Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века
p align="left">Большую заботу проявлял ВЛКСМ о подготовке и переподготовке комсомольских кадров и актива. В стране функционировало 38 зональных, республиканских и областных комсомольских школ. Созданная в 1945 году Центральная комсомольская школа в 1969 году была реорганизована в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ [32].

Воспитывая юношество, партия заботилась о повышении общеобразовательного и культурно-технического уровня молодёжи, о её всестороннем и гармоничном развитии, определила место комсомола в этой работе [20].

Комитеты комсомола мобилизовали усилия комсомольцев и всей молодежи на овладение знаниями, наукой, культурой, техникой, помогали, содействовали выработке, воспитанию качеств и навыков коммунистического сознания и поведения, претворению в жизнь сформулированного в Программе КПСС.

Очень важна была работа в школе и в пионерской организации, которой руководил ВЛКСМ. Комсомольские организации высших и средних специальных учебных заведений активно воздействовали на всю учебно-производственную, воспитательную и научно-исследовательскую работу, всемерно способствовали повышению качества подготовки специалистов.

КПСС ставил перед ВЛКСМ задачи постоянно совершенствовать формы и методы коммунистического воспитания молодёжи, мобилизовать её на выполнение планов коммунистического строительства [24].

Для реализации поставленных перед комсомолом задач, а так же для решения материальных и социальных проблем молодежи, в том числе проблемы трудоустройства создавались различных видов отряды. Всего существовало 5 основных типов студенческих отрядов. Строительные отряды, отряды проводников, сервисные отряды, медицинские отряды и педагогические отряды.

Студенческие строительные отряды это были временные трудовые коллективы, формировавшиеся в СССР, в основном из числа учащихся высших, а также средних специальных учебных заведений, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства СССР.

Стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Одной из славных страниц истории студенческих отрядов является их участие в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, объявленной XVII съездом ВЛКСМ, проходившем в апреле 1974 года в Москве, Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже летом того же года около 2 тысяч студентов съехались на БАМ. Пленум ЦК ВЛКСМ в октябре 1974 года поручил комитетам комсомола ежегодно направлять туда студенческие отряды [37].

Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х. Но как движение заявило о себе в прессе сперва как о студенческих педагогических отрядах. Первыми были Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд "Луч" челябинского пединститута. ЭСПО "вырос" из клуба "ОРИОН" и был субкультурным объединением инициативного типа. "Луч" объединял студентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере [18].

Педагогические отряды создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения, но и обмена опытом [36].

Первоначально движение активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина МГПИ и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Инициатором и основателем коммунарского движения стал ленинградский учёный и педагог-новатор И.П. Иванов [39].

Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров". Изучение "предшественников" позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в "коммунарскую методику". Коммунарская методика -- так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне [38].

Первым отличительным признаком коммунарства был культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был разработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новой деятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Совет дела), дежкомы и т.д.

Коммунарская методика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь [36].

Но, к сожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность в смысле ориентированности на общественно-педагогические движения. Первые коммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческую Деятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам, прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироваться к окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, как нетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, что было в отряде.

На следующей фазе «коммунарского движения» -- в 70-е годы, когда в стране закончилась «оттепель» и начался застой, когда в движении юных коммунаров начался серьёзный кризис и инициативу перехватили педагогические отряды, объединившиеся в «Коммунарское макаренковское содружество» -- КМС, интерес к наследию А.С. Макаренко стал возрастать. В опыте педагогических отрядов 70-х годов элементы из опыта Макаренко были практически те же, что и в объединениях юных коммунаров 60-х. Но если юные коммунары любили говорить, что «в коммуне никого не воспитывают, в коммуне живут», то в движении педотрядов уже само название указывало на педагогическую предназначенность формирования и открытую педагогическую позицию взрослых [39].

Для обмена опытом, обучения создавались лагеря комсомольского актива и авторские лагеря.

Лагеря актива в тот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститутов, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство - воспитывающую среду.

Первые авторские лагеря были предназначены для «обучения и воспитания комсомольского актива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольского актива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этой задачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решается задача исследования социально-психологических аспектов развития лагерного комсомольского отряда как коллектива», - писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский в 1976 г. [25].

В начале 70-х повсеместно действовали школы комсомольского актива. Само слово «школа» задает традиционное значение определенного места, куда приходят учиться, следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями, навыками. С другой стороны, те, кто находились в лагере, были представителями школьных комсомольских организаций.

В школе комсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностью было связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогически коллективом, соревновательность между отрядами формировала общий дух стремления к победе, преодоления себя, совершенствования себя как организатора совместной деятельности [10].

В лагере было важно установить взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. Эти отношения носили императивный характер, объективно воспитатель осуществлял воздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценились способности к обучению, природные данные, усердие, доминирующий критерий оценки здесь был успеваемость.

Посещение занятий являлось обязательным для ребенка, который принял решение стать учащимся данного образовательного учреждения, так как пропуск занятий препятствовал успешному освоению последующего материала. Образование в лагере комсомольского актива в высокой степени было профессионализировано. Обучение выступало в таких видах и методах как индивидуально-групповое, дифференцированное, репродуктивное, присутствовала организация самостоятельной работы, зачетная форма аттестации [25].

Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации было связано с выделением двух пластов: первый -- воспитательная организация для студентов, вторая -- для школьников. По принципу вхождения оба пласта имели общие черты и отличия, общей являлось, прежде всего -- добровольность [10].

Большой интерес вызвали изменения, которые стали происходить в авторских лагерях в середине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалась, однако, открытый отказ от идеологии ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина был не возможен [25].

Таким образом, можно определить, что для воспитания актива среди молодежи было создано несколько движений и организаций, основными из которых являлись педагогические отряды, лагеря комсомольского актива и авторские лагеря. Первый авторский лагерь появился в Костромской области: 1973 год -- создание лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». Лагеря актива стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, в которых и происходио воспитание молодежи. В этих лагерях использовалась коммунарская методика заложенная А.С.Макаренко и И.П.Ивановым.

2.2 Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива

В 70-80 годах остро стояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формирования личности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоле назвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами. У выборного комсомольского актива необходимо было сформировать не только организаторские качества, но нравственные. Но не только школа игнорировала объективные противоречия процесса нравственного воспитания комсомольского актива, но и педагогическая наука не занималась проблемой формирования нравственного облика секретарей, членов комитета комсомола, членов бюро, комсоргов классных комсомольских организаций.

Главная задача в воспитании школьного комсомольского актива Вологодской области возлагалась на областной комитет комсомола. В школах был организован комитет комсомола. В области был создан лагерь комсомольского актива «Юность», в котором использовалась возможность непрерывной практики. Проводилось не только формирование нравственных и организаторских качеств, но и их изучение. Разрабатывались направления и методики работы с комсомольским активом [34].

Для начала, необходимо было знать представления комсомольских активистов о качествах, необходимых комсомольцу-организатору. Для этого были сопоставлены четыре группы данных: собственно представления самих комсомольцев о качествах присущих организатору, суждения о степени сформированности этих качеств у самих себя, оценка сформированности этих качеств товарищами и классными руководителями. Данные представлены в Приложении 1.

Анализ полученных данных показал значительное несоответствие в представлениях о необходимых качествах и их самооценках самими организаторами с оценками товарищей и классных руководителей. Причина такого несоответствия в том, что в массовой практике выборов руководящих комсомольских кадров долгие годы нарушался их демократический принцип. Один из парадоксов в решении вопроса о выборах заключается в том, что комсомольского секретаря, комсорга предлагали не комсомольцы, а педагоги школы. Главными критериями, которыми руководствовались учителя, администрация школ, выдвигая комсомольцев на выборные должности, были: хорошая учеба, уважение мнения учителей, общительность, исполнительность; конкретные организаторские умения: провести собрание, вести комсомольскую документацию, составить план работы и т.д. Таким образом, на выборных комсомольских должностях оказывались комсомольцы с неярко выраженными организаторскими качествами. Для установки реальных причин такого несоответствия, а также для получения более объективных и достоверных данных об уровне сформированности качеств активистов использовались беседы, анкетирование, интервью, сочинения и другие методы исследования. Но необходимо было сформировать у школьного комсомольского актива не только организаторские качества, но и нравственные. Применялись различные методы формирования необходимых качеств. Одни из них были направлены на формирование организаторских качеств, другие на формирование нравственных.

Эффективным методом изучения и формирования нужных качеств у комсомольцев-организаторов была массовая практика в лагере комсомольского актива. Туда направлялись для идеологической подготовки те, кто руководил у себя в школе дружиной, отрядом и других подобных активистов. В нашей области таковым лагерем был лагерь «Юность» Харовского района. Лагерь не ограничивался сугубо функциональной ролью подготовки комсомольских организаторов, а являлся одним из звеньев воспитательного процесса, обеспечивающего нравственное формирование личности организатора в системе школа-лагерь-школа.

Ребята из опытной школы на протяжении нескольких лет проходили учебу в лагере комсомольского актива. Тем самым обеспечивая непрерывность наблюдения и объективность выводов. Прибывшие в лагерь ребята распределялись по отрядам, и в каждом отряде выбирался комсорг. От коллектива к комсоргам предъявлялись требования, которым они должны были соответствовать, иначе работа в группе могла не сложится. Как правило выбирались те люди, которые за время общения смогли стать авторитетами в коллективе, кто смог проявить не только все свои организаторские способности но и личные качества. Чаще всего комиссарами отряда становился комсомолец, студент педагогического института.

Не все комсомольцы выступают в роли ведущего за собой отряд, поэтому важно было выработать у каждого из них умения и потребность оценивать организаторскую деятельность. Для этого применялись различные формы работ, одна из которых коллективная самоаттестация. Коллективная самоаттестация - это разговор в отряде, во время которого отряд определял, на какой ступени он находится как коллектив, решал на какую ступень он сможет подняться в ближайшее время и что для этого необходимо сделать.

Особенность программы опытной работы состояла в необходимости определить место, роль или возможности каждого комсомольского активиста, чтобы обеспечить рост его компетентности, единство прав и обязанностей [27].

Для работы с активистами и с целью усиления взаимовлияние организаторских и нравственных качеств личности был создан деловой клуб комсомольского организатора «Как вести за собой», в котором использовалась методика А.Н.Лутошкина. В этом клубе проводились занятия-беседы на разные темы. На занятии «Азбука организаций» комсомольцы узнавали, как организовать работу различных мероприятий в группах и отрядах. О возрастных особенностях подростков и юношества и индивидуальных особенностях личности помогали узнать беседы «Ключи» к человеку». Важно было знать, личность каждого человека, его позиция и взаимоотношения в коллективе, а так же необходимо было развивать умения, которые необходимы для работы в группе. Все это осуждалось в рамках тем «Кто есть кто?» и «Как формировать коллектив?». У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера организации дела и занятия помогали организаторам определится со своим стилем ведения дел [27].

Обсуждая разные вопросы, комсомольские организаторы высказывали свои суждения, показывали положения, формулировали выводы, т.е. учились убеждать, отстаивать свою точку зрения или отказываться от ошибочных взглядов, что всегда нелегко в юношеском возрасте.

Особое место уделялось трудовому воспитанию комсомольцев-организаторов. В основном эта работа была направлена на помощь сельскому хозяйству и на благоустройство города. Ребята ездили в совхозы и помогали убирать урожай, проводили субботники во дворах и парках, помогали строителям в подготовки домов к сдаче. В ходе работ ребята развивались не только физически, но и формировался их коллектив, формировались организаторские качества ребят и определялись лидеры этого коллектива.

Помимо всех организаторских качеств, необходимо было позаботиться и о нравственной стороне личности комсомольца-организатора.

Исследование опыта нравственного формирования личности организатора позволило выявить эффективные пути и условия его обеспечения, проанализировать недостатки и причины, их вызывающие, выяснить трудности, на преодолении которых следовало сосредоточить усилия.

В течение всего хода исследования, проводимого в 80-е годы Макаровой Мариной Васильевной, велись дневники педагогических наблюдений, раскрывающие субъектную оценку действий, поступков, поведения активистов в различных ситуациях общения и деятельности.

Для определения общего уровня нравственных представлений комсомольцев-организаторов, комсомольцам были предложены вопросы:

1. Какого человека ты называешь нравственно зрелым?

2. Какие проявления нравственной зрелости особенно важны в деятельности комсомольца-организатора?

3. Какова твоя главная жизненная цель?

4. Чем ты руководствуешься, принимая то или иное решение?

Анализ ответов показал, что комсомольские активисты почти не отнесли к числу важнейших нравственных категорий бескорыстие и преданность делу, способность брать ответственность на себя. Следовательно, они не ставят перед собой задачу воспитания этих качеств у себя [27].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать