег-ко адап-ти-ру-ясь при этом к ме-няю-щим-ся ус-ло-ви-ям.

Ре-ше-на эта за-да-ча мо-жет быть толь-ко на ба-зе проч-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния. Ла-зер-ные тех-но-ло-гии, био-тех-но-ло-гии, ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, тех-но-ло-гии со-вре-мен-ных ма-те-риа-лов по-ка-зы-ва-ют, - что для то-го что-бы в на-ше вре-мя стать, ска-жем, хо-ро-шим ин-же-не-ром, не-об-хо-ди-мо по-лу-чить хо-ро-шее фун-да-мен-таль-ное об-ра-зо-ва-ние. Обу-че-ние фун-да-мен-таль-ным нау-кам долж-но тес-но со-сед-ст-во-вать с соб-ст-вен-ны-ми фун-да-мен-таль-ны-ми ис-сле-до-ва-ния-ми.

Здесь вста-ет за-ко-но-мер-ный во-прос: а за-чем то-му же ин-же-не-ру фун-да-мен-таль-ное зна-ние? Раз-ве не дос-та-точ-но кон-крет-но-го, ре-цеп-тур-но-го зна-ния, зна-ния - уме-ния де-лать ве-щи, ис-хо-дя из прак-ти-ки де-ла? Осо-бен-но, ес-ли в про-цес-се об-ра-зо-ва-ния изу-чить тща-тель-но и кон-цен-три-ро-ван-но, да-же обоб-щен-но всю пре-ды-ду-щую прак-ти-ку, до су-ти де-ла от-но-ся-щую-ся. Хо-чет-ся на-де-ять-ся, что от-вет на этот во-прос пред-став-ля-ет-ся са-мо-оче-вид-ным.

К со-жа-ле-нию, это не все-гда так. Ведь путь по-сте-пен-но-го при-об-ре-те-ния фун-да-мен-таль-ной нау-кой при-клад-но-го ка-че-ст-ва до-лог и тер-нист. Об-ще-ст-во, жи-ву-щее сию-ми-нут-ны-ми ин-те-ре-са-ми, не склон-но под-дер-жи-вать имен-но фун-да-мен-таль-ную ком-по-нен-ту об-ра-зо-ва-ния. Оно, об-ще-ст-во, со скри-пом го-то-во об-су-ж-дать во-прос о кад-ро-вом обес-пе-че-нии на-уч-но-тех-ни-че-ско-го про-грес-са, о кад-ро-вом со-про-во-ж-де-нии раз-во-ро-та ра-бот по соз-да-нию тех-но-ло-ги-че-ской ба-зы это-го про-грес-са, но оно и слы-шать не хо-чет об опе-ре-жаю-щем со-про-во-ж-де-нии, о ра-бо-те на пер-спек-ти-ву, что воз-мож-но толь-ко на ос-но-ве фун-да-мен-таль-ной нау-ки.

Фун-да-мен-таль-ная нау-ка внут-рен-не спо-соб-на к кад-ро-во-му са-мо-вос-про-извод-ст-ву. Для то-го что-бы эта ре-про-дук-тив-ная спо-соб-ность нау-ки не бы-ла по-дав-ле-на, не-об-хо-ди-мы как ин-сти-ту-ты эли-тар-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния, так и со-от-вет-ст-вую-щий уро-вень ма-те-ма-ти-че-ской ес-те-ст-вен-но-на-уч-ной и гу-ма-ни-тар-ной фун-да-мен-таль-но-сти во всей ши-ро-кой се-ти выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний стра-ны.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществеинститутом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования. Наиболее важные из социальных функций института образования:1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредст-вом института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории чело-вечества образование являлось главным источником знаний, инструмен-том просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особен-ности, а стало быть, система образования играет исключительно важ-ную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психо-логии.2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социали-зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.

Содержание осуществляемого системой образова-ния процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиоз-ное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осущест-вляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях. 3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса уст-роена таким образом, что она дает возможность уже на самых началь-ных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студен-тов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями.

4) Функция социального и культурного изменения является прерога-тивой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образо-вания и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени стано-вятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретичес-кие и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечи-вают повышение качества специалистов.

Пер-вич-ным в по-ни-ма-нии при-ро-ды нау-ки яв-ля-ет-ся ее воз-дей-ст-вие на са-мо-го че-ло-ве-ка, на сис-те-му его ин-те-ре-сов, по-треб-но-стей и воз-мож-но-стей к дей-ст-вию в ор-га-ни-за-ции сво-его бы-тия и его со-вер-шен-ст-во-ва-ния. Нау-ка не есть не-что внеш-нее по от-но-ше-нию к сущ-но-сти че-ло-ве-ка, она, ско-рее, свя-за-на, так ска-зать, с са-мой его су-тью. По-след-няя вы-ра-жа-ет-ся, пре-ж-де все-го, в по-треб-но-стях че-ло-ве-ка. Имен-но по-треб-но-сти, их, так или ина-че, упо-ря-до-чен-ные сис-те-мы оп-ре-де-ля-ют то, что мож-но на-звать фе-но-ме-ном че-ло-ве-ка. По-треб-но-сти че-ло-ве-ка весь-ма раз-но-об-раз-ны, ие-рар-хи-че-ски ор-га-ни-зо-ва-ны и ис-то-ри-че-ски мно-гие из них об-нов-ля-ют-ся. В на-ше вре-мя при-ня-то вы-де-лять три ви-да ба-зис-ных по-треб-но-стей: ви-таль-ные (био-ло-ги-че-ские), со-ци-аль-ные (при-над-леж-ность к оп-ре-де-лен-ной груп-пе) и по-зна-ния. “По-след-нюю груп-пу ис-ход-ных по-треб-но-стей, - пи-шут П. В. Си-мо-нов и П. М. Ер-шов, - со-став-ля-ют иде-аль-ные по-треб-но-сти по-зна-ния ок-ру-жаю-ще-го ми-ра и сво-его мес-та в нем, по-зна-ния смыс-ла и на-зна-че-ния сво-его су-ще-ст-во-ва-ния на зем-ле как пу-тем при-свое-ния уже имею-щих-ся куль-тур-ных цен-но-стей, так и за счет от-кры-тия со-вер-шен-но но-во-го, не-из-вест-но-го пред-ше-ст-вую-щим по-ко-ле-ни-ям. По-зна-вая дей-ст-ви-тель-ность, че-ло-век стре-мит-ся уяс-нить пра-ви-ла и за-ко-но-мер-но-сти, ко-то-рым под-чи-нен ок-ру-жаю-щий мир. Его за-га-доч-ность так труд-но пе-ре-но-сит-ся че-ло-ве-ком, что он го-тов на-вя-зать ми-ру ми-фи-че-ское, фан-та-сти-че-ское объ-яс-не-ние, лишь бы из-ба-вить-ся от бре-ме-ни не-по-ни-ма-ния, да-же ес-ли это не-по-ни-ма-ние не-по-сред-ст-вен-но не гро-зит ему ни го-ло-дом, ни опас-но-стью для жиз-ни”.

Весь-ма важ-но от-ме-тить, что по-треб-ность по-зна-ния не яв-ля-ет-ся про-из-вод-ной от био-ло-ги-че-ской и со-ци-аль-ной по-треб-но-стей, а ве-дет свое про-ис-хо-ж-де-ние от уни-вер-саль-ной, свой-ст-вен-ной все-му жи-во-му по-треб-но-сти в ин-фор-ма-ции. По-след-нее на-хо-дит свое от-ра-же-ние, на-при-мер, в том, что В. А. Эн-гель-гардт к чис-лу ат-ри-бу-тов жиз-ни от-но-сил уз-на-ва-ние. Ес-ли не при-зна-вать стрем-ле-ние к по-зна-нию в ка-че-ст-ве ба-зис-ной по-треб-но-сти че-ло-ве-ка, то ее ни-шу зай-мут иные, вспо-мо-га-тель-ные по-треб-но-сти, сре-ди ко-то-рых осо-бо аг-рес-сив-на во-ля к вла-сти. “По-ка мы не при-зна-ем, - пи-шет Г. Баш-ляр, - что в глу-би-нах че-ло-ве-че-ской ду-ши при-сут-ст-ву-ет стрем-ле-ние к по-зна-нию, по-ни-мае-мо-му как долг, мы бу-дем склон-ны рас-тво-рять это стрем-ле-ние в ниц-ше-ан-ской во-ле к вла-сти”.

Удов-ле-тво-ряя и раз-ви-вая по-треб-но-сти по-зна-ния, че-ло-век де-ла-ет воз-мож-ным свое ком-плекс-ное, це-ло-ст-ное раз-ви-тие. Нау-ка соз-да-ет иде-аль-ный мир, сис-те-му иде-аль-ных пред-став-ле-ний о ми-ре, пред-ва-ряя этим прак-ти-че-ские дей-ст-вия. Тем са-мым нау-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ря-дом взаи-мо-до-пол-няю-щих функ-ций в жиз-не-дея-тель-но-сти и лич-но-сти, и об-ще-ст-ва. При об-щей оцен-ке иде-аль-но-го ми-ра, ми-ра зна-ний осо-бо об-ра-ща-ют вни-ма-ние на два ас-пек-та. Пре-ж-де все-го, от-ме-ча-ет-ся, что во-вле-че-ние в на-уч-ную дея-тель-ность, при-об-ще-ние к сфе-ре зна-ний по-вы-ша-ет и об-щую куль-ту-ру че-ло-ве-ка. Как ска-зал А. Пу-ан-ка-ре: “ Че-ло-век не мо-жет от-ка-зать-ся от зна-ния, не опус-ка-ясь, по-это-му-то ин-те-ре-сы нау-ки свя-щен-ны. Дан-ная оцен-ка нау-ки до-пол-ня-ет-ся ее ха-рак-те-ри-сти-кой как стра-те-ги-че-ско-го ре-сур-са об-ще-ст-ва. “В ка-че-ст-ве по-ка-за-те-ля на-цио-наль-но-го бо-гат-ст-ва, - пи-шет А.Б. Ми-гдал, - вы-сту-па-ют не за-па-сы сы-рья или циф-ры про-из-вод-ст-ва, а ко-ли-че-ст-во спо-соб-ных к на-уч-но-му твор-че-ст-ву лю-дей”.

В раз-ви-тии нау-ки во-пло-ще-на, пре-ж-де все-го, эво-лю-ция мыш-ле-ния че-ло-ве-ка, его ин-тел-лек-та. Имен-но нау-ка ра-ди-каль-ным об-ра-зом со-дей-ст-ву-ет ста-нов-ле-нию и обо-га-ще-нию аб-ст-ракт-но-ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния, де-лая его все бо-лее утон-чен-ным и изо-щрен-ным. Вме-сте с тем при-ро-да че-ло-ве-ка да-ле-ко не сво-дит-ся к мыс-ли-тель-ной дея-тель-но-сти. Важ-ней-шей ха-рак-те-ри-сти-кой жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся ее эмо-цио-наль-но-нрав-ст-вен-ный ас-пект, пред-став-ле-ния о ко-то-ром во-пло-ще-ны глав-ным об-ра-зом в ис-кус-ст-ве. Со-от-вет-ст-вен-но это-му взаи-мо-дей-ст-вие нау-ки и ис-кус-ст-ва обу-слов-ли-ва-ет це-ло-ст-ное раз-ви-тие че-ло-ве-че-ской лич-но-сти, по мень-шей ме-ре, ее ду-хов-но-го ми-ра.

Нау-ка есть по-сти-же-ние ми-ра, в ко-то-ром мы жи-вем. Со-от-вет-ст-вен-но это-му нау-ку при-ня-то оп-ре-де-лять как вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ную и вы-со-ко-спе-циа-ли-зи-ро-ван-ную дея-тель-ность по про-из-вод-ст-ву объ-ек-тив-ных зна-ний о ми-ре, вклю-чаю-щем и са-мо-го че-ло-ве-ка. Вме-сте с тем про-из-вод-ст-во зна-ний в об-ще-ст-ве не са-мо-дос-та-точ-но, оно не-об-хо-ди-мо для под-дер-жа-ния и раз-ви-тия жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка. Что-бы по-лу-чить хо-ро-шую ра-бо-ту, мо-ло-дой че-ло-век дол-жен про-де-мон-ст-ри-ро-вать пол-ное и жи-вое зна-ние то-го, что и как де-ла-ет-ся пря-мо сей-час в из-бран-ной им об-лас-ти че-ло-ве-че-ской ак-тив-но-сти. Что-бы удер-жать это ра-бо-чее ме-сто че-рез пять лет по-сле окон-ча-ния уни-вер-си-те-та, он дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван с тем, что-бы на этом фун-да-мен-те уметь по-стро-ить но-вое зда-ние но-во-го кон-крет-но-го зна-ния в со-от-вет-ст-вии с но-вы-ми тре-бо-ва-ния-ми дня. Что-бы че-рез де-сять - пят-на-дцать - два-дцать лет стать ли-де-ром, ру-ко-во-ди-те-лем не по вы-слу-ге лет и по фор-ме, а по су-ти де-ла, вы-пу-ск-ник уни-вер-си-те-та дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван в гу-ма-ни-тар-ной об-лас-ти, в об-лас-ти на-ук о че-ло-ве-ке, на-ук со-ци-аль-ных.

Рос-сия мо-жет иметь дос-той-ное бу-ду-щее лишь на пу-ти со-хра-не-ния и раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния и соз-да-ния но-вых со-вер-шен-ных тех-но-ло-гий. Все-сто-рон-няя об-ра-зо-ван-ность на-се-ле-ния - глав-ная опо-ра нау-ки. Фун-да-мен-таль-ная нау-ка от-ве-ча-ет это-му ус-ло-вию.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

Перемены в высшей школе в 90-е гг. XX века были связаны с созданием и использованием новых педагогических технологий. В основу их разработки закладывается идея о том, что современное образование для молодого человека должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, т.е. к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы подготовки кадров, которая вписала бы профессиональное образование в контекст культуры.

В решение этой сложной проблемы видится несколько направлений работы. Прежде всего, необходимо повышение уровня и содержания гуманитарного образования. Нужно, чтобы высшая школа обеспечивала общекультурную подготовку молодежи и формировала способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения всякой проблемы для специалиста любой сферы деятельности. Гуманитарное мышление - это умение включать человеческое сосуществование как обязательное условие решения всякой задачи. Это может быть осуществлено при расширении культурологической компоненты предметов гуманитарного цикла: изучение вопросов искусства, использования человеком достижений науки, их роли в истории цивилизаций; экологическая подготовка (взаимосвязь "природа", "социум", "культура"); валеологическая культура. Кроме того, актуальность развития гуманитарного мышления обусловлена и тем, что с утратой значения авторитарных форм управления обществом, социальная защищенность человека все более будет зависеть от его умения и способности к социально-психологической адаптации в постоянно меняющемся мире.

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом, и российского образования в частности, привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Жизнь ребенка в школе -- это не только усвоение учебной информации, но и накопление социального опыта, открытие себя и познание других. Важнейшую роль и в том, и в другом случае играет личность педагога, его ценности, отношение к себе, к другим и к миру. Несмотря на важность рассмотрения вопроса о внутриличностной динамике ценностей, смыслов и мотивов педагогической деятельности, разработка этой проблемы пока недостаточна.

В отечественной психологии сформировались нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и анализу ценностей.

С точки зрения первого подхода, ценности -- это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Д.А. Леонтьев считает, что одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы -- выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Необходимо отличать реальные ценности от идеалов, формулируемых в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации в социальной общности, если адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. “Только “ценность”, а именно в значении “чего-то, что хотели бы иметь все”, делает идеологию идеалом” (Д.А. Леонтьев).

Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей. К. Клахон на вопрос “Почему существуют ценности?” отвечает: “Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей”. С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценности. Если анализировать ситуацию, сложившуюся в российском образовании, то мы видим как резко сменились его ориентиры: с формирования всесторонне и гармонически развитой личности (идеологизированный идеал) на формирование самостоятельной, компетентной, способной к проектированию своего жизненного пути личности.

Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, духовной психологией как особой формой рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипорова), психологией переживания Ф.Е. Василюка, концепцией диалога А. Хараша, психологией личности и сущности человека А. Орлова и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего “его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты” (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Б.С. Братусь вводит представление о двух плоскостях человеческого развития -- горизонтальной (движение деятельности и времени, деятельности во времени) и вертикальной -- смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальной плоскости. “Лишь будучи пронизанной общим смысловым отношением деятельность приобретает личностный оттенок, способность отражать, являть через себя личность” (Братусь). Эти идеи мы обнаруживаем в текстах М.М. Бахтина: субъективная целостность личности является смысловой целостностью, а пространство и время -- средства реализации его смысловой организации. Осознавать самого себя активным -- значит освещать себя предстоящим смыслом; “вне его меня нет для самого себя” (Бахтин). Личность раскрывается в авторском “прочтении” социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального способа жизни, в особом способе существования человека. Такое авторство предполагает осуществление выбора, взятие ответственности за происходящее на себя и определенный риск. Не каждый способен вести такой образ жизни. В основе включенности личности в социокультурные связи лежат личностные ценности.

Личностная ценность -- идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

Личностные ценности составляют мотивационную основу поведения. В отличие от потребностей, которые динамичны, зависят от обстоятельств и внутреннего состояния субъекта, личностные ценности выражают стабильные, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта. Можно согласиться с пониманием ценности “как аспекта мотивации, соотносящегося с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией” (Д.А. Леонтьев). Личностные ценности задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности. Для реализации личностных ценностей важна их совместимость с целями групповыми и, в целом, социальными. Личностные ценности связаны с целями. По мнению многих авторов, нет принципиального различия в содержании жизненных целей и ценностей личности. Ценности становятся действенными, если обретают личностный смысл для человека, и основная их функция -- регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях. В общем виде цель можно определить как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности протекать более эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986.

2. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1997.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995.

4. Немов Р.С. Практическая психология. 1997.

5. Практика персонального образования. // Под ред. Крупнова Ю.В., М.: 2000/

6. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

8. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997

10. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. - СПб, 1997

11. Психология личности и образ жизни. Сб. ст. Отв. ред. Шорохова Е. В. - М., 1987.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать