Образовательная программа школы "Буратино" (0 класс)
p align="left">Учитель рассказывает еще об одной форме отсчета времени, найденном человеком- календаре.

2. Беседа- рассказ:

Календарь- это перечень дней в году. В году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывного календаря, посмотрите, какой он толстый. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12.

- Какие месяцы вы знаете?

-Какой месяц идет сейчас?

-Зачем людям нужен календарь? В чем он помогает?

3. Обобщение и вывод:

С помощью календаря люди могут планировать свою жизнь- что им делать, к чему готовиться и так далее.

Но были времена, когда у людей не было календарей. Свою жизнь они рассчитывали по солнцу, луне, звездам.

Наш календарь появился давно, его родина- Древний Египет (показ на карте).

Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом, на небе всегда появляется яркая звезда, которая называется СИРИУС.

Именно в этот день начинался разлив реки Нил. Египтяне высчитали: от одного появления звезды Сириус до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 равных частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся5 дней поместили как довесок в конце года.

Так появился календарь.

4. Высказывания детей о календарях дома, о праздниках семьи, дети показывают в календарях свои дни рождения.

Обсуждение с детьми идеи создания своего календаря жизни класса.

5. Итог занятия: -Что нового узнали сегодня?

Зачем нужен календарь?

3.2 Развитие речи

Тема занятия: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-С

Цели: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков З-С,

учить дифференцировать эти звуки, называть слова,

в которых они слышатся, вычленять эти фразы слова,

содержащие тот или иной звук;

совершенствовать речь как средство общения;

приучать детей к самостоятельности ответов и

суждений.

Ход занятия:

1. Вступление:

Напоминаю детям известные им песенки- звуки:

ззз- песня комара, ссс- вытекающая из крана вода и выпуск воздуха лопнувшего мяча.

- Давайте условимся, если вы слышите звук ззз- прогоняйте комара легким отмахивающим движением руки, услышите ссс- умывайтесь, не касаясь ладонями лица. За мной звуки не повторяйте, а показывайте движения. (Учитель произносит вперемежку 8-10 звуков.)

2. Задания:

- Я буду произносить слова, а вы показывайте движениями, какой звук слышите в начале слова:

Сахар, синичка, зимородок (пояснение значения слова),золотой, синий, суровый, заяц, землеройка (пояснение), слева.

- Я назвала вам много слов со звуками з-с, а какие слова назовете вы?

- Я сейчас расскажу вам про этих птиц ( иллюстрация сороки).

- Кто они такие?

- Как выглядят?

- Теперь я произношу предложение, а вы попробуйте определите, что это за предложение: загадка, скороговорка или пословица:

СОРОК СОРОК В КОРОТКИЙ СРОК

СЪЕЛИ СЫРОК.

Правильно, это скороговорка.

(Объясняю детям, что такое скороговорка, как надо проговаривать звуки, слова).

Дети сначала все вместе, затем по одному учатся произносить ее быстрее, затем еще быстрее.

Какие скороговорки вы знаете?

3. Подведение итогов:

отметить активных детей, успешно работающих.

3.3 Обучение грамоте

Тема занятия: Знакомство с согласными звуком и буквой Х.

Цели: Учить запоминать стихотворения, выразительно читать его,

передавать отношение к содержанию;

упражняться в написании букв, определять позицию

звука в слове,

знакомить с согласными звуком и буквой Х, учить

дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы в

словах,

развивать речь детей как средство общения.

Ход занятия:

1. Заучивание наизусть стихотворения про букву Х:

Х- забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

(В. Степанов)

2. Чтение рассказа «Утро в деревне» учителем:

«Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха! Кругом тихо, красиво. Хорошо в деревне!

Назовите слова со звуком Х, которые были в рассказе.

3. Практическое задание:

Это домик хомячка. В нем тоже живут буквы. Слева на всех этажах буква Х, а справа- гласные. Напишите их:

А-Я У-Ю Ы-И Э-Е О-Е

Чтение слогов.

4. Определение позиции звука Х в словах:

Хлеб, хорек, уха, хорошо, шалаш. (Дети говорят, где нет звука).

5. Физминутка «Хомячок»

6. Практическая работа:

- Игра «Буква потерялась»: в пустые квадраты вписать букву Х и прочитать слова.

-Назвать предметы, нарисованные на листе. Записать эти слова:

МУХА ХЛЕБ

Подчеркнуть синим фломастером согласные буквы, красным - гласные.

7. Подведение итогов занятия, выявление активно работающих детей.

Групповое логопедическое занятие по исправлению дисграфии.

Дифференциация букв Б-Д ( 2 класс)

Цели занятия: научить различать прописные буквы Б-Д, уточнить и обогатить словарь имён существительных; развивать пространст-

венную ориентацию, зрительный гнозис, воспитывать бережное отношение к миру животных и растений.

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки и карточки для тактильного восприятия; индивидуальные зеркала, набор элементов букв, карточки для самостоятельной работы.

Ход занятия.

* Выделение звуков/б/ и /д/ из слов-отгадок.(слайд №1 из презентации)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

-Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям - друг. (дятел)

*Сравнение артикуляционного уклада.

Л: Как работает артикуляционный аппарат? Сравните артикуляционный уклад при произнесении звуков /б/ и / д/.

(индивидуальные зеркала, слайд №2)

Д: При произнесении звука/б/, губы смыкаются, при произнесении звука /д/-язык касается верхних альвельол, губы приоткрыты.

* Обозначение звуков буквами и сравнение их графического начертания.

Л: Какой буквой обозначаем звук /б/, (/д/)? В чём сходство и различие в написании?

Д: Сходные элементы-овалы, различные палочка с закруглением вверху вправо и палочка с петлёй внизу.

Л: Соотнесите буквы с изображениями белки и дятла.

Д: Буква Б похожа на белочку, а буква Д похожа на дятла.

(наложение буквы на изображение)

Л: Чтобы лучше запомнить начертание букв, Б будем писать красным , Д-зелёным карандашом.

*Работа с карточками. Дописывание недостающих элементов.

*Конструирование букв Б-Д из элементов.

*Развитие зрительного гнозиса м пространственной ориениации.

Л: Какую букву видите? Где она расположена по отношению к остальным?(слайды №3-4). Работайте сигнальными карточками.

1. 2. 3.

3. 4.

Л: Каких животных вы видите? В названии какого из них есть буква Б илиД?

Д: В слове медведь есть буква Д на третьем месте.

*Работа с ребусом « Животные»( )

Л: Постарайтесь запомнить как можно больше названий хивотных.

* Работа в тетрадях.

Л: Припомните названия животных, в написании которых есть буквы Б или Д.

Д: белка, медведь, барсук, баран и т. д.

Л: Запишите слова в тетрадь, выделяя буквы Б, Д разным цветом. Припомните как животные описаны в загадках.Составьте и запишите предложения(1-2) .Например: «Крокодил живет в реках Африки».

* Итог занятия.

Л.: Какая у нас была цель? Какие опоры помощники можно использовать. Чтобы не ошибиться в написании букв?

Д: Мы учились различать на письме буквы Б,Д. Помощники-артикуляционный уклад, сходство букв с белочкой и дятлом.

4. Конспект логопедического (группового) занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях"

Цель:

1.Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

Задачи:

учить детей дифференцировать звуки,обогащать словарь детей;

развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;

способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д;

Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;

Карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем проговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

- Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков.)

- Это очень похожие слова уточка-удочка.

- А чем они различаются? (Второй звук т, в слове уточка.)

- В слове удочка второй звук д.

- Какой второй звук в слове уточка? (Звук т.)

- А какой второй звук в слове удочка? (Звук д.)

На доску вывешивается слова, уточка - удочка.

- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

- Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)

- Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.)

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.)

- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)

- А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит.)

- Значит, звук произносится без голоса.

- Какой вывод можем сделать?

Вывод

Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, а звук т произносится без голоса, он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами.)

- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ, дэ.

- Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог.)

6. Дифференциация звуков в слогах

- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

- ТА, ТО, ТУ;

- ДА, ДО, ТУ;

- А что образуется из слогов? (Слова.)

- Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

- Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1.)

- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

- Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

- Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)

- Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня.)

- Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)

- Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)

- Что находится под тарелкой? (Ведро.)

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения.)

8. Дифференциация звуков в предложении

- Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

- Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ.)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

- Придумайте продолжение нашему рассказу.

Вариант 1

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Вариант 2

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

- Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

- Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д.)

- Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т - согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)

- Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

Тема. Звук С

Цель: закрепление правильного произношения звука С. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения.

Оборудование: фишки для составления схем; набор картинок для деления слов на слоги; таблица предложений.

1.Организационный этап.

· Посмотрите на картинку, назовите слова со звуком С и определите позицию этого звука в слове (лес, сова, снег).

2.Постановка цели.

· Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидают интересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.

· Что нам нужно помнить? (артикуляция и характеристика звука С).

а) - У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только "снежные" слова из всех сказанных ею. Итак, слушайте внимательно:

снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка*, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок*.

Дети отбирают соответствующие картинки.

б) из всех слов подобрать картинки к данным схемам

снег сне жок сне го пад

в) -- А тут нас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостик выстроить из предложений, которые нужно составить из слов.

Соня, купить, сок. Соня, катать, коляска.

г) Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиньм. Он выстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятся звери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже -- в названии которых два слога. На третьем этаже - звери и птицы, в названии которых три слога.

· Помогите Самоделкину расселить птиц и зверей в домике (набор картинок с изображением птиц, зверей, в названии которых присутствует звук С).

3.Физминутка.

А сегодня у зимы новоселье, Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога А какой ширины? Вот такой ширины.

4.Образование новых слов способом словосложения. Встреча с Петрушкой.

Петрушка огорчен, он получил от Знайки задание:

из двух слов составить одно.

Например: листья падают - (листопад) лес рубит - (лесоруб)* первый класс - (первоклассник)* дрова сечь - (дровосек)* снег падает - (снегопад) сено косят - (сенокос) пыль сосет - (пылесос) сам летит - (самолет) сам катит - (самокат)

Предложить придумать предложения с этими слова

ми.

5.Итог занятия.

Какой звук повторяли? Какие слова составляли из двух слов? Найти три игрушки, названные этими словами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать