Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
p align="left">Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Например, в определении «Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля», с помощью первого приёма разъясняется следующее: «место, где от снега открылась земля», а с помощью второго приёма указано па связь с исходным словом (проталина - протаять). Кроме основных приёмов семантизации применяется ряд дополнительных.

Один из них - сопоставление неизвестного слова с известным - синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой).

Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета. Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).

Подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова. Выбор дополнительного приёма семантизации незнакомого слова определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением - контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним. Выяснив семантику слова, необходимо отметить его однозначность или многозначность, подобрать близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходить к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, ученики начинают учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1. на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

2. зрительное;

3. понятийное.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого преподаватель пробует заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант - это тоже работа со словом Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58..

Возможно использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

Первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры «Кто больше?» Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении.

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, «объёмно» представление о языке как системе систем.

Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).

2. Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).

3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов).

4. Зрительные диктанты.

5. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.

6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц) Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999. С. 23..

2.3 Работа с орфографическим словарем в начальной школе

Орфографические словари - словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые (например, «Орфографический морской словарь». - М., 1974), словари-справочники для работников печати, школьные.

Большое внимание на уроках русского языка уделяется работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.

К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 263..

3. Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический.

Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных - безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма - морфема - буква.

Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря - ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова.

Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка:

1. Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой.

2. Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

3. Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.

В качестве примера словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе, предлагаю анализ урока русского языка в третьем классе, а так же отдельных упражнений, используемых в работе преподавателя и построенных на основе принципов, описанных в теоретической части работы.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».

Цели:

1. Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения.

2. Выработать умения и навыки по применению этого правила.

3. Развивать умения анализировать, делать обобщения и выводы.

4. Воспитывать внимание и интерес к языку.

Ход урока

Этап урока

Речь учителя (ответы детей)

Использование доски

Работа в тетради

I. Чистописание

Посмотрите на слова, выделите одно слово (задачам - т. к. оно не в начальной форме). Слово стирается с доски.

На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех существительных ед. ч.
Напишите мягкий знак, чередуя его с выделенными буквами.
- Что общего у всех выделенных букв?

1 строчка: рожь, мелочи, мышь, мыши, шалаши, воробьи;

2 строчка: вещь, задачам, ландыши, циркачи, печь, ковши.

ь ж ь ч ь ш ь щ

II. Словарь

Словарное слово спряталось в словах 1 строчки. Поставьте этот глагол в неопределенную форму.
- Какие значения у этого слова? (осуществить вычисления; обдумав, придти к необходимости осуществить какие-либо шаги, действия, поступки)
Вспомните, какое слово мы исключили на чистописании? (Задачам.)
Составить предложение с этими словами по схеме.

Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение

Решишь, решить

Катя решила трудные задачи.

III. Формулирование темы урока

Из слов, записанных на доске выписать слова, стоящие в форме ед. ч., в столбик.
- Что объединяет эти слова? (объявление темы урока).
А в другой столбик запишем слова, которые я загадала:

- небольшое насекомоядное насекомое с иглами на теле.
- мягкая часть печеного хлеба
- суп со свеклой и другими овощами.
- искусственный камень-брусок из обожженной глины, употребляемый для построек.

- Сравните два столбика.
Что общего, чем отличаются?
Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих.

Рожь еж
Мышь мякиш
Вещь борщ
Печь кирпич

IV. Физминутка

Изобразите фразу:

Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.

V. Закрепление

Запишите под диктовку слова: луч, помощь, нож, ночь
Объяснить правописание.
В словах спряталось еще одно слово (Ложь).
Подберите к нему антоним. К антониму однокоренное прилагательное, глагол.

Луч, помощь, нож, ночь.

Ложь - правда, правдивый, оправдать.

VI. Самостоятельная работа

А теперь мы проверим, насколько Вы поняли, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих.
Слова, (См. стоящие во мн. числе, записать в форме ед. ч.
Сравните с доской, если у Вас также, пользуясь кодом, разгадайте последнее слово.

Молодцы!

Код:

Из 1 слова - 1 буква;

Из 7 слова - 2 буква;

Из 3 слова - 3 буква;

Из 4 слова - 4 буква;

Из 5 слова - 4 буква;

Из 6 слова - 1 буква;

Из 2 слова - 2 буква;

Мелочь, мышь, шалаш, воробей, ландыш, циркач, ковш.

VII. Итог урока.

- Что нового узнали? Что запомнилось?

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания. Словарно-орфографическую работу на уроках можно так же проводить в игровой форме (см. приложение). Для этого организуются «Словарные эстафеты».

«Словарные эстафеты» проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т. к. оценка за карточку ставится всему ряду.

Цель: Формирование орфографического навыка в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Готовясь к уроку, ребята обращаются к орфографическому словарю, чтобы запомнить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными по тематическим группам: фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки и т.д.

Задание: Класс делится на две группы: покупатели и продавцы. На подготовительном уроке распределяем, кто из ребят продавцом каких товаров будет. Каждый продавец дома готовит витрину своего отдела: на альбомном листе красиво и разборчиво, а главное, правильно пишет перечень товаров своего отдела и украшает этот перечень рисунком. Затем «витрины» выставляются для обозрения учащихся. Их цель - запомнить правильное написание как можно большего числа слов. «Витрины» убираются, а учащиеся записывают в тетрадь слова, которые запомнили. Выигрывает тот, кто правильно запомнил большее количество слов.

Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус или загадку. Например:

«Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки (Горох)».

Затем учитель объясняет значение слова, вспоминает вместе с учениками, где встречали его. Идет работа на запоминание, можно использовать мнемотехнику: на что похоже, с чем связано слово.

В следующем упражнении «Узнавание слова» Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Показывается печатная карточка с выделенной буквой. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем уроке предлагается узнать слово в тексте:

«На жарком солнышке подсох

и рвется из стручка горох».

Подбираются к слову подходящие по смыслу слова, которые обозначают признак предмета. Горох (какой?) зеленый, спелый, кудрявый, в стручках, вкусный, круглый.

В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие задания:

1. Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.

2. Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря.

3. Спишите текст, вставив словарное слово.

4. Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря.

Таким образом, благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка у учащихся увеличивается интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

Заключение

Итак, принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа.

Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем:

1. усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка;

2. обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;

3. воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других;

4. поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку.

Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников. Одним из направлений словарной работы на уроке русского языка в начальной школе является работа с орфографическим словарем.

Орфографический словарь содержит языковую информацию, которая способна найти место на каждом уроке русского языка. Настоящий словарь для ребенка не заменить ни списком самых важных слов в конце учебника, ни самодельными книжками-малышками. Вся словарная работа проводится с помощью словарей, которые становятся друзьями и помощниками каждого ребенка, приучая его к самостоятельному поиску знаний, без чего невозможно представить современного человека Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - № 5. С. 8-15..

Список литературы

1.
Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся // Начальная школа. - №7. - 2003.

2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. - М.: Просвещение, 1977. - 152 с.

3. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». - 1999. - №5. С. 39-40.

4. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - 478 с.

5. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. - №02. - 2002.

6. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999.

7. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. - №6. - 1999.

8. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». - «Знание». - №3. - 1984.

9. Бондаренко С.М. Работа над ошибками в начальной школе // Серия «Педагогика и психология». - «Знание». - №3. - 1984.

10. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - 478 с.

11. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - №5. С. 8-15.

12. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». - 1989. - №2. С. 34-36.

13. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». - 1998. - №2. С. 32-35.

14. Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - 478 с.

15. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. - №5. - 2001.

16. Примерные программы начального образования. Русский язык. - М.: Просвещение - АСТ, 2004. - 75 с.

17. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 76 с.

18. Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии // «Русский язык в школе». - 2002. - №1. С. 36-38.

19. Скороход Л.К. Словарная работа русского языка. - М.: ВЕЧЕ, 1990. - 96 с.

20. Тоцкий П.С. Орфография без правил. - М.: Центр, 1991. - 218 с.

21. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

Приложение

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Проверка по текущим темам

Развивающие задания, закрепление пройденных тем

Со словом с непроверяемым написанием

Тема: «Число имен существительных».

1. Вставить пропущенные буквы в слова

Вороб…и, к…ровы, карандаш…, щ…нки, с…кунды, з…дачи.

2. Найти слово, где количество букв и звуков не совпадает, образовать от него однокоренное слово, с уменьшительно-ласкательным значением (воробьи-воробышек).

3. Записать слова в форме единственного числа (воробей, корова, карандаш, щенок, секунда, задача).

4. Догадаться какое слово спрятано (в 3 пункте)
В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» ворона.

5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные.

6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти.

Проворонила ворона вороненка.

Тема: «Правописание приставок».

1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок

Надстроить, надписать, залезать, замерзать, перевоз, переходить.

2. Указать части речи

3. Найти «лишнее» слово (перевод) разобрать его по составу.

4. «Собрать» словарное слово (п. 1) налево

5. Указать часть речи, подобрать антоним.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Записать под диктовку, комментируя написание безударных гласных.

Озябнешь, барабанишь, окружают, рыбачите, обманываешь, настелишь, аромат.

2. Выделить «лишнее» слова (Аромат).

3. Назвать глаголы с приставками.

4. Определить число глаголов.

5. Разгадать спрятанное слово (по начальным буквам).

6. Работа над лексическим значением слова оборона - боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района.

7. Подобрать антонимы: оборона - нападение, оборонительный - наступательный.

8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил - победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение.

Тема: «Правописание прилагательных мужского и среднего рода».

1. Под диктовку: большой, громкий, интонация, замкнутое, вместе, весеннее, инициатива, утренний.

2. Выделить 1 слово (наречие), составить с ним предложение по схеме:

____._._._. _ _ _ ______._._.

3. Оставшиеся слова разбить на 2 группы (прилагательное и существительное).

4. В прилагательных определить род, выделить окончания.

5. Догадаться, какое слово загадано (по вторым буквам).

6. Найти значение слова орнамент в толковом словаре.

7. Составить орнамент, используя буквы и элементы букв этого слова.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Записать слова, вставив пропущенные буквы.

Прос…ться, перенос…т, почувству…шь, встан…шь, прокладыва…шь, след…шь.

2. Определить спряжение и лицо глаголов.

3. Выделить «лишнее» слово.

4. Словарное слово состоит из 6 букв:
п _ _ _ _ь.

5. Лексическое значение слова печаль - чувство грусти, скорби, состояние душевной горести.

6. Образовать: а) прилагательное жен. р., б) наречие - что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвр. значении неопределенной формы от 3 л.»)

Тема: «Правописание безударных гласных».

1. Записать под диктовку

Переселить, лесник, адрес, товарищ, отлетел, коротенький.

2. Сгруппировать (рассматриваются 2 варианта: по частям речи и по проверяемости - непроверяемости безударных гласных)

3. Объяснить значение словарного слова платок.

Платок - предмет одежды, кусок ткани или вязанное трикотажное изделие обычно квадратной формы.

4. На каждую букву слова подобрать другое слово; относящееся к одежде.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Под диктовку:

светлеешь, ездите, колешь, реет, ехать, тают.

2. В каком слове нет орфограммы в окончании?

3. Определить лицо глаголов.

4. По начальным буквам собрать слово.

5. Объяснить лексическое значение. Секрет-то, что держится в тайне, скрывается от других.

6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что…».

7. Образовать однокоренные слова.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях