Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности
p align="left"> В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название “формирующий”.

2.2. Содержание методики констатирующего

и формирующего экспериментов; организация

исследования

В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.

Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.

Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.

Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.

Цель констатирующего эксперимента - выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.

Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции - это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.

При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.

До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.

Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.

В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:

знание картины;

понимание сюжета;

понимание элементов формы, цвета, величины -константность;

восприятие целостного изображения - целостность;

преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими - избирательность;

зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности - апперцепция;

Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.

Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.

Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие - это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.

Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.

Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.

В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.

Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.

Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента - выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.

Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 - 10 лет.

Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.

Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном.

На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.

Естественно, что для детей 7 - 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия - достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.

Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.

Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.

Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.

В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.

Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:

репродукции со сходным сюжетом;

репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;

изображенное на репродукциях было понятно школьникам;

репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;

рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;

комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;

школьники не знали, что являются участниками эксперимента;

школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;

при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;

результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;

исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.

исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.

Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.

Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ

ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Выясняя насколько отчетливо дети формулируют свои впечатления от изображенного на репродукциях в ходе проведения констатирующего эксперимента, были получены следующие данные:

Обследование пассивного словаря (таблица 1)

детей выявило, что в основном дети имеют достаточно объемный пассивный словарь.

Таблица 1.

Обследование пассивного словаря

детей.

_____________________________________________________

Имя Возраст Количество

Ребенка ребенка баллов

(лет)

_____________________________________________________

1 2 3

-----------------------------------------------------

Гриша Б. 7 2

Саша М. 8 3

Леня Е. 10 5

Лена Г. 10 5

Люда Ю. 7 3

Галя Б. 9 4

Миша О. 8 3

Саша З. 9 3

Юра А. 7 2

Андрей У. 9 3

Кирилл К. 10 8 2

Гриша У. 10 4

Таня Д. 8 4

Галя В. 10 5

Аня Н. 9 4

Юля З. 7 3

Алеша Н. 10 4

Тимур Н. 8

-----------------------------------------------------

Обследование активного словаря (таблица 2) выя-

вило следующее:

Таблица 2.

Обследование активного словаря

детей

_____________________________________________________

Имя Возраст Количество

ребенка ребенка баллов

(лет)

Гриша Б. 7 1

Саша М. 8 2

Леня Е. 10 4

Лена Г. 10 4

Люда Ю. 7 2

Галя Б. 9 3

Миша О. 8 1

Саша З. 9 2

Юра А. 7 1

Андрей У. 9 2

Кирилл К. 8 1

Гриша У. 10 3

Таня Д. 8 2

Галя В. 10 3

Аня Н. 9 4

Юля З. 7 1

Алеша Н. 10 3

Тимур Н. 8 1

_____________________________________________________

Характерно, что у детей одного и того же возраста наблюдается разрыв в уровне развития пассивного и активного словаря.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить затруднения, возникающие у детей при формулировании своих впечатлений от увиденного на репродукциях:

Отсутствие слова в активном словаре. Ребенок не может сформулировать понятие, правильно назвать объект, он долго подбирает слово, хотя знает его.

2. Неправильное название некоторых элементов картины

и образов(таблица 3).

Таблица 3.

_____________________________________________________

Название элементов картины, : Слова-заменители

которое подменялось другим :

______________________________________________________________

Замок дом

Нимб круг над головой

Мадонна_____________________________мать______________

--------------------------------------------------------------

Далее в таблицах представлены результаты анализа восприятия детьми произведений искусства.

Таблица 4

Имя Возраст Параметр: Количество

ребенка знание баллов

картин(1)

Гриша Б. 7 не знает 0

Саша М. 8 не знает 0

Леня Е. 10 знает 1 1

Лена Г. 10 знает 2 2

Люда Ю. 7 не знает 0

Галя Б. 9 знает 1 1

Миша О. 8 не знает 0

Саша З. 9 не знает 0

Юра А. 7 не знает 0

Андрей У. 9 не знает 0

Кирилл К. 8 знает 1 1

Гриша У. 10 знает 1 1

Таня Д. 8 не знает 0

Галя В. 10 знает 2 2

Аня Н. 9 не знает 0

Юля З. 7 не знает 0

Алеша Н. 10 не знает 0

Тимур Н. 8 не знает 0

_______________________________________________________

Как видно из таблицы 4 мало кто из детей знает представленные картины, что свидетельствует о низком уровне эстетического развития.

Таблица 5

Имя Возраст Параметр: Объяснение Количество

ребенка понимание баллов

сюжета (2)

Гриша Б. 7 понимает мать с ребен-

ком 1

Саша М. 8 понимает мать с младен-

цем 1

Леня Е. 10 понимает мадонна с мла-

денцем 3

Лена Г. 10 понимает мадонна со своим

сыном 4

Люда Ю. 7 понимает мать с ребенком 1

Галя Б. 9 понимает мадонна; Христос 5

Миша О. 8 понимает мать с младенцем 1

Саша З. 9 понимает мадонна с ребенком

и Христос 5

Юра А. 7 понимает мать с ребенком,

больной человек 1

Андрей У. 9 понимает мать с ребенком 1

Кирилл К. 8 понимает мадонна 3

Гриша У. 10 понимает мадонна,Христос 5

Таня Д. 8 понимает женщина с ребенком 1

Галя В. 10 понимает мадонна,Христос 5

Аня Н. 9 понимает мать с сыном 1

Юля З. 7 понимает мать с ребенком 1

Алеша Н. 10 понимает мадонна 2

Тимур Н. 8 понимает мать с сыном 1

Данные таблицы показывают, что лишь четверо ребят смогли правильно объяснить содержание сюжета представ-ленных репродукций.

В таблице 6 приведены данные по параметрам: кон-стантности, целостности, избирательности, апперцепции.

Таблица 6

Имя Возраст Констант- Целост- Избира- Апперцеп-

ребенка ность ность тельность ция

Гриша Б. 7 3 2 3 1

Саша М. 8 3 2 2 1

Леня Е. 10 5 4 5 4

Лена Г. 10 5 5 5 5

Люда Ю. 7 2 2 3 2

Галя Б. 9 4 4 4 3

Миша О. 8 4 3 3 3

Саша З. 9 4 5 4 4

Юра А. 7 1 2 2 1

Андрей У. 9 3 2 3 1

Кирилл К. 8 3 2 3 2

Гриша У. 10 5 4 5 5

Таня Д. 8 3 3 2 2

Галя В. 10 5 5 5 5

Аня Н. 9 4 4 4 3

Юля З. 7 3 3 3 2

Алеша Н. 10 4 4 5 4

Тимур Н. 8 2 1 2 1

Как показывает таблица 6 большинство детей адекватно воспринимают образы, представленные на репродукциях, рассуждают о форме, цвете и величине изображенного. Преимущественно выделялся детьми образ мадонны. Школьники обращали внимание на то, что мадонна изображена различными мастерами по-разному, на ее одежду, позу и другие элементы репродукций. Практически никто не обратил внимание на то, что картины написаны на религиозную тему, хотя четверо из ребят правильно отметили, что на картине Мантенья изображен Христос.

Также исследователь обратил внимание, что восприятие девочек гораздо богаче, образнее, чем у мальчиков.

Некоторые из ребят отметили особую культурную ценность картин: “это шедевры”.

Однозначно можно констатировать, что после проведения исследователем группового занятия с детьми их отношение к восприятию картин изменилось. Однако нельзя сказать, что произошло целостное постижение и понимание взаимообусловленности всех выразительных элементов произведений.

Несомненно, в наши дни происходит очередная кардинальная смена художественного видения. Культура эпохи Возрождения во многом непонятна современным школьникам, несмотря на то, что многие из них неоднократно бывали в лучших музеях Санкт-Петербурга.

Дети не видят метафоричность и символику произведений, не испытывают эстетического удовольствия от созерцания, опираются лишь на спонтанные эмоциональные переживания. Лишь немногие отметили, что “мадонны красивы”. То есть мы не можем сказать, что рассматривание картин произвело на детей глубокое впечатление, хотя рассказ исследователя об эпохе Возрождения произвел на ребят определенное впечатление.

Художественное сознание детей не развито. Ощущая бесструктурность и невыразимость современной реальности, они достаточно сдержанно реагируют на лучшие образцы мировой культуры.

В таблице 7 приведем сводные результаты констатирующего эксперимента, без учета оценки активного и пассивного словаря детей.

Таблица 7

_____________________________________________________

Имя Возраст Общее количество

ребенка баллов

-----------------------------------------------------

Гриша Б. 7 10

Саша М. 8 9

Леня Е. 10 22

Лена Г. 10 26

Люда Ю. 7 10

Галя Б. 9 21

Миша О. 8 14

Саша З. 9 23

Юра А. 7 7

Андрей У. 9 10

Кирилл К. 8 14

Гриша У. 10 25

Таня Д. 8 11

Галя В. 10 27

Аня Н. 9 16

Юля З. 7 12

Алеша 10 19

Тимур 8 7

Как видно из таблицы 7 наибольшее количество балов смогли набрать Галя В., Лена Г., Гриша У., Саша З.,

Леня Е. Только один школьник Саша З. в возрасте 9 лет, остальным по 10 лет. Из этого можно сделать вывод, что даже столь незначительная разница в возрасте как 2 - 3 года оказывает существенное влияние на характер художественного восприятия детей. Как мы уже отмечали, более высокие показатели отмечаются у девочек, что подтверждает данные многих ученых о более значительном уровне психического развития девочек по сравнению с мальчиками.

В таблице 8 представлены сводные результаты после проведения формирующего эксперимента.

Таблица 8

Имя Возраст Общее количество

ребенка балов

Гриша Б. 7 12

Саша М. 8 10

Леня Е. 10 25

Лена Г. 10 29

Люда Ю. 7 13

Галя Б. 9 24

Миша О. 8 17

Саша З. 9 26

Юра А. 7 8

Андрей У. 9 14

Кирилл К. 8 17

Гриша У. 10 28

Таня Д. 8 15

Галя В. 10 30

Аня Н. 9 20

Юля З. 7 15

Алеша Н. 10 23

Тимур Н. 8 9

Данные таблицы свидетельствуют, что уровень художественного восприятия детей после проведения группового занятия улучшился в среднем на 20.

Наиболее значительно изменились показатели “понимние сюжета”, “целостность”, “апперцепция”.

Невнимательность младших школьников - одна из основных причин, которая препятствовала целостности восприятия. Это связано с влиянием многих факторов: общевозрастными особенностями развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), адаптацией, связанной с началом учебной деятельности и другими.

Повседневная культурная среда оказывает размывающее воздействие на закономерности чувственности и восприятия.

Следует отметить, что какую бы эпоху мы не наблюдали, ступени становления духовного мира личности в ней никогда не начинается с вершинных результатов филогенетического процесса. Напротив, они зачастую повторяют стадии исторического развития всего человечества. Это приводит к заключению, что в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры, а во многом присутствуют как рутинный элемент. В истории не раз высказывались проницательные догадки о том, что формирование полноценного субъекта культуры возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта.

Участники эксперимента - дети младшего школьного возраста в основном еще не имеют изначальных художественных установок, определяющих их потребность в искусстве. Они не ждут от искусства возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможности прожить несколько жизней, испытать какие-то особенные ситуации. Они еще не получают от искусства удовольствия, наслаждения и релаксации, т.е. для них искусство еще не выполняет компенсаторную функцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, - функцию, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни. Тем более они не владеют языком искусства и не знакомы с многообразием художественных форм и стилей. Их познавательные, нравственные и гедонистические потребности еще не развиты.

Из подобных наблюдений следует простой вывод: произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять. Иначе говоря,

произведение искусства всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают.

Безусловно, восприятие младшими школьниками картин во многом зависело и от таких познавательных процессов, как внимание, память, мышление; от типа темперамента личности ребенка, его эмоционального состояния в момент проведения экспериментов.

У Гали В. и Лены Г. преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое выступало в богатстве и разнообразии их фантазии. Девочки обладают художественным типом мышления. По мнению ученых, этот тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария мозга.

Исследователь отметил у девочек во время рассматривания картин небольшие сбои в дыхании, волнение.

Если мы зададим себе вопрос: в чем причина бедности фантазии большинства младших школьников при восприятии картин эпохи Возрождения? То можно почти с уверенностью ответить, что современные эстетические традиции почти не опираются на предшествующие; изменились ценности общественной жизни, словом, другая эпоха - другое восприятие.

Нынешняя жизнь во многом деструктивна. Она динамична и насыщена стрессовыми ситуациями, что ощущают на себе и взрослые и дети. Это не может не отражаться на механизме художественного восприятия и творческого воображения. Поэтому результаты экспериментов не стали для исследователя неожиданными. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами.

В основе трансформации художественного видения поколения лежит его ментальность.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении укажем на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения.

Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем.

Опираясь на материал искусства можно реконструировать формы психической пластичности человека, Что современной педагогикой используется недостаточно. Эстетика сегодня главным образом находится на переферии учебного процесса.

Способы художественной организации линий обладают очевидной самостоятельной ценностью.

В Ы В О Д Ы:

В ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов было выявлено, что механизм восприятия и творческого воображения органично связан с другими психическими процессами личности, а характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента.

Нельзя, конечно, не учитывать и таких факторов, влияющих на механизм восприятия, как отношение окружающих к ребенку (дома, среди сверстников), уровень его самооценки и др.

Однако, также мы можем отметить и такой факт, как

крайне низкий уровень эстетического развития детей, что показал констатирующий эксперимент. Изменения, произошедшие после проведения группового занятия с детьми также свидетельствуют, что школьникам явно недостает информации и общения с произведениями искусства. Требует внимания педагогов и развитие активного словаря детей.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,

1974.

Выготский Л.С. Психология искусства.-СПб., Азбука, 2000.

Кривцун О.А.Эстетика: Учебник.-М.:Аспект Пресс,2000.

Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства.М.,1983.

Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

Практическая психология образования / Под ред И.В. Дубровиной:Учебник.-М.: ТЦ Сфера,2000.

Рууберг Г. О закономерностях художественного визу-ального восприятия. Таллин,1985.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.-Ростов н/Дону:Феникс,2000.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб.курс.-М.: ВЛАДОС, 2001.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать