Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предупреждению правонарушений
p align="left">Оценочными критериями в процессе внедрения мероприятий стали:

1) успеваемость;

2) приводы в милицию;

3) конфликты с родителями и учителями.

Ожидаемые результаты:

1) снижение правонарушений несовершеннолетних;

2) повышение успеваемости и посещаемости несовершеннолетних в школе;

3) изменение стереотипа поведения несовершеннолетних.

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга несовершеннолетних, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются подростки.

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения правонарушений, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

В ДК пос. Переволоки практически отсутствует организация досуга несовершеннолетних, здесь не проводятся ни тематические вечера, ни организуются праздники для жителей поселка, за исключением Нового года. Кружки и спортивные секции так же отсутствуют. Организуются только дискотеки и то редко, в основном по праздникам. Одним словом в Доме культуры культурно-организационная работа почти не ведется, это связано с финансовым обеспечением и отсутствием квалифицированных кадров.

Изучив обстановку в Доме культуры мы предложили проект мероприятий по организации досуга жителей и несовершеннолетних пос. Переволоки, которые не требуют больших финансовых затрат и специалистов. Эти мероприятия можно проводить неоднократно.

В виду кратковременности сроков проведения эксперимента этот проект был частично апробирован, нами было организовано и проведено несколько досуговых мероприятий, одно из них было посвящено выходному дню, это спортивный праздник «Папа мама я - спортивная семья». [Приложение 6] Этот праздник семьи, ловкости, умения и конечно дружбы и взаимопонимания в семье проходил в приподнятом настроении и участников и зрителей. Принимали участие все желающие «и стар и млад».

Денежные средства на проведение праздника были выделены из фонда администрации.

Так же нами был организован «День открытых дверей» в подразделении правоохранительных органов пос. Переволоки, встреча несовершеннолетних с работниками милиции. Для этого заранее были собраны вопросы, которые наиболее сильно волновали несовершеннолетних и на которые они хотели получить исчерпывающий ответ. Мы их разделили на группы: «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и милиция». На все поставленные вопросы подростки получили исчерпывающие ответы. Больше всех вопросов было задано по группе «Я и школа».

Так же в целях профилактики правонарушений проводилась беседа на тему «Основные законы бесконфликтного существования». [Приложение 7]

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить трудного подростка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

Посещая семьи, где были трудные подростки, представлялась не очень приятная картина. В силу ограниченности объема работы мы приведем лишь некоторые данные испытуемых социально-педагогических условий несовершеннолетних.

Так, Катя М., была занесена в банк данных, как неуправляемый подросток, часто срывала уроки, была груба с учителями и одноклассниками. В ходе анкетирования мы выяснили, что у нее умерла мама, отец с горя начал пить, часто его не бывает дома. Девочке не хватает отцовского внимания и теплоты. Мы решили навестить отца и поговорить с ним. После беседы отец стал часто заходить в школу, интересоваться успехами дочки, а в последствие был предложен в качестве члена родительского комитета. А Катю привлекали к общественной работе в классе и в школе. Девочка изменилась, стала посещать уроки, появился интерес к учебе.

Владимир С. пропускает занятия в школе без уважительных причин. В 7-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Володи со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на рынке возле трассы Москва-Челябинск, собирает бутылки, ворует, ребенок оставлен на попечение бабушки.

Подросток и семья были поставлены на внутри школьный учет. Уполномоченный по охране прав детства школы совместно с социальным работником осуществлял контроль над ситуацией в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе.

С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, через пригласительную комиссию был повторно оформлен индивидуальный план обучения, составлено расписание занятий. Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса трудного подростка к истории и математике.

Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации, и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в работе с семьей. Ситуация стабилизировалась. Комиссия сняла семью с контроля, и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом школы.

Екатерина В. Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предварительным данным, девочка по итогам второго триместра будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензурно выражается. Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее возвращению в школу не предпринимает. Меры педагогического воздействия положительного результата не дают.

Семья была обследована специалистами отделения социальной защиты №9 муниципального района. Установлено, что в семье сложные взаимоотношения между родителями, которые разведены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина замыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсутствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

Мама и подросток прошли курс консультаций психолога. В школе смогли организовать дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины, хотя серьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вернулась в школу, удовлетворительно закончила триместр, нормализовались ее отношения с классом.

Денис О. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение первого триместра им пропущено 78 уроков, в результате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее время пропуски уроков продолжаются. Денис объясняет нежелание ходить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.

В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях. Денис посещал занятия, но с началом нового триместра отказался вернуться в класс.

Александр В. Установлено, что он. употребляет наркотики с декабря 2008 г., Подросток находится под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога школы, органов социальной защиты отделения №9 муниципального района. Именно совместная работа социального педагога школы и социального работника помогла маме установить взаимоотношения с психологом, специалистами Городского наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным работником мальчику были предложены варианты организации досуга в спортивных секциях.

Кирилл Ф., Кирилл употребляет алкогольные напитки, неопрятный внешний вид. В настоящее время других замечаний подросток не имеет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Основную работу с подростком вел социальный работник. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употребление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организации школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

Михаил и Григорий Ч. В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они будут лишены родительских прав. Миша и Григорий постоянно задерживались за попрошайничество работниками ЛОВД ст. Сызрань, так как были постоянно голодны.

К работе с семьей подключили специалиста по социальной работе Центра «Островок» г. Сызрани. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регулярно посещала семью и проводила беседы с матерью, убедила ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продуктов.

В Западное управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для несовершеннолетних. Благодаря этому Гриша и Миша были устроены в школу-интернат.

Семья мальчиков находилась под постоянным контролем инспектора ОППН и участкового инспектора милиции, благодаря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным работником они помогли детям определиться с организацией летней занятости.

Посещение семьи - дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, приготовились молча слушать, как их будут ругать, учить, как правильно жить. Но прозвучали совсем неожиданные для семьи слова: «Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своей семье?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству социального работника, школы и семьи.

Визит в семью повторили через несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллюзий, что приход социального работника с группой в одночасье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь, улучшиться материально-бытовые условия, трудные подростки станут «хорошими» все это требует вмешательства в такие семьи всех структур, которые в большей или меньшей степени ответственны за судьбы наших несовершеннолетних. И так посещение семей несовершеннолетних дали первые положительные результаты, если развивать далее социально-педагогическую работу с неблагополучными семьями несовершеннолетних, то можно достичь весьма ощутимых результатов

Таким образом, выявленные факторы, безусловно, влияют на правонарушение несовершеннолетних, но самое главное это то, что трудные подростки потеряли надежду на то, что в их жизни что-то может измениться и это они связывают с неблагополучием в их семьях. Вот эту надежду на будущее несовершеннолетних социальные работники обязаны возродить в них. Это самая главная цель работы органов социальной защиты, помочь подросткам преодолеть все тягости их жизни. Между тем, социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и трудными подростками из этих семей очень важная и нужная, но это уже другая тема для исследования. Поэтому на этом мы останавливаться не будем.

2.3 Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента (контрольный эксперимент)

Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента.

На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента.

Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньше выпивать, поэтому мы оставили это измерение без изменения. А вот взаимоотношения между взрослыми и трудными подростками заметно изменились (Рис. 4).

Рис4. Сравнительный анализ взаимоотношений между взрослыми и трудными подростками

Так, негативные отношения в неблагополучных семьях были отмечены в 6 случаях, вместо 8. Неустойчивые отношения приобрели в 9 семьях по сравнению с 12 семьями, и позитивные, устойчивые отношение установились в 10 семьях.

Повторная диагностика по методике Ч.Д. Спилбергер показала, что у подростков снизились показатели тревожности и негативного эмоционального переживания (Таблица 3).

Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики по опроснику исследования тревожности у несовершеннолетних

Уровень

эмоции

Тревожность [чел. (%)]

Негативные

эмоциональные переживания [чел. (%)]

Обычно

В кол-ве

Обычно

В кол-ве

до

проведения мероприятий

после

проведения мероприятий

до

проведения мероприятий

после

проведения мероприятий

до

проведения мероприятий

после

проведения мероприятий

до

проведения мероприятий

после

проведения мероприятий

Низкий

5 (20%)

3

(12%)

2

(8%)

2

(8%)

2

(8%)

0

0

4

(16%)

2

(8%)

Средний

7

(28%)

12

(48%)

5

(20%)

13

(52%)

5

(20%)

14

(56%)

14

(56%)

18

(72%)

Высокий

13

(52%)

10

(40%)

18

(72%)

10

(40%)

18

(72%)

11

(44%)

7

(28%)

5

(20%)

Таким образом, из сравнительного анализа видно, что проведенные мероприятия с подростками, направленные на подавление предпосылок конфликтного поведения дали положительные результаты. Следовательно, организация досуговой деятельности несовершеннолетних социальным работником помогает не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение несовершеннолетних к родителям, к школе, к улице, повысить уровень социализации, предупредить правонарушения. Активное, инициативное отношение социального работника и общественности к распределению досуга и свободного времени семьи помогут им включиться в активные, творческие формы деятельности.

На основании сделанных выводов в исследовании мы разработали ряд рекомендаций для социальных работников целенаправленного воздействия на личность несовершеннолетних.

Заключение

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:

- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

1) негативные взаимоотношения в семье;

2) отсутствие контроля со стороны родителей;

3) негативные эмоциональные переживания, тревожность;

4) отсутствие занятий по интересам;

5) невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.

Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных работников, но и социальных педагогов и других образовательных учреждений.

Наше исследование не исчерпывает проблему несовершеннолетних, дальнейшее исследование можно направить по теме: социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и их влияние на негативное поведение несовершеннолетних.

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2002 - 210 с.

3. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков // Вопросы психологии. - №6 - 2001. - С. 38-45

4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - №8 - 2002 - С. 23-27.

5. Березина В. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников. - 2001 - №2. - С. 2-5.

6. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа- №3 - 2002 - С. 3-9.

7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. - М.: Просвещение, 2002 - 372 с.

8. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. - М: МПА, 2001. - С. 3 - 10.

9. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка - М.: Просвещение, 1984. - 210 с.

10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Флинта, 2001. - 123 с.

11. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью. - М., 2001. - 89 с.

12. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков // Вопросы психологии- №6. - 2001. - С. 60-63

13. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива // Вестник МГУ. Серия. Психология. - №2. - 2000. - С. 41-45

14. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. - №2. - 2001. - С. 99-106

15. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.

16. Доценко В.С. Дети вне школы. - М.: Просвещение, 2000. - 251 с.

17. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных трудных подростков в школьный социум. // Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. - Москва, 2002. - 156 с.

18. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. - М., 2001. - 126 с.

19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. - М., 2001. - 86 с.

20. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2001. - 416 с.

21. Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. - М.: Просвещение.2001. - 192 с.

22. Коломытцев Н.А. Юридический институт МВД РФ // Преступность и дети: Сборник тезисов. - М., 1999. - с. 23-35.

23. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных подростков. - М., 2001. - 136 с.

24. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между трудного подростками-одноклассниками // Вопросы психологии - №1. - 2001. - с. 79-87

25. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 2001. - 126 с.

26. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Просвещение, 1972. - 333 с.

27. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. - М.: Кишинев., 2001. - 134 с.

28. Опросник исследования тревожности у старших трудных подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И.Б. Дерманова - М.: СПб., 2002. С. 75-80.

29. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. - Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холстовой. - М., 2001. - 364 с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; Т. 2. - 1989.

31. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива - М.: Просвещение, 1981.

32. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. - М., 2002. - 230 с.

33. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. - 164 с.

34. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными трудного подростками - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128 с.

35. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В.А. Татенко. - М.: Радянска Школа, 2001. - 156 с.

36. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник МГУ. Психология. - №4. - 2002. - С. 57-64

37. Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Избр. пед. соч. В 2 т. - М.: 1974. - Т. 1.

38. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С. 26-30.

39. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

40. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005 - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать