Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

58

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Физико-математический факультет

Кафедра дидактики физики и математики

Выпускная квалификационная работа

Организация и содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» в классах оборонно-спортивного профиля

Выполнил

студент V курса физико-математического факультета

(специальность 050201.65 Математика)
Селюнин Александр Геннадьевич

Научный руководитель:

канд. пед. наук, ст. преп. кафедры

дидактики физики и математики

Горев Павел Михайлович

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент кафедры

дидактики физики и математики

Шилова Зоя Вениаминовна

Работа допущена к защите в государственной аттестационной комиссии

«___»__________2008 г. Зам. зав. кафедройМ.В. Крутихина

«___»__________2008 г. Декан факультетаЕ.В. Кантор

Киров, 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Элективные курсы в профильной школе

1.1. Профильная школа в условиях модернизации образования

1.2. Предпрофильная подготовка учащихся средней школы

1.3. Элективные и факультативные курсы

1.4. Особенности элективных курсов по математике

Глава 2. Методика изучения элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» в классах оборонно-спортивного профиля

2.1. Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики»

2.2. Основные принципы построения методики изучения элективного курса

2.3. Методика использования практико-ориентированных задач

2.4. Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в средней школе

2.5. Содержание и анализ результатов опытной работы

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В настоящее время невозможно представить спорт и физическую культуру без науки. Правильно организованное физическое воспитание школьника, способствующее укреплению его здоровья, эффективная тренировка спортсмена, результатом которой является рост спортивных рекордов, строится на научных основах.

Наука - это точное знание, собирающее факты, и во всех них присутствуют цифры. При оценке успеваемости учеников учителем, при подсчитывании результатов на соревнованиях и т.д. - при всем этом оперируют числами, и в этом уже есть зачатки науки. Еще более научным является сбор материала для того, чтобы выявить некоторую закономерность, систему. Например, при систематизации спортивных рекордов в беге, плавании, конькобежном спорте привело к установлению общего математического закона. Подсчет количества килограммов, поднимаемых тяжелоатлетами на тренировках, и сопоставление его со спортивными достижениями позволили определить тренировочную нагрузку, которая дает наилучший результат. При анализе индивидуальной тренировочной нагрузки элементами исследуемой совокупности могут быть отдельные значения интенсивности или объема нагрузки, зарегистрированные у конкретного спортсмена в различные периоды времени. Каждый элемент совокупности может обладать рядом признаков, при этом одни признаки могут быть однородными, а другие могут изменяться. Например, элементами совокупности могут быть спортсмены - представители одного вида спорта, одинаковой квалификации, одинакового возраста, но различными могут быть показатели роста, веса, скорости движения и т.д.

Предметом изучения как раз и являются изменяющиеся признаки. Значение, принимаемое данной величиной, в каждом случае зависит от ряда факторов, которые обычно заранее не известны. Закономерности присущие подобным величинам, получили название случайных, изучаются теорией вероятностей и математической статистикой [15].

Математическая статистика устанавливает перспективность спортсменов, условия более благоприятные для тренировок и их эффективность. Также статистика помогает сделать объективные и научно обоснованные выводы при анализе спортивной деятельности. Использование методов математической статистики помогает сделать объективные, научно обоснованные выводы при анализе спортивной деятельности.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод об актуальности вероятностно-статистической линии для лиц, занимающихся спортом высоких достижений и необходимости включения в программу классов оборонно-спортивного профиля элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики».

Цель данной работы - на основе анализа психолого-педагогической, математической и методической литературы определить содержание и разработать методику изучения основ теории вероятностей и математической статистики для школ и классов оборонно-спортивного профиля.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую и математико-методическую литературу по теме исследования;

2) разработать методические рекомендации для преподавания элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» для классов оборонно-спортивного профиля;

3) разработать систему задач элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» и адаптировать ее к условиям, близким к классам оборонно-спортивного профиля;

4) проверить эффективность предлагаемой методики в опытном преподавании в условиях, близких к классам оборонно-спортивного профиля.

Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое и целенаправленное изучение теории вероятностей и математической статистики в классах оборонно-спортивного профиля способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к математике, а так же развитию различных форм мыслительной деятельности школьников.

Объект исследования - процесс обучения математике в классах оборонно-спортивного профиля в средней школе. Предмет исследования - изучение вероятностно-статистической линии в профильных классах.

Для реализации поставленной цели и доказательства сформулированной гипотезы при осуществлении исследования применялись следующие методы исследования:

· изучение учебных пособий и методических материалов по теме исследования;

· анализ психологической, педагогической и математико-методической литературы по рассматриваемой проблеме исследования;

· наблюдение за деятельностью учащихся;

· опытное преподавание.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (27 источников) и приложений.

Глава 1. Элективные курсы в профильной школе

1.1. Профильная школа в условиях модернизации образования

В последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека - необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия, а также поступательного развития человеческого общества. Для выполнения данных задач требуется образование иного качества, чем раньше [13].

В условиях постоянного возрастания объема информации человеку нужно уметь ориентироваться в ней, уметь ставить перед собой цель, достигать ее, уметь адекватно оценивать себя и прогнозировать развитие дальнейших событий. Но в массовой школе преобладает традиционная модель обучения, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков в каждой области знаний. В результате этого в образовании появляются различные противоречия. Также у многих учащихся школ не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет также устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замедление процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.

В наше время активно модернизируется вся система образования. Данная модернизация направлена на значительное обновление содержания и процесса обучения, а именно:

· введение системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и воспитанию;

· формирование самостоятельной учебно-познавательной активности учащихся.

Таким образом, после модернизации школа должна будет предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в различных направлениях.

Одним из направлений для модернизации является переход к профильной школе. Профильное обучение предоставляет новые возможности в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Профильная школа может способствовать осознанному профессиональному самоопределению и необходимой социальной зрелости ученика.

Согласно реформе образования в двух последних классах каждому гражданину России должна быть предоставлена возможность выбора одной из 5-6 программ: гуманитарной, естественнонаучной, математики и информатики, экономики и права, технической, эколого-аграрной. Каждый школьник должен иметь возможность получить профильное образование за счет государства. Профильная школа позволит преодолеть не только формальный универсализм старшей школы, но и объективный разрыв между требованиями вуза и возможностями системы общего образования. Такую школу предполагалось сделать к 2004-2005 годам. На данный момент во многих школах сделаны профильные классы, однако вопросы перехода к профильному образованию не достаточно проработаны.

Исследования показали, что в школах по-разному понимают особенности профильного обучения, как правило, затруднения связаны с преодолением его содержания, комплектования методического сопровождения. Также, согласно исследованиям, профильное обучение дает положительные результаты [13].

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа [9].

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Ранее было сказано, что профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие цели:

· обеспечить углублённое изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

· создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

1.2. Предпрофильная подготовка учащихся средней школы

Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов [22].

Именно на решения таких проблем и направлена предпрофильная подготовка. Для начала выясним, что понимается под этими словами.

Под предпрофильной подготовкой понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы профессионального развития.

В связи с этим можно выделить задачи предпрофильной подготовки:

· подготовить ученика к осознанному выбору профиля;

· организовать пробы выбора;

· познакомить учащихся с различными профессиями.

В предпрофильной подготовке большое значение имеют курсы по выбору, среди них выделяют предметные, межпредметные и ориентировочные.

Содержание предметных курсов основывается на определенной предметной области и своей целью имеет углубление или расширение программного материала или его существенное дополнение, цель таких курсов - подготовить к поступлению в профильные классы и совершить осознанный выбор.

В межпредметных курсах содержание интегрирует различные предметные области: русский язык и литературу; историю и литературу; математику и физику. Целью этих курсов является расширение познавательного интереса учащегося, развитие интереса к предмету, создание условий для осознанного выбора профиля в 10-11 классах.

Последний вид курсов по выбору - это ориентировочные курсы содержание таких курсов ориентировано на создание условий для ознакомления с какой-либо областью будущей профильной подготовки или погружение в специфическую профессиональную область. Цель - помочь определиться с выбором профиля обучения в 10-11 классах или с выбором будущей профессии.

Курсы по выбору могут реализовываться в различных формах: урок, практикум, погружение и так далее. Их продолжительность может быть различной (от 7 до 28 учебных часов), но они должны укладываться в рамки одной четверти, с тем, чтобы после проведения промежуточной аттестации учащийся мог выбрать другие курсы.

Учащемуся старшей школы не может быть отказано в выборе того или иного курса, предлагаемого данным образовательным учреждением. Учитывая разный уровень качества образовательных услуг в силу ресурсов, которыми располагает та или иная школа, а также других причин, можно предположить, что, в первую очередь в городах зачисление всех желающих учащихся в том или ином учебном году в конкретное образовательное учреждение может оказаться невозможным.

Для того чтобы сделать процедуру приема в конкретное образовательное учреждение для обучения на старшей ступени при наличии конкурса прозрачной и объективной, необходима дополнительная форма итоговой аттестации учащихся по окончанию основной школы. Поскольку данные этой аттестации могут потребоваться лишь в отдельных случаях, она должна быть минимально ресурсозатратна для учащегося и образовательного учреждения. Предлагается комплексная «внутришкольная» и «внешняя» аттестации. К «внутришкольной» относятся: итоговые оценки, портфолио, портфели личных достижений. К «внешней» аттестации относится ЕГЭ.

Таким образом, осваивая пробные курсы, учащиеся приспосабливаются к выбираемому профилю обучения. Очевидно, что присутствие курсов по выбору повышает вероятность того, что учащийся сделает осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе.

1.3. Элективные и факультативные курсы

Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов.

Выясним что такое факультативный курс. Это курс, в котором представляется материал, выходящий за рамки программ основных курсов, или углубляющий требования программ основных курсов. Также перед факультативным курсом обычно ставились задачи обучения учащихся решению определённого типа задач, на овладение которым не остаётся времени в основные часы [2]. В последние годы, в ситуации сокращения часов на систематические курсы по многим предметам, факультативные курсы использовались уже для освоения основного учебного материала. Если говорить о месте факультативов в сетке расписания, то следует отметить, что факультативные курсы проводились за счёт регионального и школьного компонента. Посещение факультативных курсов учащимися строилось на их свободном выборе.

Определим, что такое элективные курсы.

Согласно проекту стандарта общего образования, элективные курсы должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе.

У них, действительно, есть общие черты с факультативами. По своему содержанию, они также ориентированы на углубление или дополнение материала систематических курсов, то есть на реализацию принципа дополнительности материала. По месту в сетке часов, они также схожи. Но ориентация элективных курсов во многом иная. Элективные курсы в основной школе должны помочь учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля. Этому должны служить курсы, с которыми знакомятся учащиеся в 8, 9 классах основной школы. На эту же цель, в конечном счёте, должны быть сориентированы и элективные курсы пропедевтического характера, реализуемые в 6, 7 классах. В старших классах элективные курсы, с одной стороны, должны выполнять функцию углубления знаний (в этом они схожи с факультативными курсами). С другой стороны, элективные курсы продолжают играть роль своеобразного компаса в выборе образовательно-профессиональной траектории.

Формирование культуры выбора у человека ещё на школьной скамье - это серьёзная проблема сегодняшнего общества. Например, наиболее типичные факторы выбора. Этот выбор определяется часто семьей, родителями. Симптоматичны и факторы выбора самих родителей. Часто они не помогают ребёнку самоопределиться в этой ситуации, а решают за него исходя из собственных представлений о будущем ребёнка. Часто учащийся в ситуации выбора действует по принципу подражания: «Мой друг пошёл в гуманитарный класс - и я с ним», «Сосед по площадке идёт в физико-математический класс - а чем я хуже?». Типичной так же является ситуация, когда дети связывают выбор образовательного профиля не с содержанием профиля образования, и не со своими собственными способностями и ценностными ориентирами, а с личностью учителя, ведущего тот или иной предмет. Любовь к учителю, восхищение им, обожание его - являются порой решающими факторами выбора для учащегося. Это особый вариант личностного подражания. Таким образом, ведущими факторами выбора образовательного профиля учащегося являются внешние, по отношению к личностному «я» школьника, факторы [19].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать