Организация и управление дистанционным обучением

Организация и управление дистанционным обучением

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Система дистанционного обучения
    • 1.1 Основные понятия
    • 1.2.Мировые тенденции развития открытого образования
    • 1.3 Становление и развитие дистанционного обучения в России
  • Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением
    • 2.1 Технологизация дистанционного обучения
    • 2.2 Специфика применения Интернет-технологий
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

Актуальность. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

Цель исследования - провести анализ особенностей дистанционного обучения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия дистанционного обучения.

2. Проанализировать тенденции развития дистанционного обучения в мире и в России.

3. Определить особенности технологизации дистанционного обучения.

4. Обосновать специфику применения Интернет-технологий.

Объект исследования - основополагающие характеристики информационных технологий в обучении. Предмет исследования - дистанционное обучение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Иванченко Д.А. и других.

Глава 1 Система дистанционного обучения

1.1 Основные понятия

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. - с. 8..

Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.

С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:

· подготовительные курсы;

· получение образования;

· продолжение или повышение профессионального образования;

· сертифицированные программы;

· контрактные программы по заказам.

Потенциальными потребителями системы ДО являются:

· лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;

· лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

· абитуриенты;

· лица с ограниченными физическими возможностями;

· военнослужащие и члены их семей;

· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

· лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др. Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. - с. 24.

Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.

Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:

· преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);

· администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;

· дизайнеры и программисты;

· персонал технической поддержки.

При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.

Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.

Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса - оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. - с. 21..

Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.

Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).

Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.

1.2 Мировые тенденции развития открытого образования

В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.

Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. - М.: Дашков и Ко, 2007. - с. 35.

С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).

Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. - с. 31..

В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.

США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.

Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.

По данным, ведущими мировыми центрами ДО являются:

· Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;

· Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;

· Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;

· Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;

· Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;

· Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;

· Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;

· УниверситетЮжной Африки, 1973, 120 тыс. чел.;

· Открытый университет Израиля, 1974, 29 тыс. чел.;

· Шанхайский Телеуниверситет (Китай), 1972, 500 тыс. чел. и др.

Названные центры являются крупнейшими не только по количеству обучающихся, но и по составу человеческих, технических и информационных ресурсов. Однако в большинстве случаев виртуальные университеты - это зачастую небольшие коллективы технических специалистов и координаторов, организующих и поддерживающих, с одной стороны, разработку обучающих программ привлеченными преподавателями, с другой - дистанционное обучение разных категорий студентов. Структуру управления такими виртуальными университетами можно было бы назвать матрично-распределенной.

1.3 Становление и развитие дистанционного обучения в России

Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, и развитием информационных и коммуникационных технологий, с другой.

Первый этап можно охарактеризовать как время становления заочных технологий и отнести его к периоду с конца XIX в. по 1938 г. Именно тогда произошло формирование новых методов обучения, правда, не получивших должной поддержки на государственном уровне Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. - М.: Дашков и Ко, 2007. - с. 47..

Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке», или «корреспондентское обучение», которое начало формироваться в России во второй половине XIX в. по инициативе передовых русских учёных и общественных деятелей одновременно с возникновением надёжной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и учёных, а также культурно-просветительных обществ.

С 1938 г., на наш взгляд, начинается второй этап развития дистанционного обучения, когда заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К началу 1939 г. в России заочно обучались около 40 тыс. человек , а в 1940--41 гг. в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах, в которых обучались уже 226 700 человек .

Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось её восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному. Также в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили своё существование.

В послевоенный период получило широкое развитие заочное повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование. Срок переподготовки был рассчитан от 1 до 2 лет.

Дистанционное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также аналогичными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955--56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института и более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений.

С наступлением третьего этапа развития технологий дистанционного обучения (с конца 60-х гг. XX в. до начала 90-х гг. XX в.) был осуществлён переход к применению нескольких новых технологий и, в первую очередь, с использованием технических средств для обучения.

В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы: звуковые приложения к учебникам иностранных языков, самоучители для изучающих иностранный язык; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям и т.д.

В 1959 г. на Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15--25 мин.), для самостоятельного просмотра школьниками.

Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. Ї на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.

Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.

Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.

Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа, по убеждению автора, состоит в том, что для организации и проведения этого обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. - М.: Дашков и Ко, 2007. - с. 53..

Использование Интернета и слияние преимуществ дистанционного обучения и возможностей телекоммуникаций позволили по-новому подойти к решению вопросов обучения на основе целостного личностного опыта с помощью инновационных моделей обучения и мирового опыта в сфере образования. Залог эффективности данной формы обучения состоит в том, что оно должно сопровождаться структурными изменениями личностного опыта студентов. Определяющим механизмом такого изменения является преобразование смысловых ориентиров личности.

Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:

· обеспечение преподавателей и обучающихся открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;

· решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;

· осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;

· развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения;

· создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;

· обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;

· использование индивидуальных образовательных программ;

· расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;

· интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;

· возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. -- М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. - с. 46.

Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают высшие учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.

Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением

2.1 Технологизация дистанционного обучения

Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. -- М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. - с. 53..

Основная черта технологических разработок Ї последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа Ї общих образовательных установок Ї на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение : учеб.-метод. Пособие. - Уфа: Демиург, 2005. - с. 102..

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать